Урегулирование конфликтов в учебно-воспитательной работе с одаренными детьми
статья на тему

Зимина Оксана Николаевна

Работа в рамках повышения квалификации по теме "Одареный ребенок в школе" 2017 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota_no_2.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

      Зимина Оксана Николаевна,

учитель начальных классов

                                                                                 МОУ лицей №12 г. Люберцы

Самостоятельная работа №2

Урегулирование конфликтов в учебно-воспитательной работе

с одаренными детьми.

Конфликт (от лат. conflictus)  это отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами; наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм

Для перехода конфликта в активную фазу необходимо наличие субъектов конфликта. Ими являются активные стороны, способные создавать конфликтную ситуацию в зависимости от своих интересов и их биполярная оппозиция

К педагогическим конфликтам относят межличностные конфликты «учитель-учитель», «учитель-ученик», «учитель-родитель», «учитель-администрация», «ученик-ученик», «ученик-родитель», «родитель-администрация». Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций субъектов конфликта.

Урегулирование педагогических конфликтов — вмешательство третьей стороны, медиатора, влияющего на результативность завершения конфликта.

Урегулирование педагогических конфликтов с одаренными детьми – специальный вид деятельности медиатора, заключающийся в оптимизации решения проблем одаренных детей и устранении причин конфликта с ними.

Официальные медиаторы (третейские судьи, арбитры, посредники) — руководители образовательных учреждений; представители правоохранительных органов; общественные организации; профессиональные конфликтологи.

Неофициальные медиаторы (наблюдатели, помощники, консультанты) — профессиональные психологи, педагоги, социальные работники; старшие по возрасту члены семьи; неформальные лидеры социальных групп разного уровня; друзья, соседи, свидетели конфликта.

Управление конфликтами является одним из видов социальной регуляции, направленной на преодоление напряженности и предотвращение столкновений

           Как правило, в процедуре медиации участвует квалифицированный и профессиональный медиатор и две конфликтующие стороны, которые дали согласие на медиацию. Ниже кратко представлены основные принципы медиации, однако в зависимости от вида процедуры и страны, в которой она проводится, эти принципы могут несколько варьироваться.

          В соответствии процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

Количество и точная формулировка отдельных принципов варьируется, в зависимости от страны, где применяется медиация и конкретной теоретической медиативной школы.

Процесс урегулирования педагогических конфликтов с одаренными детьми — это синтез внешних мер по профилактике и конструктивному разрешению конфликтов в триаде «педагог–одаренный ребенок–родитель», направленных на внутренние позитивные изменения, улучшение педагогического общения, усиление творческой активности и результативности. В учебно–воспитательной работе с одаренными детьми урегулирование должно базироваться на аналитике различных видов педагогических конфликтов, выявлении предмета и образа конфликта, корректировке мотивации и целеполагания у педагогической триады. Сущностью урегулирования является научение триады «педагог-одаренный ребенок–родитель» диагностировать, анализировать, прогнозировать конфликты, использовать положительные функции конфликтов, уметь нейтрализовать деструктивные.

Переговорный процесс — коммуникация между сторонами для достижения соглашения относительно предмета переговоров.

Посредничество одна из древнейших форм разрешения конфликта. У славян традиционно в роли посредника выступал старейшина племени, князь, воевода, помещик. Вспомним Некрасова: «Вот приедет барин, барин нас рассудит...». Сейчас, в зависимости от вида конфликта, в качестве посредников могут выступать социальные институты, руководство организации, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет, уважаемые люди, суды.

Занимая нейтральную позицию между конфликтующими сторонами, посредник помогает им в преодолении разногласий и конструктивном разрешении конфликта, устанавливая и поддерживая непосредственное общение между ними. Содействуя конструктивному обсуждению и поиску решения проблемы, посредник не может вместе с тем определять выбор окончательного решения, который является прерогативой конфликтующих сторон. Посредник должен сразу же подчеркнуть тот факт, что ответственность за неудачу на переговорах и дальнейшую эскалацию конфликта несет не третья сторона, а сами участники конфликта.

Среди обозначенных выше форм участия третьей стороны в урегулировании и разрешении конфликта лишь последние две ориентированы на использование переговорного подхода.

Посредничество наиболее эффективно в ситуациях, когда стороны оказались неспособны самостоятельно найти решение проблемы и достичь соглашения в ходе прямых переговоров или преодолеть тупиковую ситуацию, возникшую в ходе переговоров.

Помощник - в урегулировании конфликта участвует с целью совершенствования процесса обсуждения проблемы, организации встреч и переговоров, не вмешиваясь в полемику по поводу содержания проблемы и принятия окончательного решения.
Наблюдатель — своим присутствием в зоне конфликта сдерживает стороны от нарушения достигнутых договоренностей или от взаимной агрессии.

Литература:

1. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 2004 
2. Вишневская А.В. Конфликтология. Екатеринбург, 2007.

3. Гаврилова И. Н, Рабочая тетрадь « Одаренный ребенок : индивидуализация обучения и проблемы его социальной адаптации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...

Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".

Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....

«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...

Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.

Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы  работы с одаренными детьми....