«ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»
статья на тему

Мальченко Алиса Асифовна

«ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад29.1 КБ
Файл презентация753.52 КБ

Предварительный просмотр:

«ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»

                                       Председатель МО начальных классов Мальченко А.А.

Внеурочная деятельность является важным компонентом образовательного процесса при реализации ФГОС. 
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. 
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности:

  • изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС;
  • определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся;        
  • отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
  • проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности,
  • определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;
  • теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
  • определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
  • разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;
  • овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС;
  • эффективно использовать имеющуюся в школе  учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

Внеурочная деятельность организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности школьника в разнообразных развивающих средах. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного  общего образования.   
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организована по направлениям: 

спортивно-оздоровительное,

духовно-нравственное,

социальное, 

общекультурное,

общеинтеллектуальное.

Одним из разделов основной образовательной программы начального образования является программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.

Одним из основных документов регламентирующих разработку базовой программы школы в рамках ФГОС является «Концепция духовно – нравственного воспитания»

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция определяет:характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Раздел  духовно-нравственного развития направлен  на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

-нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности гражданственности, патриотизма),

-нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

-нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

-нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности).

Духовность, нравственность - базовые характеристики личности, проявляющиеся в деятельности и поведении.

Духовно-нравственное воспитание необходимо начинать с начальной школы .

В настоящее время актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников связана с четырьмя положениями:

  • Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
  • В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
  • Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека, его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
  • Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Таким образом, перед нами ставится

задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника, а это значит, воспитание должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

В зависимости от возможностей образовательного учреждения, особенностей окружающего социума внеурочная деятельность может осуществляться по различным схемам, в том числе: 
• модель дополнительного образования; 
• модель «школы полного дня»; 
• оптимизационная модель; 
• инновационно-образовательная модель 

Модель дополнительного образования опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. 
Модель «школы полного дня» - реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями группы продлённого дня. 
Оптимизационная модель – модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. Предполагается, что в её реализации принимают участие все педагогические работники образовательного учреждения (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопед, воспитатели, тьюторы и др.). 
Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении. 
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, классный руководитель, который взаимодействует с педагогическими работниками, организует систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, в том числе через органы самоуправления, обеспечивает внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с их выбором. 

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в ЦПШ «Косинская»    используется  оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения). Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники нашего учреждения (администрация, учителя, классный руководитель и др.).

 В этом случае координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. 

Кроме того, внеурочная деятельность в школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: 

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; 
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; 
  • улучшить условия для развития ребенка; 
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. 

  Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы основного  общего образования определяет образовательное учреждение. 
Формы организации внеурочной деятельности разнообразные.

Спортивно-оздоровительное: 

•     Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

•     Проведение бесед по охране здоровья.

•     Применение на уроках  игровых моментов, физ.минуток.

•     Участие в районных и краевых спортивных соревнованиях.

•     Проведение классных часов по темам «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании».

 Общекультурное направление 

•     Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

•     Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

•     Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, края.

 Общеинтеллектуальное направление: 

•     Предметные недели;

•     Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

•     Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города.

•     Разработка проектов к урокам.

Духовно-нравственное направление: 

Участие в богослужениях;

Проведение паломнических поездок, экскурсий;

Проведение традиционных бесед с духовником школы;

Проведение тематических классных часов по духовно-нравственным темам

Оформление газет к праздникам;

Подготовка к праздникам, проведение концернов, поздравление с днем рождения, именинами,

Выставки рисунков.

Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;

Встречи с участниками «горячих точек»;

Социальная деятельность: 

Посещение больниц и др.

 Занятия проводятся во второй половине дня после обеда и динамической паузы педагогами учреждения в кабинетах школы, не задействованных в данный момент в учебном процессе. Занятия по шахматам, английскому языку и «Введение в традицию» ведется на базе               Расписание занятий внеурочной деятельности составлено в соответствии с действующими САНПинами и соответствует различным сменам видов деятельности  младших школьников.

Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности

  • Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
  •  Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения  на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

Уровни воспитательных результатов

Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и  позитивного отношения к базовым ценностям общества

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

школьник ценит общественную жизнь

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков, занятий по изучению прав человека и т. п. Даже самый лучший урок  может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретёт опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе) и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.

школьник самостоятельно действует в общественной жизни

При организации внеурочной деятельности младших/ школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.

 Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.

 Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны.

Новые цели школьного образования:

  • Воспитание;
  • Социально-педагогическая поддержка;
  • Развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.

Воспитательная работа  в классе – это процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе.  

План внеурочной деятельности формируется образовательным учреждением в соответствии со своим учебным планом и независимо от выбранной схемы его реализации должен быть направлен в первую очередь на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. 
При взаимодействии образовательного учреждения с другими организациями создаются общее программно-методическое пространство, рабочие программы внеурочной деятельности, которые должны быть сориентированы

на планируемые результаты освоения основной образовательной программы  общего образования конкретного образовательного учреждения. 

Ожидаемый результат. 

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов: 
 приобретение учащимися социального опыта; 
 формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; 
 приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. 

ПОРТРЕТЫ ВЫПУСКНИКОВ

Начальная школа

Основная школа

1.Любящий свой народ, свой край и свою Родину

1. Любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции

2.Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

2. Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества

3.Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир

3.Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества

4.Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности

4.Умеющий учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике

5.Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом

5.Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством

6.Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение

6.Уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать длядостижения общих результатов

7.Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни

7. Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни

8.Ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека

На основании «Концепции духовно – нравственного воспитания» стандарт определяет организацию внеурочной деятельности. В нем четко прописаны направления развития личности (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, военно-патриотическое, научно-познавательное, общественно полезная и проектная практика). Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении, реализующем стандарт нового поколения.

Однако без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Но наладить этот контакт не всегда сразу удаётся. И на это есть ряд причин.

На сегодняшний день встречаются родители, которые снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение.  Зачастую современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.

Поэтому с родителями  учеников также проводится работа (беседы, тематические собрания), на которых даются  рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье. Девизом этих лекториев является  народная мудрость: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает.

И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности. Детство - это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный наставник. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика.  Важно  не только научить, но и вдохновить своим примером. Сделать себя добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя. Это и есть важнейшее условие успешного развития России.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»

Слайд 2

Цель внеурочной деятельности создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций

Слайд 3

Внеурочная деятельность школьников Это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Слайд 4

Направления развития личности ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ

Слайд 5

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ Процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формирование у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма) нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости) нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний) нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности)

Слайд 6

Принципы духовно-нравственного воспитания. Воспитание на традициях. Принцип сотрудничества. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса. Системно-организованный подход. Личностно-ориентированный подход. Принцип сохранения исторической памяти.

Слайд 7

Задачи обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Слайд 8

Направления внеурочной деятельности ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ

Слайд 9

Уровни воспитательных результатов 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь 3-й уровень – самостоятельно действует в общественной жизни

Слайд 10

Формы внеурочной деятельности ЭКСКУРСИЯ КРУЖКИ СЕКЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ ШКОЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА ОЛИМПИАДЫ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЕ ПРАКТИКИ

Слайд 11

Начальная школа Основная школа 1.Любящий свой народ, свой край и свою Родину 1. Любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции 2.Уважающий и принимающий ценности семьи и общества 2. Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества 3.Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир 3.Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества 4.Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности 4.Умеющий учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике 5.Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом 5.Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством 6.Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение 6.Уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать длядостижения общих результатов 7.Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни 7. Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни 8.Ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе

Выступление на Педагогическом совете о значении внеурочной деятельности в образовательном процессе в школе и итогах курса внеурочной деятельности общекультурного направления "Капельки" в 4 классе....

ФГОС: внеурочная деятельность–важный компонент современного образовательного процесса.

Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма органи...

Внеурочная деятельность - важнейший компонент современного образовательного процесса в школе.

Основная общеобразовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Развитие ребенком своих интересов на основе свободного ...

Внеурочная деятельность - важнейший компонент современного образовательного процесса в школе.

Основная общеобразовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Развитие ребенком своих интересов на основе свободного ...

«ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»

laquo;ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»...

Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе «Сохранение культурных, духовных ценностей в школе через программу «Мы - будущее России»

Внеурочная деятельность есть средство развития и самореализации личности. По словам Герберта Спенсера (анг. философа, социолога и педагога) «Великая ценность образования – это не знания, а...

ФГОС: внеурочная деятельность- важнейший компонент современного образовательного процесса в школе.

Внеурочная деятельность является важным компонентом образовательного процесса при реализации ФГОС. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования основная обр...