Мастер-класс "Система работы с одарёнными детьми в свете требований ФГОС НОО: развитие творческих способностей младших школьников"
учебно-методический материал на тему

Медведева Марина Анатольевна

Данный материал поможет учителю поддержать ученика и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Поэтому, так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление32.75 КБ
Файл Презентация к выступлению2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жаворонковская средняя общеобразовательная школа

«Одарённые дети – будущее России»

Выступление на тему:

«Система работы с одарёнными детьми в свете требований ФГОС НОО: развитие творческих способностей младших школьников»

Подготовила:

Медведева М.А.,

учитель начальных классов

Титул

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

        В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей начальных классов. Именно мы  закладываем основы творческой деятельности, развиваем творческие способности детей.

Одарённые дети – будущее России

        Модернизация школьного образования в свете основных положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требует организации системного подхода в работе с одаренными детьми  на всех ступенях образования,  начиная с начальной школы. Эпиграфом работы с одаренными детьми  могут послужить слова видного деятеля российского и международного социалистического движения, философа - Георгия Валентиновича Плеханова: «Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития.Если мы не хотим серой и мрачной жизни,убогости человеческой души, то мы обязаны находитьи поддержать одаренного человека …»

Цель  системы работы с одарёнными детьми

У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным.

Таким образом, цель  системы работы с одарёнными детьми заключается в

1) развитии творческих способностей ребёнка;

 2) на перспективу в будущем - обеспечение прогрессивного развития общества в области науки, техники, социальной сфере.

Задачи школы

Задача же школы – поддержать ученика и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Поэтому, так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты.

Задачи:

  • раскрыть природные способности ребенка, помочь ему познать мир своим путем;
  • поддержать ребёнка и развить его способности;
  • подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы;
  • улучшить условия для развития ребёнка;
  • использовать современные педагогические технологии, способствующие развитию детской одарённости.

Внеурочная деятельность

Социализация личности ребенка формируется на основании умений, связанных с жизнью и деятельностью в социуме. И основным источником для всесторонне и гармонично развитой личности является образовательное учреждение.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта.

Таким образом, происходит выстраивание сети, обеспечивающей учащимся сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.

Всех одаренных детей можно разделить на три категории:

- Что такое одарённость? - Как можно (и можно ли вообще) измерить детскую одаренность? Каким должен быть и что должен знать педагог, работающий с юным дарованием?

Всех одаренных детей можно разделить на три категории:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте).
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).
  3. Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Отсюда вывод - выявление одаренных детей должно осуществляться на всех ступенях обучения.

Работа с одаренными детьми должна строиться на следующих
принципах

Одаренность обнаруживается главным образом в направленности интересов и в способностях. Дальнейшее развитие одаренности человека происходит в конкретной деятельности.

В современной школе изменилась роль учителя как единственного носителя знаний. Современный учитель - это координатор идей, мотивирующий учащихся к интеллектуальному развитию, проектной и исследовательской деятельности.

Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е., сообразуясь с его «САМостью», выбрать цели, содержание, методы, приёмы и формы обучения.

 Поэтому, работа с одаренными детьми должна строиться на следующихпринципах:

принцип дифференциации и индивидуализации обучения;

 - принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;

 - принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в ШНОО;

- принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;

- принципе обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

                                    Проектно - исследовательская деятельность

в начальной школе  (из опыта работы)

        Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.

        В нашей школе на протяжении многих лет создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей:

-Интернет-форумы-олимпиады ( «Эрудиты планеты»)

- Система творческих конкурсов (Пасхальный свет и радость)

-Творческие проекты(духовно-нравственного, историко-краеведческого, патриотического, православного направления)

-Сайт школы

- Научно-практические конференции и семинары

-ШНОО

                  Одно из главнейших условий развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать «вкус  успеха». Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.

       Одарённые дети – будущее России

        И в заключении, хочется сказать, для того чтобы видеть Россию сильной, культурной, высоко-нравственной, нам , учителям необходимо продолжить:

  1. Совершенствоваться в познании самого себя и корректировке своей деятельности в работе с одаренными детьми.

  1. Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

  1. Проводить целенаправленное наблюдение за учебной и внеурочной деятельностью

школьников для выявления детей, имеющих склонность к какому-либо роду деятельности и показывающих высокую результативность в различных областях.

И как сказал выдающийся педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский:

         «В душе каждого ребёнка есть индивидуальные           струны.                           

        Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.  

        Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…

         Хочется,  чтобы дети

                               были путешественниками,         открывателями и творцами в этом мире».                               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы с одарёнными детьми в свете требований ФГОС НОО : развитие творческих способностей младших школьников Автор: Медведева Марина Анатольевна, учитель начальных классов

Слайд 2

«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда , где и когда существуют условия, благоприятные для их развития. Если мы не хотим серой и мрачной жизни, убогости человеческой души, то мы обязаны находить и поддержать одаренного человека …» Г. В. Плеханов Одарённые дети – будущее России

Слайд 3

развитие творческих способностей ребёнка; на перспективу в будущем - обеспечение прогрессивного развития общества в области науки, техники, социальной сфере. Цель системы работы с одарёнными детьми

Слайд 4

раскрыть природные способности ребенка, помочь ему познать мир своим путем; поддержать ребёнка и развить его способности; подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы; улучшить условия для развития ребёнка; использовать современные педагогические технологии, способствующие развитию детской одарённости. Задачи школы

Слайд 5

Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся; ВД даёт возможность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных, воспитывает коммуникативные качества личности. Внеурочная деятельность

Слайд 6

дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития; дети с признаками одарённости в определенной области науки; учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, незаурядными умственными резервами. О даренных детей можно разделить на три категории:

Слайд 7

- принцип дифференциации и индивидуализации обучения; - принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей; - принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в ШНОО; - принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися ; - принципе обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг. Работа с одаренными детьми должна строиться на следующих принципах

Слайд 8

Участие в региональном конкурсе 1 класс Проект «Права человека глазами ребёнка» Презентация продукта обучающимися 1 класса Презентация продукта обучающимися 1 класса

Слайд 9

Региональный конкурс Проект «Права человека глазами ребёнка» Презентация продукта обучающимися 1 класса Презентация продукта обучающимися 1 класса

Слайд 10

Исследовательская деятельность «Мои домашние животные - улитки Ахатины » 2 класс 2 класс

Слайд 11

Духовно-нравственное воспитание младших школьников Проект «Колоколами славится Россия…» 2 класс 2 класс

Слайд 12

Патриотическое воспитание младших школьников Проект «Моё родное Подмосковье. Бородино» 3 класс 3 класс

Слайд 13

Духовно-нравственное воспитание младших школьников Проект «Моя семья» 4 класс 4 класс

Слайд 14

«В душе каждого ребёнка есть индивидуальные струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат. Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти … Хочется , чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». В.А. Сухомлинский Одарённые дети – будущее России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"

Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности осуществляется через:            1. Проектную деятельность. 2.     Вышивание ка...

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»

Инновационный педагогический проектна тему:        «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»

Инновационный педагогический проектна тему:        «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»

Инновационный педагогический проектна тему:        «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю  внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности...

Опыт работы учителя начальных классов "Развитие творческих способностей младших школьников на классных часах и внеклассных мероприятиях в рамках ФГОС".

Развитие творческих способностей младших школьников на классных часахи внеклассных мероприятиях в рамках ФГОС...