«Особенности чтения у детей с нарушением речи и зрительных функций» Выступление на МО учителей, реализующих инклюзивное обучение.
методическая разработка на тему

Иванова Марина Васильевна

В норме чтение представляет собой сложный психофизический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе его лежит сложный механизм взаимодействия этих анализаторов и временных связей двух сигнальных систем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_chteniya.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления:

«Особенности чтения у детей с нарушением речи и зрительных функций» Выступление  Ивановой М. В.

на методическом объединении

учителей, реализующих инклюзивное обучение,

2012-2013 учебный год

  1. В норме чтение представляет собой сложный психофизический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе его лежит сложный механизм взаимодействия этих анализаторов и временных связей двух сигнальных систем.

Речедвигательный

анализатор

Зрительный

анализатор

артикулема

графема

фонема

кинема

Речеслуховой

анализатор

Двигательный

анализатор

Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Далее происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого. Таким образом, в процессе чтения можно условно выделить две стороны:

  • техническую ( соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением );
  • смысловую, которая является основной целью чтения.

Т.Г.Егоров выделяет следующие ступени формирования чтения:

1) овладение звукобуквенными обозначениями;

2) послоговое  чтение;

3) становление синтетических приёмов чтения;

4) синтетическое чтение.

2. Акт чтения – сложный психофизический процесс, который обеспечивается координацией мыслительной деятельности и особым образом организованной функции зрительного анализатора.

Основная функция мозга при чтении не сводится к автоматической регистрации поступающих изображений, а состоит в придании им определённых значений, исходя из контекста. Установление связей между символами слов и их значениями зависит от уровня развития человека. Важно отметить, что при чтении мозг осуществляет дифференциацию существенного и несущественного.

Движение глаз при чтении происходит прерывисто, скачками, скорость которых при передвижении от одной точки к другой очень высока (0,01 – 0,03 с). Собственно чтение осуществляется в момент остановок взора, называемых фиксациями. Число точек фиксаций не соответствует количеству слов в тексте, а сами эти точки не совпадают с какой - то определённой частью слова.

Движение глаз при чтении происходит не только в поступательном направлении, т. е. в целом слева направо и сверху вниз по странице, но и  в обратном направлении. Такие возвратные движения называются регрессиями. Они не носят регулярного характера и возникают как поправки, вносимые чтецом после не вполне удачного восприятия какого – либо отрезка текста.

Зрительное восприятие текста – это не просто «нанизывание» слов, а схватывание целых отрезков текста, более или менее значимых, причём характер этих отрезков определяется не столько графическими особенностями, сколько смыслом читаемого.  Эльконин Д.Б. подчёркивал, что понимание слова при чтении происходит путём сопоставления  зрительного образа слова с его слухо – произносимым образом, громкое чтение и тихое ( молча, «про себя») сопровождаются слуховым восприятием и артикуционными движениями. При чтении молча  артикуляционные движения свёрнутые, они дают представления об акустико – артикуляционном образе слова.

Поэтому целесообразно громкое чтение на начальной стадии обучения школьников и недопустимость преждевременного чтения молча.

При чтении слово анализируется зрением, буквы переводятся в звуки и произносятся (читаются) в заданной последовательности. Ожидание смысла регулирует этот процесс. У начинающего чтеца ещё не совпадает графический (зрительный) образ слова с его слуховым и речедвигательным образом.

В зависимости от уровня техники чтения варьируется соотношение во времени момента прочтения и узнавания слова. Слово может узнаться: после его прочтения; в ходе прочитывания; до прочтения – по возникшей догадке.

3.Особенности чтения у детей с нарушением речи и зрительных функций.

Основываясь на том, что некоторые ошибки чтения могут иметь сходный механизм возникновения их можно разделить на 2 группы:

Ошибки, связанные с речевыми процессами

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительных процессов

  • смешение букв, обозначающих акустико – артикуляционно близкие согласные и гласные звуки;
  • смешение букв, обозначающих твёрдые и мягкие согласные;
  • ошибки ударения;
  • нарушение норм орфоэпии;
  • аграмматизмы;
  • ошибки в прочтении окончаний
  • замены слов на основе зрительного сходства;
  • реверсии букв и слогов;
  • персеверации (застревание);
  • антиципации (упреждение, предвосхищение);
  • оптические ошибки;
  • ошибки интонационного обозначения границ предложения;
  • пропуски и повторы строк;
  • перестановки слов

  • Существуют различные типы нарушения чтения, но все они сопровождающиеся особыми видами ошибок – речевых или зрительных.
  • Для учащихся с нарушениями устной речи характерны нарушения смысловой стороны чтения.
  • Несформированность зрительных функций проявляется в крайне замедленном темпе чтения.

4. Зрительные функции:

гностические

моторные

  • нарушения зрительного узнавания:

смешение оптически сходных букв

(е – ё, и – й, б – р …);

замена слов по зрительному сходству

  • все виды движения глаз во время чтения:

точные прослеживающие;

антиципирующие (готовящие зону прогноза);

регрессирующие (уточняющие)

  • нарушение движения глаз приводит к ошибкам:

реверсиям букв и слогов;

антиципациям (упреждение, предвосхищение);

персеверациям (застревание);

пропускам и повторам строк

 5. Установлено, что существует определённая взаимосвязь между уровнем сформированности навыка чтения, устной речи и зрительных функций .Это значит, что  необходимо включить в коррекционную работу по устранению дислексии не только традиционные логопеджические приёмы формирования всех компонентов устной речи, но и развитие зрительных функций учащихся.

        Можно выделить 2 основных направления коррекционной работы по устранению нарушений чтения у младших школьников:

  1. Устранение дислексии, обусловленной преимущественно несформированностью устной речи.
  2. Устранение дислексии, обусловленной преимущественно несформированностью зрительных функций.

Остановимся на втором направлении.

Цель коррекционной работы: обучение ребёнка способам обработки визуального материала, которые позволили бы ему эффективно воспринимать зрительную информацию разной степени сложности и обеспечили условия успешного овладения зрительными компонентами чтения.

Задача такой работы – это развитие и коррекция гностических и моторных  компонентов зрения учащихся.

Решение этой задачи предполагает 2 направления работы:

развитие и коррекция гностических зрительных функций

развитие и коррекция моторных функций зрения

  • Развитие произвольного зрительного внимания.
  • Развитие навыка зрительного анализа и синтеза.
  • Развитие зрительной памяти.

  • Развитие и коррекция точных прослеживающих движений глаз.
  • Формирование стратегий сканирования перцептивного поля.
  • Формирование зрительно -пространственных представлений.
  • Выработка зрительно – моторных координаций.

Литература:

  1. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С.Волковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  2. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. – М.: АРКТИ, 2005.
  3. Русецкая М.Н. Нарушение чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография. – СПб.: КАРО,2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.

Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...

Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.

Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...

Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.

Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...

Статья на тему: "Психологические особенности детей с нарушениями речи"

В статье говорится о детях с нарушениями речи и их психологическом сопровождении....

Особенности учебной деятельности у детей с нарушениями речи

Выступление на заседании школьного МО учителей начальных классов...

Особенности коммуникации детей с нарушениями речи к моменту начала школьного обучения

В статье рассмотрены трудности коммуникативной деятельности детей с нарушениями речи на уровне начального общего образования....

Особенности физического развития детей с нарушениями речи.

Особенности физического развития детей с нарушениями речи....