«Виды и система орфографических упражнений, методика проведения и необходимость их применения на уроках русского языка».
статья (4 класс) на тему

В обучении орфографии прослеживаются три основных направления работы, которым соответствуют три метода обучения: метод языкового анализа и синтеза (аналитико-синтетический метод); метод запоминания, заучивания образцов, или имитативный метод; метод решения грамматико-орфографических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_orf_rab.docx44.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Виды и система орфографических упражнений, методика проведения и необходимость их применения на уроках русского языка».

Предисловие.

Необходимость применения орфографических упражнений очевидна. Не каждый ребенок, запомнив правило, сразу же научится его применять. Например, с психологической точки зрения, роль упражнений состоит в  усвоении понятия или правила, которое происходит в процессе его применения. Лишь используя понятия или правила в разнообразных случаях и условиях, достигается такая степень усвоения, которая адекватно отражает сущность изучаемых явлений. Понимание правила и запоминания учениками его словесной формулировки является лишь начальной фазой, отправным пунктом усвоения материала, дальнейшая же судьба этого процесса зависит от деятельности, в которой регулирующую функцию выполняет правило. В качестве такой деятельности и выступают упражнения, следующие за объяснением правила.

Итак, запоминание графического образца орфограммы требует повторных восприятий. Однако этим не исчерпывается деятельность учащихся. Чем шире обобщение орфограмм на основе усвоенных правил, тем большее значение приобретают процессы мышления, участвующие в решении орфографических задач. Только систематическое применение различного рода упражнений может помочь учащимся проникнуть в суть орфограмм. При выполнении различных упражнений рассматривание орфограммы, как бы происходит под различным углом, и тогда у учащихся появится больше возможностей, чтобы понять правило и запомнить правописание орфограммы.

«Виды и система орфографических упражнений, методика проведения».

Главное, центральное занятие, вокруг которого более или менее группируются все остальные и по которому мы располагаем даже и самую нашу грамматику, есть практическое упражнение в языке, устное и письменное.

Этап упражнений в школьной практике следует непосредственно за этапом объяснений. Цель его - применение полученных знаний в практической письменной деятельности ученика. Конечный результат-выработка орфографического навыка.

Определяя методику работы над формированием у младших школьников орфографических навыков, учитель исходит из психологической природы орфографического навыка. Орфографический навык относится к такому типу навыков, которые формируются на основе более или менее сложных умственных действий и представляют собой автоматизированные компоненты сознательного действия человека. То есть он может рассматриваться как автоматизированный компонент речевой деятельности человека в условиях протекания её в письменной форме.

Итак, орфографический навык представляет собой автоматизированные компоненты сознательной речевой деятельности. Автоматизированность достигается длительными упражнениями. Этап упражнений в школьной практике следует непосредственно за этапом объяснений. Цель его – применение полученных знаний в практической письменной деятельности ученика. Конечный результат – выработка орфографического навыка.

Большое значение для формирования орфографического навыка имеет система упражнений. Она строится прежде всего с учётом усложнения условий, в которых протекает формирование навыка. Система предполагает выбор упражнения и последовательное предъявление упражнения. Системы упражнений должны обеспечить увеличение доли самостоятельности учащихся и переход от репродуктивных к творческим заданиям.

Систематичность упражнений есть первая и главнейшая основа их успеха, и недостатки этой систематичности – главнейшая причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают весьма плохие результаты.

 Методы обучения правописанию.

В обучении орфографии прослеживаются три основных направления работы, которым соответствуют три метода обучения: метод языкового анализа и синтеза (аналитико-синтетический метод); метод запоминания, заучивания образцов, или имитативный метод; метод решения грамматико-орфографических задач.

Выбор метода определяет успех обучения. Он зависит от особенностей орфографического материала, типа орфограммы, возрастных возможностей детей, а также языковой основы, т. е. изученного грамматического материала, от психологических особенностей усвоения данного материала – опоры на зрительный, слуховой факторы, на возможность логической, сознательной работы.

  1. Одним из видов анализа служит орфографический разбор, т. е. обнаруживание  орфограмм,  их определение ( тема, вариант) и комментирование, указание способа проверки.
  2.  В рамках имитативного метода применяются:
  1. зрительные диктанты, различные виды письма по памяти и самодиктанты; различные виды списывания, особенно осложнённые аналитико-синтетическими и др. заданиями;
  2. использование плакатов и др. средств наглядности со списками трудных слов, выделение непроверяемых слов на страницах учебников, выписывание их в тетради;
  3. использование словариков в учебнике, «Орфографического словарика» П.А.Грушникова, ведение собственных словарей;
  4. отчётливое проговаривание слов в сопоставлении с орфоэпическим произношением;
  5. правильное безошибочное письмо любого вида с заданиями, а также внимательное чтение – опора на зрительную и рукодвигательную память.

Запоминание, заучивание вполне уместно при усвоении не только непроверяемых, но и проверяемых слов, например, с безударной гласной в корне слова; запоминанием усваивается написание приставок, многих суффиксов.

  1. Решение грамматико-орфографических задач.

Значение этого метода возрастает от 1 к 4 классу. Он наиболее содействует развитию мышления школьников как один из поисковых, проблемных методов. Решение грамматико-орфографических задач тесно связано с языковым анализом и синтезом, оно опирается на знания грамматики, словообразования, фонетики, лексики, общее языковое развитие, понимание значений языковых единиц. Таким образом, во всех трёх методах важное место принадлежит упражнениям, тренировке учащихся, без чего невозможно достичь прочности орфографического навыка.

«Виды орфографических упражнений и методика их проведения».

  1. Простейшим видом орфографических упражнений является списывание.

Оно может быть с готового текста и с изменением текста.

Ещё К.Д.Ушинский замечал, что списывание должно быть осознанным. Для первого же года обучения он рекомендовал списывание слов с размещением их по рядам, чтобы «голова ребёнка не оставалась без работы». Он рекомендовал вглядеться в слово, представить его образ, осмыслить его, проанализировать состав слова, а потом его писать.

При списывании необходимо обращать внимание на чёткий и красивый почерк, что способствует лучшему запоминанию написания слова, следить за правильным движением руки учащегося.

Различают списывание:

  1. текстуальное, или дословное;
  2. выборочное;
  3. творческое, или осложнённое разного рода задачами.

2.Грамматико-орфографический разбор.

Такой разбор нужен для того, чтобы выработать у учащихся понимание соотношений между орфографическими и грамматическими явлениями, умение обнаруживать орфографические трудности, «сомнительные» написания, распознавать то или иное изученное явление среди других явлений. Найти в предложении или в связном тексте слова или части слов, которые надо проверить, определить, к какому разряду явлений относится данное явление (безударная гласная в корне, в окончании, в приставках, мягкий согласный и т.д.), указать, как надо проверить написание, уметь проверить и найти аналогичные случаи - вот основные моменты работы при таком разборе.

В целях активизации внимания детей учителя при разборе часто применяют работу с карточками: у каждого ученика имеются заготовленные заранее карточки, например, с падежными окончаниями имён существительных и прилагательных или с личными окончаниями глаголов. Когда учитель при разборе спрашивает, как писать то или иное окончание, все ученики поднимают карточки с соответствующими окончаниями, а затем пишут. При записи даётся дополнительное задание – подчеркнуть то или иное окончание и т.п. И использование карточек, и подчёркивание орфограмм активизируют внимание детей, а учителю дают картину их знаний.

3. Письмо по памяти.

4.Словарно-орфографические упражнения.

5. Диктанты:

1. Зрительный диктант.

2. Картинный диктант.

3.Выборочный диктант

4. Диктант с использованием загадок.

5. Диктант по памяти:

6.Диктант с комментированием.

7. Творческий диктант.

8. Предупредительный диктант.

9. Объяснительный диктант.

10. Свободный диктант.

11. Диктант с обоснованием.

12. Диктант «Проверяю себя».

13.Текущий контрольный диктант.

14. Итоговый контрольный диктант.

6. Орфографичское проговаривание.

«Система орфографических упражнений».

1. Этапы усвоения орфограмм.

Система упражнений – это выбор упражнений, который последовательно и системно формирует орфографический навык. Таким образом, система предполагает:

  1. выбор упражнений;
  2. последовательное предъявление выбранных упражнений.

Выбор упражнений зависит от этапа усвоения орфограмм. Н.С.Рождественский выделял 5 этапов усвоения орфограмм

1.1. Ориентировочный.

На первом этапе обычно берётся готовый материал учебника или материал, записанный на доске. Вместе с учителем он анализируется учениками, в нём отыскивается изученное написание (орфограмма), которое соотносится с определённой грамматической категорией или формой. На материале конкретных образцов дети делают первые шаги по применению правила на практике. Материал даётся ограниченный, состоящий из отдельных слов, словосочетаний или предложений, но достаточно насыщенный изучаемыми орфограммами.

1.2. Узнавание.

На втором этапе даются отдельные слова, словосочетания, небольшие предложения, но среди слов с изучаемыми орфограммами есть слова и на другие правила. Из предлагаемого материала детям приходится выбирать нужное, подходящее под данное правило. Продолжается накапливание графических образов; из упражнений наиболее подходящими являются выборочное списывание, письмо по памяти, творческое списывание, упражнения в трансформации текста. Это этап узнавания орфограмм и вместе с тем этап применения правил на ограниченном материале, причём нужные слова или формы даны для справок и для выбора. Дети, учась применять правило, в то же время учатся рассуждать и обосновывать своё письмо.

1.3. Закрепление изученных орфограмм.

Это этап, на котором дети учатся распознавать изученное явление среди других явлений не только в предложениях, но и в связных текстах и применять к ним соответствующее правило. Здесь уже требуется больше самостоятельности для детей. Дети списывают текст, вставляя пропущенные слова; списываемый текст целесообразно несколько переработать, изменяя форму слова, подбирая синонимы, антонимы. Из диктантов в это время рекомендуется объяснительный, диктант «Проверяю себя», творческое списывание, выборочный диктант.

1.4. Усвоение трудных случаев.

В современном мире существует понятие варианта орфограммы, разработанной Н.Н.Алгазовой.

Вариант орфограммы – это те дополнительные трудности, которые возникают при обнаружении орфограммы и при решении орфографической задачи.

Трудности возникают в силу ряда причин:

  1. фонетические;
  2. лексические (ученик не понимает значения слова);
  3. семантико-морфологические (слова, близкие по значению, но разного спряжения: гнать – гонять, вдыхать – дышать);
  4. морфологические особенности слов (наклонишь – наклоняешь);
  5. синтаксические особенности ( правописание безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных.

Дети должны осознать принцип варьирования, например, решишь – решаешь, купишь – покупаешь.

1.5. Систематизация знаний и применение правила в творческих работах.

Пятый этап характеризуется совершенствованием приобретённого навыка, и прежде всего систематизацией знаний и умений, на основе которых формировался навык. Совершенствуется умение проверять и исправлять написание (самоконтроль). Виды и формы письменных упражнений разнообразны.

2. Требования к подбору материала.

Из требований к построению системы орфографических упражнений вытекают требования и к подбору материала для упражнений. Имея в виду систему занятий по правописанию, учитель должен представлять себе перспективу развития навыков по орфографии и пунктуации от одного этапа к другому и в зависимости от этапа работы отбирать материал для упражнений, постепенно усложняя словарный и синтаксический их состав и вводя всё больше и больше самостоятельности в работу учащихся.

  1. Для наблюдений при объяснении грамматического или орфографического явления нужно отобрать наиболее простой, ясный и в то же время достаточный по своему количеству материал, чтобы учащийся мог сделать из наблюдений правильный вывод.
  2. При отборе материала для упражнений в правописании на последующих этапах, наоборот, следует иметь в виду разные стороны языка и письма (изучается орфография – привлекаются словарные и синтаксические упражнения), а также непрерывное повторение уже изученного.
  3. Нецелесообразно повторять один и тот же словарный, фразовый или текстовой материал на разных этапах работы. Нужно варьировать его, постепенно усложняя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды и система орфографических упражнений

Упражнения в обучении орфографии играют важнейшую роль. В методике русского языка не раз поднимался вопрос о необходимости создания системы упражнений. Данные исследований, проведённых советскими учён...

диагностические методики для определения сформированности познавательных УУД на уроках русского языка во 2 классе

В материале представлены диагностические методики для определения сформированности познавательных УУД на уроках русского языка во 2 классе. Материалы апробированы в ходе эксперимента....

Эффективность применения на уроках русского языка технологии Т.И. Куропаткиной «Изучение безударной гласной с использованием графического образца корня»

Результативность применения на практике технологии Т.И. Куропаткиной «Изучение безударной гласной  с использованием графического образца корня»...

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Формирование навыков правильного написания непроверяемых орфограмм требует постоянной работы по разработанной методистами схеме, включающей следующие разделы:...

Мастер-класс Развитие орфографической зоркости у учащихся младших классов в рамках современного урока русского языка

Мастер-класс Развитие орфографической зоркости у учащихся младших классов в рамках современного урока русского языка...