Презентация" ФГОС Особенности составления рабочих программ "
презентация к уроку на тему

Гринько Ирина Александровна
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ppt315344.ppt2.95 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФГОС Особенности составления рабочих программ

Слайд 2

Законом предусматривается, что образовательное учреждение имеет рабочие программы по учебным предметам. Часто в этом случае эксплуатируется красивое название – авторская программа. Закон не предусматривает и не имеет толкования авторских программ. В Законе есть рабочая программа, значит, учитель в школе должен иметь свою рабочую программу. Любую? Нет! С утверждением ФГОСа начального образования стандарт жёстко определил структуру программ по учебным предметам.

Слайд 3

Что такое примерная программа учебного предмета? Примерная учебная программа – документ, рекомендательного характера, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не задают последовательности изучения материала и распределения его по классам или годам обучения.

Слайд 4

Что такое рабочая программа по учебному предмету? Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п. Рабочая программа – это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.

Слайд 5

Функции рабочей программы фиксирует содержание образования на уровне учебного предмета; направляет деятельность учителя и учащихся, а также служит средством контроля за их работой; Программа должна занять свое определенное место, способствуя обеспечению целостности образования. Отсюда общее требование к программам – их единство . программа должна быть процессуально и технологически обоснована.

Слайд 6

Особенности проектирования рабочих программ учебных предметов Программы нового поколения проектируются на основе отбора задач, ориентированных на достижение школьниками ключевых компетентностей (УУД) или способностей решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Совокупность сведений (предметное содержание) Процедуры усвоения способов деятельности школьниками (условия усвоения предметного содержания) и

Слайд 7

Логика построения рабочей программы учебного предмета Характеристика компетентностей (способностей) как целей-результатов программы Способы их формирования у учащихся Отбор информации, которая способствует решению конкретных учебно-познавательных и учебно-практических задач и развивает компетентности (способности) ЛОГИКА УСВОЕНИЯ УСЛОЖНЯЮЩИХСЯ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 8

Рабочая программа учебного предмета описывает: четко обозначенные цели-результаты преподавания предмета, включая предполагаемые в ходе курса изменения в характеристиках школьников; отбор изучаемого материала, структурированный под процесс решения различных задач и проблем; ожидаемую учебную деятельность со стороны школьников и особые виды деятельности для приобретения опыта решения задач в условиях реальных ситуаций; применяемые средства обучения; специальные требования к оценке уровней конкретных компетентностей и вопросы-задания для диагностики, оценки.

Слайд 9

Рабочая программа разрабатывается в целях : обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования; обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; повышения профессионального мастерства педагогов.

Слайд 10

Общая модель рабочей программы Зачем? Цели-результаты образования – структурированные ключевые и предметные компетентности школьника, личностные, метапредметные и предметные результаты с учетом специфики учебного предмета. Что? Содержание учебного материала, его структурированный образ для решения задач разного типа. Дидактические единицы содержания обучения и логика усвоения учебного материала в контексте деятельности. Как? Виды деятельности учащихся при работе с учебным материалом для достижения образовательных целей-результатов, диагностические материалы.

Слайд 11

Нормативно-правовая база Закон «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт; Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта; Базисный учебный план общеобразовательных учреждений; Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Слайд 12

Проектирование и разработка рабочей программы по учебному предмету Рабочая программа проектируется и разрабатывается (1) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и (2) на основе примерной программы по учебному предмету (курсу).

Слайд 13

Структура рабочей программы по учебному предмету (курсу) Начальная школа пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Основная школа пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Слайд 14

Структура рабочей программы рабочая программа титульный лист личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) описание материально- технического обеспечения образовательного процесса пояснительная записка тематическое планирован ие содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Слайд 15

Структура рабочей программы по учебному предмету (курсу) Титульный лист Пояснительная записка общая характеристика учебного предмета (курса) цели и задачи изучения учебного предмета (курса) описание места учебного предмета (курса) в учебном плане личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса) Основное содержание Тематическое планирование Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Слайд 16

Титульный лист рабочей программы учебного предмета наименование образовательного учреждения; гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения); название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля); Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль); классы (параллель), которым изучается учебный курс, предмет, дисциплина (модуль); год составления программы.

Слайд 17

Пояснительная записка В «Пояснительной записке» : дается общая характеристика рабочей программы , раскрываются особенности каждого раздела программы , преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования; дается общая характеристика курса , его вклада в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования; определяются цели и задачи изучения курса; характеризуется место учебного предмета в учебном плане; указываются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Слайд 18

Пояснительная записка

Слайд 19

Пояснительная записка (общая характеристика программы) Программа по _________________ для основной школы предназначена для учащихся ______ классов МОУ ____________, изучающих предмет _______________ … Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной программе по ________________. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.

Слайд 20

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса обучающимися определяются по окончании каждого учебного года, ступени образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами основной образовательной программы образовательного учреждения.

Слайд 21

Пояснительная записка (общая характеристика программы) Программа включает четыре раздела: • «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей основного общего образования; сформулированы цели и основные результаты изучения предмета ________________ на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном, дается общая характеристика курса, его места в примерном учебном плане. • «Основное содержание», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки. • «Примерное тематическое планирование», в котором дан примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий). • «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса», где дается характеристика необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания _____________в современной школе.

Слайд 22

Общая характеристика учебного предмета Например: Литература – это один из ведущих гуманитарных учебных предметов школе. Он содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Общение школьника с литературными произведениями дает ему опыт коммуникации, диалога с писателями разных стран и эпох, приобщает к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе. Знакомство с произведениями словесного искусства нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Слайд 23

Цели и задачи курса Фиксируется главная цель и задачи изучения учебного предмета При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования ФГОС, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Цели и задачи должны быть однозначно понимаемыми и диагностируемыми. При разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.

Слайд 24

Цели и задачи курса Цели и задачи обучения поставлены диагностично, если : дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности; описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности; возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля; существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.

Слайд 25

Цели и задачи курса Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.

Слайд 26

Результаты освоения учебного предмета Представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Данный перечень целей-результатов обучения включает личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы учебного курса по годам обучения и в целом. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает ФГОС, примерная основная образовательная программа и примерная программа учебного предмета, на базе которой разрабатывается рабочая программа.

Слайд 27

Результаты освоения учебного предмета должны: описываться через действия учащихся («научиться» и «получить возможность научиться»); обозначать определенный уровень достижений; быть достижимыми и подлежащими оценке; описываться понятным для учащихся языком.

Слайд 28

Результаты освоения учебного предмета Например : Неравенства Выпускник научится: понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств; решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления; применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса. Выпускник получит возможность научиться : разнообразным приёмам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики; применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.

Слайд 29

Результаты освоения учебного предмета Например : История Древнего мира Выпускник научится: определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.); использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий; проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории; раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности; объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. Выпускник получит возможность научиться: давать характеристику общественного строя древних государств; сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде; высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Слайд 30

Основное содержание Он строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом. При разработке учебной программы следует опираться на фундаментальное ядро содержания общего образования. При описании содержания тем рабочей программы рекомендуется такая последовательность изложения: название темы с указанием количества часов, необходимых на ее изучение; содержание учебного материала.

Слайд 31

В тематическом планировании: раскрывается последовательность изучения разделов и тем рабочей программы; распределяется время, отведенное на изучение учебного предмета, курса между разделами и темами по их значимости; распределяется время, отведенное на проведение контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.).

Слайд 32

Тематическое планирование Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика Восточные славяне. Расселение, занятия, верования, общесвенное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Предпосылки и причины обраования государства у восточных славян. Ва центра славянской государственности – Новгород и Киев. Фомирование княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Князь и дружина. Полюдье. Характеризовать на основе исторической карты территории расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия Описывать жизнь и быт, верования славян. Объяснять смысл понятий князь, дружина, государство, полюдье. Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.

Слайд 33

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Библиотечный фонд (нормативные документы, программы, учебники, учебные пособия, научная, научно-популярная литература, справочные пособия, методические пособия для учителя) Печатные пособия (таблицы по предмету, портреты и др.) Информационные средства (мультимедийные обучающие программы, электронные учебники, электронные базы данных и др.) Технические средства обучения (компьютер, проектор, интерактивная доска и др.)

Слайд 34

Может ли директор школы или учитель добавлять свои разделы? Программа по учебному предмету, курсу должна содержать определённые разделы, но это не значит, что нельзя добавлять что-то своё. У меня может быть рабочая программа по предмету, в которую наряду с остальным я ещё включу контрольные работы или планируемые результаты, которых надо достигнуть. Нужно показать (и самому учителю знать!), каких личностных, метапредметных и предметных результатов нужно добиваться, какое содержание вкладывается сюда и какие виды учебной деятельности будут применяться.

Слайд 35

Нужна ли внешняя рецензия для рабочей программы? Закон этого не предусматривает. Учитель должен быть осторожен, когда покупает подготовленную издательством рабочую программу. Он должен помнить, что приказом министра определено, что должно быть в этой рабочей программе. И если он купил какую-то рабочую программу, в которой есть только три колонки тематического планирования, то это нельзя выдать за рабочую программу. То есть нужно обязательно посмотреть, соответствует ли структура и содержание программы ФГОСу, или нет. И если нет, ему придётся создавать свою программу и добавлять в неё всё, что требует стандарт.

Слайд 36

Должны ли быть в программе по предмету формы контроля? Стандарт этого не предусматривает. Однако сама школа, в соответствии со ФГОС, как мы уже говорили, должна сделать школьную программу по системе оценивания. Методические объединения должны обсудить, какая система оценивания и контроля должна быть в школе. Родители и проверяющие должны знать, что в школе есть самооценка, тестирование раз в две недели или что-то иное.

Слайд 37

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса отражает перечень необходимого материально-технического оснащения в соответствии с требованиями ФГОС, основную и дополнительную учебную литературу, учебные и справочные пособия, учебно - методическую литературу, перечень рекомендуемых средств обучения, дидактических материалов. Полный набор учебно-методического комплекта включает следующие материалы: учебно-программные (учебный и тематический планы, учебные программы); учебно-теоретические (учебники, учебные пособия); учебно-практические (сборники упражнений и задач, контрольных заданий, текстов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии): учебно-методические (методические рекомендации по изучению курса, методические рекомендации по выполнению контрольных работ, по написанию рефератов и исследовательских работ); учебно-справочные (словари, учебно-терминологические словари, учебные справочники); учебно-наглядные (иллюстрированные материалы: альбомы, атласы, таблицы, схемы; технические и электронные средства обучения, лабораторное оборудование); учебно-библиографические пособия.

Слайд 38

Приступая к работе над рабочей программой конкретной дисциплины, рекомендуется: учесть, как будет отражена в ежедневном планировании работы учителя основная идея стандарта - развитие учебной самостоятельности младших школьников и освоение детьми универсальных учебных действий; за основу тематического планирования по любому предмету взять планирование, предложенное в «Примерных программах начального образования»; в предложенном образце выделить материал, изучаемый в 1-ом классе; с учетом учебно-методического комплекта, по которому работает педагог, при необходимости дополнить разделы «Тематическое планирование» и «Характеристика деятельности учащихся», выделив дополнения курсивом, т.к. требования, выходящие за пределы стандартов, не могут становиться предметом внешнего контроля; ввести в календарно-тематическое планирование раздел «Универсальные учебные действия» (УУД), конкретизируя в нем время и место выполнения требований плана из раздела «Характеристика деятельности учащихся».

Слайд 39

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для составления рабочих программ по учебным предметам

Данный материал позволяет ознакомиться с новыми требованиями при составлении новых учебных программ. Представлены рекомендации для составления программ, различие программ 1 и 2 вида, а также титульные...

Рекомендации по составлению Рабочих программ учебных курсов

Как правильно разработать и оформить Рабочую программу?...

Методические рекомендации по составлению рабочей программы.

Презентация:  Методические рекомендации по составлению рабочей программы "Перспективная рабочая шола"...

Рекомендации по составлению рабочей программы.

В презентации раскрывается структура рабочей программы, даны краткие комментарии к каждому разделу....

Пояснительная записка к составлению рабочих программ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)П Р И К А З...

Составление рабочей программы учителя

особенности написания рабочих программ по предметам начальной школы, отвечающих требованиям ФГОС...

Особенности составления рабочей программы курса ОРКСЭ по ФГОС

Особенности составления рабочей программы курса ОРКСЭ по ФГОС    В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких к...