ПК 4.3. Технологии обучения
методическая разработка на тему

Нуждова Ольга Вадимовна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ заседания методического объединения учителей начальных классов

Присутствовали:

17 членов методического объединения и зам.по УВР Грауберг Е.А.

ПОВЕСТКА ДНЯ:

Проектная деятельность – как средство творческого саморазвития младших школьников. Доклад: Субханкуловой М. М.

Использование здоровьесберегающих технологий через проектную деятельность на уроках и во внеурочное время. Доклад: Смоляковой А.А.

1. СЛУШАЛИ: руководителя ШМО Субханкулову М.М. которая сообщила, что в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

При организации проектной  работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста,  именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях начиная со 2 класса (таких как: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее) возможно проведение в 3-ем классе во 2-ом полугодии одного проекта или исследования, в 4-ом — двух проектов или исследований. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу.

Проектная форма работы с обучающимися должна быть приоритетной. В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной системы, выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора секций, кружков и обществ, в которые он посещает. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность обучающимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.

РЕШИЛИ:

Применять проектную деятельность для творческой самореализации младших школьников.

2. СЛУШАЛИ: учителя начальных классов Смолякову А.А.., которая сообщила, что Проблема сохранения здоровья ребенка в ходе образовательного процесса всегда волновала педагогов и общество. К сожалению, нынешние поколения учеников не отличаются крепким здоровьем уже при поступлении в 1-й класс. Всё меньше и меньше детей, имеющих первую группу здоровья. Отсюда порой и отсутствие жизнерадостности, бодрости в глазах ребят, а ведь от них зависят духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения, сформировать необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.

Основные педагогические технологии, используемые мною в работе с целью сбережения здоровья учащихся:

а) педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

- игровые технологии,

- проблемное обучение,

- технология проектного обучения,

- технология проведения дискуссий,

- ИКТ;

б) педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

- технология индивидуализации обучения,

- технология КСО,

- технология групповой деятельности,

- технология уровневой дифференциации,

- технология поддержки и сопровождения в образовательном процессе;

в) технология развивающего образования - система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.

РЕШИЛИ:

 Использовать в работе здоровьесберегающие технологии через проектную деятельность на уроках и во внеурочное время

3. СЛУШАЛИ зам. директора по УВР Грауберг Е.А.., которая сообщила результаты образовательной деятельности педагогического коллектива ШМО по итогам 3 четверти. Елена Анатольевна уделила большое внимание проблеме работы с одаренными и слабоуспевающими учащимися.

РЕШИЛИ:

Учителям ШМО систематизировать работу со слабоуспевающими учащимися.

Усилить взаимодействие классных руководителей и родителей по вопросу учебных достижений учащихся.

На данном методическом объединении мне понравилось то, что ни один учитель не остался в стороне, и каждый высказался по поводу озвученных проблем, предложил её решение, все друг друга внимательно слушали и не перебивали.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проблемно-диалогического обучения Автор: Мельникова Елена Леонидовна

Слайд 2

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. «проблемный» постановка проблемы поиск решения «диалог» побуждающий подводящий

Слайд 3

Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Слайд 4

Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог 1) создание проблемной ситуации; 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формулированию учебной проблемы; 4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Слайд 5

Приёмы создания проблемной ситуации «с удивлением» Приём 1 . Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом: шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наг лядностью. «с затруднением» Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос) Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими Приём 6. шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.

Слайд 6

Система вопросов для побуждающего диалога: Побуждение к осознанию противоречия Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Вопрос был один? А мнений сколько? Что вас удивило? Что интересного заметили? Почему это задание не получилось? Что мы не знаем? Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока Какой возникает вопрос? Какова будет тема нашего урока?

Слайд 7

Методы постановки учебной проблемы Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом «яркое пятно» «актуальность»

Слайд 8

Методы поиска решения учебной проблемы Подводящий от проблемы диалог Побуждающий к гипотезам диалог Подводящий без проблемы диалог имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности .

Слайд 9

Технология проблемно-диалогического обучения является : результативной обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; здоровьесберегающей позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний; общепедагогической реализуется на любом предметном содержании и в любой образовательной ступени.



Предварительный просмотр:

Технологии проблемно-диалогического обучения

Название технологии

Тема урока

Фрагмент урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова)

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

«Яркое пятно»

«Что такое кровь?»

-Ребята, отгадав загадку, вы узнаете тему нашего урока.

Разных групп у нас она,

На цвет у всех одна.

-Кто догадался, что это?

-Какая же тема нашего урока? И что узнаем сегодня?

-Кровь

-Тема урока «Кровь». Узнаем из чего состоит, для чего нужна.

Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова)

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

«Актуальность»

«Что такое кровь?»

-Кто знает, что является очень важной составляющей человеческого организма?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите фрагмент фильма (видеоролик)

-Что за важная жидкость, без которой невозможна жизнедеятельность организма?

-О чём же сегодня будем говорить?

-Кровь

-Узнаем, что такое кровь, для чего нужна.

Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова)

Подводящий к теме диалог

«Что такое кровь?»

-Давайте прочитаем, что же изображено на слайде?

-Объединяясь в одно целое, что же получается, кто догадался?

(если не догадались)

-Какие клетки увидели?

-Предположите, что составляют эти клетки?

-Как вы думаете, на какой главный вопрос мы сегодня должны ответить?

Читать хором (плазма, красные кровяные клетки)

-Кровь

-Красные кровяные, белые кровяные

-Кровь, т.к. увидели прилагательное «кровяные»

-Что же такое кровь и из чего она состоит.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫ ДОСТИЖЕНИЙ (УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ) Д.Д. Данилов

Общие сведения

Технология оценивания образовательных достижений учащихся

была разработана в рамках эксперимента Российской академии образования в 2004–2007 годах. Научный руководитель эксперимента академик РАО, доктор психологических наук Д.И. Фельдштейн.

Основные задачи новой технологии:

– определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования;

– развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

– мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока русского языка

3 класс, УМК «Школа России»

«Технология оценивания»

Этап. Метод и прием

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Словесный: учебный диалог

Практический: сравнение слов одной и той же части речи

Наглядный: работа с таблицей.

Практический: анализ частей речи.

Практический: рефлексия своих знаний и умений

7

Работа в учебнике.

Упр. 308.

– Сравните прилагательные в каждом столбике.

– Изменилось ли их значение?

– А что же изменилось?

– Как же понять, что прилагательное изменяется?

– Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам?

– А по числам? Докажите.

– Как вы думаете, род и число – это постоянные или непостоянные признаки прилагательного?

– А теперь попробуем обобщить наши выводы в сравнительной таблице.

На доске появляется таблица (ученики должны заполнить её, поставив знаки «+» или «–»  в ячейках):

часть речи

по числам

по родам

существительные

прилагательные

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Группироватьслова по частям речи.

Сравнивать прилагательное

-Род, число.

-У него могут меняться род и число, а значение остаётся прежним.

-Да

Высказывать мнение

Заполнять таблицу

-Заполнить таблицу

-Да, удалось

-Сделал все правильно/были недочеты

-Справился сам/помогали одноклассники

-Сначала сложный потом средний

-Умения подбирать прилагательные к существительному; определять признаки прилагательного

-5 потому что…/ 4 потому что…



Предварительный просмотр:

«Технология продуктивного чтения»

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного

читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.

2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса.

3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.

4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

Сама технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с

текстом:

 I этап. Работа с текстом до чтения .

 Данный этап включает в себя прежде всего антиципацию (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Именно на этом этапе должна быть определена смысловая, тематическая, эмоциональная направленность текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на детский читательский опыт.

Этап завершается постановкой целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Главная задача:

1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:

-Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке... (В

скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?)

2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной

свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится

дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод

(- Что сейчас случится?)

3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это

вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой

форме:- чем это можно объяснить? Что из этого следует? Почему именно

так…? Для чего …? Кто такой …?

 Возникающие вопросы опять таки предполагают возникновение ответов-

предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения;

4) помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу

первичного чтения. Всё это возможно сделать уже в конце 1-го класса.

III этап. Работа с текстом после чтения

Работа с текстом продолжается концептуальной (смысловой) беседой по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного должно вовлекать учащихся в дискуссию. Здесь же должно быть соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.

Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. И вот тут авторы технологии предлагают знакомство с писателем. (по их мнению, рассказ о писателе после знакомства с текстом, а не до него позволяет ребёнку соотнести его с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения.)

Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями- обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым иллюстрациям. (-Какой именно фрагмент проиллюстрировал художник? Точен ли он в деталях?). Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Данный этап достаточно полно представлен в заданиях наших учебников и

рабочих тетрадях по литературному чтению.



Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения

Фрагмент урока литературного чтения в 4-м классе по теме «М.М.Пришвин «Выскочка»». УМК «Школа России»

1. Работа с текстом до чтения.

 Итак, назовите название рассказа, с которым мы будем сегодня работать. Как вы думаете, о чем он? Можно ли по названию это предположить?

Отгадайте загадки, и вы узнаете, о ком идет речь:

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (Собака).  

Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит … (сорока).

Мы с вами много говорили о собаках, у некоторых из вас они есть. А что вы знаете о сороках?(Ответы детей)

Писатель дал своему рассказу название «Выскочка». А как вы думаете, кого называют «выскочкой»? Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание. (Ответы детей)

2. Работа с текстом во время чтения

Чтение 1 части с.92 – до слов «Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки»

Вопросы после 1 остановки. Кто является героем рассказа? Какой породы была Вьюшка? Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность? Как могут дальше развиваться события?

Чтение 2 части до слов с.93 «- наступали шесть умных сорок»

Вопросы после 2 остановки. Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость? Чем же отличалась одна из сорок? Как про таких говорят? Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку? Как же дальше будут развиваться события?

Чтение 3 части до конца.

3. Работа с текстом после чтения.

- Что же произошло между героями?

- За что сороки осуждали Выскочку?

- Почему же Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?

- Прочитайте, как у собаки появилась такая кличка? Бия – Бьюшка – Вьюшка, почему так менялась кличка? (любили, ловкая)

-Найдите описание собаки. Какой литературный приём использует автор при описании Вьюшки? (сравнение)

- Как автор относится к Вьюшке? (с любовью, нежностью)

- Как автор описал Выскочку? (он использовал народную мудрость)

-Рассмотрите иллюстрацию учебника и найдите в тексте отрывок, который ей соответствует.

- Прочитайте описание сороки после этого случая.

- Как автор относится к Выскочке?

- А какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа? (стыда)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....