Проблемное обучение на уроках русского языка в начальной школе
статья на тему

Семизорова Ольга Владимировна

Современные педагогические технологии требуют создания условий, при которых школьник не должен быть пассивным потребителем знаний, а активно включался бы в образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie_na_urokah_russkogo_yazyka.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

       

Проблемное обучение на уроках русского языка

Современные педагогические технологии требуют создания таких условий, при которых школьник не должен быть пассивным потребителем знаний, а активно бы включался в образовательный процесс, проявляя не только интерес к обучению, но и самостоятельность в получении информации, креативность мышления, желание открывать неизведанное. Например, проблемное обучение, которое направлено на поиск учащимися новых знаний и способов их получения с учётом принципа проблемности.

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

Делать из урока в урок одно и тоже неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.

Эти задачи должны носить проблемный характер.

Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности.

Курс русского языка в начальной школе вмещает в себя очень большой объем знаний из орфографии, морфологии и синтаксиса. Все это не только необходимо дать детям в теоретическом виде, но и отработать грамматические умения и навыки. Можно давать все материалы в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры; но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность.

Чтобы достичь этого «необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принципы значимости учебной деятельности для ребенка имеют важное значение. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребенку трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке, ведь не всегда результат этой деятельности положительный. И опять на помощь приходит проблемная ситуация, которая внесет интерес в самостоятельную деятельность учащихся, и будет постоянным активизирующим фактором.

Но, занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не отправляются в «самостоятельное плавание». Учитель ненавязчиво корректирует их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний.

Очень часто при постановке задачи перед учениками учитель спрашивает, знают ли они что-нибудь в этой области и смогут ли решить поставленную задачу самостоятельно. Даже если ученики однозначно отказываются от принятия самостоятельных решений, учитель должен постараться путем логических вопросов подвести учащихся к выводу, не давая готовых знаний сразу.

Проблемная учебная ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которой органично включен ученик как субъект деятельности.

Проблемное обучение не противостоит другим системам и методам обучения. Его специфика и те новые проблемы, которые им поставлены на современном этапе развития, ограничиваются одним звеном процесса обучения - усвоением новых знаний, способов или условий выполнения нового действия. И на этом ограниченном этапе проблемное обучение специально исследует, прежде всего, особенности овладения тем учебным материалом, который может быть усвоен творчески, т.е. путем поиска нового знания в проблемной ситуации.

При использовании технологии проблемного обучения на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два пункта: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования ( ученики осознают противоречие, заложенное в проблемной ситуации и формулируют  проблему) .

Поиск решения – этап формирования нового знания (учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы, побуждает выдвигать  и проверять гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок,  выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию).

При этом достигается подлинное понимание учениками материала, так как нельзя не понимать того, до чего додумался сам.

Сама проблемная ситуация создает определённый эмоциональный (подъем) настрой учащихся. Создавая проблемные ситуации, учитель должен находить и приемы усвоения мотивов учения, познавательного интереса учащихся к проблеме.

Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Суть активизации обучения младшего школьника заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания». Поэтому именно за проблемным обучением будущее современной школы.

На практике применяю проблемное обучение не только на уроках русского языка, но и на других. На уроках объяснения предлагаются следующие задания, позволяющие ученикам самостоятельно вывести правило о словах - названиях предметов. Например:

Задание : Сравните правый и левый столбик.

      Я ученик первого класса.                              Я первого класса.
В пенале лежат ручки и карандаши.        В пенале лежат.
Я кладу в портфель тетради,                        Я кладу в портфель.
учебники и пенал.

Учитель задает вопросы.

1. Обе ли записи слов являются предложением?

2. Если нет, то почему?

3. Какое слово нужно добавить, чтобы оно стало предложением?

4. Выпишите пропущенные слова - названия предметов, задавая к ним вопрос.

Вывод: слова - названия предметов отвечают на вопросы кто? что?

Предлагаю разработать картотеку заданий, носящих проблемный характер, для создания проблемных ситуаций на уроках русского языка. Для осуществления контроля за прочностью усвоения полученных знаний, а также за сформированностью грамматических умений и навыков разработать задания в виде текстов, где не только нужно выбрать правильный ответ, но и его обосновать. Например:

Задание:  Подчеркните в тексте слова-названия предметов и объясните ваш выбор.

"Шел сильный снег. Дороги замело. Выглянуло солнце и снег перестал."


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе. Безударные гласные в корне слова.

Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы сделать ученика не только объектом обучения, пассивно воспринимающим информацию, но и активным суб...

«Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе»

практические приемы использования технологии проблемного обучения...

«Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО».

Примеры ипользованиятехнологии проблемного обучения на уроках русского языка в 1-4 класах....

Статья "Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО"

Примеры практичекого ипользования элементов проблемного обучения на уроках рксского языка в начальных классах по программе "Школа России"...

Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе как инструмента формирования УУД".

Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Толчком  к продуктивному ...