Доклад на тему "Особенности структурирования уроков в начальной школе"
учебно-методический материал на тему

Кравец Галина Николаевна

об особенностях структурирования уроков в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_strukturirovaniya_urokov_v_nachalnoy_shkole.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности структурирования уроков в начальной школе

Под структурой урока следует понимать соотношение элементов (этапов, звеньев) урока в их определённой последовательности и взаимосвязи между собой.

Элементы урока – это виды деятельности учителя и учащихся. Выделяют следующие элементы урока: организационный момент; проверка усвоения предыдущего учебного материала, логически связанного с содержанием данного урока; переход к обзору нового материала; изучение нового материала; закрепление; подведение итогов; домашнее задание. Перечисленные этапы в подавляющем большинстве случаев включатся в структуру каждого урока. Но бывают случаи, когда в структуре урока преобладает то или иное звено или, напротив, опускаются необязательные. Структура урока зависит от содержания учебного материала, дидактической цели (целей), типа урока, возрастных особенностей отдельных учащихся и класса в целом. Структура урока является совершенной, если учитывает закономерности обучения, условия для осуществления педагогического процесса в данном классе. Верно выстроенная структура позволяет успешно реализовать педагогический замысел учителя [Битянова, 2000].

Структура урока может изменяться в зависимости от его основной цели, определяющей соотношение различных этапов (сообщение новых знаний, их закрепление, упражнения для учащихся).

При построении структуры урока решающее значение имеют возрастные особенности учащихся и уровень их самостоятельности. На начальном этапе обучения, когда дети ещё не умеют долго концентрировать своё внимание на том или ином виде деятельности, учителю приходится чаще менять виды занятий. Взрослея, учащиеся накапливают учебные умения и навыки и становятся готовы к самостоятельной работе на уроке.

В ряде учебных пособий по педагогике большое внимание уделяется работам М.И. Махмутова. Автор считает, что структура урока не должна быть аморфной, безликой, случайной.

Структура урока должна отражать:

- закономерности и логику процесса обучения как явления действительности;

- закономерности и логику процесса усвоения новых знаний, как внутреннего психологического явления;

- закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащегося как способа его индивидуального познания;

- виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса [Махмутов, 2016].

Элементами урока, отражающими эти закономерности, являются актуализация знаний, формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного материала.

Авторы различных педагогических пособий предлагают положить в основу классификации урока учебную цель, метод его проведения или составные звенья процесса обучения. В зависимости от этого выделяются разнообразные типы уроков.

Самой распространённой является классификация по основной дидактической цели урока, а также по месту отдельного урока в системе уроков. По этому критерию определились следующие типы уроков: комбинированный, урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, урок обобщения и систематизации изученного, урок выработки умений и навыков, контрольный урок.

В младших классах широко распространён урок, на котором сообщение нового материала сочетается с упражнением и применением знаний. Структура такого урока выстраивается разными способами. В одном случае главными элементами урока являются объяснение учителем нового материала и упражнения учащихся, в другом - наблюдение, сопоставление фактов, беседа, в результате чего учащиеся самостоятельно формулируют правило и упражняются в его применении. Существует и третий путь - изучение материала по учебнику, далее фронтальная беседа с целью контроля понимания изучаемого и затем - упражнения.

Урока закрепления знаний включает в себя сообщение цели предстоящей работы, воспроизведение теоретического материала, инструктаж о порядке выполнения заданий, проверку выполнения работы (частичную или сплошную), домашнее задание. Устные и письменные упражнения на таком уроке являются основным видом работы.

В результате изучения наиболее важных тем, по которым можно привести знания в систему, углубить основные понятия, подчеркнуть ведущие идеи и подготовить учащихся к следующей теме проводятся обобщающие уроки. Обязательными элементами такого урока является вступление и заключение учителя. Обобщение учебного материала может происходить в форме рассказа, кратких сообщений учащихся, чтения или беседы учителя с учащимися.

В младших классах активно применяются уроки-экскурсии, предметные и контрольные уроки.

Среди отечественных и зарубежных специалистов по дидактике наиболее полно разработанной считается классификация уроков М.А. Данилова и Б.П. Есипова.

Данные авторы в зависимости от цели и места в дидактической системе выделяют уроки: комбинированные; посвященные ознакомлению учащихся с новым материалом; служащие закреплению знаний; предназначенные для обобщения и систематизации изученного материала; проверки степени овладения учащимися знаниями и умениями путем выполнения устных, письменных или практических заданий [Трубайчук, 2005].

 В развернутом виде классификация уроков большинством методистов представлена следующим образом:

1. Комбинированные (смешанные) уроки

2. Уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом:

а) ознакомление с фактами и конкретными явлениями;

б) осмысливание и усвоение обобщений;

в) уроки, на которых представлены факты и выводы

3. Уроки по закреплению знаний:

а) повторение в начале работы после длительного перерыва;

б) текущее повторение

4. Уроки по обобщению и систематизации изученного

5. Уроки по выработке и закреплению умений и навыков

6. Уроки проверки знаний:

а) устная проверка;

б) письменная проверка;

в) проверочные и практические задания;

г) разбор проверочных работ.

Существует множество классификаций урока, но наиболее перспективной считается структура, разработанная М.И. Махмутовым, который разделяет уроки по цели организации, общедидактической цели, характеру изучаемого материала и уровню обученности обучающихся. На основе этого подхода выделяются следующие типы уроков:

1) урок изучения нового материала;

2) урок совершенствования знаний, умений и навыков (формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного);

3) урок обобщения и систематизации изученного;

4) комбинированный урок;

5) урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков [Махмутов, 2016].

Необходимо отметить, что в педагогической деятельности названные типы уроков редко встречаются в «чистом» виде. Функции разных типов уроков часто переплетаются между собой. Разница заключается лишь в том, что в каждом типе урока доминирует та или иная функция (например, изучение нового материала или контроль), а остальные носят вспомогательный характер. Поэтому проблема более детальной классификации уроков всё ещё актуальна в дидактике.

Признавая урок в качестве основной формы обучения, дидактика в тесном контакте с лучшими педагогами постоянно ищет пути дальнейшего совершенствования его структуры.

Очень важно с первых минут урока овладеть активным вниманием учеников. С этой целью учитель сразу включает детей в познавательную деятельность: проводит небольшие фронтальные самостоятельные работы, устный счёт и пр.

Разделение учебного материала на небольшие законченные элементы и последовательная отработка их до полного усвоения стимулируют рабочий настрой учащихся.

Важным средством совершенствования структуры урока является многообразие видов деятельности на нём. К.Д. Ушинский отмечал, что ребёнок утомляется не деятельностью как таковой, а её однообразием, односторонностью. Особенно важно учитывать этот момент в начальных классах. Младшие школьники лучше усваивают учебный материал, если в ходе урока чередуются разнообразные и небольшие по объёму виды работы. Однако следует учитывать, что разнообразие видов деятельности учащихся должно быть обусловлено целью урока и является её выражением [Холодная, 2002].

Игра как основной вид занятий дошкольника, продолжает занимать важное место в жизни младших школьников и рассматривается в качестве одного из главных компонентов их учебной деятельности. Игровые элементы активизируют познавательный интерес учащихся, способствуют развитию творческой инициативы, а также укрепляют дух товарищества и взаимопомощи.

В программе начального образования часто встречаются дидактические (обучающие) игры. Они имеют познавательное содержание и направлены на развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Формы игровой деятельности на уроке весьма разнообразны. Например, на уроках русского языка эффективно используются игры-загадки, игры-драматизации, орфографические игры. Игра способствует формированию у первоклассников более полных представлений о геометрических фигурах: круге, квадрате, прямоугольнике. На уроках чтения и природоведения могут с успехом применяться игры-путешествия, игры в следопытов.

Прекрасные примеры использования игры в учебном процессе приведены в книге В.А. Сухомлинского. В разнообразных игровых формах ученики под руководством педагога знакомятся с природой, жизнью людей разных стран мира и др. Игровые элементы сочетаются со сбором учащимися учебного материала по различным вопросам, его анализом, обобщением и формированием выводов. Игра не должна подменять собой учёбу, о чём во все времена предостерегала научная дидактика [Сорока, 1999].

И.П. Павлов подразделял всех людей на два типа - художников и мыслителей. В основе данного деления лежит особенность деятельности больших полушарий головного мозга, их функциональная специализация. Левое полушарие является базой развития логического мышления, а правое отвечает за конкретное, образное мышление. Эти достаточно устойчивые особенности наиболее ярко проявляются в детско-юношеском возрасте, определяя отношение учеников к различным внешним воздействиям. Игнорирование данного обстоятельства или преуменьшение его значения снижает эффективность учебного процесса.

Необходимо отметить, что современная дидактика в основном концентрируется на изучении механизма образовательного процесса, характере деятельности учителя и учеников и недостаточно внимания уделяет эмоциональному отношению школьников к учёбе. В какой-то мере этот недостаток восполняется работой педагогов – профессионалов своего дела, использующих различные приёмы для активизации чувств учащихся.

В.А. Сухомлинский озаглавил один из очерков своей книги «Сердце отдаю детям» такими словами: «Дайте ребёнку радость умственного труда и успеха в учении». В данном очерке он называет желание ребёнка хорошо учиться огоньком, который озаряет весь смысл детской жизни, мир детских радостей. Его легко потушить неосторожным прикосновением к детскому сердцу - резким словом или равнодушием. Живительным воздухом для слабенького огонька является только успех ребёнка в учении и гордое осознание той мысли, что он делает шаг вперед, поднимаясь по крутой тропинке познания. Этот призыв педагога-гуманиста обращён не только к работающим учителям, но и к молодой смене. Нельзя оставлять ни одного ребёнка в беде, нужно помочь даже самому слабому глубоко почувствовать радость успехов в учении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Проектирование уроков в начальной школе в соответствие с требованиями ФГОС НОО" (из опыта работы).

Данный материал может помочь учителю начальных классов в конструировании технологической карты и сценария урока в соответствии с требованиями ФГОС....

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....

Доклад по теме: "Современный урок в начальной школе"

Выступление на педсовете «Введение ФГОС на ступени начального и основного общего образования» с докладом "Современный урок в начальной школе"...

Презентация к докладу "Роль компьютеров на уроках в начальной школе"

Перезентация содержит основное содержание доклада...

Доклад на тему:"Современный урок в начальной школе".

Современный урок в начальной школе....