Развитие УУД на уроках в начальной школе.
статья на тему
В данной статье автор делится опытом работы по формированию ууд на уроках в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_uud_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx | 27.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное нетиповое общеобразовательное учреждение
«Гимназия№2»
«Формирование УУД на уроках в начальной школе»
Выполнила: Шишлянникова Светлана Александровна
Мариинск 2018
Учитель живёт до тех пор, пока он учится,
Как только он перестаёт учиться,
в нём умирает учитель»
К.Д.Ушинский
Главные принципы моей работы:
- «Ребёнок – это, прежде всего, личность во всём многоцветии её качеств, черт и проявлений, а не только ученик!» Шалва Амонашвили.
- «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Плутарх
- «Терпение и труд все перетрут».
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама ещё не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка универсальными способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС.В Концепции развития образования в Российской Федерации формируются современные представления о фундаментальном образовании – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Сегодня очень важно вооружить ученика такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. А для этого должен быть изменён способ обучения.
В чем теперь роль начальной школы?Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться.(слайд 4) Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования.( Сл. 5) становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).(слайд6) Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Китайская мудрость гласит: «Расскажи мне,и я забуду.Покажи мне, и я запомню.Вовлеки меня,и я научусь.»(слайд7)
Что же такое «универсальные учебные действия»?(слайд8) В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
- Почему они носят название универсальные?(слайд 9)
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможности широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.
Универсальный характер этих действий проявляется том, что они: (слайд10)
– носят надпредметный, метапредметный характер;
– обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвитияличности;
– обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
– лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специального предметного содержания;
– обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащихся.
Из представленной картины видно, что УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. И сегодня важно создать новые условия для такой деятельности. Для этого необходимо изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.
В связи с реализацией ФГОС НОО, при подготовке к уроку педагоги стали формулировать не только предметные, но и метапредметные цели.
Что нужно изменить учителю в своей деятельности, чтобы на уроках эффективно развивать метапредметные умения? С чего начать?
Для того чтобы работать профессионально, нужно поставить реальные цели, то есть ответить на вопрос: «Какие метапредметные умения я развиваю у детей в этом году? На этом уроке?»
Главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет какие-то действия с ними.
Чтобы обучающихся научить учиться, т.е. сформировать УУД, в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса (урок как коллективное действие; учебное занятие; урок – мастерская; урок – консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач и т.д.).
Нельзя научить ребенка учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая внимания на развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…
Меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика.
Созидатель, т.е. ученик, постоянно должен отвечать на следующие вопросы:
- Что я буду делать?
- Зачем?
- Как я это буду делать?
- Из каких материалов или с помощью чего я это буду делать?
- Как я проверю правильность выполненной работы?
- Как я пойму, что работа выполнена хорошо?
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе
Личностные универсальные учебные действия(слайд11)
В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации определяют личностную готовность ребёнка к обучению в школе. Личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность самооценки, эмоциональную зрелость ребёнка.
Чтобы спроектировать учебные действия по самоопределению, смыслообразованию, нравственно-этической ориентации предлагаются различные задачи, основанные на методиках известных педагогов и психологов:
- методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Нежновой, Эльконина, Венгера)
- проба на познавательную инициативу «Незавершённая сказка»
- методика «Кто я?» (модификация методики М.Куна)
- рефлексивная самооценка учебной деятельности
- опросник мотивации
- методика выявления характера атрибуции успеха / неуспеха
- задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи
- задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006)
- анкета «Оцени поступок» (по Э.Туриелю)
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания;
- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
- мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений;
Регулятивные универсальные учебные действия(слайд12)
Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности выступают следующие умения: выбирать средства для организации своего поведения, помнить и удерживать правило, инструкцию во времени, планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу и правилу; предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнять действия и заканчивать их в требуемый момент; тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.
Как проектировать? Опять же подбором заданий, например, выкладывание узора из кубиков, проба на внимание
Для диагностики и формирования регулятивныхуниверсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- «ищу ошибки»
- контрольный опрос на определенную проблему.
Познавательные универсальные учебные действия(слайд13)
Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы и задачи. Какими заданиями можно спроектировать эту деятельность? Например:
- проба на определение кол-ва слов в предложении (С.Н.Карпова)
- методика «Кодирование» (тест Д.Векслера) с.111
-методика «Нахождения схем к задачам» (по А.Н.Рябинкиной)
Для диагностики и формирования познавательныхуниверсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- «найди отличия» (можно задать их количество);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- «лабиринты»;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание диаграмм;
- работа со словарями;
Коммуникативные универсальные учебные действия(слайд14)
Основой решения этих задач стало ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребёнка: со-действие и со-трудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности. Какие же задачи проектируют этот вид действий?
- задание «Левая и правая стороны» (по Ж.Пиаже)
- методика «Кто прав?» (методика Г.А.Цукерман и др.)
- задание «Рукавички» (Г.А.Цукерман)
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Целесообразно практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3–4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание...
В итоговых контрольных работах по математике и русскому языку от выпускников начальной школы кроме предметных знаний потребуется владение УУД для решения задач и выполнения заданий повышенного уровня. В пособии «Оценка достижений планируемых результатов начального общего образования» приводятся варианты текстов работ и заданий на межпредметной основе, которые, по сути, проверяют способности обучающихся применять свои знания и опыт учебной деятельности в новых условиях, для решения новых познавательных задач. Именно эти работы отразят эффективность реализации программы формирования УУД в Школе.
Одним из эффективных методов формирования УУД, который формирует развитие социальных навыков школьников это групповые взаимодействия.(слайд15)
В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.
Работу в группах строится по таким правилам:
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие:
никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
В процессе работы над правилами у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя).
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.
Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.
Я думаю должны существовать определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Должны наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастёт уровень сложности действий, будут меняться результаты УУД по степени сложности их формирования.
Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования будет являться обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается на весь педагогический коллектив в целом.(слайд16)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников.»
Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников....
Статья Уроки в живой природе как средство развития основ экологической культуры учащихся начальной школы
В статье представлены материалы по вопросу развития основ экологической культуры учащихся начальной школы. В работе рассматриваются педагогические условия и д...
Развитие творческих способностей детей на уроках в начальной школе
Развитие творческих способностей детей на уроках в начальной школе Чепрасова Светлана Викторовна, учитель начальных классов Психологами установ...
Развитие речи на уроках в начальной школе
Прилагается статья и творческие работы учащихся...
Развитие УУД на уроках математики начальной школы в условиях реализации ФГОС
Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окру...
Выступление по теме: «Развитие мотивации на уроках в начальной школе, как средство повышения качества знаний учащихся»
Выступление на МО учителей начальных классов....
СТАТЬЯ. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОПЫТ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ОХРАНЫ И РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ.
В статье рассматривается тема ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОПЫТ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ОХРАНЫ И РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ....