Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 4 класс
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

Кунц Анастасия Сергеевна

КТП по литературному чтению 4 класс "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx36.58 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование

по литературному чтению 4 класс (136 часов - 4 часа в неделю)

 п/п

Тема урока

Кол-во часов

Деятельность учащихся

Виды деятельности учащихся

Развитие УУД

Произведения современной детской литературы разных жанров

9

Аудирование(слушание):

Воспринимать на слух художе- ственные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся,    мастеров   слова;

отвечать на  вопросы по  содер- жанию;

понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

 Воспринимать на слух  задание (учебный  текст),   определять алгоритм выполнения,  оценивать  ход  и результат выполнения.

Характеризовать прослушанное художественное произведение:  его жанр (включая поучение,   летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность  развития  событий); описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать  своё  и  чужое высказывание.

Чтение

Читать текст вслух осознан- но,  правильно,  выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон  и  темп   речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

Читать про себя текст осознанно,  выделять в нём  логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

Вычитывать все виды  текстовой информации: фактуальную,  подтекстовую, концептуальную.

Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения,  составлять рассказ на основе предложения.

Формулировать         основную мысль текста.

Вести по ходу чтения диалог с автором        текста: задавать вопросы  автору  по  ходу   чтения,  прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить   ключевые   слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Составлять простой план текста  самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать  текст подробно, сжато, выборочно.

Анализировать         структуру книги,  самостоятельно выбирать  книгу в библиотеке.

Культура речевого общения Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание.

Создавать устно  текст –  рассказ-характеристику героя.

Высказывать аргументированно своё отношение к прочитанному, к героям.

Культура письменной речи Готовиться        к           сочинению: определять  и   анализировать тему,  формулировать замысел (главную        мысль), собирать материал,   составлять  план, работать         над         черновиком, редактировать текст.

Создавать письменный  текст: писать сочинение на материале прочитанного после предвари- тельной подготовки.

Творческая деятельность Инсценировать  художествен- ные   произведения  (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Писать   творческие  работы: сочинения  по   прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.

Личностные результаты:  

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

–  эмпатия –  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим  близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

–  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –

своих  и окружающих людей;

–  этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

–  вычитывать все  виды  текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотро- вым, ознакомительным;

–   извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различ- ных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогиче- ской  формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметные результаты:

– высказывать и аргументировать своё  отношение к прочитан- ному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетво- рения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

– воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про  себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

– формулировать основную мысль текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– писать сочинение на  материале прочитанного с предваритель- ной подготовкой;

– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанно- му, к героям, понимать и определять свои эмоции;

– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

–  иметь  собственные читательские  приоритеты,  уважительно относиться к предпочтениям других;

– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII  в., XVIII  в., XIX  в., XX в., XXI  в.);  соотносить автора, его про- изведения со временем их  создания; с тематикой детской литерату- ры;

– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

– видеть языковые средства, использованные автором.

1

 Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог».

1

2

Кто  же  будет  сопровождать нас  в  путешествиях? (Г.  Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»).

1

3

Начало удивительных событий (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл.  1, ч. 1 и 2).

1

4

Что может Электроник? (Е.Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 3).

1

5

Наука как  искусство (Е.  Велтистов «Приключения Электроника», гл.  1,  ч.  4). Сходство и различие сказочной и фантастической повести.

1

6

Смешные стихи о серьёзных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»).

1

7

Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1.

1

8

Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках (урок по итогам самостоятельного домашнего чтения).

1

9

Что такое детская литература?

 Р/Р Сочинение о любимом писателе.

1

У истоков русской детской литературы

20

10

Введение в раздел 2. Летопись и летописцы (А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок), Н.Кончаловская « В монастырской келье узкой…»).

1

11

«Повесть временных лет». «Расселение славян».

1

12

Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки.

1

13

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого.

1

14

Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям).

1

15

Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт.

1

16

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.

1

17

Обобщение по разделу. Древнерусская литература XI–XVII вв.).

1

18

Обобщение по разделу. Древнерусская литература XI–XVII вв.). Проверочная работа № 2. 

1

19

Внеклассное чтение. Книги о книгах

1

20

Путешествие 2. Конец XVIII  века. Усадьба Аксаковых(«Детские годы Багрова-внука», гл. 1)

1

21

Традиция семейного чтения (С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», гл. 2–3)

1

22

«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары.

1

23

«Детское чтение для  сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И. Новикова).

1

24

Р/Р Сочинение в стиле нравоучительной статьи.

1

25

Образ  «идеального ребёнка» в  детских стихах А.  Шишкова, в  рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо  того захочешь».

1

26

Обобщение. Зарождение,  становление и  развитие детской литературы в  XI–XVIII веках.

1

27

Обобщение. Зарождение,  становление и  развитие детской литературы в  XI–XVIII веках. Проверочная работа № 3. 

1

28

Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)

1

29

Р/Р Сочинение.

1

Детская литература XIX  века.

46

30

Путешествие 3. Москва начала XIX  века. Интересны ли детям басни? (И.А.   Крылов «Слон и Моська»).

1

31

Характерные особенности жанра басни  (И.А. Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом»).

1

32

Обобщение. Басни И.А. Крылова.

1

33

Путешествие 4. 1828  год. Первая русская литературная сказка.

1

34

А. Погорельский «Чёрная курица...».

Нелёгкий путь  в подземное царство (ч. 2, 3).

1

35

А. Погорельский «Чёрная курица...».

 Встреча с подземными жителями (ч. 4, 5).

1

36

А. Погорельский «Чёрная курица...».

  Главный герой  сказки (ч. 6).

1

37

Путешествие 5. Лето 1831  года.  Как писать для  детей?

1

38

А.С.  Пушкин «Сказка о царе  Салтане...».Знакомство с героями сказки (ч. 1–3).

1

39

А.С.  Пушкин «Сказка о царе  Салтане...». Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом  (ч. 4–6).

1

40

А.С.  Пушкин «Сказка о царе  Салтане...». Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона (ч. 7–9).

1

41

А.С.  Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Царь Салтан и князь Гвидон (ч. 10–15).

1

42

43

А.С.  Пушкин «Сказка о царе  Салтане...». В чём главный смысл сказки? (Финал).

2

44

Внеклассное чтение. А.С.  Пушкин «Сказка о попе и о  работнике его Балде».

1

45

Сказка В.А.  Жуковского «Спящая царевна».

1

46

Обобщение. Литературные сказки. Т

1

47

Владимир Даль  «Война грибов  с ягодами» (русская сказка в обработке В.  Даля), «Кузовок» (игра).

1

48

Р/Р Устное  сочинение-обработка народной сказки (подражание В.И. Далю).

1

49

Как надо писать для  детей? (А. Ишимова «Славяне»).

1

50

Обобщение. Проверочная работа № 4.

1

51

Внеклассное чтение.  «Вчера и  сегодня». Книги о родном городе, его  прошлом и настоящем или  «Литературные сказки писателей XIX  века».

1

52

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг.

1

53

Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука».

1

54

Поэты XIX  века о природе. Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева.

1

55

Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе.

1

56

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Картины русской природы в стихотворении.

1

57

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Дедушка Мазай – добрый охотник.

1

58

Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне.

1

59

Л.Н. Толстой как учитель (сказка «Два  брата»).

1

60

Непростые простые тексты (Л.Н. Толстой «Какая  бывает роса на траве», «Как ходят деревья»).

1

61

Практикум «Учусь читать художественную прозу».

1

62

Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир  и хрестоматия» («Столица и губерн- ский город»).

1

63

Первое  знакомство  с  Родиной  (К.Д.   Ушинский  «Деревня  и   уездный  город»,

«Просёлочная дорога»).

1

64

Р/Р Сочинение в форме  путевого очерка.

1

65

Как помочь детям полюбить свою родную  землю? (К.Д. Ушинский «Наше Отечество»).

1

66

Р/Р Сочинение-подражание Ушинскому (К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»).

1

67

А.И. Куприн «Слон». Непонятная болезнь (ч. 1–3).

1

68

А.И. Куприн «Слон». Можно ли выполнить желание Нади? (ч. 4–5).

1

69

А.И. Куприн «Слон». «Я уже  совсем  здорова!» (ч. 6).

1

70

Обобщение по разделу

1

71

Обобщение. Проверочная работа № 5.

1

72

Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики».

1

73

Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики».

1

74

Обобщение

1

75

Великие писатели XIX века

1

Детская литература XX века

     61

76

Путешествие 8 Загадка Лидии Чарской.

1

77

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Первый день Лены в гимназии (гл.  8).

1

78

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Друзья и враги Лены Икониной (гл.  10–11).

1

79

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Образ Лены Икониной.  Обобщение.

1

80

Внеклассное чтение. Мир детства.

1

81

Путешествие 9. Петроград. 1923  год. Редакция«Воробья». Житков и Маршак

1

82

Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»).

1

83

Гимназисты Корнея Чуковского (К.И. Чуковский «Телефон»).

1

84

Обэриуты. Стихи Д. Хармса.

1

85

Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского.

1

86

Внеклассное чтение. Современные чудаки.

1

87

Путешествие 10. Вокруг Маршака.

1

88

Внеклассное чтение. Современные детские журналы

1

89

Е. Шварц «Два  брата». Живой мир и мир вечного покоя (гл.  1–4).

1

90

Е. Шварц «Два  брата». Спасение Младшего  – победа  живого мира (гл.  5–8).

1

91

Е. Шварц «Два  брата». Мудрость сказки Е. Шварца (обобщение).

1

92

Превращение Пиноккио в Буратино (Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок),

«Пишу на ту же тему по-своему»).

1

93

Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»).

1

94

Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»).

1

95

Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель»).

1

96

Так  кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»).

1

97

С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор.

1

98

Обобщение. Проверочная работа № 6.

1

99

Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках-иллюстраторах).

1

100

Путешествие 11. 1928  год.  Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский

и А. Барто.

1

101

Путешествие 11. 1928  год.  Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский

и А. Барто.

1

102

Ю. Олеша «Три  Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Живая кукла наследника Тутти (ч. 2).

1

103

Ю. Олеша «Три  Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Три Толстяка и другие герои  сказки (ч. 3, 4).

1

104

Ю. Олеша «Три  Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». «Простые высокие истины» (обобщение).

1

105

Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б. Галанов «Как найти город Трёх  Толстяков?»).

1

106

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р. Фраерман «Гайдар и дети»).

1

107

А. Гайдар «Тимур и его команда». «Этот чердак был обитаем» (ч. 1, 2).

1

 108

А. Гайдар «Тимур и его команда». Игра или  серьёзное дело?  (ч. 3, 4).

1

109

А. Гайдар «Тимур и его команда». Тимур и тимуровцы (ч. 5, обобщение).

1

110

Путешествие  13. Смешные книжки.  Проверка развития читательских умений(Н. Носов «Федина задача»).

1

111

Юмористический рассказ на серьёзную тему (В. Драгунский «Что  любит  Мишка»).

1

112

Внеклассное чтение.  Юмористические рассказы В.  Драгунского

1

113

Внеклассное чтение.  Юмористические рассказы В.  Драгунского, Ю.  Сотника и Н. Носова.

1

114

Стихи А. Барто. Сатира или  юмор?

1

115

Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?».

1

116

Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца и др.

1

117

Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира.

1

118

Стихи Э. Мошковской и Э.Успенского

1

119

Стихи Саши  Чёрного и В. Долиной.

1

120

Миниатюры Г. Цыферова. Р/Р Создание собственных миниатюр.

1

121

Стихи Н. Матвеевой.

1

122

Внеклассное чтение. Любимые стихи.

1

123

Практикум «Учусь читать лирический текст».

1

124

Обобщение. Проверочная работа № 7.

1

125

Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Знакомство с героями (картины 1, 2).

1

126

Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Поиски снежного цветка (картины 3–5).

1

127

Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Мудрая сказка для  малышей (картины 6–8).

1

128

Путешествие 15. Современные детские писатели. (К. Драгунская «Крайний случай»).

1

129

Творческая манера Ксении Драгунской (К. Драгунская «Ерунда на постном масле!»).

1

130

Интервью с Тимом Собакиным. (Стихи и проза Тима Собакина).

1

131

Обобщение. Берём интервью у детских писателей.

1

132

Обобщение. Берём интервью у детских писателей.

1

133

Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям.

1

134

Внеклассное чтение. «О чём можно, о чём хочется читать».

1

135

Обобщение за 4 класс

1

136

Повторение изученного материала

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса по программе "Школа России" для 4 класса (3 часа).

Календарно-тематическое планирование по литературноу чтению для 4 класса по программе "Школа России" для 4 класса (3 часа в неделю)....

календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС

календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным око...