Учебно- методический комплект для 4 класса СКОУ VIII вида
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Сафронова Татьяна Валерьевна

  Данная статья адресована специалистам, работающим с детьми, имеющими ограниченные интеллектуальные способности.

   Обучение в школах VIII вида осуществляется на основании базисного учебного плана  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, представленного в 2-х вариантах.  В статье даётся  характеристика программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 класса под ред. И.М. Бгажноковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_m_k_4_klass_i.m._bgazhnokova.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методический комплекс  класса ГКОУ СКОШИ № 2

г. Улан-Удэ на 2016-2017 учебный год.

   Базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида представлен в 2-х вариантах. (Приказ Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»).

    Институтом коррекционной педагогики Российской Академии образования разработаны программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:

 -программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 класса под ред. И.М. Бгажноковой;

 -программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред И.М. Бгажноковой;

 -программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 класса под ред. В.В. Воронковой;

 -программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой.

   В ГБОУ СКОШИ №2 реализуется два вида официально утвержденных программ.

    Это программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида И.М. Бгажноковой  (0-4 классы)и программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В. В. Воронковой (5- 9классы).

     Данные программы разработаны на основе специального образовательного стандарта с учётом особенностей интеллектуального и речевого развития, а также познавательной деятельности умственно отсталых школьников. В них определено содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность изучения материала по годам обучения.

   Программа под редакцией И. М. Бгажноковой для 0-4 класса содержит следующие предметы:

  • Русский язык.
  • Математика.
  • Живой мир.
  • Занимательный ручной труд.
  • Музыка.
  • Изобразительное искусство.
  • Физическая культура.

Принципиальное отличие   программы под редакцией И. М. Бгажноковой  в том, что учитывается  сложный состав учеников специальной (коррекционной) школы, программы по всем учебным предметам указывают на разноуровневые требования к овладению знаниями: 1-й - базовый уровень, 2-й - минимально необходимый. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом.

   Содержание обучения по всем предметам имеет коррекционную и практическую направленность, что обеспечивает подготовку школьников с ОВЗ к включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства.

    Учебный материал в программе выстроен по концентрическому способу. При таком способе построения содержания программы один и тот же учебный материал может быть представлен в ней несколько раз, но при этом повторное изучение предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов.

     В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также в процессе трудового обучения.

     Обучение в школе носит воспитывающий характер. При отборе программного учебного материала учтена воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

Пояснительные записки к программам по всем предметам дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. В учебных программах сформулированы основные требования к знаниям и умениям.

   Содержание обучения отражено в оригинальных учебниках для специальных (коррекционных) школ VIII вида, которые издаются по всем основным учебным предметам. В общей и специальной подготовке учебник рассматривается как книга для ученика, которая является важнейшим инструментом для учения. Вместе с тем она служит и методическим ориентиром для учителя.

    Темы в учебниках линии И.М.Бгажноковой тщательно продуманы и чётко сформулированы. Каждая тема обеспечена упражнениями, а также заставками объяснительного или мотивирующего характера.

Благодаря разбивке на поурочные темы, в учебниках линии И.М.Бгажноковой легче ориентироваться. Их содержание предоставляет учителю возможность использовать разные формы и методы обучения. Большое внимание в учебниках уделяется речевому развитию умственно отсталого школьника. Особенно важной считаю работу над значением слова, его многозначностью, использованием в переносном значении, введением его в активный словарь ребенка, т.к. эти аспекты очень трудно воспринимаются лицами с интеллектуальными нарушениями.

  Особым образом строится работа с текстом. Она подразумевает не только работу над содержанием текста, но и исправление деформированного текста (нарушен порядок предложений, отсутствуют границы предложений, изменен порядок частей текста), или творческую работу по его дополнению, окончанию, распространению предложений, введению диалогов и т.п. Задания к тексту направлены на развитие умений обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение и т.д.). Все это позволяет учащимся полнее и точнее понять смысл текста, формирует познавательные и коммуникативные УУД.

Учебники не дают готовых правил. Они формулируются учащимися самостоятельно, в свободном изложении, на основании примеров и подразумевают понимание темы (понятия), а не ее (его) заучинность.

   Если проанализировать содержательную часть каждой учебной темы УМК И.М.Бгажноковой, то можно убедиться, что сначала идёт упражнение на первичное изучение понятия. Мастерство учителя позволяет использовать его, как пробное учебное действие для построения урока с элементами деятельностной технологии. Второе упражнение учебной темы может быть использовано для первичного закрепления с комментированием во внешней речи, а третье – для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Контроль знаний учащихся осуществляется посредством ответов на вопросы, которые в большом количестве ставятся авторами учебника к каждому упражнению. Также контроль знаний предусматривается на заключительных уроках изучения темы через контрольные вопросы и задания, их можно успешно применять на каждом уроке по мере прохождения темы.

 В учебниках широко используются межпредметные связи, что позволяет не только актуализировать знания учащихся, но и формировать целостное представление о мире.

Таким образом, УМК «начальных классов» направлен на развитие самостоятельного мышления умственно отсталых школьников, способностей к обобщению, переработке и применению усвоенных знаний в письменной речи, а также формирование коммуникативной функции речи и возможности развернуто выражать мысли, точнее понимать других людей. Структура и методический аппарат учебников позволяют использовать на уроках традиционные, игровые, личностно-ориентированные технологии.

УМК  4-б класса ГКОУ СКОШИ № 2 VIII вида г. Улан-Удэ на 2016-2017 уч.год.

  1. Русский язык. 4 класс: учеб.для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ С.В.Аксенова – М.: Просвещение, 2007г.
  2. Читай, думай, пиши - рабочая тетрадь в 2- х частях для 4 кл А. К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская – М.: Просвещение, 2016г.
  3. Устная речь. 4 класс. Комарова С.В. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.– М.: Просвещение, 2015 г.
  4. Устная речь. 4 класс. Комарова С.В., Головкина Т. М. Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2014
  5. Устная речь. 1-4 классы. Комарова С.В Методические рекомендации для специальных (коррекц.) учреждений VIII вида. – М.: .: Просвещение, 2014.
  6. Живой мир. 4 класс. Матвеева Н.Б., Попова М. А., Куртова Т. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013
  7. Живой мир. 4 класс. Матвеева Н.Б., Попова М.А. Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2014
  8. Технология: Ручной труд: 4 класс Кузнецова Л.А. Симукова Я.С.Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – 2-е изд. – СПб.: филиал изд-ва Просвещение, 2013г.
  9. Математика  4 класс  М.Н. Перова, И.М. Яковлева Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2007
  10. Рабочая тетрадь по математике. М.Н. Перова, И.М. Яковлева 4 класс, Москва, «Просвещение», 2007г.

Методическая литература:

  1. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. и др. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2012г.
  2. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок. Хрестоматия игровых приемов обучения. – М.: Первое сентября, 2013г.
  3. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.
  4. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: Астрель, 2014г.
  5. Воронкова В.В. Дифференцированный подход в коррекционно-развивающем обучении умственно отсталых школьников 1-4 классов. – М., 2001г. 
  6. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственно отсталых детей. – М., 2005г. 
  7. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998г. 
  8. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. Под ред. Ж.М. Глозман. –М.: Сфера, 2011г.
  9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1999г.
  10. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: «Академия» 2000г.
  11. Обучение детей с выраженным нарушением интеллекта. Программно-методический материал./ Под ред. Бгажноковой И.М. – М.: «Владос», 2014г.
  12. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под. Редакцией И.М. Бгажноковой. – М.: «Просвещение», 2011г.
  13. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 г. 
  14. Рубинштейн С. Я.  Психология умственно отсталого школьника: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986 г.
  15. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. - М., 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на первое полугодие для классов СКОУ VIII вида

В данной папке собраны рабочие программы для 5 и 6 классов СКОУ VIII вида на первое полугодие учебного года. Если кому-либо пригодятся - буду очень рада....

Рабочая программа на первое полугодие для классов СКОУ VIII вида

В данной папке собраны рабочие программы для 5 и 6 классов СКОУ VIII вида на первое полугодие учебного года. Если кому-либо пригодятся - буду очень рада....

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса СКОУ VIII вида

Содержит пояснительную записку и тематическое планирование уроков ИЗО, а также задачи к урокам и содержательныц минимум ЗУН....

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса СКОУ VIII вида

Содержит рабочую программу и тематическое планирование уроков ИЗО для 2 класса по программе СКОУ 8 вида, а также задачи  и обязательный минимум ЗУН....

рабочая программа для учащихся 1 класса СКОУ - VIII вида

Рабочая программа по предметам: математика, чтение, письмо, развитие речи, трудовое обучение, ИЗО, ОБЖ. Программы включают: пояснительную записку, содержание программы, учвебный поан, календарно-темат...

Учебно-методический комплект 2 класс ШР "Вычитание вида 50-24"

Цель урока: познакомить с приёмом вычитания вида «52-24»; совершенствовать навыки устного счёта и умения решать составные задачи; развивать мышление и смекалку. Планируемые результаты:- предметны...

Учебно-методический комплект 2 класс ШР "Вычитание вида 52-24"

Цель урока: закрепить у учащихся умение вычислять выражение с приемом вычитания двузначных чисел с переходом через десяток.  Планируемые результаты:- предметные: закрепить навык вычисления выраже...