ПК 4.4. Педагогические разработки
статья на тему

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: «СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

(по материалам дипломной работы)

Долгун Елена Игоревна

Научный руководитель – Городцова Е.С., преподаватель МДК 01.01. Теоретические основы организации обучения в начальной школе высшей квалификационной категории

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет приоритеты не только в учебной, но и воспитательной работе учителей начальных классов.

Одним из важнейших нормативных документов является программа духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников. Программа ориентирует нас на формирование семейной культуры у младших школьников.

Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что трудности в обучении и воспитании говорят о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только, но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании.

Вопросы семейного воспитания достаточно глубоко разработаны в отечественной педагогике. Этими вопросами занимались такие ученые как Василий Александрович Сухомлинский, Антон Семенович Макаренко, Юрий Петрович Азаров, Федор Яковлевич Байков, Татьяна Абрамовна Куликова, Виктор Владимирович Чечет и другие.

Анализируя условия жизни семейного общества, мы видим такие явления социальной жизни, которые говорят о кризисе российской семьи: это и большое количество разводов, неполных семей, детей сирот часто при живых родителях, отсутствие взаимопонимания и заботы между поколениями в семье и т.д.

Все это, на наш взгляд говорит о проблемах, существующих в теории и практике семейного воспитания.

В наше время обостряется противоречие между необходимостью формирования у младших школьников семейной культуры и недостаточной разработанностью технологических подходов к решению этой проблемы.

Перед современными родителями и учителями встает вопрос: Как воспитать младшего школьника как хорошего семьянина?

На основании выделенного противоречия в актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Система работы классного руководителя по формированию семейной культуры у младших школьников».

Целью исследования является: на основе анализа современных методических подходов разработать цикл классных часов и родительских собраний по формированию семейной культуры у младших школьников и выявление эффективности его использования в образовательном процессе начальной школы.

На основании определения темы и цели была выдвинута гипотеза: Если разработать цикл классных часов и родительских собраний для учащихся и родителей 2 класса и апробировать его, то формирование семейной культуры у младших школьников, возможно, пройдет более успешно.

Объектом исследования является педагогическая деятельность классного руководителя в работе с учащимися и их родителями.

Предметом исследования является формирование семейной культуры у младших школьников.

В процессе выполнения дипломной работы нами были использованы следующие исследовательские методы:

теоретические – анализ педагогической и психологической литературы, систематизация информации, моделирование; обобщение и сравнение, конкретизация, прогнозирование;

эмпирические – наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование, апробация, описание, сравнительный анализ результатов.

Для достижения поставленной цели нами сформулирован ряд основных задач:

  • изучить  и  проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по проблеме взаимодействия семьи и школы, педагогических основ семейного воспитания;
  • определить характерные черты и проблемы семейного воспитания;
  • выявить наиболее важные аспекты формирования культуры взаимоотношений в семье;
  • провести диагностику на выявление уровня сформированности семейной культуры у младших школьников;
  • ввести в учебно-воспитательный процесс во 2 классе внеклассные мероприятия, направленные на формирование семейной культуры у младших школьников (на формирующем этапе эксперимента – 4 классных часа, 2 праздника и родительское собрание);
  • сравнить и проанализировать результаты констатирующей и контрольной диагностик, сделать выводы о целесообразности данных внеклассных мероприятий, направленных на формирование семейной культуры у младших школьников.

В 20-м веке Антоном Семеновичем Макаренко, Станиславом Тиофиловичем Шацким и другими педагогами были разработаны основы теории воспитания в коллективе.

Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность людей, направленная на достижение общих целей.

Мы убедились, что эффективное воспитание может осуществлять только та семья, которая представляет собой зрелый воспитательный коллектив.

Взаимоуважение, согласие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь при сознательных и волевых усилиях отца и матери, преодолевающих недостатки семейных отношений. Прежде всего, это следует делать ради детей.

А главное условие правильного воспитания детей - это теплая, приятная и комфортная для ребенка атмосфера в семье.

Совершенно ясно, что без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Без полноценного семейного воспитания невозможно вырастить духовно развитую личность, продолжателя традиции общества и народа. Поэтому работа с родителями занимает в воспитательной системе школы важное место.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Общими усилиями семьи и школы можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей младшего школьного возраста.

Культура семейных отношений  – совокупность знаний, представлений, ценностей и традиций устройства семьи и взаимоотношений в ней, понимание ее назначения и функций, определяющие умение выстроить гуманные и гармоничные семейные отношения.

В области формирования семейной культуры ставятся следующие задачи:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование представлений о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

В данном исследовании мы определили педагогические условия воспитания младших школьников как носителей семейной культуры.

  • Демократический стиль семейного воспитания, отношения сотрудничества, забота, теплота, психологический комфорт в семье;
  • Общечеловеческие ценности – основа жизнедеятельности семьи, ориентир в воспитании детей, регулятор отношений;
  • Наличие семейных традиций, семейных праздников, совместных дел, общего досуга членов семьи;
  • Формирование у ребенка адекватных представлений о семейных ролях, выполнение  обязанностей в семье;
  • Гендерный подход в воспитании.

Необходимым условием для подтверждения нашей гипотезы явилось проведение нами апробации по заявленной проблеме.

Апробация проходила в период преддипломной практики  с 19 февраля  по                 21 марта 2018 года во 2а классе МКОУ «Каратабанская СОШ» во внеклассное время.

Психологический климат в коллективе оценивается скорее как благоприятный.

Все ребята желают проявить себя, продемонстрировать свои умения, достижения и знания. В классе положительный уровень сформированности семейной культуры.

Для участия в апробации мы выбрали группу из 10 учащихся 2а класса с разным уровнем воспитанности, разным составом семьи и стилем семейного воспитания.

Для выявления результатов сформированности семейной культуры  младших школьников 2а класса нами были подобраны диагностические методики: анкета «Я и моя семья» и методика-тест «Хороший ли ты сын(дочь)?» Л.И. Лаврентьева, Э.Г. Ерина.

Апробация проходила в 3 этапа:

1. констатирующий этап: проведение диагностики на выявление уровня сформированности семейной культуры у младших школьников (20.02.2018);

2. формирующий этап: проведение цикла классных часов и родительское собрание во внеклассное время с целью повышения уровня семейной культуры у младших школьников с 20.02.2018 по 21.03.2018г.

3. контрольный этап: проведение диагностики на выявление уровня сформированности семейной культуры у младших школьников (21.03.2018)

На формирующем этапе в рамках апробации была проведена отдельная работа с учащимися, с родителями, а так же совместная работа с учащимися и их родителями.

На этапе работы с учащимися было проведено 4 классных часа: «Моя семья», «Семейные традиции», «Взаимоотношение в семье», «Семейные роли и дела в семье».  Учащиеся активно принимали участие в обсуждении выбранных  тем, с интересом  и удовольствием выполняли задания по углублению представлений о семейных ценностях, добрых традициях, о гендерных ролях в семье, об уважительном отношении и об обязанностях в семье.

На этапе работы с родителями было проведено родительское собрание по теме: «Воспитание младшего школьника как будущего семьянина». С целью: способствовать возрождению семьи, основанной на любви, нравственности, взаимном уважении всех ее членов. Работа с родителями была проведена плодотворно. Было проведено анкетирование «Ваша воспитательная система». Было предложено составить словесный портрет своего ребенка как будущего семьянина. Так же была проведена работа в группах для разбора семейных ситуаций.  В конце родительского собрания были розданы памятки.

Так же, в ходе практики, мною были проведены 2 совместных мероприятия, приуроченных к дню 8 марта и 23 февраля. На праздниках присутствовали дети и родители. Праздники проводились в игровой форме, во время которой дети и родители совместно участвовали во всех конкурсах, чем еще раз показали хорошее взаимоотношение в семье. Родители и дети остались довольны.  

Согласно плана проведено 2 диагностических среза для определения уровня сформированности семейной культуры у младших школьников:

  1. Констатирующий;
  2. Контрольный.

Результаты сравнительного анализа констатирующего и контрольного срезов приведены в таблице.

Таблица 1

Критерии

Имя обучающихся

Когнитивный

Мотивационно-потребностный

Деятельностно-практический

Выражение в уровнях

К1

К2

К1

К2

К1

К2

К1

К2

Надя А.

С

С

Н

С

Н

С

Низкий

Средний

Дима В.

С

С

В

В

В

В

Высокий

Высокий  

Дима К.

С

С

С

С

Н

Н

Средний

Средний

Денис К.

Н

С

С

С

Н

С

Низкий

Средний

Ксюша К.

С

С

С

С

С

В

Средний

Средний

Лера О.

С

С

С

В

С

В

Средний

Высокий

Надя П.

С

С

В

В

С

В

Средний

Высокий

Андрей С.

Н

Н

Н

С

Н

С

Низкий

Средний

Рита С.

С

С

С

В

Н

С

Средний

Средний

Вероника Ч.

С

С

С

В

С

В

Средний

Высокий

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного срезов (К1 и К2)

Расшифровка результатов: В – «высокий» С – «средний» Н - «низкий»

Вывод: Сравнив результаты констатирующего и контрольного срезов, можно заметить, что результаты контрольного среза показывают положительную динамику. В результате внедрения предложенных мероприятий были получены следующие результаты: из 10 учащихся 3 учащихся – 30% из низкого уровня перешли на средний, из среднего на высокий перешло 3 учащихся – 30%, у 4 учащихся – 40% изменились некоторые показатели в лучшую сторону, но они остались на том же уровне, что и на констатирующем этапе.

На основе таблицы сравнительных результатов констатирующего и контрольного срезов нами выстроена гистограмма:

Рис. 1.  Гистограмма «Сравнительные показатели сформированности семейной культуры у учащихся 2 класса»

Сравнив результаты констатирующего и контрольного срезов, можно заметить, что после проведения формирующего этапа у учащихся младшего школьного возраста частично повысился уровень формирования семейной культуры.

В результате проведения апробации можно сделать следующий вывод:  что цикл классных часов и родительское собрание во внеклассное время можно считать эффективным средством повышения формирования семейной культуры у детей младшего школьного возраста.

В заключение вышесказанного можно сказать, что поставленная цель работы достигнута, а исследовательские задачи выполнены. Их выполнение в итоге подтвердило и нашу гипотезу.

На основе анализа, нами выявлено, что данная проблема актуальна. Она подтверждена тем, что развитие  младшего школьника, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье, то есть семья является важнейшим фактором в воспитании ребенка младшего школьного возраста.

Воспитание будущего семьянина нужно начинать уже в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Список литературы:

  1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве, 2015. – 596 с.
  2. Белоусова Т. Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, 2010. – ч. 1. – с.9
  3. Кукушкин В. С. Теория и методика воспитания, 2006. – с. 343-345
  4. Современные подходы к организации взаимодействия школы и семьи в условиях реализации ФГОС, 2013г. https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/sovriemiennyie-podkhody-k orghanizatsii-vzaimodieistviia-shkoly-i-siem-i-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos  [Электронный ресурс]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...