Выступление на Районном МО начальных классов
материал (1 класс) по теме

Петухова Марина Олеговна

     Поступление в первый класс – пожалуй, один из самых важных и ответственных периодов в жизни ребёнка как в эмоциональном, так и в физиологическом плане. Судите сами, детей ждут новые обязанности, приятели, школьные дела и хлопоты. Беззаботные дошкольные развлечения сменяются ежедневными уроками, требующими от первоклашек напряженного умственного труда, сосредоточенного внимания и кропотливой работы.

Сегодня я расскажу, каковы особенности адаптации первоклассников в школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:

«АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В ШКОЛЕ»

Подготовила: учитель начальных классов

Петухова М.О.

     Поступление в первый класс – пожалуй, один из самых важных и ответственных периодов в жизни ребёнка как в эмоциональном, так и в физиологическом плане. Судите сами, детей ждут новые обязанности, приятели, школьные дела и хлопоты. Беззаботные дошкольные развлечения сменяются ежедневными уроками, требующими от первоклашек напряженного умственного труда, сосредоточенного внимания и кропотливой работы.

Сегодня я расскажу, каковы особенности адаптации первоклассников в школе. Обратимся к термину ,что такое адаптация.

СЛАЙД2

Адаптация в школе-естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.      

СЛАЙД3

Цели адаптационного периода. Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению. 

СЛАЙД4

Современный первоклассник имеет следующие особенности:

  1. У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был  бы ровный контингент учащихся.
  2.  У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
  3.  У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение.
  4. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими.
  5.  У современных детей более слабое здоровье.
  6. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры.

СЛАЙД 5

Основные компоненты психологической готовности  к школе:

1. Умственная готовность.

2. Мотивационная готовность.

3. Эмоционально-волевая готовность.

4. Готовность к общению с одноклассниками и учителями.

СЛАЙД 6,7

Степени адаптации ребенка в школе:

Специалисты условно разделяют младших школьников на три большие группы по степени адаптированности.

Первая группа

Девочки и мальчики адаптируются к изменившимся условиям в течение двух (максимум трех) месяцев обучения. Они с легкостью приобретают приятелей, вливаются в детский коллектив. Эти первоклашки без особого напряжения выполняют требования педагога, который отмечает их спокойствие, доброжелательность и любознательность. И все же трудности в отношениях с педагогами и одноклассниками иногда встречаются, однако к концу октября ребенок, как правило, полностью осваивается в школе.

СЛАЙД 8,9

Вторая группа

Период адаптации детей этой группы несколько затягивается. Новоиспеченные школьники еще не могут войти в роль полноценного ученика. На уроках они часто развлекаются, ссорятся с товарищами, а на справедливые замечания педагога реагируют капризами и слезами. Чаще всего такие ребята испытывают сложности и с усвоением учебной программы. Только к концу первого полугодия дети начинают адекватно реагировать на требования педагога.

СЛАЙД 10,11

Третья группа

Социально-психологическая адаптация детей значительно затруднена. Они ведут себя конфликтно, порой отказываются выполнять задания, у них преобладают негативные эмоции: гнев, злость, агрессия. Трудности имеются и с усвоением школьной программы. Кстати, именно в эту группу часто попадают дети с СДВГ – попросту говоря, с гиперактивностью.

СЛАЙД 12

Неблагоприятные факторы для адаптации

  • Неправильные методы воспитания в семье.
  • Функциональная неготовность к обучению в школе.
  • Неудовлетворённость в общении со взрослыми.
  • Неадекватное осознание своего положения в группе сверстников.
  • Низкий образовательный уровень родителей.
  • Конфликтная ситуация в семье.

СЛАЙД 13

Как проходит адаптация первоклассников в МБОУ «Средней школы №1»города Велижа. Первоклассники обучаются в первую смену с 8.30, пять дней в неделю с максимальной учебной нагрузкой в 21 час.+ 7 часов внеурочной деятельности. Согласно требованиям СанПиН,  в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы  учебная нагрузка на первоклассников увеличивается  постепенно. СЛАЙД 14

В  учебное время организовываются прогулки, экскурсии, физкультурно-оздоровительные  занятия. Уроки ежедневно по 35 минут каждый(первое полугодие),а со второго по 40 минут. Всего 33 учебных недели, кроме основных каникул певоклассники отдыхают в феврале неделю. На каждом уроке в первых классах проводится по две физкультминутки. Кроме физкультминуток учителя проводят  гимнастику для глаз, кистей рук, пальцев. После первого урока организуется питание детей и динамическая пауза 40 минут. Все дети получают горячее питание.

СЛАЙД15

Также  в  оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к школьной жизни составлено расписание уроков с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Наибольший объём учебной нагрузки приходится на вторник и среду. В эти дни в расписание включены наиболее трудные предметы. Понедельник и пятница – облегчённые дни в связи с низкой работоспособностью первоклассников.

СЛАЙД 16

Кроме этого, уроки, требующие большого умственного напряжения (математика, обучение грамоте), согласно расписанию проводятся первыми и вторыми. Уроки по  изобразительному искусству, окружающему миру, технологии по счёту  проводятся последними. 

СЛАЙД 17,18

Обучение первоклассников проходит без  балльного оценивания знаний. Учителя первых классов используют словесную объяснительную оценку лишь при положительных ответах и активной работе учеников.  Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие психических процессов ребёнка (памяти, внимания, мышления  и др.).

СЛАЙД 19,20

Для первоклассников после уроков  организованы кружки (внеурочная деятельность). Кроме прогулок на свежем воздухе, дети заняты настольными развивающими и подвижными играми в классе и спортивном зале, просмотром мультфильмов, прослушиванием сказок и других литературных произведений.  

Успешным признаком адаптации учащихся являются комфортные условия в школе, в которой имеются шкафчики для каждого ребёнка, куда дети убирают свою верхнюю одежду, обувь и спортивную форму. Также имеется отдельный шкаф, где дети оставляют свои школьные принадлежности для уроков технологии, ИЗО, музыки.

С первых уроков в каждого ребёнка вселяется уверенность в успехе, не позволяется унывать, свыкнуться с мыслью: «У меня ничего не получится».

 СЛАЙД 21,22,23,24

В   кабинетах, в которых занимаются 1-е классы, санитарно-гигиенические требования выполняются: это режим проветривания кабинета, освещённость классной комнаты, аккуратность оформления классной доски, наличие гигиенических средств ( бумажные салфетки), после занятий проводится влажная уборка классов, также соблюдается и питьевой режим.

Из наблюдений за первоклассниками можно сделать некоторые выводы о поведении учеников:

ученики 1-х классов не только знакомы с правилами поведения в школе, но и умеют их соблюдать;

первоклассники знают и  соблюдают школьный режим, выполняют требования учителя;

знают правила обращения к учителю, к своим одноклассникам, правила поведения на уроке;

хорошо ориентируются в здании школы: знают, где находится спортивный зал, актовый зал, столовая.

СЛАЙД 25

В соответствии с диагностической программой изучения адаптации первоклассников в школе- школьный психолог Ольга Григорьевна Жбанова  посещала уроки в первых классах, наблюдала за поведением детей на переменах, по её просьбе дети рисовали рисунки на тему «Я – первоклассник».

Психологом были проведены скрининговые диагностические исследования  первоклассников по методике «Беседа о школе» (разработана Т.А.Нежновой) и проективному тесту  личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики». В исследовании приняли участие ученики 1А, 1Б и 1В классов в количестве 57 человек.

СЛАЙД 26

Проективный тест “Домики”.

СЛАЙД 27

Проективный тест “Домики”(суммарное отклонение от нормы)1класс Б.
СЛАЙД 28

Методика «Беседа о школе».

СЛАЙД 29,30,31

Признаки успешной адаптации первоклассников

Говорить о благополучном окончании периода привыкания можно лишь в том случае, если в поведении детей наблюдаются следующие отчетливые признаки.

Ребенок удовлетворен процессом обучения. Он уверен в своих силах, с удовольствием посещает школу, охотно делится впечатлениями с родителями.

У первоклашки нет проблем с учебной программой. Кстати, для физически ослабленных или гиперактивных детей больше подходят традиционные программы с оптимальными нагрузками.

Дети пытаются сами выполнить домашние задания. За помощью к взрослым прибегают только после нескольких самостоятельных попыток.

Однако самым главным, по нашему мнению, признаком того, что школьник смог полностью адаптироваться к изменившимся условиям, становится его психологическая удовлетворенность взаимоотношениями с классным руководителем и сверстниками.

Переход из дошкольного в школьное звено справедливо считается важнейшим этапом жизни каждого ребенка. Помните, что продолжительность и степень адаптации индивидуальны и зависят от личностных особенностей вашего чада. Прислушайтесь к рекомендациям психологов, которые помогут вам поддержать малыша, обеспечить комфортные условия обучения. Именно в этом случае вы сможете полностью раскрыть его способности.

СЛАЙД 32

Анкетирование родителей на собрании  показало, что лишь 2 ребёнка ходят в школу без большого желания. Остальные дети посещают школу с радостью и удовольствием. Анкетирование учащихся выявило, что более 80% первоклассников погружены в учебную деятельность, увлечены процессом приобретения новых знаний. Все дети настроены на процесс учения положительно.

СЛАЙД 33

Проанализировав уровень усвоения учебного материала и все методики, можно ответить на выше поставленный вопрос – период адаптации первоклассников прошёл практически успешно. Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволяет квалифицировать уровень адаптации первоклассников как:

        достаточный – у 13-ти первоклассников

        частичный – у 5-х первоклассников.

        недостаточный – у 2 –х первоклассников.

СЛАЙД 34

Учитель -это артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Это скульптор – но его работ никто не видит. Это врач – но пациенты очень редко благодарят его за лечение и в общем-то не хотят лечиться. Это отец и мать – но он не получает причитающейся каждому отцу доли сыновней любви. Где же взять ему сил для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела. И только в поддержке всего общества, в уважении общества к нему, учителю. Будни захлестывают учителя – план, журнал, отметки, родители,, а ему надо все это оставить у порога и войти к детям с возвышенно настроенной душой.

Симон Соловейчик 

СЛАЙД 35

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность младших школьников. Выступление на районном МО начальных классов.

Младшие школьники уже по своей природе исследователи их отличает любознательность, желание экспериментировать, искать истину.Одним из самых сложных этапов учебно-исследовательской работы с детьми в ме...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"

Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....

Выступление на районной кафедре начальных классов

Мониторинг сформированности УУД  у учащихся....

Доклад на районном МО начальных классов на тему: «Формирование здоровьесберегающей и развивающей среды учащихся начальных классов»

Хочется кричать на всю страну: "Дорогие коллеги, бросьте принцип "Усади!", а пользуйтесь заповедью М.Ф.Базарного "Не усади!" Мой опыт работы по этой методике 3 года, но результат ОТЛИЧНЫЙ....