ПК 4.3. Технологии обучения
статья по теме

Шманина Екатерина Владимировна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.docx17.21 КБ
Office presentation icon keys_tehnologiya.ppt1.54 МБ
Microsoft Office document icon keys.doc36 КБ
Microsoft Office document icon keys_-_kopiya.doc39.5 КБ
Microsoft Office document icon keys_-_kopiya_-_kopiya.doc35 КБ
Office presentation icon zdorove.ppt2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Анализа заседания методического объединения учителей начальных классов

1. Перед приведением заседания методического объединения учитель начальных классов Мигунова Н.В. подготовила необходимую информацию, которая сопровождалась презентацией. Так же была предоставлена литература по теме заседания.

2. Анализ работы методического объединения проводился с целью оценки деятельности учителей начальных классов, определения путей совершенствования работы методического объединения учителей начальной школы в 2018-2019 учебном году.  

 Повестка дня.

1.Формирование орфографической зоркости у обучающихся начальных классов.

1.Работа со словарными словами как одно из условий формирования орфографической зоркости у младших школьников при реализации ФГОС.

2.  Итоги административных контрольных проверок (рубежный контроль).

2. Всероссийские проверочные работы.

3. Учителя обменялись опытом работы по отработке безошибочного написания словарных слов через методы и приемы. Мигунова Н.В. перечислила упражнения, развивающие орфографическую зоркость, для учащихся 1 класса на уроке обучения грамоте. По второму вопросу с анализом рубежного среза выступила Мигунова Н.В. Учителям начальных классов Шариповой Е. В.,Волхонцевой Е.М. в системе работать над выработкой устойчивого  внимания  уч-ся, продолжать работу по формированию каллиграфических навыков. Далее был рассмотрен третий вопрос. В конце методического заседания был сделан обобщающий вывод. Заседание методического объединения решили:

1.Использовать разнообразные методы, приемы, формы работы над словарными словами.

2. Учителям начальных классов продолжать целенаправленную работу по формированию орфографической зоркости учащихся.

3.Шариповой Е. В.,Волхонцевой Е.М.  продолжать уделять внимание правописанию безударной гласной в корне слов, учить подбирать наибольшее количество однокоренных слов.

4.Шариповой Е. В., Волхонцевой Е.М. продолжать  работу по умению осуществлять результативно самопроверку.

5. Мигуновой Н.В. отрабатывать вычислительные навыки (уделить внимание делению многозначных чисел на однозначное число, где в частном есть нули); решать составные задачи разными способами.

6.На уроках русского языка, математики, окружающего мира использовать задания для подготовки к Всероссийской проверочной работе.

 4. Руководитель МО и педагоги внимательно выслушала Мигунову Н.В., предложенные рекомендации приняли, активно участвовали в обсуждении и решении.

5. Содержание заседания МО соответствует его целям и достигнутым результатам.

6. В заседание МО мне понравилось, что учитель Мигунова Н.В. предоставила анализы работы детей, предложила рекомендации, в конце заседания МО учителя приняли решения.

7. Выводы заседания МО: С данной работой справились 9 человек из 12. Не справились Белоброва М., Ященков С. и Румянцев К.(у обучающихся сформированы вычислительные навыки, решение задач выполняют только под руководством учителя). С данными детьми продолжать вести дополнительную индивидуальную работу по формированию умения планировать решение задачи (схема, рисунок, таблица). Со всем классом продолжать отрабатывать вычислительные навыки (уделить внимание делению многозначных чисел на однозначное число, где в частном есть нули); решать составные задачи разными способами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кейс-технология

Слайд 2

Кейс-метод (или обучение на конкретном примере) готовит мудрого человека, умеющего предвидеть будущее и вести себя так, чтобы это будущее работало на него. Кейс-технология - это не просто повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя- это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применять из на практике.

Слайд 3

Кейс-технология состоит из: Вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; Описание конкретной информации; Задание к кейсу.

Слайд 4

Виды кейс-технологии Практический кейс (отражает реальные жизненные ситуации) Обучающий кейс ( его задача-обучение) Научно-исследовательский кейс (ориентирован на осуществление исследовательской деятельности)

Слайд 5

Алгоритм работы с кейсом; Ознакомление с текстом кейса Организация обсуждения кейса Управление дискуссией Оценивание участников дискуссии Подведение итогов дискуссии

Слайд 6

Методы кейс-технологии: Метод инцидентов Метод разбора деловой корреспонденции Ситуационно- ролевая игра Метод дискуссии Игровое проективорание

Слайд 7

Преимущества использования кейс-технологии для обучающихся: У обучающихся развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде; Развивается умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свою точку зрения; Развивается креативность (достоинством кейс –технологии является их гибкость, вариативность) Развиваются навыки анализа и критического мышления Происходит соединение теории и практики

Слайд 8

Учебник «Лит.чтение 2 класс». Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, 2012 Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» Жили- были петушок и курочка. Петушок всё торопился а курочка знай себе приговаривает: - Петя, не торопись. Петя, не торопись. Клевал как-то петушок бобовые зёрнышки, да второпях и подавился. Подавился и не дышит, не слышит, словно мёртвый лежит. Вопросы к отрывку: - В чём заключается проблема? Почему она возникла? - Какие способы решения проблемы Вы можете предложить? - Какой способ предложен в сказке?

Слайд 9

Отрывок из рассказа Л.Н.Толстого «Правда всего дороже». Учебник лит.чт. 2класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, 2012 Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришёл и спросил : - Кто разбил? Мальчик затрясся от страха и сказал: - Я. Отец сказал: -Спасибо, что правду сказал. Вопросы к отрывку: - В чём заключается проблема? -Приходилось ли Вам бывать в данной ситуации? Каким был Ваш выход из неё? - Как чувствует себя человек в данной ситуации? - Как ты оцениваешь данную ситуацию и выход из неё, изложенный в отрывке? - Оцени ситуацию с нравственной точки зрения. - Какие качества личности мальчика раскрываются в данной ситуации?

Слайд 10

Из всего вышесказанного можно сделать вывод , что использование кейс- технологии в обучении в начальной школе не решит всех проблем, и не должно стать самоцелью. Но учитель должен в первую очередь учитывать цели и задачи каждого урока, индивидуальные возможности класса и каждого обучающегося в отдельности. Результат будет очевиден при умелом сочетании учителем традиционных и интерактивных технологий в обучении, когда они дополняют друг друга. Кейс- метод – это эффективный метод повышения качества образования и успешного внедрения ФГОС.



Предварительный просмотр:

Урок – кейс “Органы чувств”

Окружающий мир 3 класс

(УМК “Школа России”)

Этапы урока, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сколько же на самом деле у человека органов чувств? Как они помогают нам воспринимать мир, если их так много?

– Можете определить тему сегодняшнего урока?

«Как мы воспринимаем окружающий мир».

– Давайте составим план работы.

  1. Глаза – орган зрения
  2. Уши – орган слуха
  3. Нос – орган обоняния
  4. Язык – орган вкуса
  5. Кожа – орган осязания
  6. Органы чувств и мозг


Ученики выдвигают предполагаемые названия темы урока.

Учитель план размещает на доске.

Организация работы с кейсами.

- Представьте, что вы специалисты, изучающие органы чувств. Мы разделимся на 5 групп в соответствии с поставленными перед нами вопросами.

На столах у каждой группы имеется свой кейс с документами, которые нужно изучить. Вы проводите исследование по плану:

1) название органа чувств;

2) как он устроен;

3) что воспринимает;

4) как беречь.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика.  Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем по  5-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку.  Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 15 до 10 баллов получают «5», 9 - 7 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно. (Приложение1)

Группы, заработавшие менее 7 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

Состав групп учеников определяется с помощью жетонов.

 Работа в группах

  Каждая группа учеников работает со своим кейсом.

  Кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов,

разработанных на основе учебных ситуаций,  формирующих у обучающихся навыки самостоятельного

конструирования алгоритмов решения учебных задач.

 Презентация результатов

- Попросим наших специалистов выступить со своим докладом.

- Мы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. Но ответили ли мы на поставленный в начале урока вопрос? (Сколько же на самом деле у человека органов чувств? Как они помогают нам воспринимать мир, если их так много?)

- Ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!».

Ученики вспоминают правила работы в группах.

Группы самостоятельно знакомятся с материалами, используя кейс –источники информации в специальных папках.

Учитель выступает в роли консультанта.

Выступление учеников

Мы воспринимаем мир всеми органами чувств сразу, а наш мозг обрабатывает эту информацию и составляет единое впечатление о мире.



Предварительный просмотр:

Урок – кейс “М.Пришвин «Моя Родина» ”

Литературное чтение3 класс

(УМК “Школа России”)

Этапы урока, деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Ребята, должны ли мы с вами приветствовать друг друга, приветствовать всех работников школы, когда встречаем их утром?

- Да, это наш долг. А задумывались ли вы – что обозначает слово «долг»?

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Дети догадываются, что речь пойдёт о долге.

Открывается тема урока

Вопрос-задание: Попытайтесь сформулировать цель нашего занятия, исходя из темы.

Формулируют цель занятия: понять, что значит наш долг перед Родиной? Делаю заключение:

Цель нашего урока: сформулировать определение - что значит долг гражданина перед Родиной?

Сегодня мы будем работать в режиме кейс - урока. Вы будете самостоятельно знакомиться с материалом, текстами и делать выводы.


Ученики выдвигают предполагаемые названия темы урока.

Организация работы с кейсами.

Работаем по группам. Учащиеся делятся на 4 группы по 6 человек.
Каждой группе нужно выполнить задание в течение 15 мин.
В оценочных листах все члены группы должны оценить свою работу и работу учащихся других групп. ( Приложение 5)
Проблема урока: 
Каков долг каждого человека перед Родиной?

Состав групп учеников определяется с помощью жетонов.

 Работа в группах

  Работают с кейсом, изучают его, анализируют информацию, делают выводы.

1группа анализирует стих. Н.Рубцова «Долг» (Приложение 1)
2. группа читает стихи, анализирует и делает выводы. (Приложение 2)

3. группа анализирует, собирает информацию из текста М.Пришвина «Моя Родина». Работа с учебником (Приложение 3)

« Литературное чтение» 3 класс. Климановой

4 группа – Объясняет смысл пословиц, анализирует стихотворение Расула Гамзатова «Трудно жить, навеки мать утратив» (Приложение 4)

1 группа - долг каждого гражданина – любить свою Родину.

2 группа - главный долг гражданина своего Отечества – это защита его от врагов:

3 группа - наш долг – охранять природу.

4группа - любовь к матери – это тоже наш священный долг.

Ученики вспоминают правила работы в группах.

Группы самостоятельно знакомятся с материалами, используя кейс –источники информации в специальных папках.

Учитель выступает в роли консультанта.

Выступление учеников

Мы воспринимаем мир всеми органами чувств сразу, а наш мозг обрабатывает эту информацию и составляет единое впечатление о мире.

Приложение №1. 
Прочитать стихотворение Н.Рубцова «Долг» и сделать вывод: долг каждого гражданина – это …..

Долг 
Холодный шум ночного океана, 
Незримые дороги кораблей... 
Я вижу земляничную поляну. 
Над той поляной – крики журавлей.
Родимый край мой! 
В грёзах или в росах, 
В туманах ночи и в сиянье дня, 
И в пору жатвы, и на сенокосах 
Ты с детства завораживал меня.
А дни идут... 
Над палубой эсминца 
Качается свинцовый небосклон. 
А волны, волны, волны вереницами 
Стремительно бегут со всех сторон.
И там, где сила духа на пределе, 
Где шторм встает преградой кораблю, 
Я должен, должен доказать на деле, 
Что сердцем всем я Родину люблю. 
(Н. Рубцов)

Приложение 2.

Проанализировав стихи. сделать вывод: главный долг гражданина своего Отечества – это …….

Россия! Не искать иного слова.

Иной судьбы на свете нет.

Ты вся - сплошное поле Куликово

На протяженье многих лет.

НЕТ, мужество случайным не бывает
Оно в душе солдата родилось,
Когда он о друзьях не забывает
И с Родиной себя не мыслит врозь!

Всегда Россия славилась отважными героями,
Не раз встревожена была войны шальными зорями,
И офицер, и рядовой воспитан был на доблести.
И за Отчизну рвался в бой по чести и по совести!

Ребят не мало полегло, и в наше время сложное
Они сражались яростно, вершили невозможное,
И на корню рубили зло, враг не дождался милости!
Уже нет сил, уже нет слов, а друга надо вынести.

Спасибо всем, кто воспитал сынов своих мужчинами!
Никто из них не задрожал пред пулями и минами!
И вновь готовы на Руси герои биться с нечестью. 
Храни, Господь, и укрепи Защитников Отечества!

Время героев, по самому высшему праву, 
Ты подарило далеким и близким годам 
Доблесть, и славу, и долгую добрую память. 
Время героев, а что ты оставило нам?

Ты нам оставило ясное небо Отчизны, 
Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе, 
Ты нам оставило самое главное в жизни – 
Радость работы на мирной, счастливой земле

Приложение 3

Прочитайте текст в учебнике. Соберите из текста информацию, какое обращение написал М.Пришвин к своим маленьким читателям? О каком долге рассказ «Моя Родина»


Приложение 4. 
Объясните смысл пословиц, проанализируйте стихотворение Расула Гамзатова «Трудно жить, навеки Мать утратив». Сделайте вывод о долге перед Родиной.



Предварительный просмотр:

Урок – кейс “«Прямоугольник. Квадрат» ”

Математика 2 класс

(УМК “Школа России”)

Этапы урока, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мы с вами живем в мире, который неразрывно связан с геометрией. Нас окружает много предметов, которые подчиняются правилам геометрии :наш дом , любимые игрушки ,вещи , которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Изучить куб.

Задача – рассмотреть изображение куба, основные свойства куба и научиться изображать куб .

Проблема:  к какому виду геометрических фигур можно отнести куб.

Для решения проблемы учащиеся должны :

-рассмотреть модель куба;

- выяснить, из каких геометрически фигур построен куб;

- как называются стороны куба( грани), отрезки( ребра,вершины

- свойства куба;

- научиться выполнять чертёж куба.

Цель:        организовать исследование  объекта, сбор и изучение  информации о кубе.


слушать учителя

Организация работы с кейсами.

- Ребята, сейчас вы будете работать в группах, каждая группа получит конверты с заданиями. Вам нужно обсудить задания и сделать свои общие выводы. Выберите в группе одного ученика, который будет представлять ваш ответ и вывод.


Делиться на группы

 Работа в группах

1 группа–  рассмотреть стороны куба, просчитать их  и выяснить какой фигурой  является  грань куба( воспользоваться материалом учебника У с. 23№62)

2 группа– рассмотреть вершины куба, просчитать их  и выяснить  сколько ребер выходит из вершины( воспользоваться материалом учебника У с. 23№62)

3 группа– рассмотреть стороны куба, просчитать их  и выяснить какой фигурой  является  грань куба, определить все ли грани куба равны между собой( воспользоваться материалом учебника У с. 23№62)

4 группа–– рассмотреть куб, выяснить ,что является ребром куба? просчитать их  и выяснить  сколько ребер выходит из вершины( воспользоваться материалом учебника У с. 23№62)

- Какие фигуры называются многоугольниками?

- На какие группы можно разделить многоугольниками?

-Назовите свойства прямоугольника, четырехугольника, квадрата?

- Что их всех объединяет?

- Что необходимо учитывать при выборе материалов?

Ученики вспоминают правила работы в группах.

Группы самостоятельно знакомятся с материалами, используя кейс –источники информации в специальных папках.

Учитель выступает в роли консультанта.

Выступление учеников

Отвечать на вопросы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Здоровьесберегающие технологии –это: -условия обучения ребенка в школе -рациональная организация учебного процесса -соответствие учебной и физической нагрузки возрастным особенностям ребенка -необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим Цель: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни

Слайд 3

Принципы сформулированы Н.К. Смирновым. "Не навреди" Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете. Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно. Соответствие содержания обучения возрасту. Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов. Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

Слайд 4

Наиболее общая классификация выглядит так: Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения. Технологии обучения здоровому образу жизни. Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий. Коррекционные технологии.

Слайд 5

Здоровьесберегающих технологий для школы Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты. Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук. Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты. Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся. Артикуляционная гимнастика . К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения. Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

Слайд 6

Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг. Технологии эстетической направленности . Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка. Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей. Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

Слайд 7

Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке . Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению. Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках. Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов. Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению. Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....