Прием моделирования как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
статья на тему

Спиридонова Ирина Юрьевна

Использование метода моделирования на различных уроках в начальной школе способствует формированию универсальных учебных действий младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spiridonova_i.j.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Спиридонова И.Ю.,

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей № 159»,

г. Казань

Прием моделирования как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Согласно образовательным стандартам нового поколения необходимо развивать у младших школьников умение учиться, это значит необходимо формировать у них универсальные учебные действия. А «универсальные учебные действия» - это совокупность способов действий учащегося, которая обеспечивает способность к самостоятельному поиску и усвоению новых знаний и умений, формирует его социальную компетентность.

Сегодня начальное образование решает главную задачу: закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Формирование познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентировано на обобщённые способы действий.

Именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития познавательного интереса и формирования познавательных универсальных учебных действий, так как в этот период все виды деятельности, в том числе и учебная, способствуют развитию познавательной сферы.

Кроме того, в умственном плане формируются такие операции как классификация, сравнение, операции анализа и синтеза, действия моделирования, что является предпосылкой формирования познавательных универсальных действий. Исходя из этого, моделированию должна отводится важная роль в начальной школе.

 В основе метода моделирования лежит принцип замещения, когда реальный предмет ребенок способен заменить другим предметом, его изображением, каким-то условным знаком. Необходимо учитывать основное назначение модулей – это облегчить учащемуся познание, открыть доступ к скрытым свойствам, качествам, характеристикам, связям.

Моделирование существует давно, но как средство обучения стало осознаваться и приниматься сравнительно недавно, научное понятие модели и само моделирование еще только начинает проникать в методику и практику начальной школы. К знаково-символическим моделям можно отнести краткую запись текстовой задачи, таблицы, схемы, графики, формулы, выражения с переменной, уравнение, алгоритмы, графические модели чисел, схемы слов, предложений.

Метод моделирования на уроках чтения можно использовать при составлении схематического плана, модели обложки произведения.

 На уроках окружающего мира используется модель светофора, компаса, глобус, пластилиновые модели планет Солнечной системы, модели карточек и схем по экосистемам природных сообществ, схемы цепей питания.

На уроках математики моделирование –основной прием анализа задачи, уравнений, который помогает обучающимся увидеть задание в целом и не только понять его, но и найти правильное решение, а также возможность преобразовать одну модель в другую.

С первых уроков обучения грамоте строятся звуковые модели слов. При изучении состава слов ведется работа с морфемной моделью слова, а при синтаксическом анализе предложений – составляется схема предложения.

Моделирование может выступать как учебное средство:

а) для фиксации наглядного представления ориентировочной основы действия, абстрактных понятий;

б) для фиксации и наглядного представления общих способов действий по решению каких- либо задач;

в) как средство наглядности и носит обобщённый характер;

г) может эффективно использоваться для обобщения и систематизации изученного материала.

Конечно, процесс формирования умственных действий с использованием моделирования является достаточно длительным и состоит из нескольких этапов. Начинать надо с этапа материализованного действия, который предполагает построение и использование моделей еще на этапе усвоения знаний и умений. Затем можно переходить к этапам внутреннего речевого действия, внутреннего умственного действия. Знания учащихся в результате поднимутся на более высокий уровень, приблизятся к обобщенным понятиям.

Педагогу важно понимать, что только при специально организованном обучении моделирование, как способность младших школьников, может благополучно формироваться. При проектировании урока с применением приема моделирования учитель должен учитывать тот факт, что в классе дети разные и учить их надо по-разному, выбирая те методы и приемы, которые будут предпочтительнее для развития каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа на тему "Технологии проблемного обучения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников"

За последние десятилетия чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей начального образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивает...

Выпускная квалификационная работа«Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка и литературы»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

Проект как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Данная тема актуальна , потому что проект способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из сте...

Проект как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация работы по созданию проектов....

Презентация по теме "Проблемное обучение как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников"

Этапы технологии проблемного обучения}Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации}Поиск решения проблемы: через диалог; выдвижение гипотез}Проверка гипотез}Формулировка правила, спосо...

Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе создания проблемных ситуаций на уроках русского языка в контексте ФГОС НОО. Актуальный педагогический опыт.

Цель данного опыта заключается в создании необходимых условий на уроках русского языка для успешного развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе создания пробл...