Портфолио учащихся начальных классов
статья на тему

Портфолио учащихся начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmo_portfolio.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа №9 имени адмирала П.С. Нахимова

г. Вязьмы Смоленской области

Выступление на ШМО

 Портфолио учащихся начальных классов

                                                                       Учитель начальных классов

                                                                       Шемякина Жанна Ивановна                                            

                                                                       

                                                                           

2015-2016 учебный год

Портфолио (портфель достижений) в соответствии с требованиями ФГОС НОО является системой, объединяющей возможности накопительной (итоговой) оценки и формирующего оценивания. Существенным преимуществом портфолио по сравнению с другими формами оценивания является то, что предметом оценки и последующего совершенствования являются не только предметные (академические) достижения, но и личностные, и метапредметные результаты.

В педагогической литературе портфолио характеризуется как:

∙  Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;

∙  Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (триместр, полугодие, год).

Портфолио предполагает:

– cмещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;

– интеграцию количественной и качественной оценок;

– перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;

– основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен". 

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения.

Цель портфолио - собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Портфолио помогает решать следующие важные задачи:

  • поддерживать и поощрять  высокую учебную мотивацию учащихся;
  •   поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  •   развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
  • укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической   деятельности со школой;
  •  активно вовлекать  учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования

Как выглядит портфолио?

Как правило, для создания портфолио требуется папка "на кольцах" (обычная или архивная), которая наполнена файлами с перфорацией. Желательно приобрести разноформатные файлы для хранения документов или работ формата А4, А5 и А3. Дополнительно можно вложить разделители, которые помогут структурировать папку по разделам.

Памятка для педагогов по ведению портфолио

1.Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио (особенно в 1 классе).

2.Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).

3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.

4.Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!

5.Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).

6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.

7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.

8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.

9.В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие

Структура портфолио

 Титульный лист

1 Раздел  Социально-личностное развитие ребенка (Мой мир)

  • Мои друзья (фото текст)
  • Моя семья (фото, текст)
  • Моя общественная деятельность (фото, текст)
  • Мой режим дня (таблица)
  • Мой город (фото, текст)
  • Мой безопасный маршрут (рисунок или карта)
  • Отзывы и пожелания

2 Раздел Учебно-познавательное развитие (Моя учёба)

  • Мои оценки (таблица с 1 по 4 класс)
  • Техника чтения (таблица с 1 по 4 класс)
  • Участие в школьных конкурсах и олимпиадах (таблица с 1 по 4 класс)
  • Мой первый учитель (фото, ФИО)
  • Моя школа (фото , текст)
  • Школьная жизнь (фото, текст)
  • Мой класс (список класса, фото)

3 Раздел Духовно –нравственное развитие ребенка (Мои интересы)

  • Дополнительное образование (таблица с 1 по 4 класс)
  • Внеурочная деятельность (таблица с 1 по 4 класс)
  • Мои увлечения (фото, текст)
  • Мои праздники (фото, текст)
  • Моё имя (текст)
  • Мой знак зодиака (текст)
  • «Вот что я умею делать, люблю делать и чему хочу научиться» (таблица)

4 Раздел Физическое развитие ребенка (Я и спорт)

  • Мои спортивные достижения (фото, текст)
  • Участие в спортивных соревнованиях (таблица с 1 по 4 класс)
  • Мои путешествия (фото, текст)

5 Раздел  Разные разности

  • Мои достижения (дипломы грамоты)
  • Моё творчество (фото поделок, рисунки)
  • Чего не хватает в моём портфолио?
  • Отзывы и пожелания
  • Тайник моего портфолио

Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учётом его индивидуальности.

Составление портфолио ученика начальной школы – это результат тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком. Ученики младших классов, которые впервые оформляют портфолио, не смогут обойтись без помощи родителей. Но помощь должна заключатся в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных.  

 Таким образом, он сможет производить оценку своих достижений и возможностей, а так же формировать личное отношение к полученным результатам.

 Ребенок, ощущая на себе груз ответственности, будет самостоятельно работать с портфолио, производить оценку результатов. Он сможет развивать коммуникабельность, потому что портфолио требует общения и консультаций с родителями и педагогами.    Портфолио помогает ребенку развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства и на свои цели.

Роль учителя в работе со школьным портфолио так же нельзя недооценивать. Это серьезный труд. Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио, производить своевременную оценку заполнений всех разделов. На плечи классных руководителей ложатся такие обязанности как подготовка выставок, конкурсов, которые позволят ученикам проявить себя. Они помогают ученикам принимать участие в разных сферах деятельности. Все это помогает формироваться личности ребенка.

Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Главное - это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.

 Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. 

Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти к творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Как правило, администрация школы дает советы, рекомендации по оформлению. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учащихся начальных классов

Представлена разработка портфолио для учащхися начальных классов.  Данное портфолио содержит разделы "Портрет", "Коллектор", "Рабочие материалы", "Мои достижения"....

Портфолио учащихся начальных классов

Данный вариант порфолио разработан и апробирован в 1-2 классах коррекционной школы VIIвида. Разделы и вопросы в них оформлены и сформулированы с учётом познавательных возможносткй учващихся с ОВЗ, что...

Выступление на педсовете по теме"Портфолио учащихся начальных классов"

В презентации по теме " Портфолио учащегося начальной школы" содержатся материалы для выступления на педагогическом совете по данной тематике....

Положение о Портфолио учащихся начальных классов

В положении описаны функции Портфолио, структура, технология ведения....

Портфолио учащихся начальных классов

Шаблоны примерных портфолио учащихся начальных классов...

Презентация "Портфолио учащихся начальных классов"

Портфолио ученика - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся в определенный период их обучения. Цель составления портфолио -  это устан...

Портфолио учащихся начальных классов

Портфолио учащегося 1-4 класса разработано в соответствии с Положением об оценке внеучебныз достижений школьников МБОУ "Сидоровская СОШ". Портфолио содержит основные разделы "Мой мир&qu...