" Приемы работы со словарными словами в 1 классе"
статья на тему

Волокитина Наталия Владимировна

Выступление на педогагических чтениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение         Большеалабухская СОШ

Воронежской области

     

    Тема:

" Приемы работы со словарными словами в 1 классе"

Подготовила: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории                                                                    

 Волокитина Наталия Владимировна

2018г.

В настоящее время педагогическая практика испытывает такие затруднения, как:

  • нарушение фонематического слуха у детей;
  • организация активной речевой деятельности учащихся;
  • выработка орфографической грамотности и орфографической зоркости;
  • скудность активного словарного запаса.

Кому из учителей не известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Однако словарной работе в школе уделяют и доныне мало внимания, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Работая по «Прописи» и учебнику, первоклассники наблюдают над написанием таких слов, как воробей, ворона, сорока, пенал, карандаш и др., запоминают правописание слов Москва, учитель, ученик, собака, корова. В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся.

Меня, как учителя начальной школы, глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике "словарными".

В своей работе решаю следующие задачи:

  • повышение грамотности учащихся путем целенаправленного усвоения словарных слов;
  • развитие связной речи;
  • пополнение активного словарного запаса;
  • активизация отдельных познавательных психических процессов: внимания, памяти, восприятия.

На уроке развертывается живой процесс познания, осмысления и творческого обладания учебным материалом.

Многие трудные слова, изучаемые в 1 классе, встречаются в текстах «Азбуки», «Литературного чтения» и учебников «Русский язык», «Математика». Работу над ними я начинаю уже в букварный период. Провожу их звукобуквенный и слоговой анализ. Дети складывают слова из букв разрезной азбуки, а потом записывают их, подбирают к ним соответствующие картинки.

Чтобы словарная работа была для детей интересна и давала нужный результат, я стараюсь использовать разные виды работ и широко разнообразить дополнительный и наглядный материал. Для того чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо "оживить" букву,  создать  "образ" в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Во II полугодии начинаю проводить систематическую работу над усвоением детьми трудных слов. У всех учащихся есть индивидуальные словарики, куда они записывают трудные слова. При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием я провожу следующую работу:

  • чтение слова с доски;
  • лексическое толкование слова (семантическая работа);
  • обозначение ударения;
  • нахождение так называемых «опасных» мест (безударные гласные, не проверяемые ударением; согласные, парные по звонкости-глухости; удвоенные согласные, мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного, разделительные мягкий и твердый знаки, заглавная буква в именах собственных, а также незнакомые орфограммы);
  • проговаривание слова вслух;
  • письмо слова в тетрадях, словарях (дома дети рисуют картинку к изученному слову);
  • подбор родственных слов (словообразовательная работа);
  • лексико-синтаксическая работа (составление с данным словом словосочетания или предложения и запись его; подбор возможных синонимов, антонимов, крылатых выражений, загадок, пословиц, поговорок, скороговорок с употреблением данного слова; по возможности проведение этимологического анализа слова – прослеживание его истоков и исторических корней) (см. приложение 1).

Широко использую словарные диктанты: зрительный диктант с предварительным разбором, картинный диктант, диктант по памяти, диктант с использованием загадок,  творческий диктант, диктант с комментированием,   выборочные диктанты (картинный, зрительный, слуховой),  игровые (дидактические ) диктанты. (см. приложение 2-6)

Конечно, не обойтись в работе и без проверенных временем способов итоговой проверки полученных знаний. После изучения 8-10 новых словарных слов мои учащиеся пишут словарный диктант. За 5-7 дней до этого на каждом уроке мы уделяем внимание уже изученным, хорошо знакомым словам. Здесь уже срабатывает механическая память. Например, я произношу слово орфоэпически и прошу учащихся повторить его орфографически. Или записываю словарные слова на доске, намеренно допуская в них ошибки. В этом случае могу использовать как фронтальную работу с классом (коллективное исправление), так и индивидуальную (вызывать по одному ученику), групповую (соревнование по рядам), а также взаимный контроль и самоконтроль (проверка исправленного слова на доске, у себя в тетради самостоятельно или при помощи словарика, в тетради соседа по парте).

На уроках я стараюсь применять элементы программированного контроля, в частности выборочный ответ.

Суть его в том, что я предлагаю учащимся задание и сопровождаю его несколькими ответами, из которых один правильный, а остальные неправильные. Учащиеся выбирают ответ (см. приложение 7).

Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы является подбор слов, близких или противоположных по значению (синонимов и антонимов).

Я использую этот прием при изучении частей речи (слов-названий, указывающих на предметы, действия, признаки, количества), так как среди подбираемых и записываемых учащимися синонимов и антонимов, как правило, встречается немало слов с непроверяемыми орфограммами (см. приложение 8).

Большое место при изучении слов из словаря я уделяю упражнениям лексического характера. Слово наряду с фонемой является основной единицей русского языка. Поэтому важно, чтобы ученики понимали как изучаемое слово, так и однокоренные ему слова, и могли использовать это слово в речи в соответствующем ему значении.

Порой на помощь моим ученикам приходят и детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами (см. приложение 9).

Изучение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями дает возможность познакомить детей с фразеологическими оборотами. Такое знакомство позволяет мне показать богатство русского языка, обогатить речь детей, сформировать умение замечать фразеологизмы в предложении и умело их использовать в самостоятельно составленном тексте и своей речи (см. приложение 10).

При использовании такой технологии работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и других. А каждый учитель. знает: чем большеслов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учится. Таким образом, в данной работе я представила те виды заданий и приемы работы со словом, которые помогают мне:

  • заинтересовать детей значением изучаемых слов;
  • обогатить словарный запас учащихся;
  • сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи;
  • воспитать внимание к слову, интерес к овладению богатствами родного языка.

Приложение 1

Работа над новым словом

СОБАКА, -и, ж. Домашнее животное семейства псовых. Служебная собака. Комнатная собака. Охотничья собака. Сторожевая собака. // уменьш. собачка, -и, ж. // прил. Собачий, -ья, -ье.an01060_

Собак(а) – собач-к-а (черед. к-ч)

 собач-онк-а (черед. к-ч)

 собач-ат-ник (черед. к-ч)

 собач-ник

 собач-ий – по-собачьи

по-собачьему

 К истокам слова

В древнерусском языке были слова пес и пёс. Слово собака пришло позднее из иранских языков. У древних славян, если оно и встречается, то только в неодобрительном значении – распущенный, злой человек.

 Синонимы

Собака – пёс – псина – цербер – барбос – полкан – жучка – шавка – моська – бобик – шарик (разг.).

 Возможные словосочетания

Какая? Большая, маленькая, красивая, хорошая, умная, злая, дворовая, породистая, служебная, охотничья, комнатная, цепная, бездомная … – найдите в текстах и придумайте собственные эпитеты… –

Собака                       Что делает? Лает, рычит, скулит, воет, напала на след … – найдите в текстах и придумайте собственные глаголы…

С кем, чем сравнима? Найдите в текстах и придумайте собственные сравнения…  –

 Подскажите словечко

След, лай (кого?) … Выставка (кого?) … Кормить, дрессировать (кого?) … Ездить (на ком?) … Бежать, мчаться (от кого?) … Гулять, идти, играть (с кем?) …

 Крылатые выражения

1)  как собака на сене – о человеке, который сам не пользуется чем-либо и другим не даёт;

2)  как кошка с собакой живут – о постоянно ссорящихся людях;

3)  собаку съесть – быть знатоком в каком-либо деле, иметь большой навык, опыт в чём-либо;

4)  как собака – очень сильно устать, проголодаться;

5)  как собак нерезаных (разг.) – очень много;

6)  с собаками не сыскать (не сыщешь) – кого-либо невозможно, трудно найти, отыскать;

7)  собак гонять – бездельничать;

8)  вешать собак – порицать кого-либо, взваливать вину на кого-либо;

9)  вот где собака зарыта – именно в этом заключается главное, вот в чём суть дела;

10) нужен (нужна) как собаке пятая нога – совсем не нужен.

 Пословицы и поговорки

Собака – друг человека

На замахивайся палкой – и собака не залает

И собака помнит, кто её кормит

Ласковая собачка и во сне хвостом виляет

Не учили щуку плавать, а собаку лаять

Без собаки зайца не поймаешь

Собака лает, ветер носит

Свои собаки грызутся, чужие – не пристают

Собаке собачья смерть

 Загадки

Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается

С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, а хвост колечком

На сене лежит, сама не ест и другим не даёт

На дворе сидит

Дом сторожит,

Кто к хозяину идёт,

Она знать даёт

Чёрненькая собачка

Свернувшись лежит,

Не лает,

Не кусает,

А в дом не пускает.

 Тексты

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. (По Л. Толстому)

Собачьи следы всегда к жилью выводят. (По Е. Пермяку)

Собачка вскочила и встала перед львом на задние лапки. (По Л. Толстому)

К двум годам Бим стал отличной охотничьей собакой, доверчивой и честной. (По Г. Троепольскому)

Ты мне дорог почти до слёз (я таких, как ты, обожаю), верный храбрый дворовый пёс, ты, собака сторожевая. (По Я. Смелякову)

Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги…

Он нагнулся к ней и спросил:

– Псина, ты откуда? (По А. Чехову)

На том краю хутора разноголосо брехали собаки, прорешетенная жёлтыми огоньками дымилась тьма. (По М. Шолохову)

Жили в лесу кошка и собака. Пришли холодный январь да лютый февраль. Наступили сильные морозы.

Увидали звери огонёк. Дом поблизости. Собака заглянула в оконце. За столом пировал заяц. (По Цвитко)

А у собак перед всеми зверьми особенная любовь к человеку. Характер этой любви такой же, как любовь слепцов к молочной матери. Собака, выхваченная из дикой жизни, сохранила, вероятно, чувство утраты всей матери-природы и на веру отдалась человеку, как матери. По собаке заметнее всего, какая возможность любви заложена в звере и вообще в дикой природе. (По М. Пришвину)

КАРАНДАШ, -а, м. 1. Письменная принадлежность – деревянная палочка со стержнем из смеси глинистой массы с графитом. Автоматический карандаш. Цветной карандаш. Чертёжный карандаш. 2. Предмет такой формы для рисования, раскрашивания, для косметических целей. Пастельные карандаши. Гримировальный карандаш. Карандаш для век, для бровей. // прил. карандашный, -ая, -ое.J0295069

Карандаш – карандаш-ик,  карандаш-н-ый

 К истокам слова

В этом слове тюркское кара является в своём обычном значении – «чёрный». Даш (таш) тоже тюркское слово, значащее «камень»; очевидно, карандаш некогда понималось как «чёрный камень» – графит.

 Возможные словосочетания

Какой? Хороший, плохой, новый, большой, маленький, длинный, короткий, твёрдый, мягкий, тупой, отточенный, очиненный, сломанный, двухцветный, простой, жёлтый, чёрный, красный, чернильный… – найдите в текстах и придумайте собственные эпитеты… –

Карандаш                 Что делает? Лежит, пылится, рисует, пишет… – найдите в текстах и придумайте собственные глаголы… –

С чем (кем) сравним? Найдите в текстах и придумайте собственные эпитеты… –

 Подскажите словечко

Купить, потерять, сломать, точить, очинить, взять, держать (что?) … Писать, рисовать, чертить, сделать пометку, подчеркнуть (чем?) … Подойти (к чему?) … Отойти (от чего?) …

 Пословица

Плохой карандаш лучше плохой памяти

 Загадки

Чёрный Ивашка – деревянная рубашка, где носом поведёт, там заметку кладёт.

Если ты его отточишь,

нарисуешь всё что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж –

что же это?..

 Считалка

Взял я в руки карандашик:

раз и два – стоит барашек?

А потом я взял резинку: три-четыре –

стёр картинку. (По Г. Лагздынь.)

 Тексты

Какой карандаш я со стола беру? Каким нарисую бруснику в бору? (По          Н. Найдёновой)

Пришёл домой художник наш и взял тетрадь и карандаш. (По. А. Барто)

Я – малютка карандашик, исписал я сто бумажек. А когда я начинал, то с трудом влезал в пенал. (По В. Берестову)

Maman села за рояль, а мы, дети, принесли бумаги, карандаши, краски и расположились рисовать около круглого стола. (По Л. Толстому)

Был урок рисования. Арсюша даже не притронулся к набору карандашей. Он не знал, что рисовать. Вдруг он увидел за окном облака. Арсюша обрадовался. Через полчаса рисунок был готов. (По В. Бахаревскому)

Папа достал набор цветных карандашей. Он брал один карандаш. Шуршал им по бумаге. Это называлось «Рисование». И вот рисунок готов. У папы целая коллекция разных рисунков. Ведь папа – художник. (По А. Кардашовой)

На десятом этаже рисовали малышки. Ниточка теребила в руках карандаш для рисования. Перед ней лежал набор красок. Это был художественный отдел. Здесь создавали рисунки для тканей. (По Н. Носову)


Приложение 2

Диктант с использованием загадок

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый … (воробей).

Мчусь, как пуля, я вперед,

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки.

Кто несет меня? … (Конькú.)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь,

Этот зверь – лесной … (медведь).

В тетради появляется запись:

Воробей, конькú, медведь и т. д.


Приложение 3

Творческий диктант

К примеру:

  • четвертый день недели;
  • прием пищи в середине дня;
  • плод яблони;
  • помещение для торговли чем-нибудь.

В тетради появляется такая запись:

Четверг, обед, яблоко, магазин.


Приложение 4

Диктант с комментированием

  • «Учебные вещи»

Я беру свои учебные вещи. Карандаш и ручку кладу в пенал. Тетради лежат в папке.

  • «Наши друзья»

Мы любим птиц. Делаем для них кормушки. Витя насыпал зерна. Вот сел воробей, прилетела ворона. Ребята помогают птицам пережить зиму.


Приложение 5

Игровые (дидактические) диктанты

  • «Первый слог потерялся»

…радь (тетрадь)

..нал (пенал)

..бака (собака)

..хар (сахар)

  • «Собери слоги»

бе, за, рё (берёза)

де, ный, жур (дежурный)

воч, ка, де (девочка)

ки, ва, лен (валенки)

  •  «Угадай слово»

Для этой игры я использую слоговые карточки.

Я показываю карточку с первым слогом нужного для усвоения слова:

мо… (учащиеся пишут слова мороз, молоко)

пе… (пенал, петух)

са… (сахар, сапоги)

  • «Выпали гласные»

В этой игре я прошу вставить пропущенные гласные (можно использовать сигнальные карточки):

м . ш . н . (машина)

з . в . д (завод)

л . с . ц . (лисица)

д . р . г . (дорога)

Во II полугодии игры я усложняю. Дети любят такие задания:

  • «Кто как голос подает?»

с..бака

с..рока

в..робей

п..тух

к..рова

стрекочет

поёт

лает

мычит

чирикает

Учащиеся приписывают подходящее по смыслу слово и вставляют пропущенные гласные.

  • Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд. Кроссворды я использую и на уроках русского языка.

В пустые клетки дети вставляют пропущенные буквы, чтобы получились слова, обозначающие предметы.

м

о

м

о

м

о

(Мороз, молоко, молоток.)

и

ц

а

и

ц

а

и

ц

а

(Улица, лисица, ученица.)

  •  «Запись слов по алфавиту»

К концу 1 класса учащиеся усваивают алфавит. И я прошу записать словарные слова, которые я предварительно записала на доске вразбивку, в алфавитном порядке.

Например:

Калач, альбом, диван, песок, вагон, тетрадь, пальто, бетон.

Дети записывают, подчеркивая непроверяемые орфограммы:

Альбом, бетон, вагон, диван, калач, пальто, песок, тетрадь.

По мере усвоения учащимися алфавита я усложняю задания. Дети записывают слова, придерживаясь алфавитного расположения не только первой, но и последующих букв. Например, я записываю слова на доске:

Батон, билет, базар, бутон, берёза, багаж, бокал.

Учащиеся записывают:

Багаж, базар, батон, берёза, билет, бокал, бутон.

Затем объем задания увеличивается. Я записываю слова:

Азбука, газета, алмаз, пакет, герой, пенал, графин, апельсин, помидор, пионер, автобус, горох, алфавит, гараж, пирог.

Прошу учащихся записать слова в три столбика и внутри каждого столбика строго по алфавиту. Дети записывают:

автобус

азбука

алмаз

алфавит

апельсин

газета

гараж

герой

горох

графин

пакет

пенал

пионер

пирог

помидор


Приложение 6

Выборочный диктант

Например, я читаю текст рассказа А. Гайдара «Совесть». Учащиеся записывают слова:

Математика, пакет, завтрак, тетрадка, собака, совесть.

В дальнейшем (2 класс) этот вид работы я усложняю: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми безударными гласными, в другой – с непроверяемыми.

Например, прослушав первую часть рассказа И. Соколова-Микитова «Поздняя осень» учащиеся записывают:

поля (поле)

срезают (срезать)

тяжёлый (тяжесть) и т. д.

колхозник

картофель

капуста и т. д.


Приложение 7

Программированный контроль

Например:

слова

ответы

1

2

3

4

б . тон

г . зета

г . рох

а

о

о

о

а

а

а

а

о

о

о

о

В данном случае правильный ответ под цифрой 3.

Другой пример:

слова

ответы

1

2

3

4

ко .. ектив

а .. ея

ко .. дор

л

лл

рр

лл

л

р

л

л

рр

лл

лл

р

Учащиеся выбирают ответ под цифрой 4.


Приложение 8

Подбор синонимов и антонимов

Например, я предлагаю домашнюю работу на подбор и запись синонимов к существительным метель, граница, Отечество.

Учащиеся подбирают синонимы и подчеркивают в них непроверяемые гласные:

метель – вьюга, буря, метелица, пурга;

граница – рубеж, край, межа, предел;

Отечество – Родина, Отчизна.

Предлагаю аналогичного типа задания и на подбор антонимов.

Например, при изучении глагола учащиеся подбирают и записывают слова:

работать – отдыхать, праздновать;

мешать – помогать, пособлять.

Аналогичные задания предлагаю и при изучении других частей речи.


Приложение 9

Упражнения лексического характера

Чтобы раскрыть смысл слова, я предлагаю такие задания:

  • Прочитай и объясни значение изучаемого слова в каждом предложении: в каком предложении говорится о сирени как о кустарнике, а в каком – о сирени как цветке этого растения?

1. Сирень посадили у нас под окном.

Весною красивым становится дом.

2. Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в нем сирень.

  • Прочитай и объясни значение каждого из родственных слов.

Вот и лето подоспело – земляника покраснела.

Земляничка, земляничка – красненькая невеличка,

Беленький цветочек и тройной листочек.

Но ежели вы жили возле земляничника,

Значит земляничное варенье вам привычное.

Выдели общую часть в родственных словах.

  • Этимологический анализ слов: телефон, телеграф, телевизор, телескоп.

Учащиеся «разгадывают» эти слова вместе со мной («теле» – греч. «далеко»). Ребята легко и осознанно запоминают графический образ этих слов.

В латинском языке есть приставки кон-, ко- и де-. Воспользовавшись этими сведениями, знакомлю учащихся с написанием таких трудных слов, как конфета, команда, командир, демонстрация, депутат, делегат, декорация.

Много ошибок дети допускают в словах шоссе, аллея, кофе, метро, автомобиль, инженер. Поэтому их мы заучиваем, проводится также этимологический анализ.


Также я предлагаю такие упражнения.

  • Ответь письменно одним словом:

комната для занятий в школе – класс;

дорога с рядами деревьев по обеим сторонам – аллея.

Ответить на вопросы, ответы записать.

  • Вставь вместо точек подходящие по смыслу слова:

сообщение по телеграфу - …

килограмм – это тысяча … (граммов)

сумка для ношения книг и тетрадей - …

  • Нам помогают авторы книг для детей

Вот учатся дети писать правильно, к примеру, слово лимон:

Что за ли?

Что за мон?

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут:

- Лимон. –

Сразу станет кисло.

Две первые строчки легко и быстро запоминаются, и в перемену только и слышно: «Что за ли? Что за мон?» Значит, в этом слове ошибок не будет.

Или считалка И. Демьянова:

Взял Егор в углу топор,

С топором пошел во двор.

Стал чинить Егор забор –

Потерял Егор топор,

Вот и ищет до сих пор…

Поищи и ты топор!

Дальше я даю такое задание: определи безударную гласную, поставь ударение; определи, в каких падежах употреблено слово топор (не для 2-3 классов).

Приложение 10

Наблюдение за словарными словами внутри фразеологических оборотов

Например, это такие задания:

  • Прочитай и объясни значение выделенных выражений.

Не ссорьтесь!

Помните о том,

Что может быть беда:

В дым разругаетесь,

Потом –

Сгорите со стыда.

  • Объясни смысл пословицы

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

  • Замените данные сочетания слов выражениями из слов для справок

1) обмануть;

2) очень много;

3) неизвестно когда;

4) очень давно;

5) свободный для транспорта путь;

6) очень быстро.

Слова для справок:

зеленая улица; обвести вокруг пальца; яблоку негде упасть; после дождичка в четверг; при царе Горохе; прокатить с ветерком.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы работы над словарными словами

Методы и приемы работы над словарными словами...

Методы и приемы работы над словарными словами

Формы, методы и приемы работы над словарными словами в начальной школе...

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка .

Эффективные приемы усвоения слов с непроверяемыми орфограммами....

Методы и приемы работы со словарными словами в начальной школе.

Использование данных методов, форм и приемов работы способствует тому, что процесс запоминания словарных слов становится творческой, полезной и развивающей игрой....

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка

Эффективные приемы усвоения слов с непроверяемыми орфограммами. Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Уже на первых страницах “Букваря” дет...

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка

Эффективные приемы усвоения слов с непроверяемыми орфограммами....

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Освоение словарного сост...