Выступление на педагогическом совете по теме самообразования «Формирование действий самоконтроля и самооценки у младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО» (Учитель: Н.Л.Захарина)
статья (2 класс) на тему

Нина Леонидовна Захарина

Отчётное выступление на педагогическом совете школы по итогам работы а рамках областной экспериментальной площадке по безотметочному обучению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_bezotmetochnomu_obucheniyu.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете по теме самообразования

«Формирование действий самоконтроля и самооценки у младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО»

(Учитель: Н.Л.Захарина)

Концепция модернизации российского образования в условиях внедрения ФГОС НОО предлагает разработку новой модели начальной школы. Базовыми целями начального образования, согласно стратегии модернизации содержания общего образования, выступают: сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, формирование у младших школьников желания и умения учиться, самостоятельности в учебной деятельности без ущерба для здоровья.

         Достижение данных целей возможно лишь при ориентации оценки не на абсолютные, фиксированные, а на относительные показатели детской успешности, на сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями; при реализации безотметочной системы обучения на протяжении всей начальной школы, обучении детей самооцениванию, при свободе выбора школами системы оценки. Система школьного оценивания должна стать содержательной, объективной, дифференцированной.

Количественная оценка в баллах применительно к творческим работам детей вообще не может быть адекватной и объективной, а поэтому вредна.

         Таким образом, на современном этапе развития системы начального образования безотметочное обучение становится одним из ведущих средств решения задач школы первой ступени.

 Однако до сих пор у практических работников нет четкого представления об истинных целях безотметочного обучения, путях перехода начальной школы на другие принципы оценивания. Педагоги, администрация школы осознают и владеют альтернативными средствами контрольно-оценочной деятельности учащихся младших классов, но по-разному понимают, что может подвергаться оцениванию в начальной школе.

Поэтому в 2012/2013 учебном году  в нашем районе на базе нескольких школ открыты экспериментальные площадки по безотметочному обучению.

Необходимость балльных отметок в начальной школе можно рассматривать с двух сторон.

Положительные моменты:

-дети сами хотят отметок (после того, как родители внушили ребенку, что мнение о нем зависит от получаемых ребенком отметок);

-отметки стимулируют учеников (это средство поощрения и наказания ребенка, зеркало работы школы, средство контроля родителями процесса обучения).

Негативные моменты:

-отметка внушает ребенку, что он не может учиться «без кнута и пряника»;

-отметка не дает возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности (оценка собственных действий, сопоставление своей внутренней оценки с внешней оценкой);

-затрудняется индивидуализация обучения (трудно зафиксировать и оценить индивидуальное продвижение ребенка, достигаемые каждым учащимся результаты сопоставляются с некоторой среднестатистической нормой);

-отметка малоинформативна (нет четких критериев, отсутствует возможность увидеть пробелы и определить направления дальнейшей работы);

-имеет травмирующий характер (может выступать орудием манипуляции и психологического давления на ребенка со стороны его родителей ;

-отметка служит показателем ценности личности ребенка (учишься на «4» и «5» - хороший человек, на «2» и «3» - плохой).

Из приведенных характеристик отметки видно, что негативных моментов отметочное обучение несет больше, чем позитивных. Это еще раз подтверждает возможность перехода начальной ступени образования на безотметочное обучение.

Достижение обозначенных целей возможно при реализации следующих условий:

-Наличие критериев оценки деятельности учащихся в соответствии с государственным образовательным стандартом и программой, по которой ведется обучение.

-Заинтересованность (или, по крайней мере, не противостояние) родителей в реализации безотметочной системы оценивания.

-Наличие единой системы внутришкольного контроля по учебным предметам, на которых реализуется безотметочное обучение (правила ведения школьных журналов, ученических дневников, листов учета достижений).

Согласно министерскому письму «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения…» (№ 13-51-120/13 от 03.06.2003) в основу подходов к оцениванию при безотметочном обучении должны быть положены следующие вопросы:

Что оценивать (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует)?

 Как оценивать (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается)? Каким образом оценивать (т.е. какой должна быть сама процедура оценивания и самооценивания)?

Для самооценивания обучающихся применяется технология самооценивания учебной деятельности, разработанная в образовательной системе «Школа 2100»

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

      5. Какое умение развивали при выполнении задания?

.

     Что нужно учитывать при таком оценивании (т. е. каковы необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания)?

По каким критериям оценивать результаты учеников?

Критерии трёх уровней успешности универсальны для всех ситуаций оценивания.

Необходимый уровень (базовый) решение типовой задачи, когда используются отработанные действия и усвоенные знания  «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи − действие в новой, непривычной ситуации и (или) использование новых знаний по только изучаемой теме  «отлично».

Максимальный уровень (НЕобязательный)  решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе − «превосходно».

Однако существует своя специфика при оценке предметных, метапредметных и личностных результатов

В чём специфика оценивания ПРЕДМЕТНЫХ результатов?

Когда применять уровни успешности?

Обязательно – только при проверке контрольных работ, в которых каждое задание уже соотнесено авторами с тем или иным уровнем успешности.

По желанию учителя – при оценивании любого задания на уроке, когда нужно совместно с учениками определять его уровень

      Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется на основе результатов проверочных работ по предмету.

        Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.

 Формы фиксации результатов:

- портфолио и папки индивидуальных достижений;

- тематические оценочные листы по всем учебным дисциплинам;

-листы наблюдений

-таблицы требований предметных результатов

-сводные таблицы метапредметных и личностных результатов;

-«Рабочий журнал учителя»

      Таблицы результатов не являются официальными документами, они могут по выбору учителя существовать либо в электронном, либо в бумажном виде. Размещаются эти таблицы в «Рабочем журнале учителя», который не является не отчётным документом, а блокнотом для рабочих записей. Он необходим для фиксации и хранения информации о динамике развития ученика

       Учителем совместно с психологом школы постоянно проводится мониторинг влияния безотметочной системы оценивания деятельности учащихся на формирование у них желания и умения учиться.

Результатами деятельности по безотметочному обучению должны стать:

-сформированность у большинства младших школьников желания и умения учиться;

-изменение оценочной политики педагогов (отказ от стереотипного пятибалльного оценивания ЗУНов, переход от итогового контроля к процессуальному);

-разработка критериев оценки учебных и индивидуальных достижений младших школьников;

-появление методических рекомендаций по контрольно-оценочной деятельности педагога в начальной школе;

-методические рекомендации по проведению мониторинга учебной мотивации младших школьников.

Этапы реализации безотметочной системы оценивания деятельности учащихся по отдельным учебным предметам:

1 этап - подготовительный,

2 этап – преобразующий,

3 этап – контрольный.

Цель подготовительного этапа – осознание всеми участниками образовательного процесса необходимости перехода к безотметочной системе обучения.

Задачи этапа:

-Изучение отношения всех участников образовательного процесса к безотметочному обучению.

-Просветительская работа с родителями в целях знакомства их с преимуществами и особенностями безотметочного обучения и критериями оценки деятельности детей по различным учебным предметам.

-Создание творческих групп педагогов школы и преподавателей и разработка данными группами критериев оценки деятельности учащихся по различным учебным предметам.

      Ребёнку необходим поиск, самостоятельное открытие новых способов решения задач, заинтересованность выйти за предел известного.

       Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребёнка в сравнении с предыдущими результатами его обучения, т.е. увидеть рост труда ученика, успешность результата для данного ученика - часто для ученика начальных классов оценка имеет травмирующий характер.

Безотметочноее обучение - это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей "отметочной” системы оценивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в рамках внедрения ФГОС

Проблема обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины, которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной п...

"Обобщение педагогического опыта по теме Реализация системы оценивания достижений младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО"

Современное развитие нашего общества требует от школы формирования личности с полноценной жизнен­ной самореализацией. Для решения этой основной задачи школы необходимо развитие способностей учащихся, ...

"Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников."

Статья раскрывает вопросы формирование самооценки младшего школьника....

Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников в ГПД

Формирование навыков самоконтроля и самооценкиу младших школьников в ГПД...

Формирование умения самоконтроля и самооценки у младших школьников

Оценочная деятельность является обязательным компонентом в структуре учебно-познавательной деятельности, без которого невозможно продвижение ученика по пути овладения им комплекса знаний и умений по п...