ПК 4.3. Технологии обучения
методическая разработка по теме

Староверова Татьяна Вадимовна

Предварительный просмотр:

Анализ заседания методического объединения учителей начальных классов

Тема заседания: «Особенности организации воспитательной работы в начальных классах»

Повестка дня:

1. Поддержка и развитие ученического самоуправления в классах.

2. Использование активных форм и методов в организации воспитательной работы в классе.

Выступали: зам. директора  Карасева Т.А.;  учитель начальных классов, руководитель МО кафедры начальных классов, Жиляева А.В.  

        Собрание учителей начальных классов направлено на изучение особенностей организации воспитательной работы в начальной школе в связи с процессом демократизации школы, а так же обсуждение вопросов поддержки и развития ученического самоуправления в классах. Данная тема актуальна и целесообразна в настоящее время в связи с модернизацией школы. В настоящее время школа выводит  на первый план идею личностно-развивающего воспитания,  в которой главными задачами являются выявление и развитие потенциальных возможностей каждого ребенка, создание условий для самореализации личности.

        В структуре заседания МО  четко прослеживаются 3 этапа: вступление, где учителям рассказали об актуальности данного вопроса; основная часть, где  было раскрыто содержание темы; заключительная часть включала в себя рассказ о том, что для реализации педагогических задач используют различные формы работ внеурочной деятельности.

        На заседании МО Карасева Т.А. рассказывала о том, что в современных условиях стал востребован человек, способный принимать активное участие  в преобразовании окружающей деятельности, не боящийся брать на себя ответственность, то есть обладающий позицией лидера. Процесс подготовки лидеров представляет собой сложное развивающееся явление, в котором активно взаимодействуют объективные и субъективные факторы формирования личности. Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их процессом управления собой, своей жизнью в коллективе. Руководитель МО, Жиляева А.В., рассказывала что для реализации педагогических задач используют различные формы внеурочной воспитательной работы. Профессионализм воспитателя, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом.

Содержание заседания методического объединения учителей начальных классов соответствует целям и достигнутым результатам.

Больше всего на заседании МО понравились такие моменты, когда учителя совместно находили решения педагогических проблем.

Таким образом, участники заседания МО пришли  к такому решению, что нужно создать условия   для развития потенциальных возможностей каждого ребенка, создание условий для самореализации личности. Так же совершенствовать свой профессионализм в овладении максимальным количеством форм организации внеурочной деятельности.



Предварительный просмотр:

Игровая технология

2 класс. УМК «Школа России»

Фрагмент урока русского языка на этапе решение частных задач.

 Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Дидактическая игра

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Встаньте и выйдите из-за парт.

Игра называется «Живое-неживое»

Я вам буду называть имена существительные, если я назову живой предмет, который отвечает на вопрос кто – вы хлопаете в ладоши, если я называю предметы неживые, которые отвечают на вопрос что – вы приседаете.

( Карусель, лягушка, лужа, лебедь, кошка, конфета)

- Молодцы! Я вижу, что вы все поняли, и можете различить предметы, которые отвечают на вопрос кто от предметов, которые отвечают на вопрос что.

- Выполнять установку учителя;

- внимательно слушать учителя и быстро определять имена существительные по признакам одушевленные и неодушевленные;

- оценивать усвоение знаний по данной теме



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология

2 класс, УМК «Школа России»

Фрагмент урока окружающего мира на этапе решение частных задач.

Тема: «В школе»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Физминутка: сегодня в гости к нам пришли веселые ребята, которые хотят вместе с вами поиграть. Нужно смотреть и повторять за ними движения. Подравняйтесь у парт.

- Вы согласны с тем, что школа - это наш второй дом? Почему?

- А вот представьте, что дети приходят на уроки когда захотят, на переменах катаются на роликах, учителя на уроках жуют жвачки, библиотекари слушают музыку в читальном зале.
- Как учиться в таких условиях? 
- Почему в нашей школе такое не происходит? 

- Что такое «правило»?

- Что такое «правила поведения»?

- Можно ли людям обойтись без правил?

- Так зачем людям нужны правила? Правила поведения в обществе устанавливались на протяжении многих веков. Их появление было обусловлено тем, что люди нуждались в регуляторе, который, с одной стороны, гарантировал бы соблюдение определенных прав, а с другой, ограничивал бы действия, которые могут нанести вред.

- Давайте сейчас вспомним, какие правила поведения существуют в школе и подумаем, почему важно их соблюдать, что произойдёт, если эти правила нарушать?  

Работа в группах: Первый ряд составляют правила поведения в столовой, второй ряд - правила поведения на перемене, а третий ряд - правила поведения в классе. 
Обязательно подумайте, почему надо поступать именно так, как говориться в правиле, а не иначе. Обсуждайте правила в группах.
- Ребята, давайте послушаем друг друга. 

-Наш знакомый Сережа стал редактором школьной газеты. Один из номеров он решил назвать «Хорошо или плохо?». Рисунки для этого номера вы видите на странице 50. Рассмотрите их. Какие из рисунков можно отнести к разделу «хорошо», а какие к разделу «Плохо»?

- Ребята, чтобы проверить, как вы усвоили знания о правилах поведения, я предлагаю вам сейчас поработать в группах.
Сейчас я раздам вам карточки, на которых будут написаны различные ситуации. Ваша задача обсудить предложенные ситуацию, определить какие правила поведения, с вашей точки зрения, нарушены и как должно быть правильно. 

1.Володя Демин всякий раз

У нас опаздывает в класс.

Уже давно урок идет, а он по лестнице ползет,

У двери 5 минут вздыхает, всех от занятий отрывает.

2.Перевозчиковой Свете

Первой хочется ответить,

Крикнуть громко с места прямо

И казаться умной самой.

Класс она не уважает

Отвечать другим мешает.

3. Каждый день в большом пакете

Шоколадки носит Петя.

И когда в один присест

Все среди урока съест, принимается за жвачки.

Лучше бы решал задачки.

4.Носятся на перемене

Гриша с Федей,

Всех толкают, задевают

И кричать не завывают.

У стены весь класс стоит,

Голова у всех болит.

5. Неприятно нам в столовой

Рядом с Людой Пироговой.

На соседку слева Люда

Опрокинула два блюда,

А соседу на живот

Сладкий вылила компот.

Чем все это наблюдать,

Лучше уж поголодать.

А какие у нас в столовой бывают неприятные ситуации?

- Итак, как же нужно вести себя в соловой? (Есть аккуратно, не спешить, не брызгать, не пол не крошить и т. д.)

- А как нужно относиться к школьному имуществу и почему?     

 Волчонок в классе развлекался,

На стуле без конца качался,

На стенах мелом рисовал

И дверь ногою открывал.

Его ребята окружили,

Волчонку строго объяснили:

- Нам школа – это дом второй,

Всему нас учат здесь с тобой,

И мы беречь её должны –

Нам хулиганы не нужны!

- Какие правила нарушил Волчок? (Не рисовать на стенах, не качаться на стуле).

В каждой школе существуют правила внутришкольного распорядка для учащихся. И каждый ученик должен соблюдать их. В нашей школе тоже есть такие правила. Там записано все, о чем мы сегодня говорили.

-Давайте прочитаем вывод на странице 51.

Выполнять физические упражнения вместе с учителем и одноклассниками

Отвечать на вопросы

Делать выводы

Работать в группах, составлять правила поведения

Слушать, дополнять

Анализировать рисунки

Работать в группах, анализировать ситуаций

Отвечать на вопросы

Слушать стихотворение

Отвечать на вопросы

Слушать учителя

Читать вывод

Фрагмент урока окружающего мира на этапе актуализации и мотивации.

Тема: «Правила вежливости»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- О чем говорили на прошлом уроке?  ( о здании школы, о знаниях, которые получаем в школе, о правилах поведения в школе)

- Как нужно вести себя в школе?

На перемене:

1. На перемене должен отдохнуть весь организм, все мышцы, нужно освободить себя от разных мыслей.

2. Не шуметь. Помнить, что с тобой рядом отдыхают твои товарищи и друзья.

3. Во время игр соблюдай все правила, уважай своих товарищей.

4. Умей уступить, не ссорься с товарищами.

5. Если кого – то обидел, нечаянно толкнул – извинись.

6. На перемене нужно подготовиться к следующему уроку, повторить домашнее  задание, расслабиться, посмотреть в окно, освободить себя от мыслей, выпить воды и т.д.

- А что нужно делать, когда вы пришли в школу и видите  учителей, работников школы?

Вспоминать, что изучали на прошлом уроке

Говорить о правилах поведения в школе, о значении школы



Предварительный просмотр:

Технология разноуровневого обучения

4 класс. Математика. УМК «Школа России»

Фрагмент урока: «Устные и письменные приемы вычислений».

Самостоятельная работа.

Разноуровневая самостоятельная работа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Теперь проверим, как вы усвоили материал и насколько хорошо вы можете в нем разобраться. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.

Уровень 1.

Выполни вычисления.

+4235           _36798           +3452          _82675

  1943             19467             2807               1569

Уровень 2.

Запиши выражения в столбик и вычисли.

18506 + 32993

14238 – 2387

48324 + 12307

62347 – 7835

Уровень 3.

Запиши выражения в столбик и вычисли. Проверь сложение вычитанием, а вычитание сложением.

13534 + 32994

126547 – 79652

74648 + 37829

- Выбирают уровень работы, оценивая свои возможности;

- выполняют задания самостоятельной работы;

- оценивают усвоение знаний по данной теме.



Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения

Фрагмент урока Постановка учебной задачи. Математика Л. Чекина, 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа».

Тема: «Переместительное свойство умножения»

Этап урока, методы и приемы

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Постановка учебной задачи

Пр.: работа по учебнику

Н.: рассматривание иллюстр.

Пробл. ситуация

Вот один из вариантов:

- Откройте с. 108.

- Прочитайте про себя абзац в самом начале страницы. 1 вслух.

- Рассмотрите картинку ниже.

- Предположите, кто из ребят сказал правильно?

- Мнения разошлись.

- Попробуем сами посчитать.

- Для каждого из вас я положила на парту квадраты.

-Разложите их в 3 ряда.

-Посчитайте количество всех фигурок.

-Как ты считал?

-А ты как считал?

-А кто по-другому?

- Кто из ребят прав? Как нужно правильно считать?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

Раскладывать квадраты в 3 ряда

- посчитал по одному квадрату;

- посчитал кол-во квадратов в одном ряду и * на кол-во столбиков;

- посчитал  кол-во фигур в каждом ряду и умножил на кол-во рядов;

- предполагать правильный вариант:

Формулировать тему урока

П: умение устанавливать причинно-следственные связи;

К: аргументация своего мнения и позиции ;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью



Предварительный просмотр:

 Как сохранить психическое здоровье ребенка:

  • Всегда находите время поговорить с ребенком.
  • Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
  • Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.
  • Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
  • Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
  • Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой.
  • Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
  • Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей.
  • Умейте прощать, «лечите» добром.
  • Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
  • Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.



Предварительный просмотр:

Как сохранять здоровье ребенка в школе:

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым.

Жан Жак Руссо

  • Динамическая организация урока:

физкультминутка,

дыхательная гимнастика,

глазная гимнастика,

поза учащегося во время урока.

  • Правильное питание.

  • Психологический подход при проведении урока:

учет индивидуальных особенностей учащихся,

учет темперамента учащихся,

умение работать с различными группами учащихся,                           

дифференцированный подход в обучении.

  • Психологический подход при проведении урока:

учет индивидуальных особенностей учащихся,

учет темперамента учащихся,

умение работать с различными группами учащихся;                          

дифференцированный подход в обучении.

  • Психологический климат урока:        

мажорность урока (эмоциональность),

проявление доверительного подхода к ученикам,

наличие на уроке эмоциональной разрядки,

создание ситуации успеха и др.

  • Педагогические знания и умения:

чередование различных видов деятельности (средней продолжительности и частоты),

количество используемых на уроке методов, чередование методов,

плотность урока,

темп окончания урока,

определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности,

умение учителя оценить процесс формирования внимания и мышления,

умение оценить уровень работоспособности.

  • Формирование ЗОЖ и культуры здоровья на уроке:

включение в учебные программы модулей по вопросам здоровья,

постановка воспитательной задачи по привитию культуры здоровья.

Уроки требуют от младшего школьника куда большей организованности, чем дома, постоянного сидячего положения и четкого регламента. Родители и учителя при этом должны максимально внимательно следить за его здоровьем, чтобы правильно спланировать и организовать обучение, отдых и свободное время.

Одной из самых серьезных неприятностей, которые подстерегают новоиспеченного первоклассника, является сколиоз. Детям шести лет еще очень нелегко сосредотачиваться на выполнении различных упражнений по написанию букв, подготовке к чтению или счету. 

Если родители видят, что их ребенок сидит за столом и делает самостоятельно задания, они обычно радуются. Но стоит внимательно присмотреться за тем как сидит ребенок. Ведь редкий школьник сможет правильно и ровно держать спину, а большинство малышей с трудом осваивают новый для себя вид деятельности. Их плечи находятся на разной высоте, голова склонена в сторону, а лопатки торчат. Расстояние от глазок до тетрадки при этом может быть и вовсе минимальным. Для ребенка такая поза является наиболее удобной, ведь с заданием он справляется, привлекая к его выполнению все тело. 

Но буквально через несколько дней неправильное положение тела входит в привычку, а очень скоро развивается начальная стадия сколиоза. Это происходит как результат недостаточной сформированности детских мышц и постоянно нагруженного позвоночника, что в комплексе приводит к деформации позвонков.

И как правильно сохранить здоровье крохи в такой ситуации? Исправлять сколиоз очень тяжело, а на некоторых стадиях его развития и невозможно. Поэтому все нарушения осанки следует предупреждать. Для этого можно воспользоваться двумя проверенными способами. 

Во-первых, необходимо сохранять правильное положение тела во время занятий, а также выполнять специальные упражнения и комплексы гимнастики во время перерывов между ними.

В школе за осанкой вашего ребенка должен следить учитель. Также он обязан проводить физкультминутки на уроках в младших классах, во время которых дети разминаются под веселые стишки и песенки. 

Кроме того учителя постоянно проходят дополнительный инструктаж на тему сохранения здоровья детей во время учебного процесса. Дома же детскую осанку должны контролировать родители. Если постоянно соблюдать правила и выполнять специальные упражнения, то вам удастся избежать крупных неприятностей.

Родители всех детей вне зависимости от возраста утверждают, что добиться от ребенка постоянной правильной осанки практически невозможно. 

Стоит только немного ослабить контроль, как старательный ученик тут же выгибает дугой позвоночник и опускает плечи. Весьма тяжело заставить ребенка и выполнять специальные упражнения, ведь малыш обычно воспринимает их как дополнительный вид нагрузки к счету и письму. Но необходимо проявить всю свою настойчивость и изобретательность, ведь от этих факторов зависит здоровье ребенка.

Также нужно работать над сохранением нервной системы ребенка. Ведь правильно держать карандаш или ручку и ровно вырисовать палочки и крючочки – это практически непосильная задача для шестилетки. Ведь это только взрослым кажется, что это легко. А маленькие пальчики еще не обладают должной ловкостью и умением, и ручка для них как далеко не прирученный зверь.

У младших школьников еще не достаточно созрели нервы, которые отвечают за проведение импульсов от головного мозга к пальчикам. Поэтому монотонная нагрузка письмом приводит к усталости не только рук, но и мозга. Если родители обучают своих малышей письму с особым рвением, не заботясь об умеренности нагрузок – это может приводить к развитию так называемого «писчего» спазма. 

В результате него уставшие ручки крохи просто не могут написать ни одного слова, как бы он не старался. Если ситуация не доходит до таких крайностей, то чрезмерная нагрузка может нарушить точную координацию мышц, что приведет к значительному ухудшению почерка.



Предварительный просмотр:

Технология дифференцированного обучения

2 класс. УМК «Школа России»

Фрагмент урока математики на  этапе Актуализация знаний и мотивация.

Тема: «Названия компонентов и результата умножения»

Устный счет.

За доской:

1)1 уч: Поздеев

3+3+3+3=

8+8+8+8=

3*5

1*4

5*3

  1. 2 уч: Курчатов

2+2+2+2+2+2=

9+9+9+9+9=

8*2

4*6

0*5

  1. (Ваня Ж., Вика К., Илья П., Катя Ц.)

Даша нашла на берегу моря 4 большие ракушки, а маленьких на 3 больше. Сколько всего ракушек нашла Даша?

3)(Танков Ж., Минина П., Ваня К.)

В первом аквариуме 12 рыбок, во втором – на 3 рыбки больше, чем в первом, а в третьем – н 5 рыбок меньше, чем во втором. Сколько рыбок в третьем аквариуме?

  1. Вероника, Сева, Стас

15 см= …  дм …. см

5 дм= … см

7 см 3 мм= … мм

Комментарии: 1 вид задания предназначен для детей, которые плохо усвоили материал темы: «Особые случаи умножения. Умножение числа на единицу и нуль»;

2 вид заданий предназначен для учащихся со средним уровнем знаний;

3 вид заданий предназначен для сильных обучающихся;

4 вид заданий предназначен для слабых детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Академик РАО, известный советский и грузинский педагог – ученый и практик разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».

Слайд 3

Последовательная реализация гуманистического принципа, в основе которого : обучение во имя развития личности школьника; укрепление гуманных, нравственных отношений ( к людям, природе, труду, окружающей жизни); бережное отношение к внутреннему миру ребенка, его интересам и потребностям; обогащение его духовного и душевного потенциала. Учение – значительная часть жизни ребенка.

Слайд 4

Гуманизм – - педагогическая любовь к детям, заинтересованность в их судьбе. - оптимистическая вера в ребенка, - сотрудничество, мастерство общения, - отсутствие прямого принуждения, - приоритет положительного стимулирования, - терпимость к детским недостаткам.

Слайд 5

Индивидуальный подход: Изучение личности, путем применения психолого-педагогической диагностики (интересы, качества характера, особенностей мыслительных процессов и др.) развитие способностей ребенка, учет его психологических и физических возможностей и особенностей. Мастерство общения: Закон взаимности и гласности. В классе должна быть непринужденная обстановка. Если учитель создает такую обстановку, дети лучше общаются, делятся своими мыслями, переживаниями, не боятся отвечать на уроках, даже если ответ неверный, спорить, доказывать свою правоту.

Слайд 6

Основными целями данной технологии являются: - развитие и воспитание в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств; - облагораживание души и сердца ребенка; - развитие и становление познавательных сил ребенка; - обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений; - идеал воспитания – самовоспитание.

Слайд 7

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД Ш.А.АМОНАШВИЛИ ЛЮБИ РЕБЕНКА, БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ ДОБРОЙ ДУШИ. БУДЬ ОПТИМИСТОМ, ОЛИЦЕТВОРЯЙ ЧЕЛОВЕКА БУДУЩЕГО. УМЕЙ ПОНИМАТЬ ДЕТЕЙ. НЕ ЖАЛУЙСЯ РОДИТЕЛЯМ НА УЧЕНИКОВ. НЕ ДЕЛИ ДЕТЕЙ ПО СПОСОБНОСТЯМ. НЕ ДОПУСКАЙ ОТСТАВАНИЯ ДЕТЕЙ. ВЫЗЫВАЙ ЧУВСТВО УСПЕХА У РЕБЕНКА. ПОСТОЯННО ИЩИ В РЕБЕНКЕ БОГАТСТВО ДУШИ. БУДЬ НАДЕЖДОЙ ДЛЯ РЕБЕНКА. ЗНАЙ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ВСЕ ТАЙНЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕБЕНКОМ, ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ С ЦЕЛЬЮ ЗАБОТЫ О РЕБЕНКЕ. БУДЬ ТЕРПЕЛИВ В ОЖИДАНИИ ЧУДА И БУДЬ ГОТОВ К ВТРЕЧЕ С НИМ В РЕБЕНКЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....