ПК 4.3. Технологии обучения
методическая разработка по теме

Гриманова Ирина Владимировна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии оценивания

Самооценка - это важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, так как эта деятельность побуждает ученика быть в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.

Лист самооценки - с целью, чтобы знать, какой вопрос хорошо усвоен,  над чем еще поработать. 

ФИО ученика

Выполнил сам

С помощью товарища

Не знаю

 «Незаконченное предложение». Учащиеся должны закончить предложение

На уроке мне было важно и интересно…

Сегодня на уроке я понял…

Хотелось бы узнать…

Анкетирование с целью узнать о мотивации учащихся. Это могут быть:

Закрытые вопросы с ответами в виде смайликов (да, нет, иногда);

Открытые вопросы или строчки для рефлексии, где дети пишут своё мнение о процессе обучения и что хотели бы изменить.

 «Оценивание смайлом» или «Обратная связь с учащимися»


«Взаимооценивание в парах» - учащиеся могут проверить друг друга и сказать недостатки работы в устной форме или использовать образец ответов.

«Взаимооценивание в группе» с помощью «Оценочного листа», при наличии критериев для оценивания оценка будет более объективной.



Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения

До чтения

Во время чтения

После чтения

Цель: прогнозирование будущего чтения.

Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:

  • Названию
  • Имени автора
  • Иллюстрациям (перед текстом)
  • Выделенным словам (просмотровое чтение)
  • Привлекая предшествующий читательский опыт

Результат— мотивирование чтения.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Задания: 

  • самостоятельно читать текст про себя (в классе, дома) с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.
  • Читать вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.
  • Видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл)
  • Прогнозировать ответы на эти вопросы
  • Проверять свои прогнозы по ходу чтения
  • Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведется по ходу чтения (мотивированной и интересная работа, ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании).
  • Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

Цель:  корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.

2. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.

Задания:

  • Осмысление содержания (рассказ о герое, событии, выборочный или краткий пересказ, составление плана).
  • Реакция на художественную форму (стилизация, наблюдение над языком, стилистический эксперимент).
  • Эмоциональная сфера (выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства).
  • Сфера воображения (творческий пересказ, иллюстрирование, изготовление карт, схем, чтение по ролям, инсценирование).

Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту.

- Ответы детей и беседа (понимание авторского смысла).

- Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Вопросы по иллюстрации:

- Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (эта иллюстрация ко всему тексту)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.

Фрагмент урока по литературному чтению

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». (3 класс)

Работа с текстом ДО чтения

Решение частных задач на основе анализа текста

Посмотрите внимательно на заголовок и предположите о чём это произведение ?

-Какое время года описывается?

-С чем у вас ассоциируется слово листопадничек?

- Можно ли по заголовку определить, какое настроение у произведения? Какое оно?

-Посмотрите на иллюстрацию, что видите?

-Как вы думаете правильно ли мы определили время года произведения?

- Чему мы будем учиться, работая над произведением? ().

-Мы будем учиться понимать тему и основную мысль произведения. Учиться выражать своё отношение к происходящему.

Рассказ об авторе

 -о листьях, о листопаде

-осень

-с маленьким листопадом

-Да, хорошее, так как автор назвал поласковому . Это доброе произведение, т.к. название у него доброе).

-Зайчиков, пенёк, листья жёлтые и красные

-Правильно

-Надо понять о ком или о чём произведение. Выяснить, как автор относится к героям, к их поступкам

Работа с текстом ВО ВРЕМЯ чтения

1. Первичное чтение.

Читает учитель (комментированное чтение, диалог с автором). Продолжают читающие ученики.

-Откройте учебник на стр. 60

Нам встретится слово настлана, что это?

Настлана - настелена

Ходко - быстро

- Я читаю, а вы следите за чтением только глазами. Во время моего чтения определите к какому жанру оно относится.

Настлана – призвана, заставлена…

Ходко – шустро, незаметно…

Работа с текстом ПОСЛЕ чтения

2. Выявление первичного восприятия.

К какому жанру относится данное произведение?

- Подумайте, почему Соколов-Микитов начинает сказку с  указания времени рождения Листопадничка?

- Почему зайчат называют листопадничками?

- Почему, на ваш взгляд, зайчонок побежал за журавлями в тёплые края?

-Что могло произойти с листопадничком?

Сказка, потому что животные разговаривают, Зайчонок попадает в разные ситуации

-автор хотел нам подсказать, почему у главного героя такое имя и раскрыть некоторые особенности жизни зайцев

-он маленький и глупый, испугался прихода зимы, позавидовал журавлям

-потеряться, погибнуть

- Прочитай, как описал автор побег зайчонка?

- Как автор относится к этому поступку героя?

- А вы?

- Почему Листопадничек попросился в хатку бобра?

- Чем питались бобры?

- Чему зайчонку следовало поучиться убобров?

- Что не понравилось Листопадничку у бобров?

-Почему сырой и тёмный, по мнению зайчонка, дом бобров для них был самым лучшим?

 - Если зайчонку не понравилось у бобров, почему он не убежал?

- Какова тема произведения?

- Главная мысль?

 - Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя?

« В гостях хорошо, а дома лучше» ; « Жить вдали от близких-трудно».

(карточки с пословицами)

- Что бы вы на будущее посоветовали Листопадничку?

- Как вы думаете, мог бы зайчик по-другому провести зиму? Попробуйте придумать свой вариант.

Чтение стр. 60

-Автор осуждает Листопадничка

-Жаль зайчонка, он не знал и не понимал, как трудно жить вдали от дома, он ещё маленький, наивный

-бобры сказали, что зимой у них в хатке тепло, безопасно

-у них в хатке темно и сыро

-надёжен. Вода-среда их обитания

-боялся холодной воды, не умел плавать и нырять

-одиночество, кто оказался вдали от своего дома, близких

-надо дорожить любовью близких. Они главная опора в жизни

Слушаться маму, не убегать в неизвестность, ведь это может быть опасно



Предварительный просмотр:

Технологии проблемно-диалогического обучения

Название технологии

Тема

Фрагмент урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова)

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

«Яркое пятно»

«Что такое кровь?»

-Ребята, отгадав загадку, вы узнаете тему нашего урока.

Разных групп у нас она,

На цвет у всех одна.

-Кто догадался, что это?

-Какая же тема нашего урока? И что узнаем сегодня?

-Кровь

-Тема урока «Кровь». Узнаем из чего состоит, для чего нужна.

Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова)

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

«Актуальность»

«Что такое кровь?»

-Кто знает, что является очень важной составляющей человеческого организма?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите фрагмент фильма (видеоролик)

-Так что же за важная жидкость без которой невозможна жизнедеятельность организма?

-О чём же сегодня будем говорить?

-Кровь

-Узнаем что такое кровь, для чего нужна.

Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова)

Подводящий к теме диалог

«Что такое кровь?»

-Давайте прочитаем, что же изображено на слайде?

-Объединяясь в одно целое, что же получается, кто догадался?

(если не догадались)

-Какие клетки увидели?

-Предположите, что составляют эти клетки?

-Как вы думаете, на какой главный вопрос мы сегодня должны ответить?

Читать хором (плазма, красные кровяные клетки..)

-Кровь

-Красные кровяные, белые кровяные

-Кровь, т.к. увидели прилагательное «кровяные»

-Что же такое кровь и из чего она состоит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....