"Психолого-педагогические особенности интегративных методов обучения (интерактивные игры) в начальном общем образовании».
материал на тему

Волотова Елена Викторовна

Реферативная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie.docx42.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования

Воронежской области

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Тема «Психолого-педагогические особенности интегративных методов обучения (интерактивные игры) в начальном общем образовании».

(Реферативная работа )

Выполнил:

Волотова Елена Викторовна

Учитель начальных классов

МБОУ Заводская СОШ

 

Проверил:

 

2017 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение………………………………………………………...........3
  2. Основная часть……………………………………………………….5-14
  1. Особенность реализации деятельностного подхода..........5-6
  2. Психолого-педагогические условия для эффективной реализации интерактивного обучения и воспитания в начальной школе……………………………………...........6
  3. Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения и воспитания………………….6-7
  4. Технологии…………………………………………………7-8
  5. Почему активные методы обучения являются

«активными» ……………………………………………….8-9

  1. Интерактивное взаимодействие представляет

собой процесс совместной деятельности педагога

и учащихся………………………………………………….9-14

  1. Заключение…………………………………………………………..15-16
  2. Список используемой литературы………………………………....17

ВВЕДЕНИЕ

Начальная школа – очень важный этап в жизни каждого человека. Важный и сложный. Современные дети живут в условиях большого информационного пространства, некоторые из них очень мало общаются со своими сверстниками, проводя основное свободное время за компьютером и телевизором. Школьники умеют пользоваться телефонами, электронными игрушками, но совсем не умеют играть с одноклассниками.

          Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов.

             Для того чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности.

         Интерактивные методы способствуют активизации познавательной деятельности учащихся и применение их технологий очень актуально в современной начальной школе. Поэтому я более углубленно изучу эти вопросы. Рассмотрю технологии интерактивного обучения, определю, какие формы и методы являются наиболее эффективными  в начальной школе.

2. Основная часть

  2.1.  Особенность реализации деятельностного подхода

Особенностью реализации деятельностного подхода является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, которые должны уметь решать учащиеся в результате обучения. Ключевые задачи отражают направления формирования качеств личности (такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения). При таком подходе учебный предмет строится как система сущностных знаний, существенных свойств и отношений, характерных для определенной предметной области.

           Деятельностный подход  позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач и способов действий, которые должны уметь выполнять учащиеся. Эти задачи должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.

      Содержание ключевых задач отражает направления формирования компетенций и в совокупности определяет результат общего образования:

     Личностная компетенция – развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических установок и качеств.

     Социальная компетенция – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик.

     Общекультурная компетенция – освоение основ отечественной и мировой культуры.

     Интеллектуальная компетенция – развитие интеллектуальных качеств личности, освоение основ наук.

      Коммуникативная компетенция – формирование способности и готовности свободно осуществлять коммуникацию и общение на русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами коммуникации.

      В связи с этим особое значение в своей работе учитель уделяет  сохранению принципа гуманистического характера содержания образования, ориентированности на свободное развитие личности, человека и гражданина, становление и проявление его индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов норм и правил, морально-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в демократическом обществе

Технология интерактивного обучения

        Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Структура урока, проведённого в интерактивном режиме, включает 8 этапов.

Мотивация. Для создания мотивации наряду с проблемными вопросами и заданиями нужно использовать различные сценки, статьи,  статистические данные (например, о влиянии развития навыка чтения младших школьников на их дальнейшее обучение), разные определения одного понятия.

Сообщение целей (целеполагание). Цели уроков интерактивного обучения отличаются от традиционных. На первое место выдвигаются цели, связанные со знаниями учащихся; затем ставятся цели, связанные с формируемыми умениями . На третьем месте стоят цели, называющие ценности. Этот этап имеет большое значение: во-первых, позволяет всю дальнейшую деятельность учащихся сделать целенаправленной, т.е. каждый учащийся узнаёт, каким будет конечный результат, к чему ему стоит стремиться; во-вторых, на этом этапе преподаватель учит учащихся формулированию целей урока – одному из профессиональных умений учителя.

Предоставление новой информации. Поскольку все понятия, которые мы изучаем, в той или иной мере уже знакомы учащимся, рекомендуется начинать этот этап с мозгового штурма. Этот вид работы помогает отобрать то, что уже известно учащимся, а что действительно непонятно, незнакомо. Эту же работу можно провести иначе: на обратной стороне доски заранее записываю ключевое слово Затем предлагаю учащимся выбрать те понятия, которые, по их мнению, связаны с ключевым словом. Этот вариант работы эффективен тогда, когда у учащихся недостаточно представлений об изучаемом понятии. Третий вариант организации этой работы: предлагаю учащимся расслабиться, настроиться на тему размышления, взять ручки и записать те мысли, которые приходят в голову, при этом напоминаю, что не нужно стремиться к логике, последовательности.

Новый продукт. Логическим завершением работы над новыми знаниями является создание нового продукта. Учитывая большой объём информации, усваиваемой на уроке, и ограниченность времени, в качестве нового продукта я предлагаю учащимся сделать самостоятельные выводы (например, о том, могут ли оставаться произносительные нормы неизменными по истечении десятилетий), высказать свою точку зрения (например, о необходимости существования единых норм орфоэпии), выполнить новое, ранее не выполнявшееся задание.

Рефлексия. Этот этап предполагает подведение итогов деятельности учащихся. Рефлексии способствуют вопросы: – Что особенно понравилось? Чему научились? Как пригодятся эти знания в будущем? Какие выводы можно сделать по сегодняшнему уроку? Данные вопросы позволяют учащимся выделить то главное, новое, что они узнали на уроке, осознать, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Оценивание. Этот вопрос является наиболее сложным для учителей, работающих в интерактивном режиме. Оценивание должно стимулировать работу учащихся на последующих занятиях. Домашнее задание. После проведения уроков в интерактивном режиме предлагаются задания, требующие творческого переосмысления изученного материала.

Занятия, построенные в интерактивном режиме, вызвали заметный интерес у учащихся, прежде всего, потому, что нарушили привычный и несколько надоевший порядок работы на уроке, позволили каждому побыть не в роли пассивного слушателя, а в роли активного участника, организатора учебного процесса.

2.2.Психолого-педагогические условия для эффективной реализации интерактивного обучения и воспитания в начальной школе

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности.

Какие же психолого-педагогические условия необходимы для эффективной реализации интерактивного обучения и воспитания в начальной школе?

Под психолого-педагогическими условиями будем понимать целенаправленно созданную обстановку, в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т. д.), позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу.

1. Нормативно - правовая база.

2. Социальные условия

3. Уровень педагогической культуры учителя.

4. Содержание обучения, методы и приемы

2.3. Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения и воспитания.

Образованность детей является одним из показателей качества образования. Поэтому педагогический коллектив и администрация образовательной организации, работая над повышением образованности, работает над повышением качества образования через внедрение активных форм обучения и воспитания.

В настоящее время школам даны широкие возможности выбора форм и методов работы с ними.

Метод обучения является важнейшим компонентом занятия. Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и дошкольника по достижению конкретных образовательных задач.

Активные формы обучения – это методы, которые побуждают школьников к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Они включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.

2.4. Технологии

1. Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой процесс познания дошкольников приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, учитывать познавательные возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала.

2. Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ребенка, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности.

3. Интерактивная технология - это такая организация процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии дошкольников с окружающей информационной средой. Ведущий метод – общение.

4. Игровые технологии строятся как образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

Игра – это частица детской жизни. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – сделать напряженный, серьезный труд занимательным и интересным для детей.

5. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации познавательной деятельности. Информационные технологии помогают отправиться в различные «путешествия», в которых дошкольники превращаются в пытливых искателей знаний. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности.

 Интерактивные технологии условно делятся на четыре группы:

1. Интерактивные технологии кооперативного обучения:

- Обучение в парах;

- Ротационные (изменяемые) тройки;

- Два - четыре - все вместе;

- «Карусель».

2. Интерактивные технологии кооперативно - группового обучения:

- Обсуждение проблемы в общем кругу;

- «Микрофон»;

- Незаконченные предложения;

- Мозговой штурм;

- Обучая - учусь;

- Решение проблемы.

3. Технологии ситуационного моделирования:

- Симуляции;

- Упрощенное судебное слушание;

- Разыгрывание ситуаций с ролями.

4. Технологии обработки дискуссионных вопросов:

- Метод - пресс;

- «Займи позицию»;

- «Изменение позиции»;

- Непрерывная шкала мнений;

- Дискуссия;

- Дебаты.

Интерактивные технологии повышают заинтересованность учащихся к предмету, развивают творчество, учат работать с различными источниками знаний, в какой-то степени снимают перенагрузки учащихся домашними заданиями, расширяют кругозор.

2.5. Почему активные методы обучения являются «активными»?

  1. Они активны сами по себе, поскольку в основе своей являются активными в интеллектуальном и физическом смыслах играми.
  2. Они заменяют пассивный монолог на активный обмен мнениями всех участников образовательного процесса, заставляя обучающихся и обучающих из пассивных слушателей и «говорящих голов» превратится в энергичных, мотивированных, творческих, целеустремленных игроков и тренеров (играющих тренеров) сплоченных команд.
  3. Эти методы привлекают и используют для обучения все допустимые виды вербальной и невербальной коммуникации, активизируя скрытый при традиционном подходе потенциал участников.
  4. Процесс усвоения знаний, умений, навыков, качеств и ценностных ориентировок значительно активизируется, вследствие использования всех наличествующих в нас интеллектов.
  5. Следующая веская причина, по которой важно использование АМО в обучении, связана со становлением информационного общества.
  6. АМО позволяет так же эффективно в процессе занятия и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс.
  7. Применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков.
  8. АМО дает простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, так и вследствие повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности. Педагог может более активно использовать свой творческий потенциал, разрабатывая и внедряя авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями  школьников и реальными потребностями местного сообщества.

2.6 Интерактивное взаимодействие представляет собой процесс совместной деятельности педагога и учащихся.

Интерактивное взаимодействие представляет собой процесс совместной деятельности педагога и учащихся, атрибутами которого являются: пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность личного контакта между ними; наличие общей цели, предвосхищаемого результата деятельности, отвечающего интересам всех и способствующего реализации потребностей каждого; планирование, контроль, коррекция и координация действий; разделение единого процесса сотрудничества, общей деятельности между участниками; возникновение межличностных отношений. Интерактивное взаимодействие – это интенсивная коммуникативная деятельность участников педагогического процесса, разнообразие и смена видов и форм, способ деятельности.

Назначение интерактивного взаимодействия состоит в изменении, совершенствовании моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса. Среди ведущих признаков и инструментов интерактивного взаимодействия, выявленных благодаря анализу практики интерактивного взаимодействия, выделяются полилог, диалог, мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отношения, свобода выбора, ситуация успеха, позитивность и оптимистичность оценивания, рефлексия и др. Дадим им более подробную характеристику.

      Полилог - «многоголосие», в котором можно услышать голос каждого участника педагогического взаимодействия; право каждого участника педагогического процесса на свою индивидуальную точку зрения, на готовность и возможность высказать ее, на свой смысл (осознание, понимание) по обсуждаемой проблеме; возможность существования любой точки зрения, любого смысла; отказ от абсолютных истин.

      Диалог - восприятие участниками педагогического взаимодействия друг друга как равных партнеров; умение слушать и слышать друг друга; утверждение чужого «Я» независимо от взглядов, характера; помощь педагога воспитаннику в формировании своего образа мыслей, своего видения проблемы, своего пути решения задачи; право каждого участника педагогического взаимодействия быть самим собой, выразить себя, реализовать свой потенциал по своей модели, своему плану; сотрудничество педагога и учащегося; восприятие партнера по педагогическому взаимодействию субъектом деятельности; потребность и способность к рефлексии своей деятельности, взаимодействия.

     Дети учатся с интересом, когда имеют мотивацию к обучению, используют уже имеющиеся у них знания и умения и могут увидеть применение полученных знаний и умений на практике.

     Одна из проблем обучения сегодня – пассивность школьников, низкий уровень самостоятельности, неумение переносить знания из учебной ситуации в ситуацию жизненную и, как следствие, снижение учебной мотивации уже к концу начальной школы. 

     Один из способов решения этой проблемы – освоение и применение технологии интерактивного обучения младших школьников. Отличительная черта технологии интерактивного обучения – это организация учебного процесса, при которой невозможен отказ ученика от участия в процессе познания. Данная технология  направлена  на то, чтобы вовлечь всех учащихся в обсуждение темы, выполнение заданий, презентацию результатов самостоятельной работы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение результатов.

     Один из способов решения данной проблемы -  организация на уроке учебного диалога. Вначале вспомним, что такое диалог.

     Диалог – это форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц; речевая коммуникация посредством обмена репликами. Его отличает  зависимость от обстановки разговора, обусловленность предыдущим высказыванием, непроизвольность и малая степень организованности.

     В настоящее время в школе используются 2 формы подачи информации: монологическая и диалогическая. Монологическая форма осуществляется через лекции, рассказ, объяснения. Диалогическая – через различные виды бесед, дискуссии (спор, обсуждение какого-то вопроса),  диспуты (публичный спор на важную тему), создание проблемной ситуации.

      Диалогическую речь младших школьников необходимо развивать на каждом уроке. Для этого учитель должен использовать в своей работе различные методы и приёмы диалогического обучения.

    Почему именно ДИАЛОГ – способ обучения? Во-первых, потому, что сама

речь по своей природе диалогична, а наша задача способствовать её развитию. Ведь развитие речи – это, прежде всего, развитие мышления. Сама речь влияет на развитие его же психических процессов: сосредотачивается внимание, возникает ощущение слова, чувств, которые вызывают слова, тренируют память.

     Во – вторых, в современном обществе меняются приоритеты образования.

Выпускник школы должен уметь организовать собственную учебную деятельность, т.е. иметь готовность и способность учиться (высокий уровень – способен научить другого). Поэтому понятно, что такие цели образования предполагают использование иного метода организации совместной деятельности: на смену монологу приходит диалог.

         Мыследеятельность – организация мыслительной деятельности участников педагогического процесса; не усвоение учащимися готовых истин, а самостоятельное решение проблем через осуществление системы мыслительных операций; проблемное обучении; самостоятельное выполнение учащимися различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.); сочетание различных форм организации мыслительной деятельности учащихся ( в частности, индивидуальной, парной, групповой); процесс обмена мыслями между участниками педагогического процесса.

        Смыслотворчество - процесс осознанного создания (творения) субъектами педагогического взаимодействия нового содержания значения предметов и явлений окружающей действительности; выражение индивидуального отношения к явлениям действительности; рефлексия с позиций своей индивидуальности; понимание каждым участником педагогического процесса , смысла изучаемого, рассматриваемого явления, события, ситуации, предмета; обмен индивидуальными смыслами между участниками педагогического взаимодействия; обогащение индивидуального смысла за счет обмена, соотношения с другими смыслами; содержание педагогического процесса становится продуктом, результатом смыслотворчества его участников.

        Межсубъектные отношения - участники педагогического взаимодействия (педагог и учащийся) являются субъектами педагогического процесса , т.е. его полноправными участниками, самостоятельными, творческими, активными, ответственными; субъектность учащегося во многом определяется субъектной позицией педагога; каждый участник педагогического процесса создает условия для своего развития.

        Свобода выбора – сознательное регулирование и активизация участниками педагогического процесса своего поведения, педагогического взаимодействия, которые способствуют их оптимальному развитию, саморазвитию; возможность проявления субъектами педагогического взаимодействия своей воли; способность человека к сознательному регулированию и активизации своего поведения; потребность в преодолении препятствий, трудностей; возможность участников педагогического процесса действовать самостоятельно и взаимодействовать; осознанная ответственность за осуществляемый выбор.

        Ситуация успеха - целенаправленное создание комплекса внешних условий, содействующих удовлетворению, радости, проявлению спектра положительных эмоций участниками педагогического процесса; позитивность и оптимистичность оценивания; разнообразие педагогических средств, способствующих успеху в деятельности учащихся и педагога; успех как мотив к саморазвитию, самосовершенствованию; организация деятельности учащихся на принципах полилога, мыследеятельности, смыслотворчества.

         Позитивность, оптимистичность оценивания – отсутствиев педагогическом взаимодействии отрицательных и полярных оценок; готовность педагога при характеристике деятельности учащихся, педагогического взаимодействия подчеркнуть ценность, неповторимость, значимость результата, достижения личности; стремление отметить позитивное изменение состояния ( развития) учащегося; право учащегося на самооценку, оценку деятельности педагога, педагогического взаимодействия; способность педагога возвысить (но никак не унизить) достоинство учащегося; опора в оценке деятельности на положительное; создание ситуации успеха в деятельности через оценку; преобладание положительных эмоций у педагога в процедуре оценивания; недопустимость сравнения достижений одного учащегося с достижениями другого.

          Рефлексия - самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия; потребность и готовность учащихся и педагога зафиксировать изменения своего состояния и определить причины этого изменения; процедура фиксации субъектом педагогического взаимодействия своего развития и саморазвития в педагогическим процессе.

           Активные формы и методы обучения для младших школьников – это, прежде всего, игры во всем их разнообразии. Именно в игре ребёнку предоставляется уникальная возможность быть самим собой, проявлять свои способности, реализовывать фантазии, быть свободным и естественным. Активность также невозможна без взаимодействия со сверстниками, без споров, дискуссий, решения проблемных вопросов и задач.

           Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

        На уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

«Мозговой штурм» (атака)

Мини-лекция  

Контрольный лист или тест

Ролевая игра  

Игровые упражнения  

Разработка проекта

Решение ситуационных задач            

Приглашение визитера        

Дискуссия  группы экспертов

Интервью

Инсценировка                      

Проигрывание ситуаций  

Выступление в роли обучающего

Обсуждение сюжетных рисунков

Заключение

Наша гипотеза о положительных качествах интерактивных методов обучения подтвердилась. Поставленная цель, что  интерактивные методы, используемые в образовательном процессе начальной школы, положительно влияют на активизацию познавательной деятельности достигнута, решены поставленные задачи.  Применяя на уроках  интерактивные методы обучения, учитель добивается  новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе  неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала  становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом. Таким образом, мы видим, что младшие школьники обладают рядом психологических особенностей, учет которых принципиально важен в организации учебного процесса. Применение на уроках в начальной школе интерактивных методов обучения способствует успешному освоению учащимися материала и повышению качества образования. Учащиеся с большим желанием общаются, творчески соревнуются в выполнении задач, выражают свои мысли, доказывают утверждения т.д.

Таким образом, интерактивное обучение в начальной школе способствует вовлечению обучающихся в процесс познания, даёт возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, за счет обмена знаниями, идеями, способами деятельности. Такое обучение позволяет школьникам не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

 Я считаю, что использование интерактивных методов - это верное средство повышения познавательной активности учащихся на уроках.  

Список используемой литературы.

  1. Энциклопедия профессионального образования. Т.1. - М., 1998

2.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 2005. – 208 с.

3.Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1980. 352 с.

4.Мельник Э.Л. Корожиева (Исаева) Л.А. Интегрированные уроки в начальной школе. Петрозаводск, 1995.- С. 78.

5.Мельник Э.Л. Корожнева Л.А. Интегрированное обучение в начальной школе: Теория и практика. – СПб.: КАРО, 2003.-192 с.

6. (Журнал Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2013 № 3. Стр. 292-294)

7. httpwww.inpedagogy.rutartpds-212-7.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в начальной школе

Игра позволяет преподавателю организовать деятельность обучаемых, сделать ее более активной, заинтересовать их в изучении предмета и в поиске дополнительных средств для получения информации – то...

Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования в МОУ Урлукская СОШ

Цель внеурочной деятельности: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей, культурных обычаев и тра...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с легкой умственной отсталостью на ступени начального общего образования

Программа направлена на детей , имеющих трудности в обучении в связи с интеллектуальной недостаточностью. Программа является частью системы оказания комплексной коррекционной помощи обучающимся с легк...