Социализация учащихся с ОВЗ через доступную практическую деятельность.
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Лебедева Лариса Евгеньевна

Представлена актуальность проблемы. Конкретизирована цель и условия социализации обучающихся с ОВЗ. Описана система работы. Выделены проблемы, с которыми приходится сталкиваться. Определены задачи на предстоящий период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_sotsializatsiya.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация учащихся с ОВЗ через доступную практическую деятельность.

 Дети с ОВЗ также как и все дети нуждаются в развитии, общении с окружающими, игровой деятельности. Ведь у каждого человека, независимо от обстоятельств и жизненных трудностей, в которых они находятся, существуют свои потребности и стремление к росту, развитию.

 

Цель: Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах.

Условиями социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются:

  •  специальные условия обучения и воспитания:
  • специализированная коррекционная помощь и психологическая поддержка; выравнивание «стартовых» возможностей ребенка,
  • оптимизация социально-психологической среды жизнедеятельности ребенка,
  • обеспечение индивидуализации и интеграции в учебной и социально-культурной деятельности;
  • создание условий для коммуникации;
  •  мониторинг знаний, норм, ценностей, позволяющих ребенку с ограниченными возможностями здоровья выполнять общественно заданные функции.

    Изменения в социально-экономической и политической жизни России, обострение новых проблем в обществе поставили ученых и практических работников перед решением задач, связанных с поисками новых, эффективно действующих механизмов социально-психологической адаптации личности к быстро меняющейся жизни в социуме. Особенно нуждаются в социальной помощи дети с ограниченными возможностями здоровья, число которых постоянно растет.

Целью учебного процесса в школе становится не только достижение знаний, но и создание условий для социальной адаптации и развития психологических особенностей обучающихся, а целью педагогического процесса – развитие нравственной, самодеятельной, творческой личности. Для достижения вышеперечисленных целей  в школе применяются   новые педагогические технологии, основанные на том, что ученик становиться  активным, творческим, развивающимся субъектом учебного процесса.

     Важным компонентом процесса социализации является положительный психолого – эмоциональный климат в учебно-воспитательной работе. Занятия необходимо проводить с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деятельности.

   Особое место отводится коррекционно-развивающим урокам: социально-бытовая ориентировка (окружающий социальный мир),  развитие  психомоторики и сенсорных процессов, коррекционные занятия, логопедия, ритмика, лечебно-физическая культура. Развитие и коррекция высших психических функций одно из составляющих успешности восприятия учебного материала и социализации учащихся. Уроки математики, чтения, письма (математические представления, речь и альтернативная коммуникация) так же дают большой простор для социализации с опорой на практическое применение изучаемого материала.

   В процесе работы фиксируются как положительные, так и отрицательные  моменты развития учащихся. С учетом этих данных строится индивидуальная дифференцированная коррекционно – развивающая работа.

 Опыт работы  показывает, что многие выпускники достигли определенного уровня в способности ориентироваться в быту, усвоили общественные нормы и правила отношений между людьми.

Одно из основных направлений адаптации – трудовое, которое реализуется через различные внеурочные мероприятия (изготовление кормушек, уборка и озеленение пришкольной территории).

 Исходя из потребностей общества и имеющейся материально - технической базы  в центре ведется профессионально-трудовое обучение  по направлениям: столярное дело, швейное дело, картонажно-переплетное дело, цветоводство.    

Знания и умения,  полученные на уроках трудового обучения учащиеся реализуют на конкурсах детского народного творчества различного уровня. Особо популярен в последние годы конкурс «Дизайнерская ёлка». В этом году обучающиеся принимали участие в экологическом конкурсе, организованном Смоленским заповедником «Приозёрье».

Одна из важнейших задач по социализации, стоящих перед школой -  это профориентационная  работа.   С этой целью проводятся беседы, экскурсии, презентации.

   Жизнь обучающихся не должна замыкаться рамками классной и школьной жизни, необходимо  расширить социальный опыт, круг общения детей.  С этой целью проводятся выходы на различные мероприятия, проходящие вне стен учебного заведения, культурно-массовые мероприятия, посещение театров, библиотеки, филармонии, экскурсии по городу.

Такая деятельность представляют собой  практическую значимость так как позволяет обучающимся активно взаимодействовать с социумом, формируя навыки  социального общения и в конечном итоге чувствовать себя нужным другим людям, быть успешными в социально значимой деятельности, доступной для детей данной категории.

Регулярно проводится мониторинг умений и практических знаний, который отслеживает развитие и возможность их использования в самостоятельной практической деятельности, применяя их в разнообразных сферах. Результат своей работы мы можем увидеть на различных конкурсах,  в которых участвуют и побеждают наши дети.

     Система  работы по социализации и адаптации реализуется через ряд направлений, которые находят свое отражение в проводимых внеклассных мероприятиях, классных часах.

Большинство мероприятий проходят с использованием информационно – компьютерных технологий. Обучающиеся знакомятся с основами здорового образа жизни, изучают правила пешехода, превращаются в артистов стараниями педагога организатора и классных руководителей, воспитателей, изучают жизнь знаменитых людей.

Работа по социализации обучающихся с опорой на практическую деятельность направлена на:

- развития способностей, интеллектуальных и творческих возможностей   обучающихся, их самовыражения и самоопределения,

- повышения и поддержания познавательного интереса,

- создание ситуаций для успешной деятельности и социализации  каждого обучающегося.

        Развитие и воспитание социально-адаптированной личности невозможно в закрытом пространстве. Систему социального партнерства наше образовательное учреждение выстраивает в содружестве с теми, кто не остается равнодушен к судьбам детей. Программные мероприятия обеспечивают успешное решение проблем социализации обучающихся за счет интеграции совместных усилий педагогического коллектива и гражданского сообщества.

       Мы работаем в едином образовательном пространстве и желательным фактором, важнейшим показателем успешности проводимой комплексной работы являются взаимоотношения обучающихся нашего центра с  нормально развивающимися детьми (санатории, детские лагеря), умение участвовать в совместной деятельности со взрослыми.

  Безусловно, не все обучающиеся с проблемами в развитии могут успешно интегрироваться в социум, поэтому мы считаем главной задачей для себя – продолжение  работы в данном направлении: работать в содружестве  с общественными организациями, культурными учреждениями города.

     Следующим направлением деятельности является  спортивно-оздоровительная работа,  которая   включает в себя проведение спортивных мероприятий -  весёлые старты, игры, направленные на привитие учащимся культуры здорового образа жизни. Физическое направление социальной реабилитации важно в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, так как им предстоит в дальнейшем заниматься преимущественно физическим трудом.

     Социализация детей с ОВЗ в центре   осуществляется постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности (включая наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогического коллектива, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями).

     

При этом имеют место следующие проблемы:

- дети с ОВЗ, которые должны обучаться по программе школы 8 вида (согласно заключению ПМПК) не направляются на обучение в соответствующее специальное образовательное учреждение, а «отсиживаются» в муниципальных школах, обучение в классах которых идет по программе массовой школы. Контингент детей, который должен обучаться в нашемцентре, где созданы все условия, не получает качественной психолого – педагогической и коррекционной помощи,

- следует расширить количество профилей по трудовому обучению в  ПУ для обучающихся с ОВЗ по специальностям: младший обслуживающий персонал, парикмахер, овощевод, повар.

  На данный момент перед коллективом центра стоят следующие задачи:

-в рамках практико-ориентированной социальной деятельности центра формировать у обучающихся знания о социуме, о социальной структуре общества, правилах поведения в общественных местах;

-создать условия для обеспечения безопасного и бесконфликтного существования ребенка в   центре и во внешкольном пространстве;

-  симулировать социально значимые интересы, потребности;

- развивать осознание обучающимися своих возможностей и личностных особенностей, способность соотнести их с жизненными планами;

- проводить работу  по профориентации в соответствии с индивидуальными психолого-педагогическими возможностямиобучающихся, условиям  жизни;

- создать ситуацию успеха путем выявления и максимального использования талантов и способностей каждого обучающегося в процессе его подготовки к жизни.

Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья  предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

При любых организационных формах обучения для детей с ОВЗ должны быть созданы специализированные условия получения общего образования,  трудовой подготовки, соответствующих возможностям и потребностям, направленным на успешную адаптацию в современном социуме.

   Систематически проводимая в данном направлении работа обязательно принесет положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социализация учащихся начальной школы через экологическое воспитание и образование»

«Социализация учащихся начальной школы через экологическое воспитание и образование»...

Выступление на семинаре по теме "Развитие самостоятельности младших школьников через организацию практической деятельности на уроке».

В выступлении раскрываются цели, функции, признаки самостоятельной работы  на уроке. Выделяются уровни и типы самостоятельной деятельности школьников, представлены наиболее распространённые виды ...

Научно-практическая конференция "Самореализация учащихся через включение в деятельность на уроках русского языка и литературного чтения"

Теоретические и практические знания самореализации детей на уроках русского языка и литературного чтения....

Тема "Развитие индивидуальных способностей и компетенции учащихся с ОВЗ через организацию игровой деятельности в ГПД "

Главными задачами  воспитателя ГПД коррекционного класса является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций,  умения  применять  полученные знаний на практ...

Социализация учащихся в школе и во внеурочной деятельности

Социализация учащихся коррекционного класса 7 вида...

Презентация по теме самообразования "Развитие общей и мелкой моторики рук у обучающегося с ТМНР через предметно- практическую деятельность"

В презентации представлен материал из опыта работы по теме самообразования "Развитие общей и мелкой моторики у обучающегося с ТМНР через предметно- практическую деятельность"....

Подпрограмма духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся Программы развития МБОУ г. Иркутска гимназии №3 на 2015-2020гг. «Гимназия №3-среда, обеспечивающая доступность качественного образования»

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым ц...