ПК 4.4.
статья на тему

Морозова Ольга Александровна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_k_vkr2.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

(по материалам выпускной квалификационной работы)

Морозова Ольга Александровна

Научный руководитель - Сачкова Т.А., преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин высшей квалификационной категории

В последние годы в российской системе начального образования происходят определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Задача сегодняшней школы – помочь каждому ребенку стать Человеком, стать Гражданином своего Отечества.

Формирование моральных ценностей, норм поведения, коммуникативных способностей ребенка происходит не только во время уроков, но и во время внеурочной работы школы.

Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании политической культуры младших школьников, так как внеурочная деятельность является продолжением того, над чем проводится работа в урочное время

Политическая культура Российской Федерации представляет собой явление сложное и противоречивое. Сегодня с переменным успехом идет борьба разноплановых политических тенденций, столкновение разных политических субкультур. Все это обусловливает необходимость формирования политической культуры [1].

Проблема формирования политической культуры наиболее актуальна в отношении молодого поколения, поскольку молодежь находится в решающей стадии становления личности, она наиболее подвержена всем влияниям, течениям, наиболее восприимчива ко всему, что видит и слышит. Молодежь нашей страны живет сейчас в обстановке свободы выбора, чего раньше не было, в том числе и выбора политических ценностей, пристрастий и идеалов. Этот выбор сделать очень не просто [6].

Президент назвал Россию страной правового нигилизма, выступая на Втором Всероссийском гражданском форуме. «Еще одна проблема – это правовой нигилизм, который заселил Россию. Но правовым, а значит, справедливым может быть государство, где власть и общество уважают законы своей страны».

Политическую культуру можно представить как интегральную характеристику политического образа жизни данной страны, отдельного класса, социальной группы, личности. В качестве составных элементов политическая культура включает в себя сформировавшиеся в течение многих десятилетий и поколений политические традиции, действующие нормы политической практики, идей, концепции и убеждения о взаимоотношениях между различными общественно-политическими институтами и т.д. Она определяет политическую ориентацию личности, обеспечивает выход человека в сферу общественно-политических отношений, в практическую политику, формирует его отношение к политическим ценностям, нормам и идеалам, а также к политике государства, политических партий, обусловливает его участие в реализации этой политики [6].

Политическая культура является неотъемлемым компонентом профессионализма любого человека, какую бы среду деятельности он для себя ни избрал. Одним политическая культура нужна в большей степени, другим в меньшей, но нужна всем. Поэтому начинать формировать политическую культуру нужно в младшем школьном возрасте, так как от личности выпускника школы, его политического поведения, знания политики государства зависит будущее состояние политической культуры нашей страны.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ политической культуры, так как в этот период развития ребенка, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. Поэтому начинать формировать политическую культуру нужно в младшем школьном возрасте, а именно во внеурочной деятельности. Так как внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Цель внеурочной деятельности – создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора. Главная задача внеурочной деятельности – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и склонностей [2].

Внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача – сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика. Как говорил выдающийся советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский: «Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков…».

Внеурочная деятельность школьников по формам должна радикально отличаться от урока, что позволит педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности [1].

Для этого необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы факт их проведения обеспечивал формирование политической культуры у младших школьников. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов ФГОС [5].

И для этого мы разработали программу по внеурочной деятельности «Я – гражданин России». Данная программа предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; формирование политической культуры школьника; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к семье, Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Данная программа рассчитана на детей 10-11 лет, т.е. четвероклассников. В программе 4 раздела: Я и моя семья. Россия – Родина моя! Мы граждане России. Поклон тебе, солдат России.

Данная программа прошла успешную апробацию на моей преддипломной практике в 4 классе МАУО «СОШ № 148 г. Челябинска». Где мной были разработаны и проведены занятия по внеурочной деятельности такие как: «Москва – столица России!», «Конституция Российской Федерации», «Ребенок тоже человек. Права и обязанности ребенка.», «Президент Российской Федерации» и «Если бы я был президентом…».

Программа по внеурочной деятельности «Я – гражданин России» позволяет воспитывать у младших школьников политическую и правовую культуры, патриотизм.

Список литературы

  1. Акчурин, Т. Правовое образование школьников [Текст] / Т. Акчурин // Народное образование. – 2009. - № 10 – с. 199 – 202.
  2. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
  3. Евладова, Е. Б. Внеурочная деятельность сквозь призму ФГОС [Текст] / Е. Б. Евладова// Воспитание школьников. – 2012. - № 3 – с. 15 – 25.
  4. Евладова, Е. Б. Внеурочная деятельность сквозь призму ФГОС [Текст] / Е. Б. Евладова// Воспитание школьников. – 2012. - № 4 – с. 15 – 22.
  5. Стрелова, О. Ю. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе [Текст]: методическое пособие / О. Ю. Стрелова, Е. Е. Вяземский. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 72 с.
  6. Швецова, Н. А. Особенности формирования политической культуры в процессе модернизации российского образования [Текст] / Н. А. Швецова // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2012. - № 4 – с. 153 – 156.