ПК 4.4. Педагогические разработки
статья по теме

Бондарева Ксения Андреевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья85 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(по материалам курсового исследования)

Бондарева Ксения Андреевна

Научный руководитель — Учарова Н.М., преподаватель кафедры иностранных языков высшей квалификационной категории

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что в наши дни изучение английского языка получает широкое распространение. Основной и ведущей целью преподавания английского языка является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. При обучении лексике у учащихся зачастую наблюдаются проблемы в звукопроизношении, проблемы связанные с трудностями запоминания новых слов. Развитие лексики младшего школьника для её включения в речевую деятельность учащихся является первостепенной задачей в овладении лексикой. Целью обучения лексической стороне устной речи является овладение неким строительным материалом для осуществления устно-речевого общения, то есть прямыми средствами передачи понятий и мыслей в целом. Мы учим слова не только и не столько для того, чтобы знать их, а для того, чтобы, используя их, осуществлять общение. Поэтому обучение лексической стороне речи - не самоцель, а средство обучения всем видам речевой деятельности. Также с помощью лексики передается и воспринимается содержательная сторона речи.

Задача учителя при обучении лексике английского языка добиться полного освоения школьниками программного лексического минимума и прочного закрепления в их памяти активного словарного запаса на всех этапах обучения. [1, с.78]

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что проблема обучения лексике является одной из ведущих в процессе обучения иностранному языку.

По окончании начальной школы ученики должны знать 450 слов, предписанных учебной программой.

Если ученик может выполнить эквивалент слова родного языка, значит ли это, что он знает слово? Видимо, да. Но означает ли это, что данный ученик сможет правильно использовать эти же слова при выражении своих мыслей? Скорее всего – нет.

Если ученик, увидев иностранное слово, узнает его, но не понимает значения, а если и вспоминает значение слова, то лишь после раздумий, значит ли это, что он знает слово? Да, он знает его. Но достаточно ли такого знания хотя бы для прочтения текста, не говоря об иноязычном общении? Конечно, нет.

Как при чтении необходимо мгновенно узнать слово, и осознавать его значение, так и для говорения необходимо автоматически быстро припомнить слово, адекватное замыслу, и сочетать его с другими словами.

Это нечто больше, чем знание слова, это – владение им. Оно и основано на лексических навыках. Надо постоянно помнить, что желанной целью должно быть владение словами, а не их знание. Поэтому лучше говорить так: должен владеть таким- то количеством слов, независимо от того, для какого вида речевой деятельности эти слова необходимы.

Принимая во внимание все вышесказанное, можно сказать, что лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя.

Но, несмотря на определенный прогресс в обучении активному и пассивному владению языком, до сих пор ещё не создана целостная теория двух разных аспектов владения языком и не разработаны пути достижения такого владения в процессе обучения. Поэтому эта проблема является актуальной в наши дни. [1, с.79]

Исходя из актуальности проблемы нами была выявлена тема исследования: Использование лексических упражнений на уроках английского языка в начальной школе.

Цель исследования: на основе изучения методики и теории формирования лексического навыка представить подготовительные языковые и речевые упражнения.

Задачи исследования:

1.на основе анализа методической и психолого-педагогической литературы представить подготовительные языковые и речевые упражнения для формирования лексического навыка;

2.путем изучения методической литературы отобрать наиболее приемлемые подготовительные языковые и речевые упражнения для формирования лексического навыка.

При выполнении курсовой работы мы использовали следующие методы теоретического исследования:

·изучение и отбор литературы;

·анализ литературы;

·систематизация материала;

·обобщение.

Итак, работая над данным вопросом, мы пришли к выводу, что в наши дни изучение английского языка получает все более широкое распространение. Проанализировав теоретическую литературу по данному вопросу, мы выяснили, что у учащихся зачастую наблюдаются проблемы с запоминанием новых слов, проблемы в звукопроизношении.

Обучение лексике является одной из ведущих проблем в процессе обучения иностранному языку и поэтому является актуальной.

Мы также выяснили, что в основу содержания обучения лексике входят три компонента это - психологический, лингвистический и методологический компоненты.

С психологической точки зрения, слово является, с одной стороны, сложным комплексным раздражителем, а с другой стороны, слово есть столь же сложное ответственное действие человека.

Говоря о единице обучения лексике, мы не обязательно имеем в виду отдельное слово. Под лексической единицей понимается и слово, и устойчивое сочетание, и идиома. Их необходимый набор для решения речевых задач, обусловленных контекстом деятельности данной возрастной группы обучаемых, и составляет лингвистический компонент.

Методологический компонент есть обучение учащихся рациональным приемам учения, познания нового для них языка и формирования умений им практически пользоваться в целях общения.

Говоря о семантических полях, следует заметить, что индивидуальное семантическое поле не статично, а имеет динамику. Необходимо реализовывать субъективные факторы, расширяющие семантическое поле:

-слово/слова надо вводить в определенном контексте;

-создавать различные связи слова в различных контекстах;

-соединять смежные семантические поля.

Для формирования лексического навыка необходимы упражнения, которые должны соответствовать цели усвоения реального школьного словаря.

Делая вывод, хочется сказать, что под усвоением иноязычных лексических единиц обычно понимается, с одной стороны, сохранение слов в памяти учащихся в состоянии готовности и, с другой, - умение относительно свободно и гибко пользоваться ими в продуктивной речевой деятельности.

Обучение лексике является одной из ведущих проблем в процессе обучения иностранному языку и поэтому является актуальной.  Для формирования лексического навыка необходимы упражнения, которые должны соответствовать цели усвоения реального школьного словаря.

Для того, чтобы сформировать лексические навыки, учитель должен четко представлять этапы работы над лексическим материалом. Процесс введения лексики распадается на два этапа: предъявление лексической единицы и ее объяснение.

За этапом введения следует этап закрепления, а затем практика в общении. Для этого в отечественной методике принято использовать следующую систему упражнений: подготовительные упражнения, распадающиеся на языковые и речеподготовительные, и речевые, или коммуникативные.

В условиях современного коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам лексические упражнения в игровой форме приобретают особое значение, способствуя, в частности, развитию мотивации к изучению иностранных языков, а также достижению различных целей обучения: тренировке отдельных навыков и развитию умений в различных видах речевой деятельности.

Необходимо отметить, что каждое лексическое упражнение имеет информационную и информативную части. Информационная часть является своего рода инструкцией к действию и поэтому данная часть должна быть четкой и ясной.

Первичное закрепление лексического материала проходит через серию подготовительных языковых упражнений. Данный этап состоит из упражнений на имитацию, идентификацию, дифференциацию, трансформацию, подстановку. Дальнейшее формирование лексического навыка осуществляется через серию языковых и речевых упражнений. Сформированность лексического навыка проверяется контролирующими упражнениями.

Таким образом, обучение лексике иностранного языка на начальном этапе приобретает всё большее значение. Лексические навыки представляют собой важный компонент речевой деятельности. Мы убедились в истинности гипотезы о том, что использование разнообразных методов и приемов семантизации и активизации лексического материала способствует более прочному его усвоению.

Для формирования лексических навыков требуется соблюдение порядка и условий предъявления понятийного и тренировочного материала, в соответствии с операционным составом лексического навыка, обеспечение многократного повторения лексического материала каждым учащимся и увеличение объема тренировки, использование разных видов наглядности, осуществления предметных действий с лексическими единицами, современный контроль и коррекция при выполнении письменных лексических упражнений.

Упражнения по-прежнему остаются ведущим средством в достижении главной цели обучения иностранному языку - формирования коммуникативной личности, способной задавать вопросы, высказывать свое мнение, рассказать о событиях в прошлом, настоящем или будущем, иначе говоря, личности, способной к общению. В настоящее время стал вопрос о повышении уровня образования, что привело к использованию новых активных методов обучения.

От умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективности учебного процесса. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Список литературы

1) Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е.Н. Соловова // М.: Просвещение. – 2002. – 238с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...