Анализ педагогической деятельности учителей начальных классов 2018г
учебно-методический материал на тему

Фирсова Татьяна Николаевна

Аналитический отчёт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchyot_mo.docx36.68 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет

МО учителей начальных классов за 2017-2018 учебный год

В 2017-2018 учебном году методическое объединение учителей начальных классов работало над темой «Реализация ООП ООО – осуществление перехода на ФГОС ООО; гражданско-патриотическое воспитание учащихся на учебных занятиях и во внеклассной работе».

Руководствуясь нормативными документами, объективным уровнем состояния учебного процесса, уровнем обученности, воспитанности и развития обучающихся, уровнем квалификации педагогического коллектива, методическое объединение ставило перед собой следующую цель: освоение и использование наиболее эффективных приемов, методов  обучения и воспитания младших школьников, соответствующих ФГОС.  

           Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  • Произвести отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС; внедрить в практику работы всех учителей МО технологии, направленные на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы.
  • Продолжать работать над повышением уровня качества обученности учащихся на основе личностно-ориентированного обучения.
  • Продолжить работу, направленную на индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса, активизировав внимание на работе с мотивированными детьми.
  • Формировать творческую продуктивность и саморазвитие педагогов.

В 2017-2018 учебном году в состав методического объединения учителей начальных классов входили 10 учителей начальных классов. Уровень квалификации педагогов МО учителей начальных классов следующий:

  • имеют высшую квалификационную категорию – 4 человека (Амелина М.С, Фирсова Т.Н., Филатова О.Н., Рагозина С.В.)
  • имеют первую квалификационную категорию – 5 человек (Козлова А.В., Колесникова Е.А., Красильникова Г.А., Коляко С.И., Селезнёва Т.Ю.)

      Следует отметить прохождение курсов повышения квалификации педагогами МО учителей начальных классов по программам:

  • Амелина М.С. «Педагогика и методика начального образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта», 144ч., 2017г.
  • Колесникова Е.А. «Педагогика и методика начального образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта», 144ч., 2017г.
  • Фирсова Т.Н. «Актуальные вопросы преподавания учебных предметов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»», 108ч., 2017г. «Педагогика и методика начального образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта», 144ч., 2018г.

        Посетили семинары:

  • Филатова О.Н., Красильникова Г.А. Городской семинар «Работа с текстом. Требования к экзамену по русскому языку (устный)»;
  • Опыт работы на городском семинаре представили: Амелина М.С., Филатова О.Н. с докладом «Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию».

          Реализация первой задачи была в центре внимания всех педагогов МО на протяжении всего учебного года. Уроки взаимопосещений показали, что учителя используют различные методы обучения: разъяснение, исследование, иллюстрирование, моделирование, опыт, рассказ, соревнование, упражнение, познавательная игра, ролевая игра. Учителя продумывают структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Результатом реализации первой задачи стали: применение в учебном процессе педагогами МО современных образовательных технологий. Уроки взаимопосещений показали, что учителя начальных классов применяют на своих уроках исследовательская, оценочная, технология сотрудничества, технология проектного обучения, технология игровых методик, технология проблемного обучения, здоровье сберегающие технологии, технология личностно-ориентированного обучения.  Задачи, которые решает применение данных технологий тесно пересекаются с задачами по формированию ключевых компетенций, выраженных в УУД. Учителями отмечены развитие у учащихся способности самостоятельного мышления, умения рассуждать, развитие личности ребенка, формирование способности к саморазвитию. Применение технологий позволяет добиваться лучшего усвоения учебного материала каждым ребенком. В результате работы выявлено, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Информационно-коммуникативные технологии стали помощником в процессе обучения и воспитания.

Выводы. Работа, направленная на реализацию первой задачи, осуществлялась в значительной степени. Применение современных образовательных технологий в учебном процессе позволило педагогам МО обогатить педагогическое мастерство, направленное на формирование компетентностей обучающихся: находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск  необходимых сведений, используя  различные источники информации.

Одно из условий по совершенствованию качества начального образования это создание у детей эмоционального интереса, создание условий, максимально раскрывающих способности учащихся. Учителя начальных классов в течение учебного года  вели систематическую работу, направленную на повышение качества обученности учащихся по предметам на основе личностно-ориентированного обучения: создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность.

      Учителями 4-х классов была проведена работа, направленная на подготовку учащихся к выполнению ВПР. О достижении учащимися положительных результатов освоения образовательных программ учащимися свидетельствуют результаты апробации всероссийских проверочных работ,  проводимых в 2018 году: 4 «А» класс: по русскому языку - количественная успеваемость составила 100%, качественная успеваемость - 92%; по математике -  количественная успеваемость 100%, качественная успеваемость 92%;  по окружающему миру – количественная успеваемость 100%, качественная успеваемость 86%.

        Результаты административных срезов знаний учащихся по русскому языку и математике свидетельствуют о хороших результатах качественной успеваемости обучающихся начальной школы.

           Следует отметить стабильность и положительную динамику качественной успеваемости у большинства педагогов.

Выводы. Задача решена частично. В целях повышения качества обученности: учителям начальных классов организовывать работу со слабоуспевающими учащимися (создавать эмоциональный интерес у ребенка к учению, использовать дифференцированные задания разных уровней сложности, привлекать родителей слабоуспевающих учащихся к осуществлению должного контроля за качественным выполнением домашних заданий и к оказанию помощи ребенку в устранении пробелов в знаниях).

В целях реализации третьей задачи учителя начальных классов на различных уроках используют дифференцированные задания разных уровней сложности. Предлагают учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.

Выводы. Реализация дифференцированного подхода осуществлялась в значительной степени, благодаря принципу «минимакса», заложенному в ОС «Школа 2100», что позволяет  поддерживать и развивать у учеников интерес к учению.

В рамках работы МО в феврале были проведены предметные недели согласно плану. Учителями были организованы выставки рисунков, фотографий, выпуск стенгазет; были проведены запланированные мероприятия по параллелям (конкурсы, викторины, экскурсии), что содействовало развитию познавательной активности учащихся, расширению знаний по предметам, формированию творческих способностей детей. После проведения предметной недели педагоги начальных классов на заседании МО проанализировали результаты своей работы и труда своих учеников. Все пришли к общему мнению,  что после проведения предметных недель у многих учащихся меняется отношение к учёбе, появляется заинтересованность в познании нового, усиливается интерес к процессу обучения. Такие формы работы дают большой эмоциональный заряд, надолго запоминаются детям, способствуют формированию положительной мотивации учебной деятельности.

В условиях ФГОС учащиеся 4-х классов в течение учебного года подготовили и защитили индивидуальные проекты. Учителями, работающими в 4-х классах (Филатова О.Н., Фиц Н.А.) была организована совместная с учащимися деятельность по подготовке индивидуальных проектов. Это позволило отследить динамику формирования метапредметных результатов учащихся, создать условия для успешной реализации учащихся в учебно-творческой деятельности. Тематика работ разнообразна: «Годонимы г.Новокузнецка», «Здоровье на крыльях пчелы», «Мыло или мыльная история», «Здоровый образ жизни младших школьников», «Ориентирование», «Спам и защита от него» и другие. Еженедельно проходила защита проектов. Членами жюри были отмечены высокий уровень подготовленности учащихся, актуальность некоторых тем, заинтересованность детей в рассмотрении вопросов своего проекта, самореализация личности каждого ученика.

Учителя начальных классов организуют педагогическую деятельность, направленную на выявление и развитие способностей учащихся к научной (интеллектуальной), творческой деятельности, а также стимулирую их участие в олимпиадах и конкурсах.

Одна из форм стимулирования высокомотивированных учащихся это подготовка и участие в региональной научно-практической конференции. В этом учебном году приняли участие в региональной НПК 8 учащихся 2-4 классов, где с достоинством представили свои исследования, подготовленные при помощи родителей и педагогов. Ребята получили дипломы 1,2,3 степеней. Предварительно ребята защитили свои работы на школьной конференции, где также были отмечены грамотами.

        Результаты региональной НПК представлены ниже:

        Диплом I степени:

  • 4А, Беляева Д.  (Сураева И.Л.)
  • 4А, Титова П.  (Филатова О.Н.)

        Диплом II степени:

  • 3Б, Бедарева А. (Амелина М.С.)
  • 4А, Федотова В. (Филатова О.Н.)
  • 4А, Соловьёв М. (Суетина Р.Д.)

       Диплом III степени:

  • 2А, Нефёдова А. (Лаврик Н.Н.)
  • 3А, Берендеева К. (Берендеева О.Г.)
  • 4А, Сарина О. (Струкова Н.В.)

Одним из показателей развития познавательной активности учащихся начальной школы является участие в различных конкурсах:

Селезнёва Т.Ю. 1А

  • Городская выставка «Здоровье на крыльях пчелы». Групповые работы. 2, 3 место.
  • Городской экологический конкурс «Мы в ответе за тех, кого приручили». Бордзеловский Ярослав,1 место.
  • Городская выставка «Рождественская сказка». Групповая работа. 2 место.
  • Городская выставка «Кузнецк – город сад». Групповая работа. 3 место.
  • Городская выставка «Семейный очаг». Ежова Д., Демьянов К., Бондарев П., Бордзеловский Я., Балан К., Черков М. Дипломы участников.
  • Городская выставка «Экология. Творчество. Дети». Балан К. Ямникова Е.Демьянов К.Имангалиева А. 2 местоМесто3место Диплом участия.
  • Городская выставка «Первоцветы». Групповая работа Сертификат участия.
  • Заврики. Всероссийская онлайн –олимпиада Учи.ру по русскому языку. Бабайцева Е., Бордзеловский Я., Демьянов К., Евсигнеева Д., Зорина М., Имангалиева А. Дипломы победителей.
  • Дино олимпиада. Всероссийская онлайн –олимпиада Учи.ру Бабайцева Е., Бордзеловский Я., Игнатенко Е., Имангалиева А. 1место
  • Заврики. Всероссийская онлайн –олимпиада Учи.ру по математике. Демьянов К.,  Бордзеловский Я., Игнатенко Е.Бабайцава Е. 1место
  • Олимпиада «Плюс» Бабайцева Е. Бордзеловский Я. Диплом победителя.
  • Заврики. Всероссийская онлайн –олимпиада Учи.ру по русскому языку. Бабайцева Е.,Бордзеловский Я., Имангалиева А.,Евсигнеев Д.,Ежова Д.Демьянов К.,Зорина М. Победитель, похвальные грамоты.
  • Всероссийская межпредметная онлайн олимпиада. Бабайцева Е.,Бордзеловский Я., Имангалиева А.,Евсигнеев Д.,Ежова Д.Демьянов К.,Зорина М. Димломы победителей.
  • Диплом за высокие результаты в математической игре «Шоколадки» Бордзеловский Я., Имангалиева А. Дипломы победителей.
  • Заврики. Всероссийская онлайн –олимпиада Учи.ру по английскому языку. Бордзеловский Я., Имангалиева А. Дипломы победителей.

Козлова А.В. 1Б

  • Городской конкурс «Рождественская сказка»: Воронова Полина - диплом 2 степени, Казанцева Варвара – диплом 3 степени.
  • Городской конкурс «Здоровье на крыльях пчелы»:  Воронова Полина- диплом 1 степени, Жигалов Егор-диплом 2 степени, Колмыкова Ника – диплом 3 степени.
  • Городской конкурс «Моя родная армия»:  Галкин Тимофей, Шитов Артём- 2место.
  • Городской конкурс «Цветы своими руками»: Жигалов Егор – 2 место.
  • Городской конкурс «Экологическая листовка»: Васильева Александра, участие.
  •  Городские экологические акции «Первоцветы», «Не поджигай траву»,«Мы в ответе за тех, кого приручили», фотоконкурс«Моё домашнее животное»- Жигалов Егор. Участие.
  • Онлайн-олимпиады: Заврики по математике- 4 победителя(осень),5 победителей(зима). Заврики по русскому языку- 10 победителей, по англ.языку- 1 победитель. Олимпиада ПЛЮС-7победителей(зима),4победителя(весна). Диноолимпиада-5 победителей(зима), 7 победителей (весна).

Рагозина С.В. 2Б

  • Муниципальный конкурс «Здоровье на крыльях пчелы» 2 место, «Православная пасха» Воронцов Алексей 2 место, «Зеркало природы» Фрез Герман 3 место.
  • На протяжении всего года ученики принимали участие во Всероссийский олимпиадах «Инфоурок», занимали призовые места.

Фирсова Т.Н. 3А

  • Городской  конкурс «Здоровье на крыльях пчелы» Беседина Карина 2место.  
  • Городской конкурс фотографий «Мои любимые домашние питомцы» Антипин Иван 2 место.  
  • Участвовали в городском фестивале дружеских встреч  «Мы в ответе за «Слово» весь класс.
  • Оn-line  “Дино-олимпиада»: победитель – Чупоршнев Вячеслав, похвальная грамота – Проскурина Полина, Вдовин Никита, участие – Берендеева Кристина, Харина Мария, Клещ Милена, Курносова Ксения.

Амелина М.С. 3Б

  • Муниципальный конкурс «Салют Победы»: Соловьёва М., Сергеева А., Бедарева А., Бурцев Е., Плаксина А., Путиенко П., Смольников В., Скробочева Е., Удовыкина Е., Федяева А., Инютина А., Клеймёнов И., Бушуев Г., Пискарёв М., 3 место.
  • Муниципальный конкурс «Здоровье на крыльях пчелы»: Годун Вера 2 место, Бушуев Глеб – участие.
  • Международная онлайн-олимпиада по математике: Попов А., победитель.
  • Международная онлайн-олимпиада по математике: Булгакова А., 1 место.
  • Международная онлайн-олимпиада по русскому языку: Булгакова А., 1 место.
  • Всероссийская образовательная акция «Час кода 2017»: Булгакова А., участие.
  • Всероссийская интернет олимпиада «Весенний сезон» по окружающему миру. Булгакова А.,2 место.
  • Всероссийская олимпиада «Мега талант» по русскому языку: Булгакова А., 1 место.
  • Всероссийская олимпиада «Мега талант» по ПДД: Булгакова А., 1 место.
  • Всероссийская олимпиада «Мега талант» по математике: Булгакова А., 2 место.

Филатова О.Н. 4А

  • Городской конкурс «Я люблю Новокузнецк»: Титова П., 1 место.

         Учителя начальных классах приобщают учащихся к участию в конкурсах, проводимых на уровне школы, где являются победителями, призерами (конкурс рисунков «Пожар глазами детей», конкурс поделок из природного материала, изготовление газеты ко Дню учителя, конкурс «Новогодняя игрушка», «Новогодняя газета», газеты к праздникам 8 Марта, 23 февраля, акция «Чайный стол» и «Подарок ветерану», школьная ярмарка, 9 Мая, сбор макулатуры). Ребята начальной школы участвуют в общешкольных КТД «Визитка класса», «Сказка в сказке», «Последний звонок».

Выводы. Следует отметить активизацию по привлечению учащихся к исследовательской деятельности таких педагогов, как Амелина М.С., Филатова О.Н. Учителям необходимо создавать условия для заинтересованности детей в участии в конкурсах, конференциях с учетом их интересов и способностей. Учителям начальных классов необходимо совершенствовать свою работу, направленную на развитие и подготовку одаренных учащихся к районным олимпиадам.

Результатами реализации последней задачи: формировать творческую продуктивность и саморазвитие педагогов – стали отчеты-доклады педагогов МО по темам самообразования, представленные на заседаниях МО. Учителя начальных классов обогащали свой педагогический опыт путем взаимопосещения уроков и занятий внеурочной деятельности.

     

 Педагоги отразили свой педагогический опыт в следующих публикациях:

  • Селезнёва Т.Ю. Публикации на сайте «Копилка» Кроссворд «ПДД. Пассажиры», «Здоровое питание». Сайт «Педология» Конспект урока «Правописание безударных окончаний имён существительных»»;
  • Фирсова Т.Н. Публикации на сайте «Продлёнка»: классный час «Проводы русской зимы», классный час «Чтение с увлечением»;
  • Амелина М.С. Сценарий внеклассного мероприятия «Дети-узники концлагерей» (сайт «Продлёнка»).

       Свой сайт имеют педагоги:

       Выводы. Реализация задачи – профессиональный рост педагогов МО – решена не в полной мере. Учителям начальных классов необходимо представлять свой педагогический опыт через участие в конкурсах пед.мастерства, в публикациях.

Таким образом, цель достигнута частично. На 2018-2019 учебный год перед МО учителей начальных классов может быть поставлена цель: создание условий для совершенствования педагогического мастерства и самообразовательной деятельности педагогов, на достижение которой направлено решение следующих задач:

  • Продолжить работу по формированию общеучебных и исследовательских умений  у младших школьников.
  • Активизировать работу с одаренными детьми по участию в олимпиадах и конкурсах.
  • Совершенствовать формы и методы работы со слабоуспевающими детьми.
  • Создать условия для реализации творческого потенциала педагогов через участие в конкурсах профессионального мастерства.
  • Применять мониторинговую систему отслеживания успешности обучения каждого ребенка, его роста. (через ситуацию успеха, портфолио).
  • Осуществлять гражданско-патриотическое  воспитание учащихся средствами предмета (внеклассная деятельность по предмету, внеурочная деятельность; организация учебных сетевых проектов, участие в городском семинаре).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения

Описание профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Назарово Красноярского ...

Применение авторских образовательных технологий и методик в педагогической деятельности учителя начальных классов МОУ ‘’Лицей №1п. Львовский‘’ Синицыной Татьяны Николаевны.

Педагогическая  технология – это  такое  построение  деятельности  педагога, в  которой  все  входящие  в  него  действия  представлен...

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

Самоанализ работы учителя начальных классов...

Системный анализ педагогической деятельности учителя начальных классов

В справке представлен анализ работы педагога за период 2007-2010 гг....

Анализ педагогической деятельности учителя начальных классов за 2014-2015 учебный год.

Учебные программы реализуются мной на основе базисного учебного плана с учётом регионального и школьного компонентов. Обучение ведётся в объёме, зафиксированном в государственном образовательном станд...

Доклад "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе. Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельности учителя начальных классов. "

Доклад на тему "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе.Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельн...