Обобщение опыта по теме «Стратегии и приемы формирования осознанного чтения в начальной школе».
статья (4 класс) на тему

Лень Ирина Викторовна

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

·         осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

·         определением основной и второстепенной информации;

·         формулированием проблемы и главной идеи текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx49.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Стратегии и приемы  формирования осознанного чтения в начальной школе».

«Эти добрые люди и не подозревают, каких 

Трудов и времени стоит научиться читать.

Я Сам на это употребил 80 лет

и все не могу сказать, что вполне достиг цели» 

Иоганн Вольфганг Гете 

В условиях модернизации общего образования приоритетной целью современной концепции становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

 На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Как научить младшего школьника "смысловому чтению"? Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

  • осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • определением основной и второстепенной информации;
  • формулированием проблемы и главной идеи текста.

В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:

  • различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;
  • распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие;
  • собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.

В отечественной и зарубежной лингвидидактике   есть   ряд   наработок по формированию различных читательских    стратегий, освоение     которых   значительно улучшит качество обработки прочитанного текста.   Овладение стратегиями  происходит преимущественно в группах или парах, что     позволяет     выработать   у     учеников не  только речевую, но и коммуникативную компетентность.

Обучение смысловому чтению можно поделить на 3 этапа:

1 этап – это 1 класс – обучение чтению и пониманию прочитанного текста (отличие текста от набора предложений, усвоение структуры текста, подбор заголовков к тексту).

2 этап – это 2 класс – это обучение работать с текстом (постановка вопросов к тексту, характеристика героев, выделение главных (опорных)  слов для пересказа, составление плана с помощью учителя.

3 этап – 3,4 класс -   обучение находить в тексте нужную информацию (главную и второстепенную), прогнозировать содержание по заголовку, отрывку, иллюстрации, формулировать  вопросы к тексту, давать оценку прочитанному, сравнивать тексты разных жанров, разных стилей с похожим содержанием.

1. Погружение в понимание прочитанного необходимо начинать ещё в букварный период обучения в 1 классе. Это применение различных приёмов, которые показывают значимость даже одной буквы в значении слова.

2. Начиная со 2 класса активно ввожу приёмы из технологии РКМ ( развитие критического мышления ). Они учат отбирать, отсеивать важное зерно в тексте, формируются коммуникативные навыки, что очень важно на этом этапе развития ребёнка – небоязнь высказать своё мнение, принять или опротестовать чужую точку зрения и т. д.

3. С 3 класса инсценируем сказки, рассказы, читаем  стихи.

4. На протяжении всех четырёх лет учёбы проводятся библиотечные уроки – выход в библиотеку на занятия, где слушают образцовое чтение текстов библиотекарем, порой получают задание – прочитать также! Анализируются поступки героев, отыскиваются скрытые мотивы. Определить жанр произведения, изменить концовку произведения, выделить мораль, написать письмо герою – это те из немногих заданий, которые ребята с интересом выполняют.  Работа с текстом проводится не в классной обстановке, в другом социуме, другим взрослым - интерес возрастает. Для таких внеурочных занятий учитель должен составить с библиотекарем совместно список  литературы, который будет изучаться, спланировать занятия.

Сопутствующая работа проводится и на других учебных дисциплинах: окружающий мир, математика, русский язык и другие.

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.

Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»):

- чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.

- восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).

- аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов), проекты.

Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот.

Работе над текстом задачи педагог предает также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.

 На уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;

На уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов.

Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.

На уроках технологии: работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Акквариум», «В гостях у сказки» и т. д.).

Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Уроки литературного чтения играют ключевую роль в формировании осознанности прочитанного.

Основные методики работы над формированием осознанного чтения были разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали». 

Оригинальную методику нового подхода к обучению чтению разработал русский языковед С. И. Абакумов («Творческое чтение», 1925). Большинство его идей актуальны и сегодня. Среди них такие идеи, как идея о необходимости «активного» чтения, творческого усвоения текста, идея о различном методическом подходе к чтению деловых и художественных текстов, идея о методах ведения беседы в форме «вопрос-ответ» и многие другие.

В 80-е годы усовершенствованы программы по чтению, предназначенные для обучения в трехлетней школе, и созданы программы для обучения в четырехлетней школе. Авторы программ и новых книг для чтения В.Г. Горецкий, Л. Ф Климанова, Л.К. Пискунова, Л.С. Геллерштейн провели строгий отбор произведений, учитывая их познавательную ценность, художественное совершенство, воспитательную значимость, соответствие возрастным особенностям младших школьников. Разработаны методические положения, определяющие подход к анализу художественного произведения.

В современной практике заслуживает внимание методика продуктивного чтения, разработанная профессором Н, Н. Светловской, которая, на мой взгляд, в полной мере помогает наладить эффективную работу по формированию смыслового чтения. Автор программы литературного чтения образовательной системы «Школа 2100» Е.В.Бунеева  творчески переработала её подходы и создали технологию формирования типа правильной читательской деятельности или технологию продуктивного чтения.

Всю свою работу провожу, придерживаясь следующим принципам:

- систематичность и последовательность в работе;

- самостоятельность, активность учащихся в добывании знаний;

- учёт возрастных и индивидуальных особенность учащихся;

- свобода в высказываниях, раскрепощённость на занятиях ;

Для обучения работе с текстами, по моему мнению, нужно соблюдать и некоторые условия:

  1. Для развития умения находить информацию желательно использовать тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.
  2. Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию,  необходимо тексты подбирать разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова и В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
  3. Попутно должна вестись работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).

 При работе над данным направлением (с текстами) необходимо учитывать  мотивацию  учащихся и их способность быть читателем. Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с  текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного  восприятия.

-практическое отличие текста от набора предложений.

-выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-озаглавливание текста (подбор заголовков).

-составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение;

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

- выделение опорных слов (словосочетаний);

- характеристика героев и их поступков.

-подбор антонимов и синонимов к словам.

-нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

3-4 классы – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному;

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

При соблюдении всех этапов, условий у детей проявляется интерес к учению, работа с текстом становится увлекательной. Учениками осваиваются проблемные, коммуникативные аналитические типы деятельности. При работе по технологии РКМ у детей лучше усваивается учебный материал, задания, в основном, носят творческий характер. При хорошей организации со стороны учителя, экономится время на уроке, урок превращается в урок – игру, что ведёт к снятию напряжения у учеников, исчезает боязнь «спросят – не спросят».

Представляю варианты работы с текстом, задания, которые  позволят расширить предметную область и способствуют  формированию важнейших метапреметных умений.

Стратегия № 1. Направленное чтение

Цель: сформировать умение целенаправленно читать учебный текст. Задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.

1. Актуализация.

Прием «Ассоциативный куст»: учитель пишет     ключевое     слово   или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование    этого    приема    позволяет     актуализировать    знания,     мотивировать последующую      деятельность,    активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.

2. Ученики про себя читают небольшой по  объему текст или часть текста, останавливаясь на указанных местах.

3. Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному.

4. Ответы нескольких учеников обсуждают в классе.

5. Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития события.

Прием «Ромашка Блума»

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/02/20/s_58ab2db4ac03a/s568140_0_1.jpeg

Классификация вопросов Б.Блума:

  • Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?
  • Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...
  • Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
  • Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
  • Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?
  • Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд просты
  • Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой.

Как бы я поступил на месте героя?

Стратегия №2.  Чтение в парах – обобщение в парах.

Цель: сформировать умение выделять     главное, обобщать     прочитанное   в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2.Учитель объединяет      учащихся в пары     и дает    четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли:   докладчик – читает     и     обобщает  содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

Стратегия № 3.Читаем и спрашиваем

Цель: сформировать умение самостоятельно       работать      с    печатной   информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует   выделить в прочитанном.

3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе. Коррекция.

Стратегия № 4. Дневник двойных записей.

Цель: сформировать умение задавать вопросы во   время чтения,       критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, .напомнили о   каких-то    фактах,    вызвали     какие- либо ассоциации; в правой – написать        лаконичный      комментарий: почему     именно   этот  момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Стратегия № 5. Чтение с пометками

Цель: сформировать умение читать вдумчиво,   оценивать    информацию,  формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

v

Знакомая информация

+

Новая информация

--

Я думал (думала) иначе

?

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Эта стратегия дает возможность учителю создать климат, который соответствует активной учебной     деятельности, а    ученику – классифицировать    информацию,  формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.

Стратегия № 6. Синквейн.

Цель: развить умение учащихся   выделять    ключевые   понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову проработанного текста.

Синквейн – «белый стих», слоган    из      пяти          строк (от фр. Cing – пять),   в      котором синтезирована основная информация.

Структура синквейна.

Существительное (тема).

Два прилагательных (описание).

Три глагола (действие).

Фраза из четырех слов  (описание).

Существительное (перефразировка темы).

На уроках русского языка во втором классе при подготовке к написанию изложений или сочинений, я также использую синквейн, но уже готовый. Например, даю ученикам синквейн:
1. Белка. 
2. Маленькая, серая, весёлая. 
3. Сидит, грызёт, прыгает. 
4. Весёлое и забавное животное. 
5. Зверёк. 
Дети сами определяют тему сочинения, определяют, что это сочинение – описание животного. Далее ученики по строчкам синквейна составляют текст сочинения, составляют план, пишут сочинение. 
Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим. Составляя синквейн, работая по синквейну, учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. 
На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: 
1.В центре процесса работы над синквейном находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность, креативное мышление, умения учебного сотрудничества. 
2. Роль учителя в данном процессе важна, но она иная, чем при традиционном обучении. 
3. Ответственность за успешный результат учащиеся в большой степени берут на себя. 
4. Главная цель такой работы — развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению. 
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития обучающихся на уроках, метода, который позволяет быстро получить результат. 
Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: творческие, образные, интеллектуальные. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. 
Итак, синквейн: 
- обогащает словарный запас; 
- подготавливает к краткому пересказу; 
- учит формировать идею (ключевую фразу); 
- позволяет почувствовать себя творцом; 
- получается у всех. 

Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно рекомендовать учителям следующее:

  • выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала;
  • формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;
  • предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;
  • повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;
  • организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;
  • обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.

Приложение

Виды вопросов и заданий к текстам (по математике).

Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения.

Задания «множественного выбора»:

1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;

2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих

содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;

3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.

Задания «на соотнесение»:

1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями,

пунктами плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста

(короткими текстами);

2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, формул, схем, диаграмм и т.д.

3) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста.

Задания «на дополнение информации»:

1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним

словом/формулой.

2) дополнение (завершение) предложений/доказательств.

Задания «на перенос информации»:

1) заполнение таблиц/схем на основе прочитанного;

2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.

Задания «на восстановление деформированного текста»:

1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной

последовательности.

2) «собери» правило, алгоритм.

3) «найди ошибку»

Задания с ответами на вопросы могут иметь различные целевые установки и соответственно различаться по степени сложности. В зависимости от цели и конкретного содержания вопросы можно разделить на три основные группы.

1. Поиск и целенаправленное извлечение информации («Общее понимание текста» и «Выявление информации»):

  • нахождение фактического материала – в основном вопросы кто (что)? где? когда? для чего?
  • определение темы;
  • выявление информации, явно невыраженной в тексте.

2. Обобщение и интерпретация содержания текста («Интерпретация текста»):

  • нахождение в тексте заданной информации;
  • нахождение в тексте данных, иллюстрирующих определённую мысль;
  • использование информации из текста для подтверждения своей гипотезы;
  • установление смысловых связей между частями текста или двумя (несколькими) текстами;
  • определение основной мысли (идеи) текста;
  • соотнесение конкретной детали с общей идеей текста;
  • выяснение намерений автора текста;
  • интерпретация (комментирование) названия текста;
  • формулирование вывода на основании анализа информации, представленной в тексте.

3. Оценка содержания и формы текста, рефлексия («Рефлексия содержания» и «Рефлексия формы подачи текста»):

  • сопоставление содержания текста с собственным мнением;
  • соотнесение информации текста с собственным опытом;
  • обоснование своей точки зрения на основе ранее известной информации и сведений из текста;
  • оценка утверждений, содержащихся в тексте, с учетом собственных знаний и системы ценностей;
  • определение назначения, роли иллюстраций;
  • «предугадывание» алгоритма;
  • «предвидение» событий за пределами текста, исходя из содержащейся в нем информации;
  • определение жанра и стиля текста;

Библиография.

  1. Асмолов А.Г.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.                М, Просвещение, 2008 год.
  2. Галеева Н.Л., Викулина Т.А., Винокурова Н.К. Формирование УУД обучающихся на уроках русского языка.
  3. Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г.
  4. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 1994г.
  5. Пентин А.Ю.  Что нам делать с PISA?  // Методист. 2008. №4.
  6. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2005. №4.
  7. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков осознанного чтения в начальной школе VIII вида.

Помещены разнообразные виды заданий, используемые на уроках чтения в начальной школе с целью развития навыков осознанного чтения....

Обобщение опыта по теме : Реализация технологии коллективного способа обучения в начальной школе

В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через техно...

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»...

Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Обобщение опыта по теме самообразования «Трудности в обучении чтению у детей с ограниченными возможностями здоровья. Взаимосвязь учителя и логопеда»

Недоразвитие познавательной деятельности, позднее развитие речи, её качественное своеобразие, а также психопатологические особенности  обусловливают недостаточную готовность обучающихся школы VII...

Обобщение опыта на тему "Приёмы формирования речевой компетентности обучающихся в начальной школе"

В данной работе раскрыта актуальность проблемы развития речевой компетентности в начальной школе в условиях реализации Федерального государственного общеобразовательного стандарта,  дается подроб...

Формирование навыков осознанного чтения в начальной школе

Сообщение посвящено проблеме формирования навыков  осознанного  чтения в начальной школе....

Обучение элементам динамического осознанного чтения в начальной школе.

Обучение элементам динамического осознанногочтения в начальной школе....