«Педагогическая технология организации уроков в свете требований ФГОС начального общего образования»
методическая разработка на тему

Ярулина Надежда Владимировна

В работе раскрываются понятия: современный урок, типы современного урока, планирование и структура современного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_usloviya_fgos_yarulina_n.v.doc1011 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра адаптивного образования

Вид проекта

(мультимедийная презентация)

«Педагогическая технология организации уроков в свете требований ФГОС начального общего образования»

Ярулиной Надежды Владимировны,

Группа № 6

2013 г.

Содержание

1. Введение.                                                3        

2. Основное содержание

2.1. Современный урок.                                                        4-5

2.2. Типы уроков.                                                                6

2.3. Планирование урока.                                                        7-8

2.4. Структура современного урока.                                        9-11

2.5. Алгоритм проектирования современного урока.                12-14

2.6. Методические приёмы (из опыта работы).                        15-18

2.7 Проектный урок (из опыта работы).                                19-20

3. Заключение.                                                                20

4. Использованная литература.                                                20

5. Приложение (проект по окружающему миру).                        21-28

Введение

В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Особенность ФГОС нового поколения – системно - деятельностный подход, который ставит главной задачей развитие личности учащегося.

Системно – деятельностный подход связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Это влечёт изменение технологий обучения, внедрение информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), что открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету.

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия».  

Представлены четыре вида УУД:

- личностные;

- познавательные;

- регулятивные;

- коммуникативные.

Исходя из поставленных требований, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать классическую структуру урока на фоне активных форм деятельности учащихся.

Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?

Современный урок

Урок – основная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической оснащённостью. Для того чтобы этот уровень был высоким, надо, чтобы учитель  постарался сделать урок своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у учащихся интерес, увлеченность, творческую активность?

Отличия традиционного урока от урока по ФГОС

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок по ФГОС

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание с учётом индивидуальных возможностей

Типы уроков

В традиционной дидактике используют типологии уроков по внешним основаниям:

Классификация уроков по дидактическим целям:

- комбинированный урок;

- урок закрепления знаний, умений, навыков;

- урок изучения нового материала;

- урок контроля;

- урок обобщения;

Классификация уроков по этапам формирования навыка:

- вводный урок;

- тренировочный урок;

- итоговый урок.

Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:

- урок-практикум;

- урок-семинар;

- урок-лекция;

- урок-зачет;

- урок-игра;

- урок-конференция;

- урок-экскурсия и др.

Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса:

- урок организации работы в парах;

- урок работы в малых группах;

- урок коллективного способа обучения.

Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения:

- информирующий урок;

- проблемный урок;

- исследовательский урок;

- эвристический урок.

Классификация уроков по типу межпредметных связей:

- интегрированный урок;

- библиотечный урок;

- медиаурок.

Перечисленные типы уроков позволяют строить систему занятий, образующих целостную технологию обучения. На основе названных типов уроков могут составляться и комбинированные уроки. Кроме того, каждый из перечисленных уроков включает в себя неограниченный набор вариантов их построения.

Планирование урока

Технологический процесс подготовки урока современного типа  базируется на известных каждому педагогу этапах урока. Это:

- определение цели и задач;  

- отбор содержания учебного материала;      

- подбор методов и приёмов обучения;     

- определение форм организации деятельности учащихся;      

- подбор материала для домашней работы учащихся;

- определение способов контроля;      

- продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;

- подбор вопросов для подведения итога урока.

Однако  теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается  в  изменении характера деятельности педагога и учащихся на уроке.

Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель планирует содержание  педагогического взаимодействия, т.е. расписывает деятельность свою и деятельность ученика, причем деятельность обучающегося представлена в  трех аспектах: познавательной,   коммуникативной и регулятивной.  

Наибольшие затруднения у учителя вызывает формулировка целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности, обучающихся на каждом этапе. В помощь преподавателю можно предложить следующие  возможные формулировки деятельности:

Формулировки деятельности учителя и обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

- индивидуальный контроль;

- выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Диктует.

Дает:

- комментарий к домашнему заданию;

- задание на поиск в тексте особенностей...

Организует:

- взаимопроверку;

- коллективную проверку;

- беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

- оценочные высказывания обучающихся;

- обсуждение способов решения;

- поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);

- самостоятельную работу с учебником;

- беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит обучающихся к выводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

По очереди комментируют…

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Работают с научным текстом…

Составляют схемы

Отвечают на вопросы преподавателя.

Выполняют задания по карточкам.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают…

Читают план описания…

Подчеркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Работают с учебником.

Составляют опорные конспекты.

Разрабатывают мысле – карты.

Слушают доклад, делятся впечатлениями о…

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

  • самооценку;
  • самопроверку;
  • взаимопроверку;
  • предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Структура современного урока

Этапы учебного занятия

Образовательные задачи

УУД, формирующиеся на данном этапе

1.Организационный момент

1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен  посмотреть…)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества.

2. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе.

1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.

2. Зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение правил).

3. Зафиксировать актуальные способы действия в знаках (эталоны, схемы, опора по правилам).

4. Организовать обобщение способов действий. Мотивировать учащихся к учебному действию.

5. Организовать выполнение учащимися учебного действия.

6. Зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивидуальное).

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

3. Усвоение новых знаний  и способов действия.

Организовать построение проекта изучения нового знания:

1.Учащиеся ставят цель проекта (что является целью - тема).

2.Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет).

3.Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

- моделирование,

- выбор наиболее эффективных способов решения задач.

4. Реализация проекта и закрепление изученных способ действий.

1.Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2.Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3.Организовать фиксацию нового действия в знаках.

4.Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа.

5.Организовать усвоение учащимися нового способа действий во внешней речи

(в парах или группах, фронтально).

1) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества.

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения.

5. Контроль, самооценка знаний и способов действия.

1.Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2.Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

3.По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.

1) Регулятивные:

- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

2) Познавательные:

- умение осознанно и произвольно строить высказывания.

6. Коррекция знаний и способов действий.

1.Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2.Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

1) Регулятивные:

- прогнозирование.

7. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.

1.Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.

2.Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

3.Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

1) Познавательные:

- умение структурировать знания;

- оценка процессов и результатов деятельности.

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

8. Рефлексия

1.Организовать рефлексию учащихся по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

1) Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли;

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

Алгоритм проектирования современного урока

Первое:

- четко определить и сформулировать для себя тему урока;

- определить место темы в учебном курсе;

- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;

- обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

Второе:

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем нужен этот урок?

Как же определяется цель урока в логике  системно - деятельностного подхода?  

В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении  личностных (принятие новых ценностей), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.

Задачи  урока – шаги по направлению  к цели: что нужно сделать для достижения результата.  

Слова-ориентиры для определения целей урока

Традиционный подход

Компетентностный подход

Понимать требования

Научить формулировать цели

Знать (сформировать знание о…)

Сформировать потребность в знаниях (видеть проблемы)

Научить работать с различными источниками знаний

Научить выбирать источники знаний

Систематизировать

Научить систематизировать

Обобщать

Научить выявлять общее и особенное

Научить выполнять определенные действия (сформировать умения) при решении задачи

Научить выбирать способы решения задачи

Оценить

Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке

Закрепить

Модифицировать, перегруппировать, научить применять

Проверить

Научить приемам самоконтроля

Проанализировать (ошибки, достижения учащихся)

Сформировать способность к самооценке

Третье:

- Спланировать учебный материал.

- Подобрать учебные задания, целью которых является:

  • узнавание нового материала;
  • воспроизведение;
  • применение знаний в новой ситуации;
  • применение знаний в незнакомой ситуации;
  • творческий подход к знаниям.

- Упорядочить учебные задания по принципу «от простого к сложному».

- Составить три набора заданий:

  • задания, подводящие учащегося к воспроизведению материала;
  • задания, способствующие осмыслению материала учащимся;
  • задания, способствующие закреплению материала учащимся.

Четвертое:

Выяснить, над какими умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке  формируются:

  • на этапе объявления темы урока  - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия,
  • на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Требования

к уроку

Урок

современного типа

Универсальные

учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель советует)

Регулятивные, планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Регулятивные,

контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует)

Коммуникативные, регулятивные,

коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные, оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные, саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Пятое:

Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся.

Шестое:

Разработать  структуру урока.

Седьмое:

Определить  способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

- что контролировать;

- как контролировать;

- как использовать результаты контроля.

Восьмое:

Разработать  домашнее задание,  ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов.

Девятое:

         Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.

Методические приемы (из опыта работы)

Организационный момент

«ПОСЛОВИЦА-ПОГОВОРКА»

Учитель начинает урок с пословицы или поговорки, относящейся к теме урока.

«ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИХ»

Учитель начинает урок с высказывания выдающегося человека, относящегося к теме урока.

«ЭПИГРАФ»

Учитель начинает урок с эпиграфа к данной теме.

«ПРОБЛЕМА ПРЕДЫДУЩЕГО УРОКА»

В конце урока учащимся предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.        

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА»

Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление.

Постановка цели урока, мотивация учебной деятельности

«ТЕМА-ВОПРОС»

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Они выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель или выбранный учащийся, а педагог в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.                   

«ГРУППИРОВКА»

        Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается учащимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.                

Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе его

по мере необходимости

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА»

Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. Разминку можно проводить по-разному:

- Что лишнее?

- Обобщить – что это?

- Что пропущено?

- Какое слово скрывается?

«ОБСУЖДЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ»

Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: насколько качественно выполнено домашнее задание.

«ЛОВИ ОШИБКУ!»

        Объясняя  материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала учащиеся заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется.        Поощряйте внимание и готовность вмешаться!         Учащийся получает текст (или разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».

«Открытие» нового знания

(первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала)

«УДИВЛЯЙ!»

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Это могут быть факты из биографии писателей.

«КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ»

Из текста выбираются четыре-пять ключевых слов. Перед чтением текста учащимся, работающим парами или группами, предлагается дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которую им предстоит изучить. После чтения текста, проверить, в этом ли значении употреблялись термины.

«ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ»

        К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов - суждений:

- Почему?

- Как доказать?

- Чем объяснить?

- Вследствие чего?

- В каком случае?

- Каким образом?

«РАБОТА С ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ»

Для учащихся работа с Интернет-ресурсами – это доступ к огромному количеству необходимого иллюстративно-информационного материала, которого катастрофически не хватает в библиотеках. Это, прежде всего, толчок к самообразованию и активизации познавательной деятельность учащихся, а также и выбор, которого ребята не имеют, работая только с учебником.

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

«РАБОТА В ГРУППАХ»

        Группы получают одно и то же задание.         В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку учителю , или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие учащиеся его дополняют или опровергают.

«ТЕСТЫ»

Виды тестов: установочный, обучающий, тест диагностический; тест итоговый, письменный, компьютерный, тест с выбором ответа, тест с «изюминкой», тест-сопоставление, тест с развёрнутым ответом.

«РАБОТА ПО ДИДАКТИЧЕСКИМ КАРТОЧКАМ»

Карточки, должны быть распечатаны и розданы учащимся. Они содержат вопросы и задания различных уровней сложности. Работа с карточками в личностно-ориентированном уроке начинается с выбора задания учащимися. Учитель не принимает никакого участия в процессе выбора карточки учащимся. Он становится наблюдателем и, в нужный момент, помощником.

При выборе карточки ребята проходят три этапа:

- 1 этап – выбор задания (по содержанию);

- 2 этап – по степени сложности ( * - легкое, ** - сложное);

- 3 этап – характер задания (творческое, репродуктивное).

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

 «МИНИ-ПРОЕКТЫ»

Учебный проект  имеет большое количество видов и разновидностей. Исследовательский мини-проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос.

Обобщение усвоенного и включение его

в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД

«ТЕСТ»

        Учащиеся получают задание выбрать из предложенных вариантов правильный ответ.

«ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ»

Учащиеся разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме.         Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков.

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности учащихся

 «ОПРОС ПО ЦЕПОЧКЕ»

        Рассказ одного учащегося прерывается в любом месте и продолжается другим учащимся. Прием применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ.

«ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

Учитель проверяет работы учащихся выборочно.

«ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ ВОПРОС»

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Рефлексия деятельности

«ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ»

Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение:

1) Я сам не смог справиться с затруднением.

2) У меня не было затруднений.

3) Я только слушал предложения других.

4) Я выдвигал идеи….

«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»

Карточка с заданием  «Продолжить фразу»:

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались….

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке…

«ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ»

Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки.

Комфортно, Уверен в своих силах, Хорошо, Плохо, Крайне скверно

Проектный урок (из опыта работы)

В дидактике под методом проектов понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения практических заданий с презентацией результатов.

В основе метода лежит деятельностный  подход, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей, необходимых для исследовательской деятельности.

Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовывать имеющиеся творческие возможности.

Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

- исследовательские (выдвигать идеи, выбирать лучшее решение);

- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);

- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности);

- рефлексивные («Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

- организаторские (проектировать процесс; планировать деятельность, время; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

1 этап - Погружение в проект.

На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап - Организационный.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению.

Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

3 этап - Осуществление деятельности.

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме.

4 этап - Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

5 этап - Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике.

Заключение

Учебный проект для учащегося – это возможность создавать интересное самостоятельно или в группе, используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – созданный продукт.

Учебный проект для учителя – это метод, позволяющий обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы.

В заключение хочется отметить, что метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

Использованная литература

Т.Ю.Бутурлакина «Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС», г.Армавир, 2013 г.

Приложение (из опыта работы)

Проект по окружающему миру «Развивающая игра с кубиками «Узнай свой город»

Цели проекта:

  • Привлечь внимание учащихся к истории своего города.
  • Расширить представление о достопримечательностях родного города.
  • Увидеть ценности совместного творчества детей, родителей и учителя.

Основополагающий вопрос:

  • Почему я люблю свой родной город?

Проблемные вопросы:

  • Где я живу?
  • Почему я горжусь своим городом?
  • Зачем мне надо знать историю своего города?
  • Что я покажу гостям города?

Учебные вопросы:

  • Мой город, какой он?
  • Какие достопримечательности есть в городе?

Задачи проекта:

  • Изучить историю своего города.
  • Выбрать достопримечательности родного города.
  • Создать развивающую игру с кубиками для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Представить проект игры одноклассникам.

Результат проекта:

  • Развивающая игра с кубиками «Узнай свой город».

Аннотация руководителя к работе:

Почему игра с кубиками?

Одной из самых эффективных развивающих игр для детей является игра с кубиками. Складывание кубиков с картинками – это увлекательное занятие, развивающее и память, и логическое мышление. Как интересно из разных непонятных частей получить желанную картинку!

В нашей коллективной работе представлено тесное взаимодействие детей, родителей и учителя. Работая над созданием игры, дети изучали историю города, его памятные места,  на которых ученики 4б класса побывали вместе с родителями или учителем.

Кубики с сюжетами на тему достопримечательностей нашего города привлекут внимание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Помимо кубиков в игре содержатся интересные задания и сведения  из истории города Электросталь.

Итог совместной деятельности – развивающая игра  с кубиками «Узнай свой город». Эту игру ребята представили учащимся начальной школы  гимназии и хотят подарить подарок городу в честь юбилея.

D:\Документы\фото Эл\DSCF1572.JPG

 

План проведения проекта:

Родился в тихом месте под Москвой,
Затишьем назывался ты когда-то,
Но начался однажды трудовой
Твой славный путь, - он превратился в дату.        
D:\Документы\фото Эл\IMG_5897.JPG

Струились дни по жизни, как вода, 
Стремились ввысь проспекты и заводы.
Исчез поселок прежний навсегда,

А вырос город - молодой и гордый!

В 2013 году нашему городу Электросталь  исполняется 75 лет. Это город металлургов, машиностроителей, химиков, ученых, педагогов, медиков, строителей.

Пока мы только школьники, и наш вклад в историю города незначителен. Мы учимся ценить историю своих предков, беречь святыни родной земли и понимать, что

мы – счастливые люди, мы можем гордиться славной историей и культурой нашего города.

В качестве подарка к юбилею нашего города мы решили создать игру «Узнай свой город». Ведь совместное  творчество – это увлекательное и  интересное времяпровождение, которое раскрывает возможности каждого из нас.

Подготовительная часть

На этой большой планете
В огромной такой стране
Есть город один на свете,
Который так дорог мне.

Каждому из нас интересно узнать о городе, в котором мы живём, о том, чем он славится и чем привлекает гостей.

Основополагающий вопрос нашего проекта:

  • Почему я люблю свой родной город?

Этапы деятельности:

  • Спланировали КТД. Для этого мы распределились на группы для поиска информации по направлениям:
  • Почему я горжусь своим городом?
  • Зачем мне надо знать историю своего города?
  • Что я покажу гостям города?
  • Искали ответы на учебные вопросы:
  • Мой город, какой он?
  • Какие достопримечательности есть в городе?
  • Использовали  в поисковой  деятельности следующие источники информации: энциклопедии, просмотр фильмов, ресурсы сети интернет, беседы с родителями, побывали в городском музее, где посетили выставку «История моего города глазами бабушек и дедущек».
  • Совершили увлекательное путешествие по городу и фотографировали достопримечательности. На этом этапе мы использовали помощь родителей, бабушек и дедушек, записывали интересные рассказы из истории города, получали положительные эмоции от совместного творчества и радость общения.
  • Презентация собранной информации, отчёт групп.

На этом этапе мы обработали собранную информацию.

Принято считать, что история нашего города началась в 1916 году, именно тогда, когда были построены два предприятия промышленных заводов «Машиностроительный завод» и «Электросталь».

Достопримечательностей и памятных мест в нашем городе много. Каждое из них имеет свою историю. Обсудив наиболее значимые, пришли к выводу, что это:

  • Памятник Николаю Второву

(угол улиц Корешкова и Первомайской)

Предприниматель, положивший основу заводу «Электросталь», и городу Электросталь в 1916 году под военные заказы. Памятник установлен в 2002 году. Здесь разбили небольшой скверик с мемориалом.

  • Центральная площадь города (проспект Ленина)

В 1971 году на площади появился ледовый Дворец спорта «Кристалл» (на 4,5 тыс. зрителей, выстроенный по проекту архитектора Ю. Регентова)   и искусственный водоём. Сбоку расположен охлаждающий оборудование ледового Дворца бассейн-фонтан.

  • Цветочная аллея (проспект Ленина)

Одно из любимых  мест отдыха жителей и гостей Электростали - аллея в центре города. Традиционно в начале лета она одевается в цветочное убранство в рамках фестиваля цветов.

А начало доброй традиции было положено в 2006 году, когда состоялся большой областной праздник цветов. С тех пор аллея на проспекте Ленина, где проходит фестиваль, стала одной из достопримечательностей города.

В этом году праздник цветов имеет тематическую направленность и посвящен 75-летию Электростали. Все крупные промышленные предприятия Электростали, а также некоторые частные предприниматели подарили горожанам красивые клумбы. Впрочем, клумбами их называть можно далеко не всегда - это целые композиции. Здесь и цветочная палитра, и теремок, и многоярусный торт, и автомобиль на заправочной станции. 

  • Центр культуры им. Карла Маркса (ул. Карла Маркса)

В 1958 году построено здание Дворец Культуры им. Карла Маркса. Особой популярностью здесь пользовался оперный театр, который первым в городе получил звание народного коллектива.

  • Культурный центр «Октябрь»

(проспект Ленина)

«Октябрь» в Электростали - это культурный центр, построенный в 1964 году силами предприятия  «ЭЗТМ».

Открытие Дворца культуры «Октябрь» в Электростали, на которое в свое время был приглашен известный во всем СССР ансамбль «Березка», стало в городе долгожданным событием для многих жителей.

  • Мемориальный комплекс памяти электростальцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, «Вечный огонь», часовня.

Почти из 12 тыс. человек, призванных Электростальским военкоматом, с фронтов Великой Отечественной войны не вернулись 3,5 тыс. человек.

В 1965 году было принято решение о перезахоронении 18-ти воинов, умерших в госпиталях города, в братской могиле на улице Корешкова и установке над ней обелиска (скульптор Лысенко).

В 1968-м году у братской могилы был открыт мемориал и зажжен Вечный огонь. На массивных гранитных плитах сегодня высечены имена около четырех тысяч воинов-электростальцев, отдавших свои жизни за свободу и независимость Родины.

Место для мемориала было выбрано не случайно. Отсюда – от стен бывшего клуба им. Горького, где с июня 1941 по 1945 годы располагался пункт, с которого электростальцы уходили защищать Родину.

28 июня 1941 года, всего на седьмой день после начала войны, на фронт ушли первые добровольцы. Их провожал весь город.

В нашем городе свято чтут память погибших. На предприятиях возведены обелиски. Имена героев, отдавших жизнь за Родину, начертаны на памятных досках, установленных на стенах жилых домов и общественных зданий города.

Основная  часть

  • Побывав на экскурсии в городе и просмотрев фотографии достопримечательностей нашего города, мы решили создать игру с кубиками с сюжетными картинками.
  • Выбрали фотографии.
  • Кубики с шести сторон обклеили частями фотографий.
  • Подготовили задания по сюжету картинок.
  • Кубики и задания упаковали в коробку.
  • Получили развивающую игру для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Узнай свой город».

Давайте поиграем!

Правила игры:

Вариант 1.

Положить перед ребёнком картинку. Ребёнок берёт 1 кубик, крутит его в руках и находит соответствующую часть на образце. Так собирается вся картинка в кубиках.

Вариант 2.

Взрослый выкладывает 2 кубика по картинке и просит ребёнка продолжить.

Вариант 3.

Положить перед ребёнком несколько кубиков так, чтобы на верхней стороне были картинки одной категории, кроме одной. Ребёнку нужно найти лишнюю картинку.

Вариант 4.

Показать ребёнку картинку несколько секунд, убрать картинку. Ребёнок собирает картинку из кубиков по памяти.

Вариант 5.

В игру могут принимать участие одновременно до 5 человек. После того как все стороны кубиков собраны, можно провести викторину. За каждый верный ответ – эмблема города. К игре прикладываются занимательные вопросы:

1) Год рождения города Электросталь.

2) Назовите фамилию и имя человека, благодаря которому в посёлке Затишье появился крупный завод.

3) Основное направление развития предприятий нашего города.

4) Назовите самый «холодный дворец» нашего города.

5) В каком году был построен ледовый Дворец спорта «Кристалл»?

6) Какую роль выполняет бассейн – фонтан, расположенный сбоку от ледового Дворца?

7) Чей памятник расположен на центральной площади нашего города? В каком году он был открыт?

8) Какое место в городе можно назвать «цветущим островком»?

Ключи к вопросам:

1) 1916 год.

2) Николай Второв.

3) Машиностроение и металлургия.

4) Дворец спорта «Кристалл».

5) В 1971 году.

6) Бассейн – фонтан охлаждает оборудование ледового Дворца.

7) Памятник В.И.Ленину. В 1987 году.

8) Цветочная аллея города.

Заключительная  часть

        Проект игры с кубиками мы представили ребятам нашей гимназии. Ученики младших классов с удовольствием и большим интересом выкладывали кубики по заданиям и сюжетным картинкам.

Заключение

В результате работы над проектом мы не только познакомились с историей своего города, но и создали собственную  развивающую игру для ребят города Электросталь, которую хотим подарить городу на 75-летие.    

В своей работе мы показали, что:

1. Город и его историю интересно изучать младшим школьникам.

2. Созданная игра «Узнай свой город» интересна, познавательна и доступна.

3. Совместное творчество детей,  родителей и  учителя раскрывает творческий потенциал каждого ребенка, что способствует формированию добрых чувств, любви и уважения к родному городу, его прошлому и настоящему.

Весенних ливней капли как хрусталь
Слагают жизнь, а ты всё также молод!
Электросталь! Электросталь!
Мой милый сердцу вечно юный город!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков здорового образа жизни у школьников с за-держкой психического развития в условиях требования ФГОС начального общего образования

Ребёнок первый раз переступил порог школы. Что его ждёт? Новый, неизведанный мир открывается перед ним. Принимая каждого ребёнка, учитель задумывается над тем, каким он станет через одиннадцать лет, к...

Тематическое планирование составленов соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечено УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., рабочими тетрадями и м

Пояснительная записка.Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамот...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

«Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований ФГОС начального общего образования»

«Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований ФГОС начального общего образования»...

Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС начального общего образования

УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ   Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования ...

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...