ПК 4.3.
учебно-методический материал на тему

Мишина Елена Сергеевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fragment_urokov_po_tehnologiyam.doc92.5 КБ
Microsoft Office document icon otsenivanie.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

                                                                                                                                         

Фрагмент урока на тему:

«Человек и природные сообщества. Значение лесов.»

Оборудование: «Окружающий мир» 3 класс (О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова),презентация.

 

Технология проблемно-диалогического обучения

                                                                                                                                                Выполнила студентка 43 группы:

                                                                                                                                                 Мишина Елена

III. Постановка учебной задачи

 (Словесный-беседа)

7мин

Давайте повторим, что мы уже знаем о природном сообществе «ЛЕС».

- Что такое лес? Какие объяснения этому слову можно найти в толковом словаре? 
1. 
Лес – это деревья, стоящие во множестве на корню, пространство, обильно за-росшее деревьями, кустарниками, травами.
2. 
Лес – срубленные деревья, строительный, поделочный материал.
– Какое из этих объяснений подходит для нашего урока?

- Правильно. Хотя такое «сухое» объяснение значения смысла слова очень мало сообщает нам о лесе. Поэтому мы постараемся рассказать о нем как можно больше.

Ребята, как вы понимаете пословицу: «Рощи да леса – всему краса»?

– А как вы думаете, лес действительно надо охранять и беречь? Зачем? Имеет ли какое-нибудь значение лес для нашей Челябинской области? Какое?

(Заслушиваются высказывания учеников).                        

- Подумайте и скажите, какую  проблему мы будем обсуждать сегодня на уроке?

- Как вы думаете, что нового мы сегодня узнаем? (Что дает лес человеку, об охране лесов, о правилах поведения в лесу, о значении леса для людей)

 - Ребята, вы догадались, какая тема нашего урока?

«Человек и природные сообщества. Значение лесов».Какие цели мы поставим на урок?(узнаем какую роль играет лес для человека)

-Отвечать на вопрос;

- Формулировать тему урока;

-Ставить цели на урок

Дети: Первое.

К.- Формулировать собственное мнение и позицию

П.- Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

IV. Открытие  нового знания

(Практическая работа по теме)

   

8 мин

Итак, действительно, сегодня на уроке мы поговорим о такой важной для всего человечества проблеме, как значение леса и необходимость его охраны.

Работать над новой темой мы будем  по группам с текстом параграфа учебника.

1.группа «Лесничие» (По учебнику с. 69-70 до вопроса)

  • в процессе этой работы дети выбирают из текста параграфа и отмечают роль леса в жизни других сообществ: лес снижает скорость ветра, прикрывая собой соседние луга и поля;
  • лесные птицы защищают леса и луга от насекомых-вредителей;
  • лес защищает почву от ветра и потоков воды;
  • лес хранит в себе большие запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озера;
  • лес является основным производителем кислорода и потребителем углекислого газа.

2.группа «Практики-плановики»

(По учебнику с. 70 после вопроса по с. 71 до вопроса)

раскрывают проблему значения леса в жизни человека, отмечая следующее:

  • Красоту леса описывают и воспевают поэты, писатели, художники, музыканты;
  • Лес—это любимое место прогулок и отдыха людей в любое время года;
  • Лес одаривает людей своими дарами—грибами, ягодами, орехами;
  • В лесу люди собирают лекарственные растения;
  • Лес дает древесину для строительства, изготовления мебели, музыкальных инструментов, письменных принадлежностей;
  • Кора хвойных деревьев используется для приготовления красок;
  • Из хвои получают витаминные добавки к корму домашних животных;
  • В тайге все еще развит промысел пушных зверей.

3.группа «Экологи» (По учебнику с. 72 со 2-го абзаца по с. 73 до второго абзаца)

освещают вопрос о бережном отношении к лесным богатствам, акцентируя внимание на том, что людям требуется много древесины. Они вырубают деревья в лесу на огромных пространствах. А это сказывается на жизни всей природы. Без лесов мелеют и пересыхают реки, заболачиваются луга, гибнут обитатели лесов и лугов, меняется климат, наступает засуха. Чтобы этого не случилось, лесоводы обновляют лесные посадки. Из семян они выращивают молодые деревца и высаживают их на вырубках. Люди заботятся и о животных—друзьях леса. Они огораживают муравейники, подкармливают зимой лесных обитателей. Весной в лесу развешивают искусственные гнездовья для птиц.

А что могут делать ученики, чтобы сохранить леса для себя и своих потомков? Обсуждаем ответ на данный вопрос в группах, а поможет вам текст учебника (с. 73   2-ой абзац)

Заслушиваются ответы детей.

-  Ребята, а что наносит вред лесу?  

О вреде пожара рассказывает Сильвестрова Анна (по хрестоматии «Огонь в лесу»).

После прочтения рассказа проводится беседа по вопросам:

- Почему пожар в лесу — страшное бедствие?    

- Какие правила поведения в лесу должны соблюдать люди, чтобы избежать этой

беды?

- Да, природа терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи: защити!

-Слушать  учителя;

Работают с текстом, рассматривают изображения растений.

Отвечают на вопрос.

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

К.- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

Класс: 3 а                                                                                                                                          

                                                                                                                                                               

Фрагмент урока по литературному чтению на тему :

Чтение фрагмента из произведения К.Чуковского «От двух до пяти».

Оборудование: учебник литературное чтение 3 кл., Чуракова; К.Чуковского «От двух до пяти», презентация,

Технология продуктивного чтения

                                                                                                                                                Выполнила студентка 43 группы:

                                                                                                                                                             Мишина Елена

V. Первичное закрепление

(Практический : работа по рассказу)

Словесный: беседа  

6 мин

1.Работа с текстом до чтения.

 Откройте учебники на странице 62.                       Наташа принесла в детский сад корейскую сказку «Ласточка». В книге есть картинка: к птичьему гнезду подбирается злая змея. Увидев картинку, приятель Наташи, пятилетний Валерка, набросился на змею с кулаками.

        - Не бей! – закричала Наташа. – Я уже побила её дома.

                                        ***

- Какая фраза делает эту историю смешной? (Последняя фраза, потому что она построена на противоречии. С одной стороны Наташа запрещает своему приятелю бить злую змею, нарисованную на картинке и мы думаем, что дальше она объяснит, почему этого не надо делать: ведь змея нарисованная, а не настоящая. Но продолжение этой фразы звучит неожиданно: оказывается, Наташа «уже побила её дома»)

                                        ***

        Ирочка Ковалёва увидела картинку к крыловскому «Квартету» и сказала:

        - Звериный джаз.

                                        ***

- А в этой истории, что кажется вам смешным? (В этой истории смешно само сочетание слов «звериный джаз»)

- Что смешного в этом сочетании?

- Что такое «джаз»? (Это музыкальное направление)

- Перед вами джазовый оркестр (слайд 16). Они играют музыку в стиле «джаз».

 (Звучит аудиозапись джазовой музыки)

- А теперь давайте вспомним басню Крылова «Квартет» (слайд 17)

        Проказница-Мартышка,

        Осёл,

        Козёл,

        Да косолапый Мишка

        Затеяли сыграть Квартет.

        Достали нот, баса, альта, две скрипки

        И сели на лужок под липки, -

        Пленять своим искусством свет.

(На экране демонстрируется отрывок из мультфильма «Квартет»).

- Чем же закончилась вся эта затея? (слайд 18)

        «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

        И уши ваших понежней, -

        Им отвечает Соловей, -

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь».

- Теперь понятно, почему становится смешно, когда мы читаем словосочетание «звериный джаз» (слайд 19).

2.Работа с текстом во время чтения.

- Раз мы с вами заговорили о животных, то давайте прочитаем два детских высказывания, посвящённых впечатлениям детей в зоопарке.

                                ***

        Девочка впервые увидела в зоопарке слона. Глянула на хобот и сказала:

        - Это не слон, а противогаз.

                                ***

        Мальчик увидел в зоопарке полосатую зебру:

        - Лошадь в тельняшке.

 

-Отвечать на вопросы

Работать в парах

Находить в тексте подтверждения

П: строят речевое высказывание в устной форме

К: высказывать своё мнение

Р: принимают и сохраняют задачу.

VI. Вторичное закрепление

(Словесный: беседа)

4 мин

3.Работа с текстом после чтения.

Что можно сказать об этих детях? (Они очень наблюдательны)

- Какое высказывание кажется вам точным?

- А какое – остроумным?

- Вам удалось улыбнуться?

- Следующая история про девочку Лену.

                                ***

        - Лена, куда ты! Постой! Не надо показывать собачке, что ты её боишься.

        Лена, убегая:

- А зачем я ей буду врать, если я её и вправду боюсь?

                        ***

- Вам было смешно, когда мы читали эту историю?

- Что здесь смешного: то, что Лена боится собачки или то, как Лена оправдывает свой страх, заявляя, что она правдивая девочка? (То, как Лена оправдывает свой страх)

Отвечать на вопросы

П: строят рассуждение;строят речевое высказывание в устной форме.

К: участвуют в учебном диалоге

К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)

К: высказывать своё мнение

Класс: 3

        

                                                                                                                                                               

Фрагмент  урока по русскому языку на тему:

 «Окончания существительных во множественном числе в И.п.»

Оборудование: учебник по русскому языку 3 кл., ПНШ Чуракова; тетрадь на печатной основе,презентация,

Технология оценивания

                                                                                                                            Выполнила студентка 43 группы: Мишина Елена

III. Постановка учебной задачи

 (Словесный: беседа)

7мин

Давайте сформулируем тему нашего урока. (Окончания существительных во множественном числе в И.п). Какие цели мы поставим? Научиться правильно писать падежные окончания существительных во множественном числе.

Откройте учебник на стр.69.Посмотрите на задание сверху. Прочитаем его. Назовите начальную форму слов в таблице. Это форма И.п. ед.ч. В ед.ч. эти существительные имеют разные склонения. Называют одушевленные и неодушевленные существительные.

Ответьте на вопрос: «В каком падеже у всех существительных мн.ч. окончания -ам, -ям? В каком – -ами, -ями? А -ах, -ях?» Дети, пользуясь таблицей, отвечают. (Д.п.Т.п П.п)

В результате какой мы можем сделать вывод?(Что невозможно определить склонение существительных в этих падежах во мн.ч. по окончаниям, так как эти окончания одинаковые.)

Хорошо, молодцы.

 Анализировать и отвечать на вопросы

Формулировать тему

Ставить цели

К.- Формулировать собственное мнение и позицию

П.- Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

IV. Открытие  нового знания

(Практическая работа по теме)

   

8 мин

А сейчас переверните стр70, дополните вывод Летучей Мыши. У каких сущ.одинаковые окончания в И.п. и В.п? (стены,земли,сёла,поля,лучи,степи)

А у каких сущ.одинаковые окончания в Р.п и В.п?

(окончания –ов,ёв,ей,      )

Прочитайте в рамочке слова Летучей Мыши.

Выполним упр.79.Ваша задача списать текст Михалкова, распознавать в тексте существительные в форме мн.ч. И.п., а также найти в словах уже известные орфограммы.

Подчеркните все знакомые вам орфограммы. Найдите сущ.во мн.ч. Над ними укажите падеж. Выделите окончания. Найдите в стихотворении имена прилагательные, стрелочками покажите словосочетания, в которые они входят.

Итак, какие орфограммы вы подчеркнули? Назовите сущ.во мн числе?( И.п-слоны,собаки,верблюды,волки,кошки,гармошки,утки,дудки,куклы-матрёшки).

Какой мы можем сделать вывод? (В этом упр все слова имени сущ.во множественном числе имеют И.п.)

А сейчас выполним упр.80.Прочитайте задание. Что вам нужно сделать? Давайте прочитаем стихотворение. Спишите его, найдите сущ. В форме мн.ч.Над ним укажите род.(устно поставьте в форму ед.ч)Выделите окончания.

Итак, давайте сделаем вывод: Все существительные здесь стоят в именительном падеже. Учитель обращает внимание детей, что существительные ж.р. во мн.ч. И.п. имеют окончание -и, а существительные ср.р. во мн.ч. И.п. – окончание -а.

Сделайте словообразовательный анализ выделенных слов. Какие это слова?(толстяк, простынки). Давайте проверим, что у вас получилось?

толстяк ← толстый

простынка ← простынь

А сейчас найдите слова с безударным гласным в корне, проверяемым ударением, и выпишите их, подобрав проверочные слова:

на плите – плитка

 толстяк – толстый

 простынки – простынь

трещат – треск

огоньки – огонь

Затем найдите  глаголы и выпишите  их в два столбика (ед.ч. и мн.ч.):

бушует         хлопает

клокочут       трещат

                        пляшут

На какие  вопросы отвечают эти глаголы:«что делает? что делают?».

Какой мы можем сделать вывод по этим глаголам: Что все эти глаголы обозначают действия, происходящие сейчас, а не в прошлом

-Слушать  учителя;

-Выполнять задание;

 

П:самостоятельное формулирование темы и цели урока

К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)

V. Первичное закрепление Практический: самостоятельная работа

6 мин

Давайте обратимся к плакату Летучей Мыши на с. 72. Ответьте на вопросы и выскажите свои предположения о том, что глаголы прошедшего времени обозначают действия, происходившие в прошлом, а глаголы будущего времени – действия, которые произойдут в будущем.

-Отвечать на вопросы

Выполнять самостоятельную работу

К: высказывать своё мнение

Р: принимают и сохраняют задачу.

VI. Вторичное закрепление

(Словесный: беседа)

4 мин

Выполним упр.81. Прочитайте задание, что нужно сделать? Записать сущ.в форме И.п. мн.ч. Но сначала  попробуем устно поставить каждое из слов в нужную форму, а затем записать и сверить с таблицей на с. 97.

Проверим, что у вас получилось.

Директора,слесари и слесаря,доктора,инженеры,шофёры,трактора и тракторы,медведи,сторожа,учителя,карманы.

Выполнять упражнение.

П: строят рассуждение;строят речевое высказывание в устной форме.

К: участвуют в учебном диалоге

К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)

К: высказывать своё мнение

VII.Итог урока

 Словесный (беседа)

   

Рефлексия

Домашнее задание

Словесный (объяснение)

  1. мин

Наш урок подходит к концу. Ребята, какая тема нашего урока? А какие мы ставили цели? А у кого были затруднения? Внимание на экран.

-Сегодня я узнал (а)...

-было трудно…

-я научился…

Домашнее задание.                                                            

Читать таблицу, повторять правила.

- Подводить итоги урока. Анализировать свою деятельность на предмет достижения цели

Л: понимание успешности деятельности



Предварительный просмотр:

Название технологии

Автор

Ссылка на фрагменты уроков

Проблемно-диалогическое обучение

Общеобразовательная система «Перспективная начальная школа».

Фрагмент урока по окружающему миру на тему:

«Человек и природные сообщества. Значение лесов»

Продуктивное чтение

Общеобразовательная система «Перспективная начальная школа».

Фрагмент урока по литературному чтению на тему:

 Чтение фрагмента из произведения К. Чуковского «От двух до пяти».

Оценивание

Общеобразовательная система «Перспективная начальная школа».

Конспект урока по русскому языку на тему:

«Окончания существительных во множественном числе в И.п.»