Формирование коммуникативной компетентности
опыты и эксперименты на тему

Якобчук Лилия Владимировна

Мастер - класс «Формирования коммуникативной компетентности» для учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_formirovanie_kommunikativnoy_kompetentnosti.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс «Формирования коммуникативной компетентности» для учителей начальных классов

Цель: актуализация знаний о применении коммуникативных компетенций, основанных на успешном и эффективном сотрудничестве участников учебы, и влиянии на позитивную динамику в формировании языковой деятельности каждой индивидуально взятой личности младшего школьника.

I. Организационный этап.

- Когда вы заходили в класс, то каждый из вас избрал карточку определенного цвета.   Психологи доказывают, что красный цвет означает оптимизм, хорошее настроение; желтый – познание  истины; синей - душевный подъем. С таким настроением вы сегодня пришли в гости к нам. Но карточки нам помогут объединиться в группы для последующей работы (объединения в группы)

II. Теоретическая часть

Презентация опыта работы

- Тема нашего мастер - класса «Формирования коммуникативной компетентности».  Начальное звено образования — фундамент школьной учебы, ведь именно здесь закладывается основа для формирования личности будущего гражданина. Оно призвано обеспечить последующее становление и разностороннее развитие личности ребенка, целеустремленно обнаруживать ее способности в разных видах деятельности, создать условия для полноценного усвоения базового уровня образования и умения учиться.

Сегодня школа должна обеспечить формирование и развитие  интеллектуальной, творческой и инициативной личности, способной жить в  принципиально новых  условиях, реализовать себя  в жизни, быть  успешной и содействовать  развитию  общества.

Современные дети приходят в школу с желанием действовать, к тому же, действовать успешно, им нравится на уроке не просто слушать, а ставить вопрос, обсуждать проблемы, брать интервью, принимать решение, придумывать, фантазировать и тому подобное. Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными.

Такая организация педагогической деятельности требует от учителя овладения новыми методами работы, внедрения новых педагогических технологий, необходимости, самому учителю учиться, творить, развиваться и самосовершенствоваться.

Создать ситуацию успеха для каждого школьника возможно при условии развития коммуникативной компетентности учеников.

Учитель должен  не только дать ученикам определенный объем знаний и умений, но и сформировать человека, способного  творчески мыслить, принимать решение, иметь свою  позицию, брать  на себя ответственность, адаптироваться к условиям жизни, способную к мобильности, быстрому изменению социальных ролей, то есть быть человеком компетентным.

Формирование коммуникативных компетентностей у младших школьников - актуальная проблема, решение которой важно, как для каждого человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо за общение. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь оно получает поддержку и сочувствие, помощь, в реализации жизненных планов.

 Ведь младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интересу к осмыслению языкового опыта, общению.

Какое же значение коммуникативной компетентности для младшего школьника?

Во - первых, оно влияет на учебную успеваемость. Простой пример, если ученик стесняется отвечать около доски или чувствует при этом избыточную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный  негативный опыт негативно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во - вторых, от коммуникативной компетентности значительно зависит процесс адаптации ребенка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то чувствует психологический комфорт. И наоборот, неумение контактировать с окружающими суживает круг друзей, вызывает ощущение неприятием, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.

В - третьих, коммуникативная компетентность может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности, но и благополучие его будущей жизни.

Младший школьный возраст - оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми, усвоения коммуникативных, речевых умений, способов решения социальных ситуаций.

    С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к личности человека и к умению общаться с окружающими. Для того чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценное формирование коммуникативных компетенций.        

Вся моя работа служит выполнением главных целей: постижение красоты человеческих отношений, развитие коммуникативных, речевых умений, социальных установок качеств личности: сознательное, творческое отношение к общению, интерес, внимание к партнеру по общению; ориентация на их лучшие качества; адекватное отношение к себе, способность поставить себя на место другого; культуру общения в диалоге; дискуссии; познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.

Одним из методов создания ситуации успеха младших школьников является коммуникативная деятельность «разминка». Она внедряется для того, чтобы физически объединить учащихся; поощрить их общаться друг с другом; установить доверительные отношения между детьми, включить всех к совместной работе, дать возможность познать радость от проделанной работы и полученных знаний.

Главная функция разминки - создание благоприятного психологического климата на уроке. «Разминка» может заменять организационные моменты классического урока, а также использоваться как связная звено между различными этапами урока. «Разминка» может быть использована:

- Для знакомства участников обучения друг с другом;

- Для объединения учащихся вместе;

- Для активизации эмоциональной, умственной деятельности, сосредоточение на конкретном учебном предмете в начале каждого занятия;

- Для отдыха, изменения вида деятельности в течение занятия.

Каждая разминка обязательно ограничивается во времени: «Время на выполнение работы 0,5 (1; 1,5; 2; 3) минуты».         

Речь - это способ познания действительности; она выполняет функцию общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей в природе и в жизни вообще.

Итак, моя задача, как учителя - вводить новые слова, добиваться усвоения не только основного значения, но и многозначности и оттенков. Свою работу направляю на развитие умений и навыков работать со словарным словам, предложением, текстом, развитием правильной речи.

Для развития речи младших школьников использую методику говорения. Для концепции внимания, настроения на положительную эмоциональную волну, снятия напряжения, подготовки артикуляционного аппарата ребенка, использую скороговорки, артикуляционные минуты, чистоговорки, речевые разминки, организационные стишки.

С первого класса разучиваю с детьми различные физкультминутки, считалки. Цель: развитие речи детей, памяти, артистических способностей.

Считалки помогают определить руководителя в играх. Физкультминутки во время уроков проводят сами дети, тренируя тем самым память, развивая язык, обучаясь выступать перед аудиторией.

Основной принцип работы с детьми в классе - это создание условий для активного продуктивного общения; отработка стандартных коммуникативных, речевых и игровых умений, развитие личностных особенностей, открытости, спонтанности, расширение кругозора, систематизации знаний по вопросам, которые интересуют детей, помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление правил общения.

В своей работе я использую ролевые игры, инсценировки, дидактические игры, диалоги, монологи, презентации, ситуации общения.

Наше время - это время кардинальных изменений в обществе. Именно сейчас нужны граждане, которые способны принимать нестандартные решения, решать различные проблемы; граждане, у которых хорошо развито критическое мышление; сформированы навыки эффективного общения, которые умеют творчески работать. Поэтому перед современной школой остро стоит проблема развития социальной деятельности учащихся, а именно:

• способность формировать собственную точку зрения и уважать точку зрения других;

• умение вступать в контакт со всеми людьми, избегать конфликтных ситуаций;

• формировать видение самого себя во взаимозависимости с другими.

У младших школьников учебная деятельность формируется путем приобретения опыта культуры поведения в социальном окружении, сотрудничества в различных видах деятельности. Вхождение учащихся в общество поднимает роль социальной компетентности. Социальная компетентность формируется у младших школьников при использовании интерактивных технологий, а именно - работы в группах.

Работа в группах - технология, которую можно использовать для решения сложных проблем, требующих коллективного разума. Чувство принадлежности к группе дает ученикам возможность преодолеть трудности, возникающие на их пути. Когда дети учатся вместе с другими, они чувствуют существенную эмоциональную и интеллектуальную поддержку, которая дает возможность выйти за рамки их нынешнего уровня знаний и умений. Непринужденная обстановка в малой группе способствует развитию у застенчивых учеников навыков межличностного общения.

Алгоритм организации групповой работы

1. Объединение учеников в группы (4-6) человек.

Предложить дать название группам по дням недели; нотного ряда; музыкальных инструментов; цветов и тому подобное.

2. Обсуждение ролей в группах.

Для качественной работы в группе нужно выбрать:

• командира - это лидер группы (сильный ученик)

• секунданта - человека, который следит за временем и помогает в работе;

• каллиграфа - того, кто красиво и правильно записывает ответы на задания;

• мыслителя - того, кто дает идеи для лучшего решения задач.

3. Повторение правил работы в группах.

1) прочитайте задачи.

2) работать так, чтобы не мешать другим.

3) выслушивать мнения каждого члена группы.

4) пользоваться дополнительной литературой.

5) выполнять работу в определенное время.

6) давать возможность презентовать исследования всем членам группы.

7) соблюдать правила поднятой руки.

4. Решение задач каждой группой.

5. Презентация результатов работы групп.

6. Содержательная рефлексия.

Нацеливаю детей на работу в группе, в паре, предлагаю посмотреть у соседа, сравнить свою работу с работой одноклассника, обменяться тетрадями. Такая работа способствует формированию нравственных основ личности: учит налаживать контакт, доверять соседу по парте, планировать общую работу, распределять обязанности, обсуждать предложенную учителем проблему, осваивать умение устного общения - доказательно излагать свою точку зрения, уважительно выслушивать чужую точку зрения, принимать совместное решение, осуществлять взаимопроверку, таким образом, формируется так называемая коммуникативная компетентность. Использую такие методы, приемы и виды работы "Ассоциативный куст", "Мозговой штурм", "Реакция читателя" "Чтение с пометками", "Синквейн", "Ребус», «Нарушенная последовательность», «Прогнозирование», «Взаимные вопросы», «Джигсоу», стратегия «Вопросы к автору», «Микрофон», «Да-Нетка», «Редактор», «Предвидение», «Кто быстрее и грамотнее выполнит задание», «Лови ошибку», «Незаконченные предложения», словарный диктант  «Угадай слово», «Слоговой конструктор».

Развитие коммуникативных умений и навыков - непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя. Ценность и значимость коммуникативных умений в том, что они выходят за рамки чисто учебных умений. За четыре года ученик встречается с сотнями учебных задач, решение которых, помогают ему справиться с элементарной жизненной ситуацией. Коммуникативные задачи - это те ситуации, с которыми ребенок постоянно встречается в жизни. Сформированы коммуникативные умения это уже новообразования личности, которые присваиваются личностью и становятся ее достоянием. Коммуникативный ребенок умеет слушать и слышать, и не только делиться переживаниями, но и сопереживать.

III. Практическая часть

1. Метод «Синквейн»

Метод «Синквейн».

- Постройте стихотворение – пятирядье к слову «Святой Николай»:

1. (Кто?) Николай.

2. (Какой?) _________ (Добрый, щедрый, справедливый и т.д. ..).

3. (Что делать?) _____ (Беспокоится, защищает, оберегает и т.д. ..).

4. (Мое отношение) _____ (Я люблю Святого Николая).

5. (Вывод) __________ (Святой Николай - покровитель детей).

   2. Робота в группах

Предвидение текста по названию и опорным словам.

По названию и опорным словам  определите содержание рассказа.

«Трудно быть человеком»

Из леса, хуторок, колодец, отдохнуть, поблагодарить, повернулась.

  1. Словарная работа.

Прежде чем приступить к работе скажите, что такое ХУТОР (повторить хором).

ХУТОР – маленькая деревня на краю леса.

  1. Обсуждение в группах (устно).
  • Выдержите в своих рассказах: зачин, основную часть и концовку.
  1. Рассказы по группам.
  2. Теперь определим, какая из групп первоначально угадала правильное содержание рассказа.

       ТРУДНО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.

Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!

Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

- А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. -Её глаза стали тревожными.

Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.

- Ну что же... - сказал Роман, - это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

- Стоит - сказала Марийка. - Ну, разве тебе не стыдно перед собой, Роман?

Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.

  • Вы как хотите, - сказала Марийка, - а я вернусь и поблагодарю женщину...
  • Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно? - спросил Роман... - Ведь мы так устали...
  • Потому что мы люди...

Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, вместе со всеми. Трудно быть человеком... - подумал он.

3.Метод «Ребус"

"Ребус - метод или играем в слова с помощью слоговых пиктограмм".

Наша игра имеет 2 правила:

1. Из целого слова нужно выделить на слух первый звуковой склад (в слове маска  не первую букву «М» и не первый слог «МАС», а именно слоговой склад «МА»). Через несколько минут тренировки овладеваем первым правилом.

2. Из нескольких  целых слов, громко и ритмично (четко) выделить первые склады и понять получившееся новое слово.

Уже с первых минут этого увлекательного игры-занятия увлекают удивительные превращения одних слов в другие. Моя задача,  как легко и просто можно это сделать, не отвлекаясь от ненужных объяснений, таких как что такое звук или слог, звуковой ряд.

Например: (произносить четко, ритмично, внятно)

Маска – МА             пальма – ПА

Мышка – МЫ         шишка – ШИ

Кошка – КО            ложка - …..

Здесь я делаю паузу, как бы приглашаю поиграть  со мной. Представим, что мы с вами дети и посмотрим, что у нас получится:

Мячик – МЯ             чайник – ЧА

Ветка – ВЕ               сетка – СЕ

Ручка – РУ                Жучка – ЖУ

А теперь потренируемся с нашими именами:

Коля – КО              Оля – О           Маша – МА         Ира – И

Петя – ПЕ               Даша – ДА       Федя – ФЕ          Кира – КИ     и т.д.

Вот видите, как увлекательно и просто все получается у нас. Вы и сами без труда подберете два – три десятка подходящих слов. Единственное, что необходимо учитывать: каждое слово начинается с ударения, так как «безударные гласные» меняют свое звучание (кАтенок, мИшок).

Как только дети поняли правило: МАСКА – МА и стали повторять правильно, можно переходить к следующему 2-му шагу. Все так же четко и ритмично произносить, давайте попробуем:

Маска – маска – МА – МА                     пальма – пальма – ПА – ПА

Туфли – чайник – ТУ – ЧА                       курица – чайник – КУ – ЧА

Маска – шарик – МА – ША                    кактус – шарик – КА - ……

Два слова – получается быстро и легко, переходим более сложным цепочкам из 3 и 4 слов:

Маска – шишка-наволочка – МА – ШИ – НА

Письма-рак-мишка –дама – ПИ – РА – МИ – ДА

Маска-листик-наволочка – МА – ЛИ – НА    

Курица-курица-ручка-заяц - …………..

Вот видите, какой азарт появился у вас от этой игры, вам хочется все больше и больше сложить слов.

IV. Рефлексия

Метод «Микрофон»  (Что понравилось на мастер - классе?)

Оцени свое настроение после мастер - класса.

V. Пожелание.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,        

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....

Тренинг формирования коммуникативной компетентности у младших школьников

Актуальность программы определяется необходимостью формирования коммуникативной компетентности как одной из составляющих универсальных учебных действий у младших школьников. Уровень развития реальной ...

"Формирование коммуникативной компетентности"

Материал раскрывает формы и методы по формированию коммуникативной компетентности младших школьников средствами УМК "Начальная школа XXI века" и содержит практические рекомендации по основным уче...

Формирование коммуникативной компетентности у будущих первоклассников

Как  помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми....

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников по учебникам УМК «Школа России»

Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана...

Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...

Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников средствами учебных предметов в УМК "Школа России"

В данной разработке освещено изучение особенностей формирования коммуникативной компетентности у младших школьников....