ПК 4.3
презентация к уроку по теме

Кармишина Марина Владимировна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ заседания

методического  объединения  учителей  начальных  классов

             Основные методические темы, над которыми   работал   коллектив   МО учителей начальных классов:

1. Использование ИКТ технологий в учебно-воспитательном процессе.

Тематика заседаний методического объединения  определялась задачами методической работы школы на 2017-2018 учебный год. При выборе тем учитывались профессиональные запросы педагогических работников,  актуальность рассматриваемых вопросов, их значение для совершенствования качества педагогической деятельности и, как следствие этого, повышения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе.  

Заседание имело следующую структуру:

  1. ИКТ-компетентность учителя начальных классов.
  2. Формы использования информационных технологий в образовательном процессе. Обмен опытом.
  3. Влияние ИКТ - технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся.
  4. Итоги успеваемости в I полугодии. Анализ итоговых контрольных работ за 1 полугодие. Итоги мониторинга качества знаний, умений и навыков, техники чтения за 1 полугодие.
  5. Анализ работы МО за 1-ое полугодие.

По первому вопросу «ИКТ-компетентность учителя начальных классов» выступила учитель начальных классов Князева Е.А. В своём выступлении она отметила, что с введением новых образовательных стандартов одной из ключевых компетентностей учителей начальных классов является информационно-коммуникационная компетентность. Использование ИКТ- компонента на уроках приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства обучающихся к этим занятиям.

Работая над вторым вопросом, учителя начальных классов обменялись опытом по использованию различных форм информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности.

Выступая по третьему вопросу «Влияние ИКТ - технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся», Асатулина А.Т. подчеркнула, что интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе начальной школы, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. ИКТ обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся.

С анализом успеваемости учащихся начальной школы за I – ое полугодие выступила зам.директора по УВР Пунтусова Г.А. Были представлены результаты итоговых контрольных работ за 1-ое полугодие, подведены итоги мониторинга качества знаний, умений и навыков, техники чтения учащихся.

Руководитель ШМО Кармишина Н.Ш. проанализировала работу методического объединения начальных классов за первое полугодие.

Задачи, поставленные перед МО реализованы. Методическая работа позволила выявить затруднения учителей, положительные и отрицательные моменты.      

             Были выделены как положительные моменты:

 – Общение и оказание методической помощи в работе со стороны опытных педагогов, своевременная критика и помощь.

– Рассмотрение теоретического материала на заседаниях МО. Теоретическое выступление имело практическую направленность

– Обсуждение новых технологий обучения и контроля, поиск нового.

– Работа по накоплению методической копилки в МО, способствующая повышению профессионализма.

 - Были проведены открытые уроки.

        Так и отрицательные:

– Недостаточное взаимопосещение уроков коллег.

По результатам анализа работы МО на 2015-2016 учебный год определены следующие задачи:

  1. Учителям начальных классов использовать разнообразные формы информационных технологий в образовательном процессе для повышения учебной и творческой мотивации учащихся.
  2. Учителям начальных классов, показавшим низкие результаты образовательного процесса, продолжить работу по разработанному плану мероприятий для повышения качества образования.
  3. Работу методического объединения начальных классов за первое полугодие считать удовлетворительной.



Предварительный просмотр:

Технология критического мышления

Технология развития критического мышления появилась в 1995 г. Впервые разработана в 1980 г. Воганом Эстесом.

Причины появления: модель образования США нуждалась в коренной перестройке; нужны были новые цели  и ценности образования. Важен был не набор знаний, а обучение способам деятельности и мышления; нестабильность и изменчивость мира, знания устаревают, через 25 лет будут востребованы только 10-15 % знаний, которые дети получают в школе;  переход общества к информационному, информационный бум; возрастание роли человеческого фактора.

Технология критического мышления позволяет решать следующие задачи:

-образовательной мотивации;

-стимулирование самостоятельной, поисковой, творческой деятельности;

-информационной грамотности;

-социальной компетентности.

Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.

В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель:

- стадия вызова (активизация, анализ знаний, структурирование материала, пробуждение интереса);
- осмысление (решение поставленной проблемы по определённому пути, получение новой информации);
- рефлексия (выражение мыслей своими словами, анализ процесса изучения материала).

Приёмы:

-на стадии вызова: «лови ошибку», «кластер», «отсроченная догадка», «корзина идей»

-на стадии осмысления: «зигзаг», «круги по воде», «чтение с остановками», «карусель»

-на стадии рефлексии: «синквейн», «рафт», «шесть шляп», «психорисунок», «последнее слово за мной».



Предварительный просмотр:

Фрагмент конспекта урока по русскому языку в 4 классе на тему: «Местоимение» с использованием технологии критического мышления

Цель: обобщение знаний учащихся по теме «Местоимение».

УМК «Школа России»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап: Актуализация знаний

Приём №5 «Верно – не верно»

На доске написаны верные и неправильные утверждения по теме;

- Здесь написаны  только  местоимения: она,   к нему, один, я, они, со мной.
- В предложении  местоимения бывают только подлежащим.
- В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим.
- Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.
- Местоимения изменяются по падежам и числам.
- В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.

Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным и знак «-» там, где, по, их мнению,  оно не верно.

Этап: Итог урока. Рефлекся

Приём №1 «Синквейн»

А теперь, ребята, мы попробуем составить снквейн на тему «местоимение».

Правила написания синквейна

-В первой строчке тема называется одним словом.

-Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).

-Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).

-Четвертая строчка – это фраза, показывающая отношение к теме.

-Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Составляют синквейн на тему «местоимение»



Предварительный просмотр:

ТРИЗ- технологии для начальной школы.

 ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер.

Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

Основные функции ТРИЗ

1.Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.

2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).

3. Развитие качеств творческой личности.

Принципы построения занятий по ТРИЗ.

- Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

- Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций — мозговой штурм.

- Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

- Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности).

- Обязательная активизация творческого воображения.

Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество. Что дает творчество ребенку?

- Дает возможность проявить себя.

- Стремление получать новую информацию об окружающем.

- Развивает потребность в познавательной деятельности.

- Дает возможность созидать, творить.

- Способствует развитию аналитических способностей.

- Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения. Этому помогут приемы и методы ТРИЗ.

В результате выделяются следующие положительные стороны ТРИЗ:

- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

 Основные этапы методики ТРИЗ

  1. Поиск сути. Перед детьми ставится проблема (вопрос), которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.
  1. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо

Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь

  1. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок).

Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.

Рассмотрим приемы и методы ТРИЗ, которые успешно используются в педагогической деятельности в логикеконструктора урока:

ЭТАП УРОКА

Приемы ТРИЗ для достижения поставленных целей

Самоопределение деятельности

(организационный момент)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». 

Нестандартный вход в урок

Отсроченная отгадка

Ассоциативный ряд

Удивляй!

Фантастическая добавка

Необъявленная тема и др.

Актуализация опорных знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Цепочка признаков  

 Я беру тебя с собой

 Да - нет

Корзина идей, понятий, имен

(со шляпой по кругу)

Ложная альтернатива и др.

Постановка проблемы

(создание проблемной ситуации)

Цель: обсуждение затруднений;

проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Стратегия «ИДЕАЛ»

Целое—часть. Часть—целое

Изобретательская задача и др.

Открытие новых знаний

Цель: построение проекта выхода из затруднений. 

Лови ошибку

Приём  Пинг-понг «Имя – Значение»

Послушать-сговориться-обсудить

Хорошо - плохо

Зигзаг и др.

Первичное закрепление

Морфологический ящик

Создай паспорт

Ситуационные задачи

Изобретательские задачи и др.

Создай паспорт

Самостоятельная работа

Морфологический ящик

Создай паспорт

Ситуационные задачи

Изобретательские задачи и др.

Включение нового знания в систему знаний

Хочу спросить

Толстый и тонкий вопрос

Ромашка Блума и др.

Рефлексия деятельности

Цельосознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

«Телеграмма»

Синквейн

До - после

Сообщи свое Я

Рюкзак и др.



Предварительный просмотр:

Фрагмент конспекта урока по окружающему миру во 2 классе на тему: «Планеты солнечной системы» с использованием ТРИЗ технологии

Цель: Знакомство с планетами Солнечной системы; формирование представления о Солнечной системе.

УМК «Школа России»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап: Первичное закрепление

Приём «Создай паспорт»

Ребята, давайте вместе создадим паспорт планет, используя знания которые мы сегодня получили.

Для начала, нам нужно разделится на группы по 4 человека.

Определимся, что должно быть в нашем паспорте.

С чего начнём?

План:

  1. название планеты
  2. на каком месте от солнца
  3. размер по сравнению с другими планетами
  4. особенности (строение, температура)
  5. интересные сведения (почему так названа, есть ли кольца, спутники)

Для каких планет будем составлять паспорт?

Приступаем к работе.

Делятся на группы

Составляют план работы (план паспорта)

Отвечают на вопрос (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

Составляют паспорт планет в группах



Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие образовательные  технологии»

Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.

С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности педагога становятся здоровьесберегающие образовательные технологии.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья учащихся. Одно из требований, к  результатам обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.        

 Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющей внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение  здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья. формирование у школьников  необходимых УУД  по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.

Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения используются основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические.

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:

  1. Отсутствие назидательности и авторитарности
  2. Элементы индивидуализации обучения
  3. Наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
  4. Интерес к учебе, желание идти на занятия
  5. Наличие физкультминуток
  6. Наличие гигиенического контроля.

Задача каждого учителя - изучить основы здоровьесберегающих технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения здоровьесбережения своих воспитанников.

Учебно-воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, регламентированных СанПиНами; осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания школьника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала и т.д. 

Это урок, соблюдающий  «Условия здоровьесбережения»:

1.Выполнение требований СанПиН.

2. Соблюдение этапов урока,

3. Использование методов групповой работы.

4. Использование интерактивных методов.

Это урок, на котором соблюдаются  здоровьесберегающие действия:

-оптимальная плотность урока,

-индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени,

-чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания и т.п.,

-оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы,

-минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. 

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках

В своей педагогической деятельности использую следующие здоровьесберегающие технологии в соответствии с особенностями каждого возраста на основе личностно-ориентированного подхода к детям.

Динамические игры и паузы

Для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается. В процессе  работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.

Кинезиологические упражнения

Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т.е. путем физической активности.

Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, работу можно начинать с кинезиологического комплекса, например, «Зеркальное рисование»:

- Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

Упражнения для глаз

Основной объем информации дети получают через зрительный анализатор. Установлено, что эффективность зрительного восприятия повышается в условиях широкого пространственного обзора. Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении.

Каждому упражнению можно придать игровой или творческий характер. Например, на кончик указки прикрепляется изображение жёлтого листочка и предлагается проследить глазами, как листочек кружится под порывом ветра по заданной траектории. Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии

Упражнения для глаз  хорошо сочетаются с общими физическими упражнениями. Например, игра «Весёлые человечки». На карточках, которые быстро показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения.

«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

Мимические упражнения.

На карточках нарисованы лица (так называемые смайлики) с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные. Дети их копируют. А также можно предложить карточки с изображением эмоций. Дети их повторяют.

Релаксация

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку

Упражнение «Путешествие на облаке»

- Сядьте удобно и закройте глаза. Два раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Потянитесь, выпрямитесь, снова будьте бодрыми, свежими и внимательными (также можно предложить упражнение «Сон» («Зүүдэн») -  закрыть  глаза, расслабиться, будто собираетесь спать. Подумать о чем-нибудь очень приятном.

Дыхательно-голосовые игры и упражнения

Дыхательные упражнения используются на уроках  с материалом устного характера. Эти регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.

  Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера, позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Они обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов, слов, предложений и фраз.

 Скороговорки: Тээ хойно,гэрэй хойно

Хорин гаран хори галуун.

   «Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса) –  произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта. Необходимо заметить, что развитие правильного дыхания способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляции.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии Упражнения для глаз