ПК 4.3.
учебно-методический материал на тему

Шубинцева Анастасия Константиновна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагмент урока литературного чтения

Дата: 3 марта 2017 г., пятница                                        

Школа: НОУСОШ №95        

Класс: 3- 4

Урок: 4

Время: 11:00 – 11:45

Кабинет: 107 

Учитель: Хайбулина Г.З.

Методист: Астахова А.А.

Студент: Шубинцева Н., 32гр.

Тема: Борис Заходер «История гусеницы»; Л. Яхнин «Лесные жуки».

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умений определять тему и главную мысль произведения; представлять себе черты главного героя, опираясь на его высказывания и поступки; кратко пересказывать основные моменты текста своими словами; сравнить два текста и обнаружить в них сходный смысл.

Планируемые результаты

Предметные: 

формировать навык учебного чтения;

формировать умение ориентироваться в учебнике;

оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;

формировать умение понимать нравственный смысл произведений.

Личностные:

способствовать формированию положительного отношения к учебному процессу.

учить обосновывать свою точку зрения;

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

Литературное чтение: 3кл.: Учебник: / Н.А.Чуракова.-М.: Академкнига/ Учебник, 2011.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Метод и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

2

Мотивационный

этап

Словес.: ответы на вопросы

4

I этап. Работа с текстом до чтения .

Вспомните, какое произведение вы изучали на прошлом уроке.

Кто автор этого произведения? С каким героями вы уже познакомились?

Что вы узнали о Гусенице? (Она любила только есть, жить в свое удовольствие).

Чем закончилась первая часть истории? (Что-то огромное и страшное схватило Гусеницу и унесло в небо).

Предположите, чем сегодня мы будем с вами заниматься?

Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с произведением «История гусеницы».

Хотите узнать о ее дальнейших приключениях? Как вы думаете, что с ней случилось дальше?

Давайте поставим цели на урок. (Продолжить знакомство с….;

Познакомиться с….; Узнать о…).

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

П: осмысленно читают текст

Р: принимают и сохраняют уч задачу

23.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практический: выборочное чтение

Практический: словарная работа

Словес.: ответы на вопросы

Словес.: ответы на вопросы

Практический: слушание и чтение Т

17

2

II этап. Работа с текстом во время чтения 

(Чтение по цепочке со с. 95 до слов «И она увидела...».)

- Ребята, вам в тексте встретились неизвестные слова? Как вы думаете, что такое шелковинка?

Значение слова Шелковинка по Ожегову: 

Шелковинка - Нитка шелка.

- Что случилось с Гусеницей? (Её схватил Скворушка).

- Как выглядел Скворушка? (Совсем молоденький, желторотый).

- Как отреагировала мама Скворчиха на его добычу? ( «Брось немедленно эту гадость…»).

- Скворушка послушался маму? (Да).

- Что сделала Гусеница чтобы спастись? (Выпустила шелковинку)

- Предположите, что увидела Гусеница.

(Дети по цепочке читают с. 96—98.) 

- Вы ожидали такой поворот событий?

- С кем встретилась Гусеница? (С Жуком)

- Как выглядел Жук? (Он был закован в блестящий темно-коричневый панцирь, а на голове у него торчала пара длинных грозных рогов)

- Предположите, почему Гусеница думала, что вокруг одна крапива? (Потому что она никогда ничего не видела кроме крапивы и не знала, что есть что-то другое в мире)

- Почему Жук подумал, что Гусеница умеет летать? (Потому что она оказалась на сучке).

- Прочитайте мнение Маши. Завершите Машино высказывание. ( Гусеница по прежнему думает только о еде).

Изменился ли взгляд Гусеницы на окружающий мир? Маша считает, что у Гусеницы появилось то, чего раньше не было. Вы догадываетесь, на что Маша обратила внимание? (Да, она по-прежнему думает только о крапиве, но у нее появился определенный интерес к окружающему миру; она стала задавать вопросы Жуку.)

- Как вы думаете, почему Жук разбирается в окружающем мире намного лучше Гусеницы? Что позволяет ему повидать мир? (Он умеет летать и имеет возможность видеть мир с высоты своего полета.)

- А каким он видит мир? Найдите и перечитайте его высказывания.

- Расскажите своими словами.

- Что вы можете сказать о Жуке?

- Почему Жуку нравится отвечать на вопросы Гусеницы?

(он чувствует себя знатоком окружающего мира.)

- На сколько частей вы бы разделили этот отрывок? Маша и Миша разделили его на три части и придумали название для каждой из них. Прочитайте и расставьте их в нужном порядке. (1. Скворушка отпускает Гусеницу, и она спасается. 2. Жук объясняет Гусенице, что такое речка, небо, лес. 3. Жук приглашает Гусеницу путешествовать вместе с ним.)

Эти названия очень подробные и имеют повествовательный характер, в них рассказывается о том, что произошло в сказке.

А теперь прочитайте, какие названия предложил Костя Погодин. Они стоят в правильном порядке? Наведите порядок. (1. Неожиданное спасение. 2. Открытие мира. 3. Несостоявшееся совместное путешествие.)

Чем отличаются заголовки, которые дал Костя, от тех, которые предложили Маша и Миша? (Они короче и выражают смысл каждой части сжато.)

Определять конкретный смысл понятий.

Предполагать

Слушать чтение.

Читать вслух и про себя.

Характеризовать героев

Определять последовательность событий в произведении.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

П: осуществляют подведение под понятие

П: строят речевое высказывание

П: строят речевое высказывание

П: осмысленно читают текст

П: строят речевое высказывание

34

Решение частных задач на основе анализа текста

Практический: выразительное чтение и анализ Т

Практический: анализ выраз. чтения  

Словес.: монологические высказывания уч-ся.

16

III этап. Работа с текстом после чтения 

Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать в группах. У каждой группы будет свое задание.

Карточка 1

• Разбей произведение на части. (Стр. 95-98)

• Озаглавь каждую часть.

• Определи главную мысль прочитанного.

Карточка 2

  • Прочитайте диалог Гусеницы и Жука по ролям.
  • Подготовить выразительное чтение диалога у доски.

Карточка 3

• Прочитай внимательно текст. (Стр. 95-98)

  • Приготовься по плану связно пересказать прочитанное.
  • Кратко перескажи(-те) прочитанное.  

Карточка 4

• Прочитай внимательно текст. (Стр. 95-98).

•Дай свою оценку героям рассказа и событиям.

Карточка 5

  • Прочитайте диалог Гусеницы и Жука выразительно по ролям. (стр.96-98).
  • Какими предстают перед нами эти герои? Составьте характеристику Жука и Гусеницы.

Ребята, а сейчас давайте проверим, как вы справились с заданием в группах.

Работать самостоятельно

Проводить анализ чтения.

Работать в группе.

Делить Т на смысловые части.

Читать по ролям.

Читать выразительно.

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

П: осмысленно читают худож Т

К: контролируют действия партнера

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей

П: осмысленно читают худож Т

П: строят речевое высказывание

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков



Предварительный просмотр:

Дата:16 марта 2018 г., пятница

Школа: МАОУ СОШ №104

Класс: 1 «А»

Урок: 6

Время: 12: 15 – 12: 55

Кабинет: 207

                                                         Учитель: Миронова Е.Н.

                                                         Студентка: Шубинцева Н., 42 гр.

Конспект урока окружающего мира

Тема урока: «Войдём в музей»

Цель деятельности учителя: систематизация и расширение представления детей о музее как хранителе культурных ценностей; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности через посещение музеев; закрепить практические знания о правилах поведения в музее.

Планируемые результаты:

Предметные: 

Знать музеи родного города; правила поведения в музее и соблюдение на практике этих правил.

понимание необходимости посещения музеев каждым человеком;

Личностные: 

формирование учебно-познавательных мотивов; учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: УМК «Перспектива», учебник 1 кл. 2 ч. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, рабочая тетрадь, презентация, раздаточный материал.

V.Самостоятельная работа с самопроверкой

5 мин

Ребята, а у нас в Челябинске есть музеи? Какие музеи вы знаете? Бывали ли вы там? Что запомнилось?

Сингапурская технология КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД – «опроси – опроси – обменяйся карточками» - 

Сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. Каждому я раздам карточку с информацией об одном из музеев Челябинска. Вы внимательно её читаете, выделяете карандашом 2-3 самых интересных предложения и стараетесь рассказать об этом без бумажки.

1 и 5 вариант рассказывает 3 варианту. 2 – 4 варианту. После чего вы меняетесь карточками.

Челябинский краеведческий музей - одно из самых красивых зданий города. Новое здание музея построено в 2006 году. Вся история области в одном месте: природа и древняя история, народный быт, история 20-го века, а также музей с фотографиями города на крыше. В музее «На крыше» можно посмотреть каким был город в прошлом и сравнить с тем каким он стал сейчас.

Также, в музее есть выставка для детей. Здесь можно трогать экспонаты, применять их по назначению, а экскурсовод расскажет и покажет, если возникнут вопросы.

Музей «Экспериментус»

В Челябинском музее занимательной науки «Экспериментус» действует одно правило: нет никаких правил! Всем посетителям рекомендуется крутить, вертеть, шевелить, проверять любые экспонаты, запускать все механизмы, проводить опыты. Посетителей ждут удивительные открытия и знакомства. Маятники, тросы, нитки и двигающиеся шарики — при наблюдении за этим движением возникает ощущение, что никакими законами это не объяснить. Но тут появляется экскурсовод и раскрывает все тайны науки.

Музей декоративно-прикладного искусства Урала

Южный Урал всегда славится своими умельцами, преуспевшими в народно-декоративном искусстве. Ручная вышивка, литьё из чугуна, роспись подносов, глиняная игрушка, изделия из фарфора — разнообразие форм и ремёсел, которыми занимаются южноуральские мастера, действительно впечатляет. Чтобы сохранить традиции народного творчества и развивать их, был создан Челябинский музей декоративно-прикладного искусства Урала.

Челябинский выставочный зал Союза художников

Челябинский выставочный зал Союза художников считается одним из самых крупных учреждений в России. Здесь проходят различные выставки, охватывающие все виды и жанры изобразительного искусства. Основная задача выставочного зала — поддержка уральских художников, их произведениям всегда находится достойное место в экспозиции. Уделяется внимание и другим картинам. Выставочный зал дает возможность высказаться молодому поколению художников, а также студентам художественных училищ.

Челябинская областная картинная галерея

Всего в фондах Челябинской картинной галереи собрано около 15 тысяч экспонатов, среди которых есть и скульптура, и иконопись, и предметы декоративно-прикладного искусства. В искусстве 20-го века особое внимание уделено творчеству художников Уральского и близлежащих регионов: из Перми, Уфы, Екатеринбурга, Кургана, Оренбурга и, конечно, самого Челябинска. В настоящее время галерея входит в состав Челябинского музея изобразительных искусств.

Самостоятельная работа

Работа в парах сменного состава

К. Осуществлять взаимопроверку


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы проблемного обучения

Слайд 2

Характерные особенности новых дидактических систем Характерными особенностями новых дидактических систем обучения являются: направленность на максимальное развитие творческих сил учащихся и обеспечение глубоких и прочных знаний; усиление внимания к совершенствованию процесса учения на основе его психолого-педагогических закономерностей; активизация учения, мышления, познания; стремление к обеспечению постоянно функционирующего эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся на основе индивидуальной обратной связи.

Слайд 3

Понятия проблемного обучения Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания (А.М. Матюшкин). Проблемное обучение — это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В.Оконь).

Слайд 4

Понятия проблемного обучения Проблемное обучение — это тип развивающего обучения , содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (М.И. Махмутов). Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий , которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко).

Слайд 5

Концептуальные аспекты проблемного обучения Суть концепции: провозглашение тезиса о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося; оказания ему помощи в процессе исследовательской деятельности; организация изложения учебного материала специальным образом.

Слайд 6

Концептуальные аспекты проблемного обучения Ведущая идея концепции: вовлечение учащихся в творческую деятельность посредством постановки проблемносформулированных вопросов и заданий; активизация их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности. Основой для реализации концепции является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

Слайд 7

Основные понятия проблемного обучения Проблемным учением является такая учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности, при которой учащимися воспринимаются объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, с той или иной степенью самостоятельности анализируются формулировки проблем и достигается их решение посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения. Проблемным преподаванием является деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний и способов действий как традиционным путем, так и путем самостоятельной постановки учебных проблем и их решения.

Слайд 8

Основные понятия проблемного обучения Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить факт, явление или процесс действительности, не может достичь цели известными ему способами действий. Проблемная ситуация по сути является: закономерностью продуктивной, творческой познавательной деятельности; причиной, побуждающей человека искать новый способ объяснения или действий.

Слайд 9

Этапы продуктивной познавательно деятельности Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации : Преднамеренное создание проблемной ситуации является отправным моментом проблемного обучения, а возникшая при этом проблема и будет учебной проблемой. Создание (возникновение) проблемной ситуации Постановка проблемы Поиск способов решения Решение проблемы

Слайд 10

Признаки наличия учебной проблемы Наличие проблемной ситуации. Информационная готовность к решению. Внутренняя психологическая готовность войти в ситуацию. Вариативность решения.

Слайд 11

Методы проблемного обучения По способу решения проблемных задач выделяют четыре метода: проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее); совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися); исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно); творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение).

Слайд 12

Методы проблемного обучения По способу представления проблемных ситуаций и степени активности учащихся выделяют шесть методов (М.И.Махмутов): метод монологического изложения; рассуждающий метод; диалогический метод; эвристический метод; исследовательский метод; метод программированных действий.

Слайд 13

Монологический метод представляет собой незначительное изменение традиционного метода; используется, как правило, с целью передать значительный объем информации и сам учебный материал при этом перестраивается несознательно; педагогом осуществляется не создание, а номинальное обозначение проблемных ситуаций.

Слайд 14

Рассуждающий метод в монолог преподавателя вводятся элементы рассуждения, логика выхода из вытекающих в силу особенностей построения материала затруднений; учитель, отмечает наличие проблемной ситуации, показывает, как выдвигались и сталкивались разные гипотезы ; метод требует уже большей перестройки учебного материала по сравнению с традиционным ; порядок следования сообщаемых фактов выбирается таким образом, чтобы объективные противоречия содержания были представлены особенно подчеркнуто и возбуждали познавательный интерес учащихся и желание их разрешить ; ведется не столько диалог, сколько монолог: вопросы могут и задаваться и преподавателем, но они не требуют ответа и используются только для того, чтобы привлечь учащихся .

Слайд 15

Диалогический метод структура учебного материала остается такой же, как в рассуждающем методе ; задаются информационные вопросы и к обсуждению широкого привлечения учащихся ; ученики активно участвуют в постановке проблемы, выдвигают предположения, пытаются самостоятельно их доказать ; учебный процесс при этом происходит под контролем учителя, им самостоятельно ставится учебная проблема и осуществляется не столько помощь учащимся по нахождению ответов, сколько самостоятельная их констатация ; характеризуется возможность учащихся реализовать свою поисковую активность.

Слайд 16

Эвристический метод учебный материал разбивается на отдельные элементы, в которых преподавателем дополнительно ставятся определенные познавательные задачи, разрешаемые непосредственно учащимися; педагогом ставятся проблемы, которые предстоит решить, констатируется правильность тех или иных методов, которые уже в дальнейшем служат основой лишь для самостоятельной деятельности учащихся; осуществляется имитация самостоятельного исследования учащимися, но в пределах руководства и помощи педагога.

Слайд 17

Исследовательский метод структура и последовательность подачи материала как в эвристическом методе; постановка вопросов осуществляется не вначале того или иного элемента изучения проблемы, а уже по итогам ее самостоятельного рассмотрения учащимися; деятельность учителя носит не направляющий характер, а оценочный, констатирующий; деятельность учащихся приобретает самостоятельный характер, они дополнительно обучаются не только решать проблему, но и становятся способными ее выделить, осознать, сформулировать.

Слайд 18

Метод программированных действий педагогом осуществляется разработка целой системы программированных заданий, в которой каждое задание состоит из отдельных элементов (или «кадров»); «кадры» содержат часть изучаемого материала или определенной направленности, в рамках которого учащимся предстоит самостоятельно ставить и решать соответственные подпроблемы, урегулировать проблемные ситуации; после изучения одного элемента учащийся, сделав самостоятельно соответствующие выводы, переходит к следующему, причем доступность следующего этапа определяется правильностью выводов, сделанных на предыдущем.

Слайд 19

Возникновение проблемной ситуации Проблемная ситуация порождается: логикой учебного предмета; логикой учебного процесса; учебной или практической ситуацией. В первых двух случаях, как правило, они возникают объективно, т.е. независимо от желания учителя. Проблемные ситуации учитель создает преднамеренно,если ему известны общие закономерности их возникновения.

Слайд 20

Способы создания проблемных ситуаций Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике. Поиск новых путей практического применения учащимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них.

Слайд 21

Способы создания проблемных ситуаций Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов. Ознакомление учащихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем. Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций. Варьирование, переформулировка задач и вопросов.

Слайд 22

Типы проблемных ситуаций Недостаточность прежних знаний для объяснения нового факта или прежних умений для решения новой задачи. Необходимость использования, ранее усвоенные ЗУНы в принципиально новых практических ситуаций. Наличие противоречий между теоретически-возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа. Наличие противоречий между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

Слайд 23

Правила создания проблемных ситуаций Проблемные ситуации должны содержать посильное познавательное затруднение. Решение задачи, не содержащей познавательной затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных положительных последствий.

Слайд 24

Правила создания проблемных ситуаций Хотя проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность для развития творческих способностей учащихся, но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоение новых знаний, умений, навыков. Это служит непосредственным образовательным целям. Благоприятствует мотивации учащихся, которые осознают, что их умения в итоге получат определенное выражение, более осязаемое, нежели повышение творческого потенциала.

Слайд 25

Правила создания проблемных ситуаций Проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.

Слайд 26

Технологическая цепочка проблемного обучения Создание проблемной ситуации. Постановка учебной проблемы. Поиск способов решения. Решение проблемы.

Слайд 27

Способы создания проблемной ситуации Способы создания проблемной ситуации Постановка проблемного вопроса Проблемная задача или задание Демонстрация опыта Сочетание слова и наглядности

Слайд 28

Этапы постановки учебной проблемы Этапы постановки учебной проблемы Анализ проблемной ситуации Осознание сущности затруднений Словесная формулировка проблемы

Слайд 29

Этапы поиска способов решения Этапы поиска способов решения Выдвижение первоначальных идей (догадок) Обоснование предположений Формулировка гипотезы

Слайд 30

Этапы решения проблемы Этапы решения проблемы Доказательство или опровержение гипотезы Проверка правильности решения проблемы

Слайд 31

Прогнозируемый результат умение мыслить логично, научно, диалектически, творчески; способствование переходу знаний в убеждения; пробуждение интеллектуальных чувств (удовлетворенности, уверенности в своих возможностях); пробуждение интереса к научному знанию.


Предварительный просмотр: