«Развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроках русского языка в условиях модернизации школы».
статья на тему

Сошонкова Нина Елпидифоровна

Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

      Внедрение  Федеральных общеобразовательных государственных стандартов – новый этап в развитии общего начального образования. Поэтому современный учитель должен быть более творческим, инициативным,  ответственным,  способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельным и уверенным в себе.

       В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решение в любой жизненной ситуации. Приоритетные средства для достижения этого – культура общения и культура речи.

     Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социальной активной личности.

     В соответствии с этим должна измениться роль учителя и ученика в учебно-воспитательном процессе. Ученик должен стать не объектом, а субъектом, активным участником процесса приобретения  знаний. Учитель из информатора должен превратиться в организатора учения.

          В школе ребёнок учится излагать свои мысли. Он не просто повторяет вычитанные слова из учебников, а учится мыслить в речевой форме. В результате идёт развитие процессов мышления и речи, что является важнейшим эффектом учебной деятельности ребёнка.

Речь ребенка зависит от ситуации общения. Поэтому на уроках учителю необходимо создавать коммуникативную ситуацию, чтобы научить детей общаться в рамках учебных занятий.

Актуальность выбранной темы: «Развитие  коммуникативных  способностей  младших школьников на уроках русского языка в условиях модернизации школы».

Объектом  является  процесс формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.

Предмет:  коммуникативная функция языка.

Цель: выбор эффективных методов и средств, обеспечивающих развитие коммуникативных умений и навыков учащихся начального обучения.

Задачи:

  • изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста;
  • провести диагностику учащихся;
  • собрать дидактический материал для работы на уроках русского языка Гипотеза:  уровень  сформированности коммуникативных умений у младших школьников будет достаточно высоким, если правильно организовать систематическую работу по развитию речи.

Методы исследования:

- изучение и анализ литературных источников;

- наблюдение, беседа, тестирование;

- опытно-экспериментальная работа.

     

  1. Формирование коммуникативной компетентности

на уроках русского языка в начальных классах

               В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что «развитие личности – смысл и цель современного образования».        Современная школа заявила о себе как о школе культурно- и личностно-ориентированной. В соответствии с этим она призвана поддержать вступление ребенка в мир  культуры, при этом сберегая и развивая маленького человека как индивидуально- неповторимую личность, предоставляя ему возможность реализовать свои социальные (не противоречащие интересам других личностей) притязания.

                            Что же включает в себя понятия «компетенция», «компетентность»?

             Для российской педагогической литературы понятия «компетенция», «компетентность» сегодня относительно новые и в последнее время активно разрабатываются в научных исследованиях. В современных словарях слово «компетенция» раскрывается с указанием на его латинское происхождение (competentia – согласованность частей и compete – добиваюсь, соответствую, подхожу). Соответственно слово «компетенция»  может иметь два разных значения: во-первых, это круг полномочий какого-либо учреждения или лица, во-вторых, это круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. В современной педагогической литературе слово «компетенция» употребляется во втором значении.   

                             Наиболее полно и точно сущность этого понятия раскрывает А.В. Хуторской, который отмечает, что «компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним».     Под компетенцией необходимо иметь в виду некоторое отчужденное, наперед заданное требование к обязательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество. «Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» - так дает определение этому понятию доктор педагогических наук А.В. Хуторской.

Раскроем содержание  коммуникативной компетенции. Слово «коммуникативность» и  «коммуникативный» означает: 1) готовность ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений качеств личности; 2) умение пользоваться разнообразными речевыми средствами, речевыми умениями, чтобы воздействовать с их помощью на других людей, а также выразить себя.

                   Народная мудрость гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу». Так формируется жизненная линия человека. Жизнь ребенка – это неуклонный процесс взросления и формирования. И на первом этапе жизни реальный мир для ребенка- это в первую очередь семья и школа. Задача учителя – мобилизовать ученические ресурсы: память, мышление, смекалку, развивать умение высказать свою точку зрения, владеть искусством слова, быть грамотным, подключив учительский ресурс – знание предмета, индивидуальный подход к обучающимся, практическую направленности уроков, умение управлять вниманием, распознавать творческие наклонности обучающихся.

Как показывает практика, привить интерес к предмету, развить интеллектуальные способности, познавательную сферу, творческий  потенциал школьников довольно трудно  в условиях традиционного обучения. На фоне снижения общей культуры, переоценки ценностей наблюдается слабое владение коммуникативными  умениями и навыками (отмечаем бедность словарного запаса, орфоэпические ошибки, трудность в создании устного или письменного высказывания, непрочные, порой бессистемные орфографические и пунктуационные ошибки, восприятие науки о языке как перечне правил, недостаточное владение теорией языка).                                                                                                                                        Языковеды подсчитали, что ребенок употребляет в своей речи примерно 3000 слов, подросток 9000, взрослый от 12000 до 14000. Всего же в русском языке более 500000 слов. И все-таки, несмотря на такой запас слов трудно порой найти нужное, чтобы ясно и четко выразить свои мысли. И владеть языком – это целое искусство. Однако нельзя закрывать глаза на то, что  мы сегодня  почти не читаем, говорим небрежно и пишем кое-как. В связи с этим появилась потребность в деятельностном подходе,  включении учеников в практическую и творческую деятельность.

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его развития, его речевой культуры. Но вот мысль, над которой следует задуматься: язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности.

Овладение коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться – необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей. От успешного решения этой задачи будет во многом зависеть выбор профессии, а значит и дальнейшая судьба молодых людей.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что – то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст. Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также его уровень развития. Развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения. Речь помогает ребенку не только общаться, но и познавать мир. Для ребенка грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает все более четкую коммуникативную направленность. Важная задача обучения в начальных классах – обучение школьников выражению собственных мыслей. Учителя начальных классов должны с первых шагов приучить школьников к содержательным, подготовленным, четким, ясным и правильным высказываниям. Борьба с пустословием, неорганизованной речью, повторениями, расплывчатостью выбираемых языковых средств – задача трудная. Процесс формирования коммуникативной компетентности является длительным и достаточно сложным. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить слушать, говорить, сочинять, писать.

В процессе формирования коммуникативной компетентности выделяются две задачи:

1) необходимость исправления недостатков речевого развития у детей;

2) использование возможностей урока для формирования коммуникативной компетентности.

При решении первой задачи - исправление недостатков речевого развития – выделяют четыре направления:

  • воспитание звуковой культуры речи;
  • уточнение словарного запаса речи;
  • выявление уровня сформированности фразовой речи;
  • совершенствование речевого общения;

Воспитание звуковой культуры речи включает в себя:

  • развитие правильного звукопроизношения (внятности речи), чему способствуют скороговорки, артикуляционная зарядка;
  • отчётливое произношение слов и фраз, чему помогают игры-инсценировки на уроках;
  • корректировка темпов речи, где используются скороговорки;
  • развитие фонематического слуха, чему помогают дидактические игры. Например, «Узнай и назови звук», «»Подбери слово с данным звуком», «Замени один звук на другой»;
  • достижение выразительности речи через подражание при заучивании стихотворений с голоса учителя.

Уточнение словарного запаса тесно связано с формированием грамматических навыков правильной речи. Слово – важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли.

Работа складывается из четырёх направлений:

1) обогащение словаря, т. е. усвоение новых слов, которых школьники ранее не знали вовсе, новых значений слов;

2) уточнение словаря, т. е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;

3) активизация словаря, т. е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;

4) устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

Используют  следующие приёмы работы над значением слова:

1) словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение слова. В начальных классах обычно задаётся вопрос: «От какого слова образовано это слово?» или: «Почему так назвали подосиновик?»

2) подбора синонимов: стучит- шумит, большой - огромный;

3) подбор антонимической пары: старт – финиш, хорошо – плохо.

4) работа с многозначными словами: идут часы – идут дети – идёт строительство.

Для выявления уровня сформированности фразовой речи предлагают пересказать небольшой текст, так как, чтобы научить высказываться по определённой теме, необходимо знать: в какой мере развита фразовая речь у каждого ученика.

Совершенствование речевого общения, коммуникативной компетенции возможны через:

  • развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи (повторение вопроса, хоровое повторение вывода, чередование индивидуальных ответов с хоровыми);
  • учебное общение в паре или в группе;
  • установление связей между понятиями (ложка – каша, картофель – огород);
  • подбор точных формулировок для ответа на вопрос учителя;
  • выделение голосом главного.

Вторая задача – использование возможностей урока для формирования коммуникативной компетентности в большей степени решается на уроках русского языка и литературного чтения. Всем известны главные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность. Для организации свободного высказывания ставятся  вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода при рассматривании сюжетных картинок или вопросы, мобилизующие личный опыт ребёнка (Какой снег, если дети лепят снеговика?);

- предлагают составить описательные или сравнительные высказывания по демонстрируемым предметам;

Например, «Хорошо или плохо?» (Стакан хорош, что прозрачен, можно налить жидкость, насыпать крупу…, плох – может разбиться…).

Большая роль в развитии коммуникативных способностей отводится работе с предложением и работе над связной речью. Используются следующие приёмы работы над предложением:

1) Самый простой и в то же время необходимый приём работы над предложением во всех классах – это чтение образцов, отработка интонации, выразительности. Просто дети должны услышать, почувствовать предложение как единицу речи. Хорошее, выразительное прочтение предложения даёт очень много для развития речи. Незаменимы для интонирования загадки, например: «Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица». К числу упражнений по образцу принадлежат также многочисленные варианты, предполагающие составление предложений, аналогичных данным, но на другую тему. Например, учитель предлагает детям послушать стихотворение С. Погореловского «Здравствуй, лес!»:

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Затем предлагает учащимся составить своё предложение по этому образцу, но с обращением не к лесу, а к утру, к лугу. Дети составляют предложения: «Здравствуй, утро! Здравствуй, луг!».

2) Следующий приём, применяемый для построения предложения, - вопрос учителя. Например: «Что дети собирали в лесу?» Предложение – ответ: «Дети собирали в лесу малину». Вопросы могут наталкивать учащихся на составление сложных предложений. Вопросы почему? зачем? где? когда? стимулируют составление сложноподчинённых предложений. Вопрос может дать тему для предложения, послужить толчком для его составления, например: «Что ты знаешь про ежа?».

3) Конструктивные упражнения:

а) построение предложения из разрозненных слов. Варианты этого упражнения:

- все слова даны в нужной форме: «видели, белочку, рыженькую, дети, лесу, в»;

- некоторые слова даны в нужной форме, а часть слов - в начальной форме: «видеть, белочку, маленькая, дети, лес, в».

б) Работа с деформированным текстом. Например,

- Живёт, большого, белка, в, дупле, дерева, рыженькая.

- Гнёздышко, а, птички, в его ветвях, маленькой.

- Целый, они, хлопочут, день.

- Собирает, грибочки, белочка.

- Червячков, а, птичка.

- В ночной, в лесу, час, затихают, шум и возня.

- Всем, и птичка, песню, лесным, жителям, колыбельную, поёт.

в) Работа по восстановлению текста, например: «Вдруг поплавок запрыгал в воде и утонул. Плавники у окуня красные, спина тёмно-зелёная, а на боках тёмные полоски. Дёрнул рыбак удочку и вытащил окунька. Закинул рыболов в речку удочку и ждёт».

4) Деление текста, данного без точек и заглавных букв, например: «в чаще леса у лисы нора туда пушистая красавица принесла ещё живую мышку лисята учуяли мать и поспешили ей навстречу малыши окружили зверька и стали с ним играть так они учатся ловить добычу».

5) Постепенное ступенчатое распространение предложения с помощью вопросов. Дано, например, не ясное предложение: «Птицы вернулись». – «Какие птицы?» - «Перелётные птицы вернулись». - «Откуда вернулись?» - «Перелётные птицы вернулись из тёплых стран». – «Куда вернулись?» - «Перелётные птицы вернулись их тёплых стран в свои родные гнёзда». Упражнения такого типа учат детей составлять значительные по объёму предложения, вводить в них дополнительные сведения, изобразительные средства, а также устанавливать связи между словами и предложениями. Иногда практикуется и обратный вариант этого упражнения – сокращение распространённого предложения путём отбрасывания некоторых слов. В процессе такого отбрасывания можно проследить, как обедняется содержание предложения; можно также найти тот предел, дальше которого сокращение уже нежелательно, например: «В летние, знойные дни хорошо бродить в берёзовой роще». – «В знойные дни хорошо бродить в берёзовой роще». – «Хорошо бродить в берёзовой роще».

6) Соединение двух или трёх простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами, например: «С полей уже убрали рожь и пшеницу. Овёс и ячмень тоже уже убрали». – «С полей уже убрали рожь, пшеницу, овёс и ячмень». «Мальчики на пришкольном участке посадили кусты смородины. Девочки ухаживают за двумя грядками клубники». – «Мальчики на пришкольном участке посадили кусты смородины, а девочки ухаживают за двумя грядками клубники».

7) Построение сложных предложений из нескольких различных элементов.

Например, дано начало предложения: «Петя поехал в горный лагерь,…», затем предлагается несколько вариантов закончить его:

- и мама осталась одна дома;

- а Саша отправился с отцом в Москву;

- чтобы там заняться альпинизмом;

- потому что он ещё не бывал в горах.

8) Выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах предложения; объяснение оттенков значения, которые при этом возникают. Например, даётся предложение: «В марте с крыш капает, весна приближается»; дети составляют варианты предложений:

Приближается весна, с крыш уже капает.

Закапало с крыш, значит, весна скоро.

Если с крыш закапало, значит, весна скоро.

Весна приближается, вот и с крыш уже закапало.

9) Построение предложений заданного типа (изученной конструкции), например, с однородными членами, с однородными подлежащими и т д.

10) Составление предложений по данной синтаксической схеме:

(Прожорливые скворцы уничтожают вредных гусениц.)

11) Редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки, недочёты.

12) Основные виды творческих упражнений по составлению предложений следующие (расположены по степени самостоятельности и развивающему эффекту):

- составление предложения по опорным словам (2-3 слова);

- составление предложения по опорному слову, чаще всего новому, отличающемуся особыми оттенками значений и выразительностью;

- составление предложения по предметной или сюжетной картинке;

- составление предложения по заданному обороту речи, фразеологизму, крылатому выражению;

- составление предложения по предметной картинке;

- составление предложения по узкой теме, заданной учителем или учащимися;

- свободное составление предложения (задание звучит так: «Составьте предложение любого вида и на любую тему»).

Приёмы работы над связной речью:

1) Моделирование структуры текста. Например, с помощью памятки «Текст» - определи:

- тему (о чём будешь писать, говорить);

- главную мысль (что главное хочешь сказать);

- название (если его нет), передай в нём тему, главную мысль;

- содержание и порядок предложений (с чего начнёшь, как продолжишь, что потом скажешь нового, чем закончишь);

- план текста (нужно ли несколько частей, о чём будешь говорить в каждой, как назовёшь их).

2) Редактирование своего текста. Например, по памятке «Редактор» - проверь:

- понятна ли тема, ясна ли главная мысль, передаёт ли их название текста, выделены ли красной строкой части текста;

- движется ли мысль от предложения к предложению, не нарушен ли их порядок;

- удачны ли начало и конец текста;

- правильно ли, точно ли выражены мысли.

3) Отработка типов связи в тексте.

4) Составление текстов различных типов: описание, повествование и рассуждение, а также разных жанров: рассказ, пейзажная зарисовка, описание картины, очерк, статья в газету, письмо, пьеса.

5) Передача сюжета в диалогической форме.

6) Составление рассказа по вопросам, по картинкам и вопросам, по заданному началу.

7) Составление схем, определяющих состав и последовательность выполняемых операций, например, перед выполнением задания «написать письмо родным», можно использовать схему письма.

8) Пересказ, близкий к тексту или сжатый, озаглавливание текста.

9) Составление рассказа о случае из собственной жизни по аналогии с прочитанным.

10) Свободный диктант.

Следует отметить важнейшие требования, предъявляемое к речевым упражнениям: последовательность, систематичность, доступность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинять их единой цели. Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. А. Сент – Экзюпери говорил, что «Самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения».

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что – то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст. Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также его уровень развития. Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

            Работа по формированию коммуникативной компетентности у учащихся требует от учителя методического мастерства , такта, умения видеть всех и каждого, учитывать индивидуальные особенности , способности каждого ученика.

 

 

Список литературы.

  1.  Боброва, С.В. Формирование языковой культуры на уроках русского языка / С.В. Боброва // Русский язык в школе. – 2010. – №4. – С. 9-16.                                               
  2. Быстрова, Е.А. Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках русского языка / Е.А. Быстрова  // Русская словесность. –2003. –№1. – С. 35-40.
  3.        Девяткина Г.В.  Коммуникативно-мыслительные игры как средство диагностики, систематизации и контроля теоретических знаний обучаемых. - 1999.- 5.- с.174-178.                                                                
  4.  Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников / Под ред. А.И.Гришанова. – Ижевск.: 2010. – 136 с.    
  5. Егоров О. Коммуникативная функция учебных занятий: она должна "работать" на образовательный процесс / О. Егоров. - М.:  Учитель. - 2011.-с.27-30
  6. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития речи коммуникативных свойств личности // «Начальная школа» №11, 2008.
  7. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Совершенствование способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка как условие их интеллектуального развития

Согласно стандартам второго поколения важно развивать у детей умение учиться. Развитие интеллекта происходит на многих уроках. Я расскажу об уроках русского языка....

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС....

Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в условиях ФГОС

        Многие годы не одно поколение ученых, родителей, учителей мучают вопросы: как научить детей грамотно писать, как соединить науку о законах русской орфографии с детьм...

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка в условиях раеализации ФГОС

ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к...

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Актуальность и перспективность опыта.     Главным в своей работе с учениками считаю создание ситуации успеха, комфортных условий для оптимального развития каждого ребёнка....