ПК 4.5
учебно-методический материал по теме

Шубинцева Анастасия Константиновна

Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы в начальной школе

І этап. Подготовка к исследовательской работе
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, 
письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов исследовательских работ младших школьников

  1. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»

http://pedakademy.ru/?page_id=124

В конкурсе могут принять участие учащиеся в четырех возрастных группах: 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл.

Цель конкурса: повышение качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности.

Задачи конкурса:

- развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;

- предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;

- выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.

2. Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Учусь исследовать. Учу исследовать»

https://idfedorov.ru/contests/article=6078/

Цели и задачи конкурса:

- поддержка интеллектуального, исследовательского и проектного творчества детей и педагогов;

- содействие обмену опытом учителей;

- формирование у учащихся и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

- содействие развитию творческой исследовательской активности;

- содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с младшими школьниками;

- пропаганда лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников и младших школьников.

3. Дистанционный конкурс научно-исследовательских работ для школьников, студентов и педагогов «Блестящая идея»

http://konkursgrad.ru/выберите-конкурсы/конкурс-блестящая-идея

Конкурс «Блестящая идея» проводится среди школьников в возрастных категориях:

  1-4 классы,

  5-8 классы,

 9-11 классы;

• Среди студентов колледжей, техникумов, ВУЗов.

• Среди педагогов младшего, среднего и старшего звена школы;

4. Всероссийский интернет-конкурс детских проектов «Моя исследовательская работа»

Для участия во всероссийском интернет-конкурсе «Моя исследовательская работа» приглашаются дошкольники, школьники и студенты, обучающиеся в любых учреждениях образования Российской Федерации.

Участие в конкурсе может быть индивидуальным или групповым.

Возраст участников значения не имеют.

Работы участников будут оцениваться отдельно по возрастам.

5. Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся 1-11 классов и дошкольников старших групп «Свет познания - весна 2018»

В конкурсе может принять участие каждый ученик с 1-го по 11-й класс совместно с педагогом-научным руководителем

Конкурс исследовательских работ «Свет познания – весна 2018» проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала школьников и совершенствования их исследовательских навыков.

https://open-hands.ru/svet-poznaniya#5



Предварительный просмотр:

Список тем исследовательских работ в области начального образования

  1. Влияние компьютера на детей
  2. Математика на кухне
  3. Сказка – ложь, да в ней намёк...
  4. Генеалогическое дерево моей семьи
  5. Выращивание кактусов в домашних условиях
  6. Мои зеленые друзья
  7. Люди и дельфины
  8. Образ жизни летучих мышей
  9. Удивительное царство грибов
  10. Поведение птиц зимой
  11. Необычные ящерицы
  12. Аквариум и его обитатели
  13. Комар: казнить нельзя, помиловать…
  14. Паук – человеку друг
  15. Достопримечательности нашего города
  16. Бездомные животные – проблема каждого из нас
  17. Шоколад – вред или польза.
  18. История одного инструмента.
  19. Наблюдение за развитием лука
  20. Лесная аптека



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта в начальной школе

Проект — это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.

В методической литературе технологическая проработка учебного проекта описывается формулой «пяти П»: проблема – проектирование - поиск информации – продукт - презентация.

Первая П: Проблема:

Для того чтобы начать проект, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования.

Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить.

Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося.

Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.

Формулирует проблему учитель или учащиеся.

Учитель ни в коем случае не должен навязывать проблему учащимся! Роли учителя и учащихся изменяются по сравнению с классно-урочной системой: учащийся перестаёт играть роль простого исполнителя: учитель - из преподавателя превращается во вдохновителя, консультанта, координатора. Он способствует раскрытию творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

- проблема должна быть важной, интересной для учащихся.

- при решении проблемы должны быть использованы интегрированные знания, исследовательские методы.

Вторая П: Проектирование.

Проектирование - целенаправленная деятельность, которая обладает последовательностью процедур, ведущих к достижению эффективных решений. Проектирование – это один из видов работ, результатом которых является продукция-проект.

Этап проектирования распадается на две составляющих: подготовительный этап и планирование.

На подготовительном этапе необходимо:

Сформулировать тему проекта в соответствии с проблемой;

Вопросы в помощь учащемуся при выборе темы:

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, обратитесь к учителям, спросите своих родителей, поговорите об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет интересную идею.

Тему проекта надо записать.

Все темы можно условно объединить в три группы:

фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

Требования к теме:

актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества;

содержательность, информативность и разработанность в науке;

возможность поиска достаточного количества литературы, наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес;

формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение различных точек зрения на одну проблему. Подобная «проблемность» может быть отражена уже в самом заглавии работы или в  его подзаголовках;

название работы может и не включать в себя слово проблема, но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться;

тема должна быть конкретной.

При организации работы на этапе проектирования нужно:

- определить возраст участников проекта (одного возраста или разных возрастов; одного класса или из разных классов);

- определить количество участников проекта (проект может быть индивидуальным, парным или групповым);

- определить степень самостоятельности выполнения проекта учащимися;

- назначить сроки выполнения проекта и соблюдать их;

- подготовить и ознакомить учащихся с памяткой для учащихся. В памятки должны содержаться рекомендации по работе, полезные ссылки веб-сайты;

При планировании работы над проектом необходимо ответить на вопросы:

Проблема проекта

Почему?

Цель проекта

Зачем мы это делаем?

Задачи

Что мы делаем?

Методы и способы

Как мы делаем?

Оценка имеющихся и недостающих ресурсов

Что уже есть в арсенале для выполнения проекта, а чего не хватает?

Сроки выполнения

Когда мы делаем?

Конечный продукт

В каком виде будем презентовать результат своего труда?

Третья П: Поиск информации

Этот этап работы называется этапом реализации проекта. Учащиеся ищут информацию в различных источниках.

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?» Для этого надо определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку.

Предлагаем список доступных методов исследования:

• подумать самостоятельно;

• прочитать книги о том, что вы исследуете;

• познакомиться с кино- и телефильмами;

• найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет;

• спросить у других людей;

• понаблюдать;

• провести эксперимент.

Необходимо учитывать, что и подбор методов, и план работы зависят от того, что вы исследуете.

Иногда учащиеся излишне увлекаются поиском информации, а бывает так, что активность некоторых учащихся снижается. Учителю необходимо поддерживать мотивацию учащихся к выполнению проекта.

Четвертая П: Продукт

Продуктом труда является запланированный результат. В какой форме будет представлен продукт проекта –зависит от фантазии тех, кто над этим проектом работал. Продукты одного и того же проекта могут быть различны. Например: мультимедийный продукт (видеофильм, видеоролик или веб-сайт), мероприятием (экскурсия, математический вечер, математическая викторина, математический праздник для малышей), альбом или задачник.

Пятая П: Презентация.

Этап представления и защиты проекта – это серьёзное испытание для ребят. Чтобы хорошо выступить, нужно составить план выступления, подготовить компьютерную презентацию, сопровождающую выступление, а также составить речь, которую нужно произнести. Как правило, сами участники проекта справиться самостоятельно с этими задачами не могут, поэтому учитель оказывает помощь при подготовке к защите проекта.

Шестое П: учебного проекта Портфолио.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки достижений школьников в процессе работы над проектом.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе

  1. Всероссийский заочный конкурс проектных работ «Созидание и Творчество»

http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4464&Itemid=2832

Направления:

Учебные проекты

Научные проекты

Образовательные проекты

Инновационные проекты

Проекты в области технического творчества

Культурно-просветительские проекты

Здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие проекты

Социальные проекты

Проекты социальной рекламы

Конкурс презентаций

Конкурс видеороликов

Экологические проекты

Интернет-проекты

Бизнес-проекты

Конкурс проектов «Технология игр»

Проекты в области технологии

Проекты в области искусства

Издательские проекты

Международные проекты

Научно-фантастические проекты

  1. Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов «Проекториум»

http://obrazshkola.ru/?page_id=840

Предмет конкурса проектных работ: исследовательские, информационные и практико-ориентированные проекты учащихся.

Участники конкурса: обучающиеся общеобразовательных учреждений всех ступеней образования, студенты колледжей: школьники в 4-х возрастных категориях: 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл.; студенты.

  1. Всероссийский конкурс научно-технологических проектов, инициированный Фондом «Талант и Успех»

https://dm-centre.ru/sirius-konkurs-projectov

  1. Областной конкурс-фестиваль исследовательских работ и проектов младших школьников «Я познаю природу»
  2. Международный конкурс проектов для учащихся в рамках конкурса Interclover

http://school.interclover.ru/all/project.html

Направления

Работы можно предоставлять по следующим направлениям:

1.    Математический цикл

a.    Математика: 1—6 класс

2.    Общественно-научный цикл

d.    Окружающий мир или Мир вокруг нас: 1-4 классы

3.    Гуманитарный цикл

c.    Основы религиозных культур и светской этики: 4-5 класс

4.    Филологический цикл

a.    Чистописание: 1 класс

b.    Родной язык: 1-4 классы

c.    Русский язык: 1—11 классы

d.    Чтение: 1—4 классы

f.     Иностранный язык: 2—11 классы (английский, французский, немецкий, испанский)

5.    Трудовое обучение

a.    Труд («Труды»): 1—4 класс (иногда 1-8 класс)

d.    Общественно-полезный труд

6.    Физкультура и ОБЖ

7.    Искусство

a.    Музыка: 1-(5-9) классы.

b.    Изобразительное искусство (Рисование): 1-7 классы



Предварительный просмотр:

Список примерных тем проектов для младших школьников

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть плакат, сценарий праздника, сборник сказок или рассказов, альбом, видеофильм и т.д.

Примерные темы творческих проектов:

«О чем говорит почерк?»

«Оценки в школах разных стран»

«Скотч – материал на все случаи жизни»

«Тайна маленькой батарейки»

Информационные проекты направлены на сбор информации, о каком – либо объекте, явлении на ознакомление участников проекта этой информацией, её анализ и обобщение фактов.

Примерные темы информационных проектов:

«Что такое витамины?»

«Польза бумаги»

«Мир собак»

«Мои пернатые друзья»

Учебный проект — совместная учебно-познавательная деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Примерные темы учебных проектов:

«Мир пословиц и поговорок»

«Симметрия в нашей жизни»

«Удивительные животные России»

«Времена года в творчестве русских поэтов»

Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм данного вида деятельности.

Примерные темы исследовательских проектов:

 «Условия роста подсолнуха»

«Необычные ящерицы»

«Как двигаются насекомые»

«Влияние мультфильмов на психику ребенка»

Социальный проект — это программа реальных действий, в основе которой лежит

актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет

способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме. Это один из

способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных

социальных проблем.

Примерные темы социальных проектов:

«Жизнь птиц в зимнее время»  

«Телефонная зависимость – проблема XXI века»

«Экологические проблемы моего города»

«Ветеран живёт рядом»



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя

  1. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников»

Предлагаемые методические пояснения ориентированы на решение практических задач исследовательского обучения в образовательной практике современной начальной школы. Описаны доступные методические приемы и эффективные формы организации исследовательского обучения младших школьников.

Пособие адресовано учителям и школьным психологам, но может быть полезно студентам педагогических университетов и колледжей, а также родителям.

В состав учебно-методического комплекта кроме методического пособия входят рабочая тетрадь для младших школьников "Я - исследователь" и тетради для развития исследовательских способностей, логического и творческого мышления.

  1. Лободина Н.В. «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся как основное требование ФГОС НОО»

В книге представлены этапы и модели проектно-исследовательской деятельности, упражнения, направленные на формирование исследовательских умений младших школьников, приведены примеры исследовательских работ обучающихся с мультимедийными материалами, позволяющие сформировать у младших школьников мотивацию к учению, способствующие повышению их познавательной активности на уроках и во внеурочной деятельности, развитию умения работать в качественно новой образовательной среде, формированию исследовательских умений и построению индивидуальной траектории развития обучающегося и обеспечивающие высокую эффективность, ИКТ-компетентность образовательного процесса.

Комплект предназначен учителям начальных классов, руководителям методических объединений, заместителям директора по НМР общеобразовательных организаций; рекомендован студентам педагогических учебных заведений, родителям.

  1. Пахомова Н.Ю. «Учебные проекты: методология поиска»

В пособии рассматривается метод учебных проектов как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно ориентированного обучения, педагогики сотрудничества. В пособии представлены дидактические возможности учебного проекта и особенности методики его осуществления, которые позволят учителю глубже понять и эффективно использовать психолого-педагогические факторы этого метода в практической работе. В Приложении приведены разработанные учителями-новаторами проекты, даны их методические описания и примеры работ учащихся.

  1. Феоктистова В.Ф. «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Проекты»

Пособие знакомит с опытом развития познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление в процессе исследовательской и проектной деятельности. Представленные детские проекты интегрируют содержание различных предметов, изучаемых в начальной школе, для поиска обозначенной проблемы.

Предназначено учителям начальных классов, руководителям методических объединений, студентам педагогических вузов.

  1. Иванова Н., Марунина Г. «Как организовать проектную деятельность в начальной школе. Методическое пособие»

В предлагаемом пособии представлены: современная трактовка сущности проектной деятельности вообще и в младших классах в частности; классификация школьных проектов; подготовка, организация и презентация проектов, выполненных участниками — учениками начальной школы; организация оценки и самооценки результатов. Приведены примеры реализации проектной деятельности на основе опыта авторов пособия и рекомендована диагностика ее результатов. В Приложении даны примеры тематики проектов, варианты результатов проектной деятельности, письменной самооценки учащихся, рекомендации для родителей и др. Пособие адресовано учителям начальной школы, руководителям методических объединений, слушателям системы повышения квалификации, студентам педагогических вузов, родителям.