Итоги реализации ФГОС НОО, положительный опыт, проблемы и перспективы
статья по теме

Живчин Юлия Васильевна

            Как должны взаимодействовать ученик и учитель, чтобы учебный процесс доставлял удовольствие и тому, и другому, при этом повышая качество знаний?

            Сразу скажем, что сегодня вопросов больше, чем ответов. И мы знаем, почему: время меняется быстро, ученики – еще быстрее. Признаемся, порой не успеваем в массе своей за ними. Сегодня быть только транслятором знаний недостаточно, необходимо осваивать новые роли: роль учителя-тьютора, который опирается на познавательные интересы обучающихся, роль учителя-модератора, побуждающего к деятельности, раскрывающего потенциальные возможности учеников, организующего процесс свободной коммуникации, и, наконец, роль учителя-консультанта-помощника. От правильного педагогического выбора будут зависеть формы и методы взаимодействия с учениками.

            Перед педагогами начальной школы стояла цель оценить результаты своей работы за истекший период по пяти направлениям: отметить успехи и погрешности, определить круг задач, которые необходимо решить до начал введения ФГОС основного общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заседание методического объединения

учителей начальных классов от 30 марта 2015 г.

Педагог, который не сковывает, а освобождает,

не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует,

не диктует, а учит, не требует, а спрашивает,

 переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут.

Януш Корчак

Тема: ФГОС начального общего образования: успешный старт 2011-2015 годов.

Форма:  Мозговой штурм.

             30 марта 2015 года на заседании мартовского МО педагогам начальной школы было предложено обратить внимание на ключевые моменты, которыми учителя и воспитатели должны владеть сегодня, когда ФГОС начального общего образования уже 4 года в действии, а ФГОС основного общего образования каждой школе предстоит реализовывать с 2015 года в 5 классе в обязательном порядке.

             Как должны взаимодействовать ученик и учитель, чтобы учебный процесс доставлял удовольствие и тому, и другому, при этом повышая качество знаний?

            Сразу скажем, что сегодня вопросов больше, чем ответов. И мы знаем, почему: время меняется быстро, ученики – еще быстрее. Признаемся, порой не успеваем в массе своей за ними. Сегодня быть только транслятором знаний недостаточно, необходимо осваивать новые роли: роль учителя-тьютора, который опирается на познавательные интересы обучающихся, роль учителя-модератора, побуждающего к деятельности, раскрывающего потенциальные возможности учеников, организующего процесс свободной коммуникации, и, наконец, роль учителя-консультанта-помощника. От правильного педагогического выбора будут зависеть формы и методы взаимодействия с учениками.

            Перед педагогами стояла цель оценить результаты своей работы за истекший период по пяти направлениям: отметить успехи и погрешности, определить круг задач, которые необходимо решить до начал введения ФГОС основного общего образования.

  • Новая дидактика урока в начальной школе

            Меняются цели и содержание образования, требования к результатам, появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок, оставаясь основной дидактической единицей  образовательного процесса, должен обеспечить развитие качеств выпускника, отвечающих требованиям современного  общества.

Проблемы, неудачи

Положительные стороны, успехи

То, что удалось

  • переосмысление общепринятых подходов к структуре урока, дидактическим приемам и методам, используемым на уроке, к наполнению основных этапов урока;
  • проведение  «новых» уроков  в формате технологических карт;
  • самостоятельное целеполагание уч-ся;
  • ошибки в учебно-методической литературе;
  • система оценивания

  • активное целеполагание;
  • в качестве основного выступает этап, отвечающий главной обучающей цели данного урока;
  • этап оценочной деятельности, позволяющий диагностировать достижение целей урока;
  • функция нового учителя, который теперь не транслятор знаний, а направляющая сила ребенка;
  • современные образовательные технологии;
  • использование приемов индивидуально-групповой и групповой форм обучения;
  • учитель проявляет творчество

  • формирование навыков самостоятельного  и критического мышления, творческого мышления, умения работать с информацией, умения работать в коллективе;
  • актуализация личностного опыта (задания, активизирующие воспоминания, воображение, интуицию);
  • развитие чувственной сферы личности;
  • социализация уч-ся;
  • создание на уроке атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;
  • активизировалось стремление к повышению квалификации и своего профессионального уровня, освоению новых технологий и средств обучения

  • Новые подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников

           Во ФГОС ООО прописана новая цель образования, новое содержаниетехнологии, новые средства обучения и, конечно же, новые требования к системе оценивания.

           Цель этих новых требований к системе оценивания - снизить показатели уровня тревожности в ситуации «предъявления себя» и в отношениях с учителями, развить качества контрольно-оценочной самостоятельности, повысить сознательное отношение учеников к цели обучения: «от умения сотрудничать к умению учить себя».

Проблемы, неудачи

Положительные стороны, успехи

То, что удалось

  • психологическая готовность учителя к работе по новым стандартам;
  • отсутствует инструментальное и методическое обеспечение, согласованное с итоговыми планируемыми результатами;
  • недостаточная сформированность внутренней позиции школьника, самооценки, мотивации учебной деятельности;
  • большое количество отчетных документов;
  • единая структура портфолио

  • формирование УУД;
  • снижается  показатель уровня тревожности в ситуации «оцени себя»;
  • развиваются  качества контрольно-оценочной самостоятельности;
  • повышается сознательное отношение учеников к цели обучения;
  • оценки и отметки накапливаются в «Таблицах образовательных результатов» и в «Портфеле достижений»;
  • оценивание по трем уровням успешности;
  • учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку

  • оценивание – естественный процесс;
  • не позволяем  оценивать личные качества уч-ся;
  • стараемся оценивать  только то, чему научили;
  • планируем предметные результаты, метапредметные - подразумеваема личностные – проектируем;
  • отмечаем возрастающий интерес со стороны учеников и их родителей к созданию портфолио,  т.к. такая форма оценивания является важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «учитель – ученик – родители»

  • Информационно-образовательная среда начальной школы: критерии успешности

            Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Современные дети подчас оказываются более осведомлены, нежели взрослые, о новинках и достижениях в области компьютерной техники и возможностях сети Интернет. Обращение детей к образовательным возможностям информационных  технологий является весьма эффективным и целесообразным.   Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа -  это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем  обществе. Новым образовательным стандартом предусмотрено формирование универсальных учебных действий.  Использование современных цифровых ресурсов указывается, как наиболее естественный способ формирования этих действий.

   

Проблемы, неудачи

Положительные стороны, успехи

То, что удалось

  • недостаточная компьютерная грамотность педагогических кадров;
  • не стоит безмерно увлекаться цифровыми ресурсами, ведь непродуманное  применение компьютера влияет на здоровье детей;
  • отсутствие техники для уч-ся

  • использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным;
  • средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектных методов обучения;
  • позволяет: обеспечить положительную мотивацию обучения; проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств (дистанционное обучение);
  • сетевое взаимодействие учителей;
  • электронный журнал обеспечивает как возможность эффективного контроля учебной деятельности со стороны учителя, так и самоконтроль ученика через его личный «электронный дневник»

  • ежедневное использование современных цифровых ресурсов, как наиболее естественного способа формирования УУД;
  • педагогами  разрабатываются проверочные тесты, контрольные задания, карточки, анкеты и т.д.;
  • информационно-справочное обеспечение всех видов занятий; моделирование и демонстрация изучаемых объектов, явлений и процессов;
  • поддержка различных активных форм занятий;
  • тренаж навыков и умений различного характера, решение задач;
  • контроль и оценка знаний учащихся

  • Внеурочная деятельность  как инструмент достижения планируемых результатов ФГОС НОО

            Внеурочная деятельность - одна из составляющих образовательного процесса. 
Согласно ФГОС воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где есть свои роли, цели, взаимные отношения. В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Чем шире представлены различные направления внеурочной деятельности в школе, тем лучше ребенку и его родителям, как основным заказчикам образовательных услуг.

Проблемы, неудачи

Положительные стороны, успехи

То, что удалось

  • дополнительная нагрузка на детей;
  • дополнительная нагрузка на учителя;
  • нехватка специалистов;
  • режим работы внеурочной деятельности;
  • не разработана система мониторинга результативности и эффективности внеурочной деятельности;
  • невозможность удовлетворить все запросы детей и их родителей (законных представителей)

  • развитие индивидуальности каждого ребёнка; 
  • социализация школьников;
  • формирование коммуникативной, этической,  гражданской компетентности; 
  • получение школьником опыта самостоятельного социального действия; 
  • формирования у детей социокультурной идентичности; 
  • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
  • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
  • дифференциация дополнительного образования;
  • углубленное изучение предмета

  • Система воспитательной  работы в школе как средство достижения планируемых результатов ФГОС НОО

          Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

          Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Проблемы, неудачи

Положительные стороны, успехи

То, что удалось

  • для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде;
  • материально-техническая база

  • создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе;
  • активное участие во всех направлениях воспитательной работы с использованием внеурочной деятельности;
  • творчество учителя

  • приобретение школьником социальных знаний;
  • получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
  • организация системной работы с обучающимися в классе;
  • установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога ДО);
  • создание школьных традиций

          Педагоги проанализировали предварительные результаты своей деятельности, поразмыслили о перспективах дальнейшей работы в статусе ФГОС. Отчеты групп вызвали интерес и одобрение всех участников «мозгового штурма», что свидетельствует о продуктивной работе заседания методического объединения. Педагоги начальной школы не перестают задавать себе вопрос о том, какой же должна быть современная школа, работающая по новым образовательным стандартам? Ответ, кажется, очевиден в высказывании лидера нашего государства.

«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять своё уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина». 

                                                                                                                           В.В. Путин

Живчин Юлия Васильевна,

учитель начальных классов,

руководитель методического объединения

30.03.2015 год

ГБОУ школа № 297 Пушкинского района Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоги реализации ФГОС НОО

Выступление на РМО учителей нач. классов по теме "Итоги реализации ФГОС НОО"...

ФГОС: первый опыт, проблемы и перспективы

Презентация по стандартам 2 поколения.Начальная школа...

Итоги реализации ФГОС

Работа предназначена для выступления на педсовете....

Реализация ФГОС: опыт, проблемы и перспективы

Выступление на педагогическом совете...

Организация обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного процесса: опыт, проблемы и перспективы.

Учиться могут все дети, а значит всем, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должны предоставляться возможности получить образование.  Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И в...

«Дети с ОВЗ: опыт, проблемы и перспективы работы»

Дети - все одинаково имеют право на счастливую жизнь, а образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойч...