ПК 4.4 Педагогические разработки
методическая разработка по теме

Исаева Ирина Юрьевна

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_isaeva_i_yu_46_gr.docx25.36 КБ
Файл analiz_mo.docx17.44 КБ
Файл zasedanie.docx12.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

(по материалам курсового исследования)

Исаева Ирина Юрьевна

Научный руководитель – Анищенко И.Л., преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин и физического воспитания высшей квалификационной категории

В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Ученик, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, что даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией неоценимый опыт творца-первооткрывателя. Исследовательское поведение особенно ценно тем, что оно создаёт надёжный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка – самообучение и саморазвитие. [1]

Исследовательская деятельность учащихся способствует достижению одной из главных целей современной школы - воспитанию творческой, способной к саморазвитию личности ученика.

Желание современных педагогов приблизить учебную деятельность к познавательной, а в некоторых случаях и заменить одно на другое, постепенно становится реальностью. Универсальным инструментом для осуществления указанных действий может послужить обращение к исследовательским методам. Т.Н.Белоусова подчёркивает, что «в исследовательском методе (методе исканий) в основу берется не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованные искания детей в окружающей жизни. Знание не дается как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или другим жизненным материалом»

На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Педагогические условия формирования исследовательской компетенции у младших школьников в рамках средствами предмета «Окружающего мира»».  

В соответствии с темой нашего исследования была сформулирована следующая цель исследования - определить педагогические условия формирования исследовательской компетенции у младших школьников средствами предмета «Окружающий мир».

В процессе нашего исследования был определен ряд следующих задач:

1.на основе анализа современной психолого-педагогической  литературы охарактеризовать современные подходы к организации исследовательской деятельности в начальной школе;

2.путём изучения методической литературы описать методические основы организации исследовательской деятельности на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности;

3.дать характеристику педагогических условий формированию исследовательской компетенции у младших школьников;

4. обобщить результаты курсового исследования, сделать выводы.

В процессе исследования нами были использованы следующие методы :

1. Отбор литературы.

2. Анализ литературы.

3. Сравнительный анализ.

4. Систематизация.

5. Обобщение.

Мы провели теоретическое исследование по изучению формирования исследовательской компетенции у младших школьников.

    В первом параграфе нами  рассмотрена  историческая  справка о развитии исследовательского метода обучения. Исследовательская деятельность активно входит в учебный процесс российской школы. В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута просветителем Н.И. Новиковым. В послереволюционное время в нашей стране пропагандировали исследовательский метод в современной школе Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, Б.Е. Райков.  В настоящее время использование исследовательского метода в обучении школьников приобретает всё большие масштабы.

Во втором параграфе мы рассмотрели понятия: исследовательская деятельность, исследовательская компетенция и исследовательская компетентность.

         В третьем параграфе дана характеристика методов исследовательской деятельности,-определены группы методов исследования. К группе теоретических методов исследования относятся: анализ литературы (в частности, контент-анализ), статистическая обработка данных, математическое моделирование. Эмпирические методы исследования включают наблюдение, анкетирование, интервьюирование, опыт, эксперимент.

     В четвёртом параграфе рассмотрена роль исследовательской деятельности в познании окружающего мира младшими школьниками.

Во второй главе исследования нами предпринята попытка анализа теоретических и методических основ организации исследовательской деятельности учащихся в рамках предметного курса «окружающий мир» в начальной школе.

В первом параграфе главы второй нами рассмотрены методические основы организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

Во втором параграфе главы второй  представлены  особенности организации исследовательской работы учащихся во внеурочной деятельности.

В третьем параграфе главы второй предпринята попытка охарактеризовать  условия формирования исследовательской компетенции у младших школьников.

Сегодня начальная школа находится на этапе совершенствования содержания образования. Одной из задач модернизации образования является- обновление форм и методов с целью повышения качества обучения. «Современная общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования» А достичь этого можно, только применяя современные педагогические технологии.

 Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Исследовательская работа помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности, а это значит – сделать важный шаг, направленный на достижение дальнего стратегического результата начального обучения. Чтобы учебная деятельность ребенка приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности – не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями и навыками, в развитии собственных способностей, возможностей.

Ученик должен испытать радость умственного напряжения, преодоление интеллектуальных трудностей, которые доставляет решение учебных задач. Исследование, проводимое школьниками самостоятельно, именно в этом и может оказать им помощь. Исследовательская работа – это один из эффективных способов, позволяющих помочь маленькому ученику увидеть и оценить собственные учебные успехи, особенно в том случае, если на уроке возникает такая ситуация, когда школьник оказывается в позиции учителя. Он стремится передать другим ученикам свои знания, умения, навыки.

Мы пришли к выводу, что именно формирование  исследовательской компетенции младших школьников  способствует организованная учителем исследовательская деятельность, в основе которой лежит способность самостоятельного решения проблемы, развитие познавательных навыков, поисковых, оценочных и коммуникативных умений и навыков.

В дальнейшем мы планируем продолжить исследование данной проблеме путём разработки комплекса мероприятий, направленных на формирование исследовательской компетенции у младших школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Белоусова, Т.Н. Исследования и проекты: что снижает мотивацию школьников к познанию  / Т.Н. Белоусова, М.А. Мазниченко // Народное образование.-2010.- №8.- С.169-175.

2.        Деревянко, В. В. Исследовательская и проектная деятельность/ Деревянко, В.В. // URL: http://nsportal.ru Дата обращения:12.03.15  

3.        Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников// Начальная школа.- 2006.- №10.- С.8-12.

4.        Исследовательская работа школьников / сост. Н.С. Криволап. – Мн.: Красико- Принт, 2005.-175с.

5.        Кроликова, Ю. В., Исследовательская деятельность в начальной школе / Кроликов, Ю.В.//URL: http://aneks.spb.ru Дата обращения: 14.05.15 /

6. Семёнова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А. Семёнова // Начальная школа. – 2006. - №2. – С. 45-49.

7.        Савельева, В. В. Исследовательская работа с одарёнными детьми в начальной школе/Савельева, В.В.// URL: http://garnett.ru  Дата доступа: 01.02.15  

8.        Словарь- справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков; под  общ. ред. П.И. Пидкасистого.- М.: «ТЦ Сфера», 2004. – 448 с.

9.        Чечель, И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе - М.: Сфера, 1998.  – 39-49 с.

9. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=788512

10. http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_4_2087.pdf

11. http://journal-discussion.ru/publication.php?id=157

12. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/01/18/osobennosti-organizatsii-issledovatelskoy-raboty-v

13. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/03/30/organizatsiya-issledovatelskoy-deyatelnosti-na

14. http://www.metod-kopilka.ru/organizaciya_issledovatelskoy_deyatelnosti_na_urokah_okruzhayuschego_mira_v_usloviyah-19315.htm



Предварительный просмотр:

Анализ заседания методического объединения учителей начальных классов

Тематика заседания отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед  методическим   объединением. Заседание было тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах.  Учителя  старались создать наиболее благоприятные условия для развития учащихся с высоким уровнем интеллекта, проявляющих интерес к изучению предметов.

Повестка заседания методического объединения: «Планируемые результаты начального общего образования (ФГОС-2). Оценка достижений планируемых результатов».

Структура мероприятия:

  1. Планируемые предметные результаты начального общего образования по предметам (ФГОС-2).
  2. Оценка достижений планируемых результатов. Мониторинг процесса формирования УУД младшего школьника.
  3. Критерии современного урока. Анализ и самоанализ урока.
  4. Механизм организации внеурочной деятельности в рамках введения стандартов второго  поколения.
  5. Знакомство с новыми положениями  и требованиями к аттестации учителей.
  6. Итоги успеваемости в I полугодии. Анализ итоговых контрольных работ за 1 полугодие. Итоги мониторинга качества знаний, умений и навыков, техники чтения за 1 полугодие.
  7. О состоянии ведения ученических дневников, тетрадей, состоянии ведения прописей.
  8. Анализ работы МО за 1 полугодие.
  9. Планирование воспитательной работы на 2 полугодие.
  10. Мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества.
  11. Мероприятия, посвящённые 8 Марта.
  12. Праздник «Прощание с Азбукой».

Тематика заседаний отразила основные проблемные вопросы, стоящие перед МО и способствовала решению поставленных задач.

 Каждый учитель работал над своей темой самообразования, с обобщенными результатами которой он знакомил своих коллег на заседаниях методических объединений.

Содержание заседания методического объединения соответствует его целям и достигнутым результатам в полном объеме.

Проанализировав работу методического объединения, мне понравилось, что учителя работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию навыков творческой научно-исследовательской деятельности учащихся; внедрению и освоению учащимися информационно – компьютерных технологий; формированию универсальных учебных действий у учащихся.

      Вывод по работе МО учителей начальных классов:  Для развития всесторонне развитой, здоровой личности в начальном звене были созданы все условия. Каждый ребёнок мог проявить себя в той области, которая была интересна ему и доступна. За последнее время работа методического объединения стала более результативной, продуманной. Педагоги старались оказывать методическую помощь друг другу. Овладевали навыками самоанализа учебной деятельности, изучению новых технологий



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1»

АНАЛИЗ ЗАСЕДАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

                                                                                               

Студентки: Исаевой Ирины

                                                                                         группы: 46

                                                                             руководитель: Абросимова Г.А.

Челябинск, 2017

Развивающая информационная среда в начальной школе

(Padlet)

Собрание учителей начальных классов направлено на обучение  использования электронной доски для связи с родителями и учениками во время каникул, карантина, морозов и др. причин. Данная тема актуальна и целесообразна, так как электронный ресурс удобен и может понадобится в любой момент.

Структура мероприятия: вступление (актуальность), основная часть (рассказ об электронном ресурсе), практическая часть (регистрирование и обучение пользования электронной доской), заключение (обобщение, выводы).

Организатор собрания подробно рассказал о всех аспектах, оказывал помощь при создании электронной доски.

Содержание заседания методического объединения учителей начальных классов соответствует целям и достигнутым результатам.

Это заседание значимо для методического объединения учителей начальных классов, так как способствует развитию личности учителя, что немало важно в современных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...