ПК 4.4
статья (4 класс) по теме

Герасимова Ирина Сергеевна

 Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc109.5 КБ
Файл analiz_mo.docx13.33 КБ
Файл roditelskoe_sobranie_praktika.docx915.74 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ

КОЛЛЕКТИВНО - ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(по материалам курсового исследования)

Герасимова Ирина Сергеевна

Научный руководитель – Соколкина О.С., преподаватель кафедры психолого-педагогических дисциплин I квалификационной категории

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что культурно-досуговые мероприятия и праздники - неотъемлемая часть в деятельности школьного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого школьника. По мнению Т.А. Стефановской обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, КТД позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. [1, с.118]

Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник или мероприятие доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что мероприятие помогло ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарило ему дополнительные умения и мгновения счастья.

Празднично-досуговая деятельность младших школьников отличается особым динамизмом, появлением неожиданных видов и форм. Досуг большей части детей, часто практически не контролируемый, отличается сложностью и противоречивостью. С одной стороны, дети имеют возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, с другой, - нередко не готовы к выбору видов деятельности, способствующей полноценному формированию личности, охотно перенимают модели заполнения свободного времени, далеко не всегда содействующие их физическому и психическому развитию.[2]

На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования:« Методика организации коллективной творческой деятельности (далее – КТД) в начальной школе». 

В данной работе мы поставили перед собой цель - на основе психолого-педагогической и методической литературы разработать методику организации КТД в начальной школе.

Чтобы достигнуть поставленной цели мы разработали следующие задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
  2. Отобрать наиболее эффективные методы и приёмы педагогической деятельности по методике организации КТД в начальной школе;
  3. Систематизировать материал исследования;
  4. Разработать методические основы организации КТД в начальной школе;
  5. Рассмотреть КТД как средство развития творческих способностей младших школьников;
  6. Обобщить результаты теоретического исследования.

В ходе нашей работы мы использовали такие методы исследования, как: анализ, изучение, систематизация, моделирование, обобщение.

В 1 главе мы рассмотрели что такое «коллективная творческая деятельность», обосновали, почему она именно коллективная, творческая. Рассмотрели, какие бывают виды КТД и пришли к выводу, что сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

Также мы рассмотрели, какие психологические особенности нужно учитывать при организации взаимодействия младших школьников. В ходе КТД у ребёнка развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость и пр., формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше. Также постарались ответить на вопрос, как же объединить различные интересы детей в единое целое.[3]

Во 2 главе мы постарались доказать, что через проведение КТД наиболее эффективным способом развиваются творческие способности младших школьников. Раскрыли сущность понятия «творческие способности» через такие понятия как «творчество» и «способности». Также мы постарались раскрыть методику организации КТД в начальной школе. Выделили этапы организации КТД и составили в каждом этапе практические советы для учителей-организаторов.

Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на разных уровнях: от исполнительского до творческого, созидательного.

Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.

Особого внимания заслуживает младший школьный возраст, потому, что именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость, формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.

Для того чтобы происходило расширение диапазона нужны специальные педагогические действия. Такие условия классному руководителю и его воспитанникам предоставляет методика коллективного творческого воспитания, технологическим ядром которой является коллективное творческое дело (КТД).
         Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме и проанализировав опыт учителей начальной школы, мы пришли к выводу, что КТД является важнейшим структурным компонентом процесса воспитания и позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, в процессе которого ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

КТД позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.        

Список использованной литературы

  1. Стефановская,Т.А. Классный руководитель./ Т.А. Стефановская. - М.: Академия, 2006. - 111-126 с.
  2. Садыгова, Е.Н. Общая характеристика коллективной творческой деятельности/ Е.Н. Садыгова//Воспитательная работа.- 2009.- №3.- 18 – 22 с.
  3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел: / И.П. Иванов .- М.: Педагогика, 1989. - 208 с.



Предварительный просмотр:

Анализ заседания методического объединения учителей начальных классов в МБОУ СОШ№2.

Заседание МО учителей нач.классов было по теме: Дидактические игры для развития творческих способностей учащихся». На повестке дня стояли два вопроса:

  1. Использование дидактических игр как средство формирования творческих способностей младших школьников.
  2. Развитие орфографической зоркости.

К выступлению на заседании МО готовились два педагога – Можаева Татьяна Павловна(рук-ль МО), и Федотова Ирина Ивановна (уч.нач.классов). Я считаю данную тему актуальной, т.к игра выступает одной из новых форм обучения и является достаточно эффективной. Через неё обеспечивается доступность понимания материала, она активизирует познавательную деятельность учащихся, внимание детей, творческие силы и познавательную деятельность младшего школьника. Вторая проблема также является актульной уже многие десятки лет, но несмотря на её возраст, проблема орфографической зоркости до сих пор не решена.

Заседания проходило в три этапа: сначала выступила Можаева Т.П по первому вопросу, затем по второму вопросу выступила Федотова И.И, а в конце заседания учителя обсудили данные проблемы  и вынесли решение:

  1. Продолжить дальнейшую работу педагогов по внедрению дидактических игр для развития творческого потенциала учащихся в условиях ФГОС.
  2. Продолжить работу по развитию орфографической зоркости учащихся.

Содержание заседания соответствует его целям и достигнутым результатам.

Н а заседании МО мне больше всего понравился момент, когда учителя делились опытом по использованию дидактических игр.

Я считаю, что данные заседания очень важны и нужны коллективу педагогов, особенно молодым педагогам, т.к именно здесь они могут приобрести огромный опыт для работы с младшими школьниками.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 4А классе на тему «Роль поэзии для детей в развитии младшего школьника» (на примере работы с текстами Н.П.Шилова)

Цели:
1) вооружить родителей детей начальных классов теоретическими основами использования поэзии для детей в создании образовательной развивающей среды и практическими приемами знакомства детей с поэзией;
2) познакомить с творчеством Николая Шилова;
3) научить правильно, работать с поэтическим текстом для развития тех или иных качеств личности ребенка;
4) вызвать у родителей интерес к поэзии для детей и современной поэзии в целом, побудить их к чтению поэтических текстов.
Оборудование: проектор, экран, колонки, при необходимости затемнение.

 Лекция-беседа.

Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада, что вы нашли время для посещения нашего родительского собрания.

Меня зовут Ирина, я являюсь студенткой ЧПК №1. Я хотела бы провести сегодня собрание на тему «Роль поэзии для детей в развитии младшего школьника» в рамках проекта «Год семейного чтения памяти Николая Петровича. Шилова».

Неделя Николая Шилова — проект Издательства Марины Волковой и всех, кто любит стихотворения поэта, помнит Николая Петровича и понимает, как важно читать книги  в семье.

Проект «Неделя Николая Шилова» перерос в ПРОЕКТ «Год семейного чтения в Челябинской области памяти Н.П.Шилова».

Николай Петрович Шилов (1947–2010) Н. П. Шилов – профессор кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Челябинской государственной академии культуры и искусств, член Союза писателей России с 1999 г., детский поэт, заслуженный работник культуры РФ (1995 г.).

Обмен опытом между родителями

Для начала я хотела бы, чтобы  вы ответил на один легкий вопрос: зачем детям нужно читать? (обмен опытом между родителями). Сколько времени ваш ребенок уделяет чтению? С какой периодичностью ребенок читает? Какую литература предпочитает?


Для любого современного человека очевидна я прямая связь между развитием речи и развитием мышления,

В младшем школьном возрасте (от 7 до 10-11 лет) происходят значительные изменения в жизни ребенка, прежде всего меняется среда – от изначально освоенной домашней и детсадовской к школьной, а вслед за ним меняются и вид деятельности, и позиции, и круг обязанностей, и ценностные установки. Все изменения можно маркировать как переходы от игровой деятельности – к учебной.
Резкое изменение внешней среды и, вслед за ней, правил поведения, само по себе является стрессом для любого организма, а у ребенка в этом возрасте он осложняется дисбалансом между быстрым ростом организма, опережающим нервно-психическое развитие ребенка. Это может привести к временном ослаблению нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях.
Главным психическим новообразованием в этом возрасте является завершение перехода от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, сопровождающееся и изменениями речи ребенка, причем процесс этот обоюден: и развитие речи влияет на формирование словесно-логического мышления. Кроме формирования словесно-логического мышления, в младшем школьном возрасте формируются и такие важнейшие качества психики как произвольность внимания и поведения; способность составлять внутренний план действия, способность к планированию; рефлексия – способность увидеть себя и свои действия со стороны Формирование психических новообразований идет одновременно с развитием речи младшего школьника. Процесс этот вполне управляем, и одним из главных управленческих решений является создание и поддержание речевой среды, в которой поэзия занимает важнейшее место.


«Поэзия — колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения», — из Нобелевской речи Иосифа Бродского.

Рассмотрим, как поэзия для детей может повлиять на формирование тех или иных качеств личности и особенностей интеллектуально-эмоциональной сферы младших школьников (на примере чтения книг Николая Шилова).

  1. Развитие речи и создание возможностей для творческого развития
    Словарный запас ребенка к поступлению в школу – 3,5 тысячи слов. Если новое для ребенка слово впервые встречается в поэтическом тексте, то усвоение слова идет быстрее за счет рифмы и ритма. Ускоряется и усвоение синтаксических конструкций, на практике формируется представление и стиле высказывания. Через поэтические тексты проще и быстрее освоить особенности языка: многозначность, метафора, эпитет, олицетворение, лексический повтор, гиперболу…
    Игровой характер большинства стихотворений Николая Шилова подвигает и детей к речевым играм: подбору слов, рифм, олицетворению, сочинению собственных речевых зарисовок, даже к иллюстрированию и разыгрыванию сценок по сюжетам стихотворений. Организовано это может быть, например, от названия стихотворения

Вы и сами легко можете сочинять стихи! Например, продолжите строчку:  «Если падаешь с Луны, то…»

Чтение стихотворения

Стихи Шилова дают возможность перехода от речи бытовой к речи поэтической, например, от встречи с цветком «кашка» на лугу или в на картинке книги – к чтению стихотворения «Малая родина», или от слова «кислый» в характеристике кефира к стихотворению «Муха в кефире». Системная работа с текстами Шилова закладывает основы речевого творчества ребенка, и, переходя к пафосу, основы проектирования собственного мира.

2. Укрепление нервной системы
Ритм (настройка дыхания), возвращение к игре, «безопасность» текста (приятные воспоминания), актуализация удивления как самой позитивной эмоции – эти последствия чтения текстов Шилова неизбежны. Правда, следует сказать, что терапевтический эффект чтения стихов будет возможен при нескольких условиях: читать стихи надо вслух, причем взрослый должен сначала внутренне настроить себя на «правильное» чтение – т.е., созвучное настроению и ритму текста. Правильное чтение заставляет и читающего, и слушающего дышать в одном ритме – ритме стихотворения, что и успокаивает, и создает ощущение единения, защищенности, а отсутствие выраженного драматизма в стихах Шилова, доброжелательность к читателю, мягкий юмор поневоле поднимут настроение.

3. Развитие рефлексии (через знакомство с образом поэта, с его способностью рассказать о себе)
В жизни любого человека важны не только реальные люди, его окружающие, но и некие образы героев, которые формируются в сознании человека под влиянием искусства – фотографий, фильмов, видеоигр, но и прежде всего – под влиянием литературы. Эти образы – и образцы для подражания, и друзья в трудную минуту, и темы для разговоров с реальными друзьями. Если мы хотим вырастить творческого ребенка, то в галерее этих образов обязательно должны появиться и творцы.

Образ Николая Шилова как поэта и человека идеально подходит для этой роли, а человеческие качества Шилова делают его возможным образцом и для выстраивания не только творческого, но и бытового поведения – образованность, скромность, интеллигентность, начитанность, доброта, умение разговаривать с детьми – качества поэта, о которых много раз говорили и писали друзья и ученики Шилова, могут стать и качествами детей, воспитанных на его текстах и образе. Особое место в ряду качеств Шилова, способных стать «обучающим» для детей, занимает его элегантная рефлексия – от рефлексии по поводу внешности до рефлексии творческой («Шилов Николай Петрович — довольно крупный поэт. Его рост один метр восемьдесят пять сантиметров, а вес — девяносто килограммов, как у десяти огромных арбузов. Но пишет он стихи для маленьких…», писал о себе Шилов). Умение видеть себя со стороны редко демонстрируется, тем более в понятной для детей форме, а именно рефлексия – одно из обязательных условий успешной учебной и трудовой деятельности.

Перечислим еще ряд возможного воздействия поэзии Николая Шилова на ребенка младшего школьного возраста: это возможности развития таких черт личности как юмор, бережное и внимательное отношение к окружающему миру, стремление поделиться хорошим настроением с другими. Это возможность развития образного мышления и воображения. Это (при условии выступлений, участия в мероприятиях, посвященных поэту) реализация потребности в ситуациях успеха и социальном признании. Это, наконец, помощь в освоении учебных действий (развитие навыка чтения, развитие выразительности речи и отработки дикции, умение работать с текстом).

Выступление учащихся со стихотворениями Н.П.Шилова.

Как читать книги Николая Шилова?
1.Обязательно вместе с ребенком!
Физический контакт в начале чтения должен быть максимально тесным, оптимальный вариант: ребенок сидит рядом со взрослым, взрослый обнимает ребенка одной рукой, «замыкая» объятие книгой. Перед началом чтения хорошо рассмотреть книгу, посмотреть фотографию, рассказать о Шилове (именно рассказать, а не прочитать).
2. Стихотворения читает взрослый! Поэтические книги нельзя использовать как тренажеры для отработки техники чтения. Чтение стихов должно быть безупречным, поэтому к нему надо готовиться. Первым читает взрослый, причем, если все идет удачно, стихотворение читается несколько раз. Чтение стихотворений детьми условно: обычно дети запоминают на слух текст, «симулируя» чтение, точнее, вспоминая строки с привязкой к тексту книги (и такое чтение-вспоминание надо поощрять!)
3. После каждого стихотворения (максимум разворота) нужна пауза. Посмотреть на ребенка, улыбнуться, увидеть и услышать его реакцию, возможно, поделиться своим мнением. Спросить, хочет ли он перечитать.
4. Оптимально, чтобы чтение вылилось в игру – подвижную, с беганием-прыганием и скандированием строк Шилова, изображением героев стихотворения – каркающей вороны, слона, смотрящего на падающего героя, мухи, у которой кислый вид и т.п.
5. Замечательно, если игры перейдут в рисования по мотивам стихотворения, а, возможно, и в собственное сочинительство.

Работа в группах родителей, обмен мнениями

А сейчас зададим себе, наверное, самый трудный вопрос "Как привить интерес к чтению?" Предлагаю обсудить этот вопрос в группах и предложить свой способ приобщения ребенка к чтению, поощрения ребенка.

Варианты ответов :

  • Вникать в то, что читает ребенок, задавать вопросы, удивляться каким- то         моментам;
  • Дарить ребенку красивые книги, ориентироваться на его интересы;
  • Родители сами должны показывать пример чтения;
  • Использовать маленькие родительские хитрости, поощрения.

      Раздача памяток родителям

В заключении я хотела бы подарить Вам  небольшие памятки, которые помогут Вам в нелегком труде - приобщении Ваших деток к чтению!

Читайте вместе книги Николая Шилова и будьте счастливы!

Приложения