ПК 4.3 Технологии обучения
учебно-методический материал на тему

Сергеева Александра Алексеевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ (Е.Л.МЕЛЬНИКОВА)

Программа: «Школа 2100»

Предмет: окружающий мир

Автор: Вахрушев А.А.

Класс: 1 Тема: «Органы чувств»

  1. Подводящий диалог:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Что мы изучали на прошлом уроке? (Органы чувств)

 – Найдите закономерность среди данных слов: ухо, язык, нос, кожа, глаза?

– Что связывает эти органы человека? Как мы их назовём? (Органы чувств)

 – Сколько всего органов чувств вы знаете? (6 органов чувств)

– Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Отвечать на вопросы.

Находить закономерность.

Участвовать в диалоге.

Выдвигать предположения.

Анализировать.

Отвечать на вопросы.

Выдвигать тему и цель урока.

  1. Мотивирующий диалог:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Ребята, посмотрите на слайд. Вы видите ребус, он поможет определить вам тему нашего урока.

-Обсудите в парах, чья пара будет готова, поднимите руку.

нос”  “веер ВН азбука””                        (нервная)

                             З=Я

cиница”” стол” Е марс”                        (система)

-Чья пара готова ответить?

-Правильно. Тема нашего урока «Нервная система».

(смотрят на слайд)

(обсуждение в парах, решение ребуса)

-Нервная система

  1. Побуждающий диалог:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Ребята, я предлагаю вам вместе определить

 – какой орган чувств самый важный. Но для этого назовите органы чувств, которые вы знаете?

 – А можем ли мы, зная только органы чувств и владея малым количеством информации это определить? (Нет)

 – А предположить можем? (Да)

– Давайте проголосуем. Кто за то…

– Вот видите, какие разные у нас предположения.

 – Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Об органах чувств и их функциях)

Отвечать на вопросы

Участвовать в учебном

диалоге

Выдвигать предположения

Участвовать в голосовании, делать выбор

Анализировать

Отвечать на вопросы

 Выдвигать тему и цель урока



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА 2100»

Программа: «Школа России»

Предмет: литературное чтение

Автор: Бунеев Р.Н.

Класс: 2

Тема: «С. Ольтин «Лужа»»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

В какое время года можно увидеть лужи?

Отчего образуются лужи?

Какие бывают лужи? (размеры, прозрачность)

В 1990 году в журнале «Трамвай» был напечатан веселый рассказ об одной луже, автором, которого является С. Ольтин

А сейчас давайте подумаем и ответим на такой вопрос «О чем может быть произведение, имеющее такое название?»

- После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения.

 Чтение 1 части

- Как вы думаете, перепрыгнет Ника лужу или нет? (На партах ленты настроения)

Выразите цветом настроение(завязать узел на ленте), которое овладело девочками, когда они увидели лужу? (красный – негативное, зелёный- позитивное)

Чтение 2 части (тревожить)

- Как вы думаете, как поступят девочки?

- Как девочка Ника оказалась в луже?

Как вы думаете на самом ли деле это весело?

 ПОКАЖИТЕ лентой настроения, как изменилось настроение у Ники?

Чем лужа была недовольна?

ПОКАЖИТЕ лентой настроения, какое настроение было у лужи до прыжка Ники?

Какое стало после того, как девочка упала в лужу?

Чтение 3 части (А вот и да) А что будет дальше? Предположите Почему девочки обиделись на лужу?

Чего ждали девочки? Почему лужа заволновалась?

Чтение 4 части

- Кому из вас жалко, что лужа высохла?

Почему? Обозначьте своё настроение.

За что лужу назвали вредной?

Какие еще слова подходят для описания лужи? (Вредная, настойчивая, невоспитанная, недовольная, упрямая...)

- А теперь давайте вернемся к нашему предположению «О чем может быть произведение, имеющее такое название?» Кого вы видите на этой иллюстрации?

Что делают девочки?

Какой изобразил лужу художник? (недовольной) (Найдите начало, развитие событий, концовку этого рассказа.

Какая часть сюжета заставила вас слегка заволноваться? ) Какой прием использовал С. Ольтин, чтобы показать спор девочек и лужи? Какой эпизод вызвал у вас смех?

- Как вы думаете, чего в этом произведении больше: сказочного или реального?

Что в нём из сказки?

Что могло быть на самом деле.

Участвовать в обсуждении

Воспринимать информацию

Анализировать

Применять умение слушать мнение других.

Участвовать в обсуждении, где необходимо

Подготавливать ответ

Выдвигать предположение о значении

Обосновывать собственное мнение.

Ориентироваться в последовательности.

Соблюдать тишину, пока отвечает человек

Участвовать в коллективном обсуждении

Соблюдать правила выполнения задания

Участвовать в деятельности

Рассматривание иллюстрации в книге.

Обосновывать собственное мнение.

Соблюдать тишину, пока отвечает человек

Участвовать в коллективном обсуждении



Предварительный просмотр:

Развивающее обучение

Основные положения теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Основные психологические новообразования младшего школьного возраста:

- учебная деятельность и ее субъект;

- абстрактно-теоретическое мышление;

- произвольное управление поведением.

Выяснилось, что традиционное учение не позволяет развивать эти новообразования и не создает нужных ЗБР. 

Даниил Борисович Эльконин (1904–1984) принадлежит к той плеяде советских психологов, которая составляет костяк всемирно известной научной школы Л.С. Выготского. Глубоко восприняв идеи этой школы, Д.Б. Эльконин в течение нескольких десятилетий оригинально их конкретизировал в своих экспериментальных и теоретических работах, создав тем самым собственное научное направление в детской и педагогической психологии.

Василий Васильевич Давыдов (1930–1998) – последователь Л.С. Выготского, ученик Д.Б. Эльконина и П.Я. Гальперина. Его работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития.

«Теория развивающего обучения разработана нами, – писал В.В. Давыдов, – в русле основных идей научной школы Л.С. Выготского и одновременно развивает и конкретизирует сами эти идеи… В теории развивающего обучения понятие зоны ближайшего развития приобрело функции общей реальной организации учебной деятельности, в которой усвоение школьниками знаний происходит в форме их постоянного диалого-дискуссионного сотрудничества и общения как между собой, так и с учителем».

Развивающее обучение родилось из теории, а не из эксперимента или анализа практического опыта обучения, т. е. сначала была теория об обучении, идущем впереди развития, а потом уже само развивающее обучение стало фактом практики. Важно отметить, что концепция развивающего обучения возникла в тех исторических условиях, когда провозглашенная в стране реформа школьного образования нуждалась в освобождении от факторов, тормозящих психическое развитие детей. К их числу относилась ориентация начального образования на тот уровень психического, в частности, умственного развития, который достигается в период дошкольного детства. Психологи к тому же обнаружили, что традиционное начальное обучение не сопровождается существенными успехами в развитии учащихся, так как не отрывается от присущих дошкольнику приемов эмпирического мышления (Б.Ц. Бадмаев, 2000).

Именно в пределах начального обучения проводились группой Эльконина-Давыдова теоретические и экспериментальные исследования проблем развивающего обучения в течение 20 лет на базе 91-й московской школы. Одновременно издавались новые учебники и методические пособия по разным предметам.

Развивающее обучение в системе Эльконина-Давыдова должно формировать у школьников теоретическое мышление, то есть должно быть ориентировано не только на запоминание фактов, но и на понимание отношений и причинно-следственных связей между ними. Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия, умение проследить условия этого происхождения, выяснить, почему эти понятия, явления или вещи приобрели ту или иную форму, воспроизвести в своей деятельности процесс происхождения данной вещи. На этом системе Эльконина-Давыдова построены логика и содержание учебных предметов и организация учебного процесса, в основе которого должна лежать теория формирования учебной деятельности и её субъекта. В данном случае ученик усваивает не столько знания вообще, а учится учиться во процессе формирования универсальных учебных действий, развития теоретического мышления, аналитических способностей у школьника, развитие у ученика логики научного познания от абстрактного к конкретному.

Научно-психологические основы педагогической системы Л.В. Занкова

Система развивающего обучения академика Занкова Л.В. опирается на теорию развития ребенка, разработанную российским ученым Л.С. Выготским, который выдвинул идею о том, что «обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования».

Л.С. Выготский ввел понятия «зона актуального развития» ребенка и «зона ближайшего развития». Уровень актуального развития складывается в результате завершающихся циклов развития учащегося. Этот уровень находит свое выражение в самостоятельном решении ребенком интеллектуальных задач.

Зона ближайшего развития свидетельствует о ходе дальнейшего развития ребенка. «Данный уровень обнаруживается в решении тех задач, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно, но оказывается в состоянии решить с помощью взрослого, в коллективной деятельности, по подражанию, –  писал Л.С. Выготский. – Однако то, что ребенок умеет в сотрудничестве, завтра он сумеет сделать самостоятельно».

Л.В. Занков  в основу своей педагогической системы положил новые представления Л.С. Выготского о воздействии обучения на развитие школьника. Обучение, опираясь не столько на то, что ребенок умеет делать самостоятельно, сколько на то, что он может сделать в условиях сотрудничества и сотворчества, двигает вперед развитие учащегося.

Создавая свою дидактическую систему, Занков ввел понятие «общее развитие». Под общим развитием он понимал целостное развитие ребёнка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья, причём каждому  из этих компонентов придавал одинаково важное значение.

Общая характеристика системы развивающего обучения Л.В. Занкова

Систему развивающего обучения по Л.В. Занкову можно назвать технологией раннего интенсивного всестороннего развития личности ребёнка.

Целевые ориентации системы Занкова

Развитие личности ребёнка.

Высокий уровень общего развития личности.

Развитие всей личности, создание основы для всестороннего гармонического развития.

Таким образом, впервые в область дидактики была включена личность ученика.

Концептуальные положения системы Занкова

Обучение должно идти впереди развития.

Ребёнок является субъектом, а не объектом учебно-воспитательного процесса.

Целью обучения является овладение учеником самостоятельной учебной деятельностью, а не ЗУНы (знания, умения, навыки).

Обучение по системе Л.В. Занкова не отвергает  и не принижает важности приобретения фактических знаний, умений, навыков, необходимых каждому образованному человеку. Оно несколько иначе расставляет приоритеты: на первый план выдвигается цель продвижения ребёнка в общем развитии, а усвоение прочных знаний и умений становится  средством для достижения генеральной цели.

Дидактические принципы Л.В. Занкова

Для наибольшей эффективности процесса общего развития школьников Л.В. Занков разработал дидактические принципы РО (развивающего обучения):

целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;

системность и высокая сложность содержания, адекватные зоне ближайшего развития ребёнка;

ведущая роль теоретических знаний (без принижения значения практических умений и навыков);

обучение на высоком уровне трудности;

продвижение в изучении материала в быстром темпе;

осознание ребёнком процесса учения (принцип сознательности, обращённой на свою деятельность);

принцип единства эмоций и интеллекта, включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ);

проблематизация содержания (коллизии);

вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;

работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.

Особенности содержания обучения

Согласно цели всестороннего развития ребенка содержание начальной ступени обучения обогащено и упорядочено.

Цель начального образования по Занкову – дать учащимся общую картину мира на основе науки, литературы и других видов искусства. Богатство содержания достигается включением в учебный план таких учебных дисциплин как: естествознание, география, история, философия, иностранный язык. Особое внимание уделяется ИЗО, музыке, чтению подлинно художественных произведений, труду в его этическом и эстетическом значении.

Педагогическая система РО Л.В. Занкова дает

учащимся:

развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений, формирование потребности учиться;

радость от свободного умственного труда, творчества и общения;

самостоятельность, уверенность, ответственность;

стремление к сотрудничеству.

учителю:

изменение взгляда на образование и ученика;

технологию развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей;

расширение возможностей для творчества.

родителям:

уверенность в успешном будущем своего ребенка.

Недостаток системы Занкова

Общий недостаток системы РО Л.В. Занкова: она не имеет продолжения в основной школе. И если вы отдадите ей предпочтение, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА 2100» Программа: «Школа 2100» Автор: Бунеев Р. Н

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Слайд 2

Здоровье ученика в норме, если: в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость; в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.

Слайд 3

1. Эмоциональный настрой П розвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы . Будем слушать, рассуждать. И друг другу помогать. Быстро прозвенел звонок - начинается урок. Наши ушки на макушке,глазки хорошо открыты . Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

Слайд 4

2. Оптимальный темп проведения урока, демократичный стиль общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал.

Слайд 5

3. Подача материала должна быть в доступной форме, понятной младшему школьнику, с учётом его возрастных особенностей.

Слайд 6

4. Наглядность, используемая на уроке, способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес учащихся.

Слайд 7

5 . Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в тетрадях и т. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.

Слайд 8

6 . Физкультминутки

Слайд 9

7. Дифференцированное обучение При дифференцированном обучении каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, ощущает защищённость и испытывает интерес к учёбе.

Слайд 10

9. Игра, игровые моменты Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приёмами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей .

Слайд 11

10. Гимнастика пальчиковая гимнастика; дыхательная гимнастика; гимнастика для глаз; разминка для губ и языка.

Слайд 12

12. Санитарно – гигиеническое состояние класса, его освещенность. Температура и свежесть воздуха (чистота воздуха – фактор работоспособности и успешности учащихся); Качество освещения класса и доски (помните естественно освещение благоприятнее, чем искусственное); Чистота помещения, аккуратность; Чистота классной доски .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...