ИКТ как инструмент формирования универсальных учебных действий
статья на тему

Перегудова Елена Федоровна

Одним из средств формирования универсальных учебных действийявляется интерактивная доска. Ее применение в процессе обучения способствует развитию у учащихся умение учиться,позволяет учитываяиндивидуальные особенности и интересы уч-ся, уровень сложности заданий, построить урок так, чтобы ученик удивлялся каждому новому виду учебной деятельности и чувствовал уверенность в освоении нового материала.

Использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание уч-ся к процессу обучения на разных этапах урока и в разных формах работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_peregulova_2.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ как инструмент формирования  универсальных учебных  действий

                                                                                                                  Перегудова Е.Ф.

Одним из средств формирования универсальных учебных действий является интерактивная доска. Ее применение в процессе обучения способствует развитию у учащихся умение учиться, позволяет учитывая индивидуальные особенности и интересы уч-ся, уровень сложности заданий,  построить урок так, чтобы ученик удивлялся каждому новому виду учебной деятельности и чувствовал уверенность в освоении нового материала.

         Использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание уч-ся к процессу обучения на разных этапах урока и в разных формах работы.

         В своей практике я использую различные приёмы. Остановлюсь на наиболее часто используемых мной на уроках Формировать регулятивные  УУД мне помогает  приемы: «вписывание информации»

         Этот прием прост и эффективен в работе, не требует большой подготовки. Используя инструмент Перо, делаем различные пометки на слайдах, записываем решение задач, примеров. Делаем разбор предложений, слов, вставляем пропущенные буквы и слова.  К доске может выйти любой ученик, выбрать нужный вариант ответа или задания, дописать что-либо, объясняя свою точку зрения. Все это может выполняться различными по цвету маркерами, достаточно лишь изменить цвет инструмента. Заготовленные мной задания позволяют сделать работу наиболее интенсивной и у каждого есть возможность вернуться к первоначальному варианту задания.

         Прием «перетаскивание» похож на вписывание информации, но между ними есть существенные различия.

Например, ученикам дается задание вставить нужную букву в слово, но не вписать ее, а вставить из расположенной «библиотеки». Такая работа акцентирует внимание на моменте выбора того или иного варианта, применении нужного правила. Во время перетаскивания выбранной буквы ученик объясняет свой выбор.

 Для проверки знаний по теме урока применяю прием тестирования. Тест можно создать за несколько минут используя программу Smart Notеbook

  Формировать не только регулятивные, но и  познавательные УУД помогают приемы «перемещение объектов». Перемещать можно на странице различные предметы: картинки, схемы, надписи, пазлы. Этот прием дает широкое поле для создания творческих заданий, которые любят выполнять ученики. Создаю разнообразные задания на установление соответствия, упорядочивания, отбор информации, группировка предметов или слов по определенному признаку, классификацию, создание алгоритмов, кластеров.  

          Приём «конструктор заданий» также строится на основе перемещения объектов. Но здесь добавляется еще и проверка выполнения задания. Например, задание «распредели данные выражения в соответствии с результатом». Даны несколько выражений и на не передвигающихся объектах (картинка, фигура) даны ответы. Ученик перемещает выражения к нужному объекту, и если выбор верный, то выражение исчезает, если нет – возвращается на место. Этот прием можно использовать на различных уроках при закреплении изученного материала.

          Прием «спрятать – показать» или «выделить – убрать информацию» помогает показывать нужный материал в необходимый момент урока. Материал появляется по мере необходимости, как подтверждение сказанного детьми

         Прием «затемнение ячеек» использую при работе с таблицами, кроссвордами. В готовых заданиях информация в ячейках (цифры, буквы, слова или картинки) скрыта от ребят и, по мере необходимости, постепенно открывается. Для этого в таблицу заранее вношу нужные знаки, затемняю ячейку, и все становится скрытым.

 Фрагмент урока р. Яз. Работа со словами из словаря.

    Все задания, выполняемые на ИД, направлены на формирование личностных УУД. Выполняя любое упражнение  учащийся все пропускает через «фильтр» собственного Я – Я хочу, Я могу, Я умею, у МЕНЯ получилось. При этом повышается уровень мотивации к учебной деятельности, самооценки и оценки окружающими.

    Благодаря интерактивной доске, меняются даже самые проблемные ученики. Ребёнок, который раньше отсиживался, вдруг становится активным и начинает творчески мыслить. Ученик, который вечно срывал уроки, направляет свою энергию на работу с одноклассниками. А тот, кому просто тяжело учиться, находит новые возможности для самовыражения. Рефлексия, проводимая на уроках, показывает заинтересованность учеников учебным материалом.

          Использование интерактивной доски на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль универсальных учебныхдействий в системе современного общего среднего образования»

«Федеральный государственныйобразовательный стандарт начального общего образования и его реализация в учебно-методических комплектах(на примере УМК для начальной школы«Перспектива»)»  по тем...

Знакомство с шумовыми инструментами. Исполнение русских народных песен с помощью шумовых инструментов.

Данная разработка предствляет собой занятие по внеурочной деятельности общекультурного направления "Мир музыки" по теме "Знакомство с шумовыми и нструментами. Исполнение русских народных песен с помощ...

Знакомство с инструментами шумового оркестра, овладение приемами и техникой исполнения на ударно – шумовых инструментах.

Данный материал поможет освоению и накоплению игровых навыков на шумовых инструментах. Развитию у учащихся музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, музыкального слуха и воображен...

конспект урока музыки в 4 классе. Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.

Цель: развитие музыкальной грамотностиЗадачи:Продолжить знакомство обучающихся с музыкальными инструментами России.Воспитывать интерес к истории возникновения и бытования народных инструментов, к крас...

Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов

Открытый урок по музыке в 4 классе на тему "Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов". Цели и задачи урока:-знакомство учащихся с русскими народными инструментами, с муз...

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс...