ПК 4.4 Педагогические разработки
учебно-методический материал по теме


Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(по материалам курсового исследования)

Акрамова Дарья Эдуардовна

Научный руководитель – Анищенко И.Л., преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин и физического воспитания высшей квалификационной категории

«Ребёнок по своей природе –

пытливый исследователь, открыватель мира.

так пусть перед ним откроется чудесный мир

в живых красках, ярких и трепетных звуках»

В.А. Сухомлинский

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил основную педагогическую цель – воспитание высоконравственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России. Важная роль в реализации данной цели отводится системе внеурочной деятельности. Ее основным преимуществом является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

На современном этапе развития общества акцент ставится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. При этом ориентация нового стандарта не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты образования определяет развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Такая работа помогает удовлетворить потребность детей и молодежи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т. д. [1].

Экологическое воспитание, являясь важной составляющей образовательного процесса школьников, может осуществляться во внеурочной деятельности достаточно широко и с использованием разнообразных форм и методов. Более того, принцип организации внеурочной деятельности позволяет учителю вести работу в этом направлении целенаправленно и систематически, расширяя и углубляя знания  учащихся, позволяя им приобрести практический опыт за пределами урока.

На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Внеурочная деятельность как средство экологического воспитания младших школьников».

Нами была определена цель курсового исследования - изучить теоретические и методические основы организации внеурочной деятельности в начальной школе и выявить её возможности в экологическом воспитании младших школьников.

В процессе нашего курсового исследования были определены следующие задачи:

  1. Провести отбор и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
  2. Изучить основные принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе.
  3. На основе анализа современных источников литературы изучить формы и виды внеурочной деятельности.
  4. Определить возможности внеурочной деятельности в решении проблемы экологического воспитания младших школьников.

В процессе исследования нами были использованы следующие методы:

Отбор литературы, анализ, обобщение, систематизация, сравнение, классификация.

В данном исследовании нами предпринята попытка осмысления и анализа теоретических основ понятия «экологическое воспитание» младших школьников.

В первом параграфе нами изучены исторические предпосылки развития понятия «экологическое воспитание». Оно тесно связано с введением термина «экология» немецким учёным Э. Геккелем в 1866 г. Именно с этого момента произошло более тесное соединение науки экологии и экологического просвещения и образования.

Во втором параграфе рассмотрена сущность понятия «экологическое воспитание». На наш взгляд, наиболее точно сущность этого понятия отражена в следующем определении: экологическое воспитание – это педагогическая деятельность, направленная на развитие у подрастающего поколения черт личности, необходимых для установления гармоничных взаимоотношений с природой.

В третьем параграфе представлены традиционные и инновационные формы и методы экологического воспитания младших школьников. К традиционным формам экологического воспитания младших школьников можно отнести следующее: тематические классные часы, беседы, экскурсии, экологические мероприятия и т.д. А

к инновационным формам экологического воспитания - экологические проекты, исследования, экологические акции (флеш - моб), социальный опрос.

В четвертом параграфе рассмотрено значение экологического воспитания младших школьников. В общих чертах, можно отметить, что главная роль экологического воспитания, сводится к раскрытию конкретных экологических связей, которое поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, а они, в свою очередь, будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Во второй главе исследования нами предпринята попытка анализа теоретических и методических основ организации внеурочной деятельности в начальной школе.

В первом параграфе второй главы на основе анализа современной психолого-педагогической литературы исследовано понятие «внеурочная деятельность», уточнена его сущность и содержание.

Во втором параграфе рассмотрены принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе.

В третьем параграфе приведён анализ форм и видов внеурочной деятельности с точки зрения достижения определенных образовательных, воспитательных целей.

В четвертом параграфе определены возможности внеурочной деятельности в экологическом воспитании младших школьников.

Проблема экологического воспитания в обучении школьников не является новой, но актуальность её недооценить трудно. За всю историю развития человечества никогда столь остро не стояли вопросы экологического характера, требующие безотлагательного решения. Глобальные экологические проблемы, стоящие сегодня перед человеческой расой ставят под угрозу выживания всё живое на Земле.

Обеспокоенность учёных, общественности, отдельных людей в разных странах негативной экологической обстановкой не может также не ставить перед системой образования каждой страны мир, и России в частности задачи, связанные с экологическим воспитанием подрастающего поколения.[2]

Правильное и своевременное экологическое воспитание школьников поможет решить существующие, а в дальнейшем предотвратить возможные экологические проблемы, так как, воспитывая экологическое поведение, экологическую культуру с раннего возраста мы научим будущие поколения относиться к природным богатствам бережно, экономно.

Большие возможности для экологического воспитания школьников представляет внеурочная деятельность. Организованная с учётом всех принципов, с использованием разнообразных форм и методов, внеурочная деятельность позволяет углублять знания в области экологии, проявлять инициативу, творчество самостоятельность, ответственность и открытость при проведении различных мероприятий.

Организация внеурочной деятельности экологической направленности существенно дополняет и восполняет недостающую экологическую составляющую предметного содержания урочной деятельности, что расширяет кругозор младшего школьника, позволяет ему на уроках более полно и широко использовать полученные на внеурочных занятиях знания, умения и практический опыт.[3]

В выпускном квалификационном исследовании мы планируем продолжить изучение данной проблемы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Цветкова, И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 176 с.
  2.  Петрова, Т.И. Экологическое образование младших школьников / Т.И. Петрова, С.С. Петров. – М.: Стерлитамак: гос. пед. ин-т, 2003. – С. 58 – 60.
  3. Молодцова, З. В. Экология в начальных классах / З.В. Молодцова // Начальная школа. - 1997.- №4.- С.70 – 75 .



Предварительный просмотр:

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «МИР ВОКРУГ НАС»»

Д.Э. Акрамова, руководитель И.Л. Анищенко

ГБПОУ  «Челябинский педагогический колледж №1»

В рамках года экологии, экологическое воспитание тем более не утрачивает своей значимости в образовании младших школьников. На современном этапе развития общества акцент ставится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. При этом ориентация нового стандарта не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты образования определяет развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. [4, с. 25].

Основной целью федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является воспитание высоконравственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России. Важная роль в реализации данной цели отводится системе внеурочной деятельности в области начального общего образования. Ее основным преимуществом является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

 Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Современный мир охвачен экологическими проблемами, поэтому, сегодня надо начинать экологическое воспитание с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Важное значение придавал природе как фактору воспитания детей с раннего возраста известный отечественный педагог К.Д. Ушинский, обращая внимание на положительное воздействие природы на психику детей, на всестороннее, развитие их в процессе общения с природой, он писал «Логика природы есть самая доступная для детей логика - наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изученные виды под один род».

Экологическое воспитание, являясь важной составляющей образовательного процесса в начальной школе, может осуществляться во внеурочной деятельности достаточно широко и с использованием разнообразных форм и методов. Более того, принцип организации внеурочной деятельности позволяет учителю вести работу в этом направлении целенаправленно и систематически, расширяя и углубляя знания  учащихся, позволяя им приобрести практический опыт за пределами урока.

Рассматривая, проблему экологического воспитания младших школьников, нами была определена тема исследования и поставлена цель. В теоретической части исследования нами были изучены проблемы экологического воспитания, становления понятия экологическое воспитание, экологическая культура. Изучением данной проблемы на протяжении длительного времени занимались ученые А.А.Вербицкий, М.Н.Колмакова, Г.М.Коджаспирова и другие.

Мы считаем наиболее полно, отражает сущность понятия экологическое воспитание, следующая трактовка: «Экологическое воспитание – это формирование у детей экологического сознания, как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств».

В условиях развития современного общества или экологического воспитания подрастающего поколения очень важно найти эффективные средства. Мы считаем, что наиболее эффективным средством является пространство внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся; это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. [3, с.20].

Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.

На сегодняшний день, чтобы вырастить полноценную личность, которая заботиться о будущих потомках, чтобы оставить им на планете природное наследие, нужно осуществлять экологическое воспитание в семье, в школе, но если говорить о нас как о будущих учителях, то мы наиболее эффективно видим пространство внеурочной деятельности именно там полноценно.

В рамках исследования мы изучили воспитательный потенциал урока и внеурочных занятий. С точки зрения реализации целей и задач экологического воспитания. И пришли к выводу, что возможности пространства внеурочной деятельности значительно шире, чем урока.

Поэтому, в качестве практического решения проблемы экологического воспитания младших школьников мы выбрали разработку и реализацию программы общекультурного направления внеурочной деятельности «Мир вокруг нас».

Основной целью программы является реализация основ экологического воспитания младших школьников,  формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы. Наиболее эффективные формы работы с младшими школьниками нами были отобраны на занятиях внеурочной деятельности, такие как: эко – квест;  экологические кейсы; деловая игра; виртуальное путешествие; экологические акции и другие.

 Проблема экологического воспитания в обучении школьников не является новой, но актуальность её недооценить трудно. За всю историю развития человечества никогда столь остро не стояли вопросы экологического характера, требующие безотлагательного решения. Глобальные экологические проблемы, стоящие сегодня перед человеческой расой ставят под угрозу выживания всё живое на Земле. [2, с.170].

Своевременное экологическое воспитание школьников поможет решить существующие, а в дальнейшем предотвратить возможные экологические проблемы, так как, воспитывая экологическое поведение, экологическую культуру у младших школьников, мы научим будущие поколения относиться к природным богатствам бережно и экономно.

Организация внеурочной деятельности экологической направленности существенно дополняет и восполняет недостающую экологическую составляющую предметного содержания урочной деятельности, что расширяет кругозор младшего школьника, позволяет ему на уроках более полно и широко использовать полученные на внеурочных занятиях знания, умения и практический опыт. [1, c. 73].

На основании актуальности нашей проблемы, мы посчитали нужным процитировать словами советского педагога, писателя, публициста, создателя народной педагогики Василия Александровича Сухомлинского: «Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках».

Ссылки на источники

  1.  Молодцова, З. В. Экология в начальных классах / З.В. Молодцова // Начальная школа. - 1997.- №4.- С.70 – 75 .
  2. Петрова, Т.И. Экологическое образование младших школьников / Т.И. Петрова, С.С. Петров. – М.: Стерлитамак: гос. пед. ин-т, 2003. – С. 58 – 60.
  3. Рубин, А.А. Юрченко, З.В. Внеурочная работа по общественным предметам / А.А. Рубин, З.В. Юрченко //  Преподавание истории в школе. – 1991. - №5. – С. 27 – 28.
  4. Цветкова, И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 176 с.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Акрамова Дарья Эдуардовна

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищена

Специальность 44.02.02.

с оценкой____________________

Преподавание в начальных классах

«   » _______________ 2015 года

Курс 3, группа 35

Руководитель: Анищенко.И.Л

Челябинск, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Исторические предпосылки развития понятия «экологическое воспитание»

5

1.2. Характеристика понятия «экологическое воспитание»

7

1.3. Особенности традиционных и инновационных форм и методов экологического воспитания

12

1.4. Значение экологического воспитания младших школьников

14

Выводы по 1 главе

16

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Понятие «внеурочная деятельность» в современной психолого – педагогической литературе

17

2.2. Принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе

20

2.3. Формы и виды внеурочной деятельности

21

2.4. Возможности внеурочной деятельности в экологическом воспитании младших школьников

25

Выводы по 2 главе

28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

30

ВВЕДЕНИЕ.

«Ребёнок по своей природе –

пытливый исследователь, открыватель мира.

так пусть перед ним откроется чудесный мир

в живых красках, ярких и трепетных звуках»

В.А.Сухомлинский

Актуальность проблемы исследования. Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил основную педагогическую цель – воспитание высоконравственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России. Важная роль в реализации данной цели отводится системе внеурочной деятельности. Ее основным преимуществом является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

На современном этапе развития общества акцент ставится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. При этом ориентация нового стандарта не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты образования определяет развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Такая работа помогает удовлетворить потребность детей и молодежи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т. д. [25].

Экологическое воспитание, являясь важной составляющей образовательного процесса школьников, может осуществляться во внеурочной деятельности достаточно широко и с использованием разнообразных форм и методов. Более того, принцип организации внеурочной деятельности позволяет учителю вести работу в этом направлении целенаправленно и систематически, расширяя и углубляя знания  учащихся, позволяя им приобрести практический опыт за пределами урока.

На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Внеурочная деятельность как средство экологического воспитания младших школьников».

Цель исследования: изучить теоретические и методические основы организации внеурочной деятельности в начальной школе и выявить её возможности в экологическом воспитании младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Провести отбор и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
  2. Изучить основные принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе.
  3. На основе анализа современных источников литературы изучить формы и виды внеурочной деятельности.
  4. Определить возможности внеурочной деятельности в решении проблемы экологического воспитания младших школьников.

Методы исследования:

Отбор литературы, анализ, обобщение, систематизация, сравнение, классификация.

ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Исторические предпосылки развития понятия «экологическое воспитание».

Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Экология как ветвь биологии своими корнями уходит в далекое прошлое. Достаточно вспомнить труды Аристотеля (384— 322 до н. э.), Плиния Старшего (23—79 н. э.), Р. Бойля (1627— 1691) и др., в которых обсуждалось значение среды обитания в жизни организмов и приуроченность их к определенным местообитаниям, чтобы убедиться в этом.

Термин «экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли.

В истории развития экологии как науки можно выделить три основных этапа.

Первый этап — зарождение и становление экологии как науки (до 60-х годов XIX в.).

В XVII—XVIII вв. экологические сведения составляли значительную долю во многих биологических описаниях (А. Реомюр, 1734; А. Трамбле, 1744, и др.).

В этот же период Ж.-Б. Ламарк (1744—1829) и Т. Мальтус (1766—1834) впервые предупреждают человечество о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.

Понятие экология связывает с понятием экологическое воспитание великий зарубежный педагог Ян Амос Коменский (XVII в.). Он одним из первых обратил  внимание на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика".

На данном этапе становления экологических идей педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж. -Ж. Руссо (1762 год), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог- демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж. -Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека.

Ж. -Ж. Руссо в книге "Эмиль, или О воспитании" предлагал воспитывать детей вдали от испорченной цивилизации на "лоне природы". Воспитание должно происходить естественно, сообразно с природой. Руссо считал природу ребенка совершенной и поэтому не надо портить ее цивилизацией.

Г. Песталоцци в работе "Лингард и Гертруда" считал главной целью воспитания - развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания - согласие человека с природой.

Второй этап — оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 60-х гг. XIX в.). Начало этапа ознаменовалось выходом работ русских ученых К. Ф. Рулье (1814— 1858), Н. А. Северцова (1827—1885), В. В. Докучаева (1846— 1903), впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии, которые не утратили своего значения и до настоящего времени.

Неоценимый вклад в развитие основ экологии внес Ч. Дарвин (1809—1882), вскрывший основные факторы эволюции органического мира.

Однако, более тесное соединение науки экологии и экологического просвещения и образования стало формироваться одновременно с введением в научный оборот самого термина «экология» немецким учёным Э. Геккелем в 1866 г. Объектом экологического знания становятся уже не только живые организмы и их сообщества, но и биосфера в целом. Наконец, решающий сдвиг в становлении экологического образования происходит вместе со становлением в 70-е годы XX в. социальной экологии, важнейшим приоритетом которой как раз является экологическое просвещение.

Против узкого практицизма и утилитаризма, а также формального изучения и бездушного отношения к ней выступали русские просветители: В. Г. Белинский (1842 г.), А. И. Герцен (1844 г.), Н. А. Добролюбов (1858 г.), Д. И. Писарев (1861 г.), Н. Г. Чернышевский (1863 г.). Они ратовали за введение в школу полноценных знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе.

Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К. Д. Ушинский (1861,1864 гг.). Следует отметить, что познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. Их изучение, столь важное в наши дни, надо рассматривать как необходимое условие формирование у школьников основ диалектико-материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения.

Третий этап – вторая половина XX века-XXI век. На данном этапе человечество приходит к пониманию необратимости природных процессов, глобализации экологических проблем и необходимости принятия кардинальных решения в области экологического сознания населения планеты. [9]

Экология в настоящее время существует как самостоятельная наука, и современные учёные работают над вертикальным структурированием её внутренних областей.

В педагогическом образовании учёные – теоретики и практики в равной степени обращают внимание на необходимость целенаправленной работы по формированию экологического воспитания, которое рассматривают как составляющую нравственного воспитания.

1.2. Характеристика понятия «экологическое воспитание».

Глобальные экологические проблемы поставили перед школьной практикой новые задачи воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, рационального природопользования и защиты природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.

Прежде, чем определить, что подразумевается под понятием «экологическое воспитание», выясним, что же такое само воспитание? Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности. Понятие «воспитание» в узком значении тождественно понятию «воспитательная работа», в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.

Если воспитание в широком понимании включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает только область отношений и поведения.

Тогда что же подразумевается под экологическим воспитанием?

Экологическое воспитание – это педагогическая деятельность, направленная на развитие у подрастающего поколения черт личности, необходимых для установления гармоничных взаимоотношений с природой.

Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологически воспитанной личности младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы: ознакомление с окружающим миром, естествознание, география, ОБЖ и т.д. Они несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. [29]

Экологическое воспитание - целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умения и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом. [14]

Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. [12]

В сущности в экологическом воспитании существует две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение.

На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

Особенности экологического воспитания:

1) ступенчатый характер:

а) формирование экологических представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность;

Огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя:

1) развитие экологического сознания;

2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4) воспитание устойчивой воли;

5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к

окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. [26]

Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.

Экологическое воспитание - одно из новых направлений в педагогике, которое отличается от традиционно сложившегося «ознакомления детей с природой». Экологическое воспитание – «это формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств». На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках окружающего мира. [13]

Рассмотрим трактовку понятия «экологическое воспитание» с точки зрения ведущих отечественных и зарубежных ученых.

Доктор философских наук, профессор Г.М. Коджаспирова дает следующую трактовку понятия: «Воспитание экологическое — целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности». [23, с. 176]

Опытный кандидат педагогических наук Колмакова М.Н. отмечает: «Экологическое воспитание – систематическое планомерное воздействие на сознание и поведение людей в целях воспитания в них экологической культуры, выражающейся в бережном отношении к природе как важнейшей социально-нравственной ценности в жизни общества». [10, с. 220]

Отечественный автор – составитель экологического энциклопедического словаря И. И. Дедю считает, что: «... экологическое воспитание – это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов». [6, с. 98]

Российский учёный-правовед, доктор юридических наук, профессор А.К. Голиченков доказывает, что экологическое воспитание – это целенаправленное развитие, включающее формирование его экологической культуры, восприятие не только общественных, но и экологических норм и ценностей. [28]

Выдающиеся советские педагоги Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. отмечают, что экологическое воспитание должно быть направлено на формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение. [8]

Известный доктор педагогических наук, профессор А.А. Вербицкий  экологическое воспитание определяет как процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и самообразования, а также в рамках трудовой и бытовой деятельности; под непрерывным экологическим образованием - обогащение его экологической культуры на протяжении всей жизни. Экологическая культура выступает при этом как совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая выживание и развитие человека и выраженная в виде теоретических знаний и способов практических действий в природе и обществе, нравственных норм, ценностей, культурных традиций. [15]

Таким образом, несмотря на различия в определении понятия «экологического воспитания» различными учеными, все же сущность его сводится к формированию у подрастающего поколения, в целом у человечества экологической культуры, экологического сознания и поведения.

1.3. Особенности традиционных и инновационных форм и методов экологического воспитания младших школьников.

Важный аспект в формировании экологического сознания – развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать её красоту, умение бережно относиться ко всем природным явлениям.

Интерес к явлениям природы и к объектам живой природы начинает проявляться в раннем возрасте. Воспитание экологической культуры младших школьников базируется на трех основных принципах. Это систематичность, непрерывность и междисциплинарность. Успех напрямую зависит от правильной организации занятий. А чтобы каждый раз удивлять и еще больше заинтересовывать ребенка, необходимо применять новые формы и приемы обучения.

Методы экологического воспитания школьников младших классов можно поделить на две группы:

  • традиционные;
  • инновационные.

К традиционным формам экологического воспитания младших школьников можно отнести следующее: тематические классные часы, беседы, экскурсии, экологические мероприятия и т.д.

К инновационным формам экологического воспитания младших школьников можно отнести экологические проекты, исследования, экологические акции (флеш-моб), социальный опрос.

Сегодня всё большую популярность приобретают занятия в игровой форме, в виде театрализованных представлений и сценок. Также формы экологического воспитания младших школьников подразделяют на:

  1. Массовые – организация праздников, фестивалей и конференций, работа по благоустройству помещений, дворов и другое.
  2. Групповые – факультативные занятия в специализированных кружках и секциях, экскурсии, туристические походы.
  3. Индивидуальные – деятельность, направленная на подготовку рефератов, докладов, записей о наблюдениях за растительным и животным миром, рисование и другое.

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность – заботиться о ней.

Ведущие методы экологического образования и воспитания:

  • Наблюдение;
  • Эксперимент;
  • Моделирование;
  • Прогнозирование.

Названные методы определяют формы организации учебной деятельности учащихся, специфические для данного учебного предмета:

  • Экскурсии;
  • Уроки с раздаточным материалом;
  • Практические и лабораторные работы в классе, в уголке живой природы, в природе;
  • Самостоятельные наблюдения детей.

Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды. [27]

В курсе окружающего мира уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой – одна из важнейших мер охраны природы. Основные теоретические знания учащиеся получают на уроке в школе, и форма урока может самой разнообразной, однако, важным примером закрепления у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике (на предметных уроках, уроках-экскурсиях, в походах).

Следует отметить, что содержание школьного курса окружающий мир в полной мере способствует экологическому воспитанию школьников и имеет для этого огромные возможности, а об эффективности проделанной воспитательной работы можно судить по наличию живого интереса ребенка к познанию окружающего мира.

1.4. Значение экологического воспитания младших школьников.

Значение экологического воспитания в начальной школе переоценить трудно. В младшем школьном возрасте закладываются основы правильного поведения и отношения к окружающей среде (природе). В процессе экологического воспитания младших школьников, учитель закладывает фундамент природоохранного, ресурсосберегающего отношения ко всей биосфере.

Школьник, усвоивший нормы экологического поведения в природе, становится не потребителем, а экономным, заботливым соучастником всех природных процессов.

Экологическое воспитание в учебном заведении направлено на развитие экологической культуры обучающихся, а цель и результат этого процесса — экологическая воспитанность личности. Экологическая воспитанность рассматривается как интегральное качество личности, которое включает в себя развитие системы мировоззренческих взглядов, эмоционально-нравственного отношения к природному, социальному миру, самому себе и опыта экологосозидательной деятельности. В качестве наиболее общих показателей экологической воспитанности выступают развитие интеллектуальной, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности учащегося.

Сегодня, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с самого раннего возраста заботиться об окружающей среде, воспитать чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за ее сохранение, воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни. Важно развивать у детей потребность в необходимости и возможности решения экологических проблем, которые доступны младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Здесь, на доступном учащимися уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически воспитанная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.

Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. Изучение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников. [21]

Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Выводы по 1 главе.

В данном исследовании нами предпринята попытка осмысления и анализа теоретических основ понятия «экологическое воспитание» младших школьников.

В параграфе 1.1 нами изучены исторические предпосылки развития понятия «экологическое воспитание». Оно тесно связано с введением термина «экология» немецким учёным Э. Геккелем в 1866 г. Именно с этого момента произошло более тесное соединение науки экологии и экологического просвещения и образования.

В параграфе 1.2 рассмотрена сущность понятия «экологическое воспитание». На наш взгляд, наиболее точно сущность этого понятия отражена в следующем определении: экологическое воспитание – это педагогическая деятельность, направленная на развитие у подрастающего поколения черт личности, необходимых для установления гармоничных взаимоотношений с природой.

В параграфе 1.3 представлены традиционные и инновационные формы и методы экологического воспитания младших школьников. К традиционным формам экологического воспитания младших школьников можно отнести следующие: тематические классные часы, беседы, экскурсии, экологические мероприятия и т.д. А

к инновационным формам экологического - экологические проекты, исследования, экологические акции (флеш - моб), социальный опрос.

В параграфе 1.4 рассмотрено значение экологического воспитания младших школьников. В общих чертах, можно отметить, что главная роль экологического воспитания, сводится к раскрытию конкретных экологических связей, которое поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, а они, в свою очередь, будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.


ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Понятие «внеурочная деятельность» в современной психолого-педагогической литературе.

Впервые в истории российского образования Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) предусматривает тесное единство урочной и внеурочной деятельности, которая является одним из способов реализации (наряду с учебным планом) образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования. [17]

В ФГОС НОО внеурочная деятельность учащихся определена как деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. [24]

Но важность и необходимость осуществления внеурочной деятельности школьников для реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования по-прежнему особо подчёркивается создателями ФГОС.

Для уточнения понятия «внеурочная деятельность» необходимо обратиться к анализу современной психолого-педагогической и методической литературы.

Авторы - составители методического конструктора Д.В. Григорьев и П.В. Степанов дают следующую характеристику внеурочной деятельности: «… – это все виды деятельности школьника (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации; это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательно-образовательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества». [5, с. 78]

Известный доктор психологических наук, профессор Ш.А Амонашвили внеурочную деятельность определяет как составную часть учебно-воспитательного процесса школы, одну из форм организации свободного времени учащихся, в которой направления, формы и методы внеурочной (внеклассной) работы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей. [2]

Отечественный автор - составитель примерных программ внеурочной деятельности В.А.Горский утверждает: «Внеурочная деятельность - это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Главное при этом - осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования». [18, с. 56]

Рассмотренные выше точки зрения известных отечественных учёных и методистов не противоречат определению внеурочной деятельности, приведённому во ФГОС НОО «… - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования». [7, с. 5]

При изучении педагогики советского периода в трудах учёных А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Сорока-Росинского мы находим следующее определение внеурочной деятельности «… неотъемлемая часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности». [19, с. 349]

Советский психолог В.В. Давыдов рассматривал внеурочную работу как составную часть учебно-воспитательного процесса в школе, одну из форм организации свободного времени учащихся.

Таким образом, анализ различных источников литературы позволяет нам сделать вывод о том, что внеурочная деятельность на данном этапе развития отечественного образования характеризуется следующими чертами:

  • внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса школы;
  • внеурочная деятельность представляет собой одну из форм организации свободного времени учащихся;
  • внеурочная деятельность отличается урочной системы, а её направления, формы и методы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей.

Итак, внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся; это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. [20]

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:

- оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

- улучшить условия для развития ребёнка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся. [1]

Таким образом, сущность понятия «внеурочная деятельность» сводится к тому, что это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время. Внеурочная деятельность, являясь неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, способствует в полной мере реализации требований ФГОС НОО.

2.2. Принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе.

Цели, которые должны достигаться внеурочной работой, детерминированы изложенными в государственном стандарте требованиями к результатам освоения образовательной программы, интересами и потребностями обучающихся, требованиями родителей, целевыми установками образовательного учреждения.

Для достижения главной цели необходимо строить внеурочную деятельность на основе методологических принципов, таких как:

Принцип гуманистической направленности. При организации в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности, создаются условия для формирования умений и навыков самореализации, самоопределения, самоутверждения.

Принцип системности. Создается система внеурочной работы, в которой устанавливаются связи между:

-всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;

-основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельными оценочно-результативным;

-урочной и внеурочной деятельностью.

Принцип вариативности. Культивирование широкого выбора видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, которые дают детям реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, пробы своих сил и способностей в различных видах деятельности, поисках собственной ниши для удовлетворения потребностей и желаний.

Принцип креативности. Развитие во внеурочной деятельности творческих способностей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

Принцип успешности и социальной значимости. Главное направление это формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно чтобы результаты достигнутые ребенком были ценными для окружающих, особенно для его одноклассников. [3]

Исходя из этого, цели и принципы внеурочной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации и их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. И чем точнее и профессиональнее педагог будет к этому подходить, тем интересней, познавательнее и запоминающейся будет занятие.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности, и они тесно связаны с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.

2.3. Формы и виды внеурочной деятельности.

В современной психолого-педагогической литературе существует немало подходов к описанию форм и видов внеурочной деятельности. Однако в свете реализации требований ФГОС НОО к организации внеурочной деятельности необходимо ориентироваться на конечный результат, который определяет выбор форм, методов, направлений внеурочной деятельности в конкретном образовательном учреждении.

На наш взгляд, достаточно полно и с отражением требований ФГОС НОО мы можем увидеть характеристику и взаимосвязь используемых видов, форм внеурочной деятельности в соответствии уровнем результатов в методическом конструкторе «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности» (таблица 1). Он может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности, с учётом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.

Таблица 1

Методический конструктор

«Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности»

Виды внеурочной

деятельности

Образовательные

Формы

Уровень результатов

внеурочной деятельности

Преимущественные формы достижения результата

1

2

3

4

1.

Игровая

Ролевая игра

Деловая игра

Социально-моделирующая игра

1. Приобретение школьником социальных знаний

Ролевая игра

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Деловая игра

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социально-моделирующая игра

2.

Познава

тельная

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

1. Приобретение школьником социальных знаний

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

3.

Проблемно-ценностное общение

Этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия

1. Приобретение школьником социальных знаний

Этическая беседа

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Дебаты, тематический диспут

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

4.

Досугово-развлека

тельная деятельность (досуговое общение)

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

Школьные благотворительные концерты, выставки

1. Приобретение школьником социальных знаний

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Школьные благотворительные концерты, выставки, фестивали

1

2

3

4

5.

Художест

венное творчество

Кружки художественного творчества.

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

Социальные проекты на основе художественной деятельности

1. Приобретение школьником социальных знаний

Кружки художественного творчества.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социальные проекты на основе художественной деятельности

6.

Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).

КТД (коллективно-творческое дело).

Социальный проект.

1. Приобретение школьником социальных знаний

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

КТД (коллективно-творческое дело).

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социальный проект.

7.

Трудовая (производственная) деятельность

ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.

Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».

Субботник, детская производственная бригада.

1. Приобретение школьником социальных знаний

ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Субботник, детская производственная бригада.

8.

 Спортивно-оздорови

тельная

деятельность

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

Школьные спортивные турниры.

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.

1. Приобретение школьником социальных знаний

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Школьные спортивные турниры.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.

9. Туристско-краеведческая деятельность

Образовательная экскурсия

Туристический поход

Краеведческая экспедиция

Туристско-краеведческая экспедиция

1. Приобретение школьником социальных знаний

Образовательная экскурсия

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Туристический поход

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Краеведческая экспедиция

Туристско-краеведческая экспедиция

На основе анализа таблицы 1 можно отметить, что все формы и виды внеурочной деятельности тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников также связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности  (спортивно – оздоровительная,  познавательная деятельность, художественное творчество).

Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ , а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности. [4]

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, пойдя в туристический поход, школьник не только переместится в пространстве географии, но и приобретет некое знание о себе и окружающих, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). [11]

Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества и поведения в нем и др.).

Для достижения этого уровня необходимо непосредственное взаимодействие ученика с учителем, как значимого для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в беседе о здоровом образе жизни ребенок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает ее с образом педагога. Информация будет доверительней, если педагог пропагандирует сам здоровый образ жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечества, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеют взаимодействия школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в этой среде ребенок получает или не получает практическое подтверждение полученных социальных знаний.

 Третий уровень результатов - получением школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном действии, при другом общественном социуме, вне дружеской обстановки он действительно становится социальным деятелем, гражданином, человеком. Очевидно, что для  достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой среде. [22]

Таким образом, мы видим, что достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, тендерном и других аспектах.

2.4. Возможности внеурочной деятельности в экологическом воспитании младших школьников.

В последнее время в связи с необходимостью формирования у обучающихся экологического сознания, мышления и поведения в начальной школе все большее внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию. Именно в начальной школе на уроках и во внеурочное время закладываются основы ответственного отношения к окружающему миру.

Из источников информации известно, что экологическая обстановка постепенно ухудшается из-за того, что большинство людей нарушают законы природы; не знают основных источников ухудшения экологической обстановки в своем регионе, и только незначительная часть населения систематически осознанно участвует в практической деятельности по охране природы. В настоящее время формирование экологической культуры ребенка и сохранение его здоровья является одной из его приоритетных педагогических проблем. Решение ее возможно лишь при условии реализации системы экологического и здоровьесберегающего образования и воспитания, начиная с раннего детского возраста.

Задача учителя начальных классов заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы.

Современное содержание образования ориентируется на активный поиск способов жизнедеятельности в мире, которые обеспечивают достижение гармонии с природой, поэтому, сегодня так важен переход от технологий репродуктивного характера к технологиям творческого характера, развитию опыта изучения и решения реальных экологических проблем.

В системе внеурочной деятельности в начальной школе экологическое воспитание реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Система достаточно технологична, легко применима в условиях любого образовательного учреждения. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся. Причем достигается не, только пассивное участие школьников в различных мероприятиях, а активная творческая работа, направленная на достижение пусть и небольшого, но конкретного и значимого результата. [16]

Именно в системе внеурочной работы по экологическому воспитанию могут быть в полной мере использованы знания, полученные в ходе экскурсий в природу, наблюдений за объектами природы; природоведческая информация, полученная на уроках, экскурсиях, походах является также ценной для бесед, докладов, всевозможных сообщений, выпусков тематических стенных газет. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная. При подготовке к беседе учитель руководствуется тем, чтобы ее содержание отвечало возрастным особенностям учащихся, чтобы она была целенаправленной, эмоциональной. В процессе беседы учитель опирается на жизненный опыт учащихся, известный запас представлений и понятий по изучаемому материалу, полученный на основе наблюдений, прочитанных книг, статей, просмотра фильмов.

Такие формы работы с учащимися, как: экологические проекты -  «Первоцветы - ключи весны», «Маленький принц», «Сохраним любимый край», экологическая игра «Удивительный мир природы», экологическая викторина «Берегите Землю, берегите!», экологический марафон и др., организуются с целью пропаганды охраны природы, направлены на формирование культуры экологического поведения, понимание экологических проблем и поиск путей их решения.

Грамотно выстроенная система внеурочной деятельности по экологическому воспитанию в начальной школе может носить интегрированный характер и решать проблемы не только экологического содержания. Главная цель работы учителя в данном направлении - это формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, обретение учащимися опыта практической деятельности при решении конкретных экологических задач. Возможности внеурочной работы (с учётом соблюдения всех принципов её организации) при решении поставленной цели очень широки, так, как она не ограничена рамками урока, направлена на повышенный интерес учащегося и его социализацию.


Выводы по 2 главе.

Во второй главе исследования нами предпринята попытка анализа теоретических и методических основ организации внеурочной деятельности в начальной школе.

В параграфе 2.1 на основе анализа современной психолого-педагогической литературы исследовано понятие «внеурочная деятельность», уточнена его сущность и содержание.

В параграфе 2.2 рассмотрены принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе.

В параграфе 2.3 приведён анализ форм и видов внеурочной деятельности с точки зрения достижения определенных образовательных, воспитательных целей.

В параграфе 2.4 определены возможности внеурочной деятельности в экологическом воспитании младших школьников.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проблема экологического воспитания в обучении школьников не является новой, но актуальность её недооценить трудно. За всю историю развития человечества никогда столь остро не стояли вопросы экологического характера, требующие безотлагательного решения. Глобальные экологические проблемы, стоящие сегодня перед человеческой расой ставят под угрозу выживания всё живое на Земле.

Обеспокоенность учёных, общественности, отдельных людей в разных странах негативной экологической обстановкой не может также не ставить перед системой образования каждой страны мир, и России в частности задачи, связанные с экологическим воспитанием подрастающего поколения.

Правильное и своевременное экологическое воспитание школьников поможет решить существующие, а в дальнейшем предотвратить возможные экологические проблемы, так как, воспитывая экологические поведение, экологическую культуру с раннего возраста мы научим будущие поколения относиться к природным богатствам бережно, экономно.

Большие возможности для экологического воспитания школьников представляет внеурочная деятельность. Организованная с учётом всех принципов, с использованием разнообразных форм и методов, внеурочная деятельность позволяет углублять знания в области экологии, проявлять инициативу, творчество самостоятельность, ответственность и открытость при проведении различных мероприятий.

Организация внеурочной деятельности экологической направленности существенно дополняет и восполняет недостающую экологическую составляющую предметного содержания урочной деятельности, что расширяет кругозор младшего школьника, позволяет ему на уроках более полно и широко использовать полученные на внеурочных занятиях знания, умения и практический опыт.

В выпускной квалификационной работе мы планируем продолжить исследование данной проблемы: разработать учебно-методический комплект для организации внеурочной деятельности по экологическому воспитанию.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Абдрахманова, А.М. Внеурочная деятельность: виды, формы организации, образовательные результаты. [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/12/16/vneurochnaya-deyatelnost-vidy-formy-organizatsii  (10.11.2015).
  2. Амонашвили,  Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса  / Ш.А. Амонашвили – М.: «Университет», 1990. – 134 с.
  3. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса / Н.В. Бабкина  // Начальная школа. – 2011. - № 12. - С. 3-6.
  4. Григорьев,  Д.В.  Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
  5. Григорьев, Д.В. Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. –70 с.
  6. Дедю, И.И. Экологический энциклопедический словарь  [Электронный ресурс] / И.И. Дедю. – Режим доступа: URL:  http://dic.academic.ru (10.04.2015).
  7. Жукова, И. В помощь экологическому воспитанию учащихся / И. Жукова // Начальная школа. - 2001. - №6. - С.125 – 127.
  8. Захлебный, А.Н., Суравегина, И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина // Советская педагогика. – 1985. - №12. – С.10-11.
  9. История развития экологии [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://ibrain.kz/ekologiya/istoriya-razvitiya-ekologii (28.03.2015).
  10. Колмакова, М.Н. Краткий педагогический словарь пропагандиста / М.Н. Колмакова, В.С. Суров. - М.: Москва: Политиздат, 1988.- 220 с.
  11. Львова,  Ю. Л. Творческая лаборатория учителя / Ю. Л. Львова.  – М.; 2012. – 10 с.
  12. Марасина, Л.М. Организация внеурочной деятельности / Л.М. Марасина // Молодой ученый. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://gim8.rybadm.ru/nb/p19aa1.html  (18.11.2015).
  13.  Молодцова, З. В. Экология в начальных классах / З.В. Молодцова // Начальная школа. - 1997.- №4.- С.70 – 75 .
  14. Педагогический словарь: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
  15. Петрова, Т.И. Экологическое образование младших школьников / Т.И. Петрова, С.С. Петров. – М.: Стерлитамак: гос. пед. ин-т, 2003. – С. 58 – 60.
  16. Плешаков, А.А. Воспитание учащихся средствами учебного материала «Окружающий мир» / А.Плешаков // Начальная школа. – 2007. – №9. – С. 25 - 29.
  17. Приказ Минобрнауки от 26 ноября 2010 г. N 1241 "О внесении изменений в ФГОС НОО" [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL:. http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/fgos/prikaz-1241.html  (01.12.2015.)
  18. Примерные программы внеурочной деятельности. П76 Начальное и основное образование / В.А. Горского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
  19. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова. – М., 1993-1999.
  20. Рубин, А.А. Юрченко, З.В. Внеурочная работа по общественным предметам / А.А. Рубин, З.В. Юрченко //  Преподавание истории в школе. – 1991. - №5. – С. 27 – 28.
  21. Сагдиева, И.М. Экологическое воспитание в начальной школе  [Электронный ресурс] / И.М. Сагдиева. - Режим доступа: URL:  http://xndtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai (25.02.2015).
  22. Стечкина, С.С. Формирование  экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности. [Электронный ресурс] / С.С. Стечкина. - Режим доступа: URL: http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2013/02/24/  (13.10.2015).
  23. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах / К.Д. Ушинский. - М.: 1974.- 466 с.
  24. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: глоссарий. [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL:  http://standart.edu.ru  (22.11.2015.)
  25. Цветкова, И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 176 с.
  26. Экологическое воспитание и образование [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL:  ru-ecology.info (18.05.2015).
  27. Экологическое воспитание младших школьников [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://womanadvice.ru/ekologicheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov (24.03.2015).
  28. Экологическое право России: словарь юридических терминов / гл. ред. А.К. Голиченков. – М.: Издательство «Академия», 2008. – с. 389.
  29. Яковлева, Е. В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы / Е.В. Яковлева // Российская Академия Образования. – 1996.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Акрамова Дарья студентка 35 группы курсовая работа «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» руководитель- Анищенко.И.Л

Слайд 2

Актуальность проблемы исследования заключается в том, чтобы формировать у детей ответственное отношение к природе, а для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Проблемой исследования занимались Г.М. Коджаспирова, ‏ И.И. Дедю, А.А. Вербицкий, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили, Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.

Слайд 3

Цель исследования- изучить теоретические и методические основы организации внеурочной деятельности в начальной школе и выявить её возможности в экологическом воспитании младших школьников.

Слайд 4

Тема исследования: «Внеурочная деятельность как средство экологического воспитания младших школьников».

Слайд 5

Задачи исследования: Провести отбор и анализ научно – методической литературы по проблеме исследования. Изучить основные принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе. На основе анализа современных источников литературы изучить формы и виды внеурочной деятельности. Определить возможности внеурочной деятельности в решении проблемы экологического воспитания младших школьников.

Слайд 6

Методы исследования: Отбор литературы; Анализ; Обобщение; Систематизация; Сравнение; Классификация.

Слайд 7

Глава 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Рассмотрены вопросы: 1.1 Исторические предпосылки развития понятия «экологическое воспитание». 1.2 Характеристика понятия «экологическое воспитание». 1.3 Особенности традиционных и инновационных форм и методов экологического воспитания. 1.4 Значение экологического воспитания младших школьников.

Слайд 8

Экологическое воспитание – целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности. Г.М.Коджаспирова Рассмотрены точки зрения ученых А.А. Вербицкий, А.Н.Захлебный, И.Т. Суравегина, М.Н.Колмакова, А.К. Голиченков.

Слайд 9

Методы экологического воспитания Традиционные Инновационные классные часы; экскурсии; беседы и т.д. социальный опрос; исследования; экологические акции и т.д.

Слайд 10

Формы экологического воспитания младших школьников подразделяют на: Массовые (организация праздников, фестивалей и т.д); Групповые (секции, экскурсии, туристические походы и т.д); Индивидуальные (подготовка рефератов, докладов и т.д).

Слайд 11

В процессе экологического воспитания младших школьников, учитель закладывает фундамент природоохранного, ресурсосберегающего отношения ко всей биосфере. В процессе экологического воспитания младших школьников, учитель закладывает фундамент природоохранного, ресурсосберегающего отношения ко всей биосфере. В процессе экологического воспитания младших школьников, учитель закладывает фундамент природоохранного, В процессе экологического воспитания младших школьников, учитель закладывает фундамент природоохранного, ресурсосберегающего отношения ко всей биосфере.

Слайд 12

Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Рассмотрены вопросы: 2.1. Понятие «Внеурочная деятельность» в современной психолого – педагогической литературе. 2.2. Принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе. 2.3. Формы и виды внеурочной деятельности. 2.4. Возможности внеурочной деятельности в экологическом воспитании младших школьников.

Слайд 13

Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. ФГОС НОО Рассмотрены точки зрения ученых Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Ш.А. Амонашвили, В.А. Горский, А.С. Макаренко. и другие.

Слайд 14

гуманистической направленности; системности; вариативности; креативности; успешности и социальной значимости. Основные методологические принципы:

Слайд 15

Виды внеурочной деятельности Формы внеурочной деятельности 1. Игровая Ролевая игра Деловая игра Социально – моделирующая игра 2. Познавательная Викторины Познавательные игры Дидактический театр Интеллектуальные марафоны и т.д 3. Проблемно – ценностное общение Этическая беседа Дебаты Тематический диспут Проблемно – ценностная дискуссия Фрагмент таблицы 1 из методического конструктора

Слайд 16

Формирование экологических знаний; Нравственно – ценностное отношение к природе; Обретение учащимися опыта практической деятельности при решении конкретных экологических задач; Активная творческая работа. Возможности внеурочной деятельности в экологическом воспитании

Слайд 17

Заключение Большие возможности для экологического воспитания школьников представляет внеурочная деятельность; Организация внеурочной деятельности экологической направленности существенно дополняет содержания урочной деятельности. Обретение учащимися опыта практической деятельности в решении проблем экологического характера.

Слайд 18

В выпускной квалификационной работе мы планируем продолжить исследование данной проблемы: - разработать учебно-методический комплект для организации внеурочной деятельности по экологическому воспитанию младших школьников.

Слайд 19

Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на Ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...