ПК 4.4
статья по теме

Лустова Анастасия Дмитриевна
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lustova.doc98.5 КБ
Microsoft Office document icon lustova_1.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И УСЛОВИЯ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(по материалам курсового исследования)

Лустова Анастасия Дмитриева

Научный  руководитель — Городцова.Е.С., заведующая кафедры психолого-педагогических дисциплин высшей квалификационной категории

        Актуальность проблемы исследования заключается в том, чтобы рассмотреть работоспособность младшего школьника. Потому что, дети младшего школьного возраста легко утомляются в течение учебного дня, в связи с этим у них наблюдается плохая работоспособность.

Новый стандарт образования ставит младших школьников в позицию субъекта учебной деятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он:

-  ставит цели;

-  решает задачи;

-  отвечает за результаты.

Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития.

Теорию учебной деятельности в отечественной педагогике и психологии разрабатывали такие ученые как: А.Г.Смолов, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий, П.П. Нечаев, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, И. Лингарт, И. Ломпшер и другими учеными.

Учебная деятельность-один из видов деятельности, в основном предшествующий трудовой деятельности; заключается в усвоении определенного круга знаний, в приобретении умений и навыков самостоятельно учится и применять полученные знания на практике.

Учебная деятельность включает в себя:

  • усвоение информации о значимых свойствах мира, необходимых для успешной организации видов практической деятельности (продукт этого процесса -знания);
  • освоение приемов и операций, из которых складываются все эти виды деятельности (продукт- навыки);
  • овладение способами использования указанной информации для осуществления правильного выбора и контроля приемов и операций (продукт- умения).

Необходимое условие для формирования учебной деятельности - создание у ребенка сознательных мотивов усвоения определенных знаний, умений, навыков, развитие детей в ходе освоения учебных предметов. Носителями общественного воздействия на развитие ребенка выступают взрослые. Они организуют его деятельность и поведение с целью присвоения им общественного опыта через процессы обучения и воспитания, развития новых знаний, при освоении учебных предметов.

Учебная деятельность характеризуется определенной работоспособностью.

         В «Психолого-педагогическом словаре» (1998) работоспособность определена как— потенциальная возможность человека эффективно выполнять какую-либо деятельность в течение продолжительного времени.  Из этого следует, что работоспособность - максимально выявленная возможность работать. [5,с.328]

Работоспособность учащегося- совокупность физиологических функций организма, обеспечивающих способность ребенка длительное время успешно выполнять умственную и физическую работу. [5,с.328]

Уровень работоспособности зависит от многих факторов: физиологических (функциональная зрелость организма, функциональное состояние, состояние здоровья и т.п.), психологических (самочувствие, эмоциональное состояние, мотивация и т.п.), внешнесредовых (условия организации деятельности, время дня, года и т. п.).

Вопросы мотивации учения в условиях гумманизации и личностно-ориентированного обучения становится особенно важными и актуальными. Педагоги продолжают поиск эффективных методов и приемов повышения мотивации.

Одним из методов повышения мотивации является сонастройка.

Сонастройка – синхронизация ритмов между объектами. С технической точки зрения, процесс Сонастройка происходит автоматически. В момент, когда сонастройка с изучаемым предметом произошла – аппарат мышления перенастроился на него – возникает понимание материала.

Если педагог умеет после перемены успокоить ребят и настроить их на работу, так, чтобы они не отвлекались, то он знает, что работоспособность учащихся в определенные моменты повышается, а в другие наоборот понижается, и ребята не готовы усваивать новый материал, а также закреплять старый.
Также педагог должен знать, что есть определенные часы, в которые учащиеся утомляются, и где их работоспособность может достигнуть пика. Он должен отслеживать такие моменты, уметь контролировать ситуацию, вовремя проводить динамические паузы и другие мотивационные игры, для сонастройки на дальнейшую деятельность.

На основании актуальности проблемы нами была сформулирована тема курсового исследования: «Работоспособность младших школьников и условия ее повышения в учебной деятельности».

Целью нашего исследования было: изучить особенности работоспособности младших школьников и определить условия ее повышения.

При работе над темой были определены задачи исследования:

  • изучение литературы по проблеме исследования;
  • раскрыть содержание понятий «учебная деятельность», «работоспособность», «утомляемость» и др.;
  • рассмотреть влияние факторов повышения работоспособности на учебную деятельность;
  • выявить роль мотивации в работоспособности младших школьников;
  • обобщить и представить в тексте курсовой работы результаты теоретического исследования.

При исследовании вопроса использовались следующие методы:

  • изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
  • классификация и систематизация материала;
  • обобщение отобранного материала;
  • наблюдение.

Человек развивается, осваивая различные виды деятельности, он осваивает их последовательно.

Основные виды деятельности, которые осваивает человек в течение жизни это:

- игровая деятельность

-учебная деятельность

-трудовая деятельность

Игровая деятельность (игра)- форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. [16]

Она является основой учебной деятельности, в ней формируется предпосылки учебной деятельности.

Учебная деятельность-один из видов деятельности, в основном предшествующий трудовой деятельности; заключается в усвоении определенного круга знаний, в приобретении умений и навыков самостоятельно учится и применять полученные знания на практике. [17]

Компоненты учебной деятельности:

Первый компонент — это мотивация.

Второй компонент — учебная задача, то есть, система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия.

Третий компонент — учебные операции, они входят в состав способа действий.

Четвертый компонент — контроль.

Пятый компонентом структуры учебной деятельности — оценка. [2,стр.12][20,стр.12]

Учебная деятельность направлена на самого обучаемого, в плане получения им новых знаний, применение их на практике, совершенствование развития и его личности в целом, благодаря целенаправленным видам деятельности, в том числе практической, теоретической, познавательной деятельности. [1,стр.78]

Игровая деятельность в младшем школьном возрасте занимает второе место после учебной как ведущей деятельности, ведь именно в игре ребенок осваивает новые знания и применяет их. [2,стр.12][20,стр.12]

Ученик творит только тогда, когда учебная деятельность дается ему виде игры, которую нужно выиграть, чтобы овладеть знаниями. Мотивируя младшего школьника к учебной деятельности с помощью игры, мы учим его творить. А с помощью творческих заданий и коллективных работ, младший школьник учится выражать свои мысли в большом кругу людей, выслушивать мнение другого и отстаивать свою точку зрения. Каждое новое открытие младшего школьника — это то, что он сам сотворил, те знания, которые он добыл путем определения целей и постановки задач, даже самых маленьких. Так педагог в начальной школе, формирует у учащихся интерес к знаниям в целом или к определенному предмету, который интересен детям.  

Успешное освоение учебной деятельности закладывает основы формирования человека труженика, который сможет овладеть профессией по своему выбору и найти место в жизни. Если человек с трудом осваивал учебную деятельность, то скорее всего у него будут проблемы с овладением профессией и профессиональным образованием.

Опираясь на теорию и практику прошлых лет, педагог ищет новые пути привлечения детей к учебе, получение знаний и их применение. Чем больше педагог сможет заинтересовать младшего школьника своим предметом, тем больше ребенок будет понимать этот предмет, создавать в своем мышлении и воображении способы решения учебных задач, путешествовать в прошлые тысячелетия или уноситься в далекое будущее.

Мы изучали во второй главе особенности работоспособности младших школьников определяли условия ее эффективности. Обучение должно идти так, чтобы никому не было скучно, и каждый учащийся получал новые знания в конце каждого урока. Как бы не был интересен урок, ребята все-равно переутомляются и учителю не всегда удается вернуть их в рабочий темп. Учащиеся устают уже после 2 уроков, хотя они только пришли, и дело не в том, что они не выспались, а в том, что они переутомились, нагрузку которую возложил на них учитель слишком велика. И сейчас нужно рассмотреть проблемы работоспособности младших школьников в учебной деятельности, а точнее отсутствие работоспособности или ее снижение на фоне утомления учащихся. Рассмотреть важнейшие условия повышения работоспособности младших школьников в учебной деятельности.

Условия повышения работоспособности учащихся:

  1. Объективные условия.
  • наличие необходимого оборудования и оснащения;
  • рациональная организация учебного процесса;
  • рациональный режим труда и отдыха;
  • оценка обучения и его стимулирования;
  • психологический климат в коллективе.
  1. Субъективные условия.
  • мотивация учения (в.ч. сонастройка);
  • интерес к учению и предмету;
  • потребность и умение учиться.

В своей курсовой мы рассмотрели понятия «работоспособность», «работоспособность учащегося», «мотивация», «утомляемость». А также какие правила нужно соблюдать учителю и как ему действовать, чтобы урок стал продуктивным. Как он должен повышать работоспособность учащихся и чем при этом пользоваться.

 Как говорил выдающийся советский педагог-новатор В.А. Сухомлинский: «Интерес к изучаемому и познаваемому углубляется по мере того, как истины, которыми овладевает ученик, становятся его личными убеждениями». [11,с.140]

работоспособность - максимально выявленная возможность работать. [5,с.328]

Работоспособность ребенка- совокупность физиологических функций организма, обеспечивающих способность ребенка длительное время успешно выполнять умственную и физическую работу. [5,с.328]

Мотивация (от лат. «двигать») – общее название для процессов, методов, средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности. Управляют мотивами совместно учителя и ученики.

Фазы работоспособности

  • врабатывания;
  • устойчивого периода;
  • компенсаторной перестройки;
  • утомление.

Утомление - особое функциональное состояние организма, оно может возникать и при длительной, но неинтенсивной работе, и при кратковременной интенсивной.

Недельная динамика работоспособности. 

Наибольшей работоспособность бывает к середине недели — в среду, к субботе падает.

  • понедельник: ребенок втягивается в работу;
  • вторник- четверг: работает с полной отдачей;
  • пятница: происходит резкий спад работоспособности.

Следовательно, пик работоспособности достигается со вторника по четверг, где учащийся полностью погружается в учебу, и в полной мере сконцентрирован на ней.

В условиях выпускного квалификационного исследования в 2016-2017 учебном году мы планируем создать учебно-методический комплекс для учителей начальных классов по развитию мотивации к учебной деятельности у младших школьников, который будет включать в себя методическое пособие с различными приемами мотивации у младших школьников в учебной деятельности на бумажном и электронном носителях.

Список использованной литературы

  1. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах,таблицах и опорных конспектах [Текст]/Г.М. Коджаспирова.-М.:Айрис-пресс, 2007.-256 с.
  2. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология [Текст]: курс лекций/А.Г.Кураев, Е.Н.Пожарская.- Ростов-на-Дону, 2002.-146 с.
  3. Казанский. Н.Г.,Назарова. Т.С. Дидактика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения»./ Н.Г. Казанский, Т.С. Назарова.-М.: Просвещение,1978.-224 с.
  4. Научная педагогическая электронная библиотека [Электронный ресурс]: академическая библиотека по педагогике и психологии. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/psihologicheskie-problemy-ychebnoy-deyatelnosti-shkolnika_1977/go,63;fs,1/?bookhl=психологические+проблемы+учебной+деятельности+школьников (дата обращения: 21.04.2015.)
  5.  Научная педагогическая электронная библиотека [Электронный ресурс]: академическая библиотека по педагогике и психологии. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/tolstoy_pedagogicheskie-sochineniya_1989/go,6;fs,1/?bookhl=педагогические+сочинения (дата обращения: 21.04.2015.)
  6.  Биофайл [Электронный ресурс]: научно-информационный журнал. Режим доступа: http://biofile.ru/psy/1650.html (дата обращения: 21.04.2015.)



Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 (по материалам выпускной квалификационной дипломной работы)

Лустова Анастасия Дмитриева

Научный  руководитель — Городцова.Е.С., заведующая кафедры психолого-педагогических дисциплин высшей квалификационной категории

                Актуальность проблемы исследования заключается в том, что подлинную сущность человеческого образования составляют глубокие самостоятельно осмысленные знания и способы действий, приобретаемые путем интенсивной учебной деятельности.  Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, потому, что именно в младшем школьном возрасте наблюдается тенденция к падению добросовестного отношения к учению. Отсюда очень важно, чтобы ученик уже в начальных классах осознавал мотивы учения, так как от этого зависит проявление его интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к учебному труду в целом. [24]

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования определена одна из основных задач – формирование у младших школьников учебной мотивации.  Её решение предполагает организацию полноценной учебно-познавательной деятельности. [17]

Учебная деятельность – один из видов деятельности, предшествующий трудовой деятельности; заключается в усвоении определенного круга знаний, в приобретении умений и навыков самостоятельно учиться и применять полученные знания на практике.

 Известно, что от первого к последнему уроку изменяется и сама учебная деятельность, и ее мотивация. Это во многом зависит от работоспособности учащегося – совокупности физиологических функций организма, обеспечивающих способность ребенка длительное время успешно выполнять умственную и физическую работу. [5,с.328]         

Ученые доказали, что мотивация является одним из ведущих факторов успешного обучения. Проблема мотивации учебной деятельности традиционна для педагогики. Изучением ее роли, содержания, видов мотивов, их развития и целенаправленного формирования мотивации занимались в разные годы такие  ученые, как Л.В. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова (проблема формирования мотивов учения в школьном возрасте), И. Божович (система учебной мотивации), М.В. Матюхина, С.М. Бондаренко, В.Г. Асеев (особенности мотивации), Г.И. Щукина (об особенностях познавательного интереса), Н.Г. Морозова, М.Н. Волокитина, В.А. Горбачева, Л.И. Божович, Л.С. Славина, М.Ф. Морозова, П.И. Размыслова, Л.С. Славина. [25].

 В условиях системно-деятельностного подхода педагоги продолжают поиск эффективных методов и приемов повышения мотивации учения, основываясь, в частности, на исследованиях психологии и физиологии высшей нервной деятельности.

Нас заинтересовал начальный этап урока, когда необходимо в максимально короткий срок настроить учащихся на работу, мотивировать их. Проанализировав значительное количество уроков, мы обнаружили, что в практике работы учителей используются приемы  сонастройки учащихся друг с другом, с учителем, с учебным предметом для более качественной коллективной учебной деятельности.

Сонастройка – синхронизация ритмов между объектами. С технической точки зрения, процесс сонастройки происходит автоматически. В момент, когда сонастройка с изучаемым предметом произошла – аппарат мышления перенастроился на него – возникает понимание материала.

На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования:

«Влияние мотивации на работоспособность младшего школьника в учебной деятельности».

Цель исследования: на основе анализа психолого - педагогической и методической литературы разработать электронное учебное пособие «Хочу Учиться!» с различными приемами мотивации на начальном этапе урока.

Гипотеза: если систематически использовать различные приемы мотивации на начальном этапе урока, то образовательный процесс будет проходить более эффективно.

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: развитие мотивации у младших школьников в процессе обучения.

Задачи:

  1. изучить и систематизировать теоретический материал по теме исследования;
  2. изучить практический опыт и выявить наиболее эффективные методы и приемы мотивации учащихся на начальном этапе урока;
  3. систематизировать методические материалы и создать электронное учебное пособие;
  4. апробировать комплект и сделать выводы о его эффективности.

         Практическая значимость работы состоит в выявлении наиболее эффективных методов и приемов развитии мотивации в учебной деятельности и влиянии ее на работоспособность младших школьников; возможности использования результатов работы в практике начальной школы

Методы исследования:

- теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация, индукция, дедукция.

- эмпирические: наблюдение, измерение (анкетирование, тестирование,), апробация, описание.

Структура ВКР:

  1. титульный лист,
  2. оглавление,
  3. введение,
  4. основная часть (главы, выводы по главам),
  5. заключение,
  6. глоссарий,
  7. список использованной литературы,
  8. приложения.

В современном начальном образовании происходит активный поиск новых возможностей для оптимизации и повышения качества учебной деятельности. Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности. Зная особенности развития мотивационной сферы у младших школьников и умело используя методы и приемы мотивации учения, можно существенно повысить эффективность урока.

Целью нашего исследования было: на основе анализа психолого – педагогической и методической литературы разработать учебно-методический комплект «Хочу учиться!» с различными приемами мотивации на начальном этапе урока.

В результате работы по влиянию мотивации на работоспособность младших школьников с использованием электронного учебного пособия «Хочу учиться!» у обучающихся на ступени начального общего образования формировала мотивацию к учению, а именно влияние мотивации на работоспособность младших школьников.

Наша гипотеза о том, что если систематически использовать различные приемы мотивации на начальном этапе урока, то образовательный процесс будет проходить более эффективно и успешно, подтверждена на преддипломной практике.

В дальнейшем планируем продолжить работу по исследованию влиянии мотивации на работоспособность младших школьников в учебной деятельности в первом классе, на основе наработанных материалов дополнять электронное учебное пособие «Хочу учиться!»


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Монографии, учебники, учебные пособия.

  1. Казанский. Н.Г.,Назарова. Т.С. Дидактика /учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения». / Н.Г. Казанский, Т.С. Назарова.-М.: Просвещение,1978.-224 с.
  2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах/Г.М. Коджаспирова.-М.:Айрис-пресс, 2007.-256 с.
  3. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология / курс лекций/А.Г.Кураев, Е.Н.Пожарская.- Ростов-на-Дону, 2002.-146 с.
  4. Мананинкова Е.Н. Педагогическая психология /учебное пособие/ Е.Н. Мананикова. - М.: Издательская торговая корпорация «Дашков и К», 2007.- 224 с.
  5. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / В.А Мижериков.- Ростов-на-Дону.: Издательство «Феникс», 1998.-544 с.
  6. Педагогика / учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования / В.А.Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 496 с.
  7. Педагогика / учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-пресс, 2000. - 512 с.
  8. Педагогика начальной школы / учебное пособие для студентов педагогических колледжей. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 400 с.
  9.  Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И.Бабаева и др.; Под редакцией С.А. Смирнова.- М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 512 с.
  10. Подласый И.П. Педагогика / учебник для студентов высших педагогических учебных заведений/ И.П. Подласый. - М.: Просвещение: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996.-432 с.
  11. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Н.Ф. Талызина.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 288 с.
  12. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения:деятельностный подход / учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.Г. Фокин. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.-240 с.

Электронные ресурсы

  1.  Психофизиологические основы работоспособности человека / Рефераты по БЖД. - URL: http://www.refbzd.ru/viewreferat-2071-1.html (дата обращения: 26.11.2015).
  2. Мотивация в процессе обучения, пути мотивации к обучению /Электронная библиотека студента. - URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=652649.html (дата обращения: 21.04.2015).
  3. Цели и мотивы деятельности / Информационно-образовательный ресурс. - URL: http://www.biografia.ru/about/psihologia021.html  (дата обращения: 21.04.2015).
  4. Деятельность человека как разновидность активности. Структура деятельности/ Научно-информационный журнал. - URL: http://biofile.ru/psy/1650.html  (дата обращения: 21.04.2015).
  5.  Психологические проблемы учебной деятельности школьника/ Академическая библиотека по педагогике и психологии. - URL: http://elib.gnpbu.ru/text/psihologicheskie-problemy-ychebnoy-deyatelnosti-shkolnika_1977/go,63;fs,1/?bookhl=психологические+проблемы+учебной+деятельности+школьников (дата обращения: 21.04.2015).
  6.  Педагогические сочинения/ Л.Н. Толстой //URL:http://elib.gnpbu.ru/text/tolstoy_pedagogicheskie-sochineniya_1989/go,6;fs,1/?bookhl=педагогические+сочинения

(дата обращения:21.04.2015).

  1. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии/Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М.Безруких// Библиотека-мастерская.

-URL: http://pedlib.ru/Books/6/0004/6_0004-136.shtml#book_page_top (дата обращения: 26.11.2015).

  1. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: курс лекций /Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская//Единое окно доступа к информационным ресурсам.-URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/121/28121/11343?p_page=12.html (дата обращения: 21.04.2015).
  2. Процесс труда / Моя библиотечка марксизма. -URL: http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Kapital1/kapital1-05.html (дата обращения: 21.04.2015).
  3. Деятельность/Отдел образовательных информационных технологий. - URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met121/node74.html (дата обращения: 21.04.2015).