ПРОЕКТ «Формирование навыка смыслового чтения и работы с информацией»
проект на тему

Жигилиева Елена Александровна

Реально ли выйти на оптимальное чтение, ведь разные ученики имеют разный темперамент?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_smyslovoe_chtenie.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПРОЕКТ

«Формирование  навыка смыслового чтения и работы с информацией»

 

 

 

 

                   

                               Обоснование замысла проекта.

      То, что книга сыграла огромную роль для развития человечества, общеизвестно. Только почему-то в последнее время мы стали забывать об этом. Превратившись в страну с рыночной экономикой, мы вдруг быстро из самой читающей  страны скатились на довольно низкий уровень знания и чтения книг. Все реже и реже обращаются родители к русским народным сказкам, а чаще  к сказкам современным, с трансформерами и космическими войнами. На уроках чтения в 1 классе иногда на просьбу учителя продолжить сказку  ребенок отвечает: «Я не знаю сказку про репку». А ведь именно сказки учат детей отличать простоту от глупости, ум от хитрости, гнев от злости, смеяться над тем, что смешно, и не бояться страха. Проблемы с качеством чтения наблюдаются и у выпускников начальной школы.

Анализ

результатов диагностики сформированности навыка чтения

у учащихся 4-х классов МБОУ СОШ № 7

Цель: изучение уровня сформированности навыка чтения у учащихся 4-х классов с целью отслеживания его динамики по сравнению с началом учебного года.

Методика: методика изучения сформированности навыка чтения  

Зона 2(слабый уровень сформированности навыка чтения)

Зона 3 (навык чтения сформирован не полностью)

Зона 4 (навык чтения развит хорошо)

4А ( октябрь)

58%

34%

8%

4Б ( октябрь)

33%

50%

17%

4в ( октябрь)

33%

49%

18%

 

        Всем известно, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость обучающихся. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. В научно-методической статье В.Н.Зайцева «Резервы обучения чтению» раскрыта важность оптимального чтения.  Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

И именно в начальных классах теряется 60-70 процентов учащихся -  они не могут учиться успешно, так как при переходе в пятый класс, увеличивается объем информации, а низкая техника чтения не позволяет осваивать материал.

Возникает вопрос: реально ли выйти на оптимальное чтение, ведь разные ученики имеют разный темперамент? Оказывается, что холерики, как правило, говорят и читают в темпе не ниже 150 слов в минуту. Некоторые холерики говорят даже в темпе скороговорки – это 180 слов в минуту и более. Для сангвиников наиболее типичный диапазон совпадает с оптимальным – 120-150 слов в минуту. Значит, холерики и сангвиники вполне могут выйти на уровень 120 слов в минуту. Хуже дело обстоит с флегматиками и меланхоликами. Для этих категорий учеников вряд ли достижима данная скорость чтения. Но большинство наших учеников являются холериками и сангвиниками (90%), а флегматики и меланхолики составляют менее 10%, т.е. не более чем 3-4 человека в классе.

 Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает следующий вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости – скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать?

Цель обучения чтению: сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и книгой, обладающего определенной начитанностью.

Чтобы воспитать такого читателя,   школа должна решать следующие задачи:

1. Учебные задачи:

- сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать обучение в среднем и старшем  звене;

- научить работать с учебной и детской книгой.

2. Образовательные задачи:

- развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;

- воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение  к читаемому.

      Цели и задачи проекта «Формирование  навыка чтения и работы с информацией»

Цель проекта:      повышение качества успеваемости обучающихся от 60% и выше в 2015-2018 гг. через внедрение технологии  «Формирование  навыка чтения и работы с информацией»

Задачи проекта:

-   анализ образовательной практики по развитию и формированию осознанного чтения;

- вычленение образовательных приемов, направленных на развитие и формирование осознанного чтения;

- апробация образовательных приемов, направленных на развитие и формирование осознанного чтения.

      Поставленные задачи позволяют обозначить следующие направления:

  1. Совершенствование техники чтения.
  2. Формирование умений работы с текстом.

                          Краткое описание имеющихся ресурсов

Материально-техническая база школы для осуществления проекта представляет следующие средства:

- компьютеры в каждом кабинете, принтер, ксерокс

- телевизор с DVD

- магнитофон

- мультимедийные проекторы в каждом кабинете.

  Библиотека обеспечена читальным залом, компьютером. Библиотечный фонд составляет   экземпляров, справочная литература –   экземпляров, детская литература –  экземпляров.

Осуществляется психологическое сопровождение внедряемого проекта.

 Краткая аннотация проекта

В рамках предлагаемого проекта решается проблема  преодоления низкого уровня качества чтения у обучающихся

Цель проекта повышение качества успеваемости обучающихся от 60% и выше в 2015-2018 гг. через внедрение технологии «Формирование  навыка смыслового чтения и работы с информацией»

Для достижения цели поставлены следующие проектные задачи:

-   анализ образовательной практики по развитию и формированию осознанного чтения;

- вычленение образовательных приемов, направленных на развитие и формирование осознанного чтения;

- апробация образовательных приемов, направленных на развитие и формирование осознанного чтения.

Стратегия и методы реализации проектных задач предусматривает, что проектные работы выполняются в два этапа, с определением промежуточных результатов, на основе интеграции действий проектной группы, педагогического коллектива и обучающихся.

Ожидаемым результатом реализации проекта является:

  • рост  качества чтения на 20 %;
  • уровень качественной успеваемости составит 60 % и более;
  • положительная динамика мотивация чтения.

Ожидаемые продукты проектной работы являются:

  • методические рекомендации «Технология развития и формирования  сознательного читателя»;
  • научно-методические статьи педагогов;
  • видео- и медиа- ресурсы

        

                        Описание проекта и его обоснование

       Современное состояние чтения школьников не удовлетворяет ни школу, ни общество. Россия находится на 28 месте среди других стран по осознанности прочитанного. Многие учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Большинство учащихся с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в тексте. Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?

 Отсюда возникает проблема: формированию осознанных и действенных знаний, повышению уровня познавательной активности и учебной мотивации обучающихся препятствует низкий уровень качества чтения.

        В современном обществе наблюдается спад интереса к чтению,  появилось множество других источников информации помимо чтения. Однако главной причиной такого явления – несовершенство обучения чтению. Для решения проблемы предполагается использование технологии «Формирование  навыка чтения и работы с информацией»   Читательская деятельность рассматривает чтение как «коммуникативную речевую познавательную деятельность, направленную на восприятие, осмысление, воссоздание и воспроизведение читаемого.

 В процессе чтения имеет место как технические действия (восприятие звуковой системы данного языка), так и осмысление текста  (переведение авторского кода на свой смысловой код).

        Чтение обязательно предполагает общение с автором, общение с самим собой (осознание своего отношения к прочитанному), общение со слушателями при чтении вслух.

         Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

        Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками.

                     Механизм реализации проекта

     Предполагается создание  творческой группы из  педагогов начального и среднего звена. Членами ПТГ определяются направления деятельности:

  1. Формирование  навыков смыслового чтения и  работы с текстом.
  2.   Совершенствование техники чтения.

        Для работы  необходимо адаптировать имеющиеся методики Зайцева В. Н., Омороковой М. И., Светловской Н. Н., Степанищева  А. Т., Федоренко И. Т.  и др.

Описать эффективность апробированных методик.

 Использовать в работе по совершенствованию качества чтения упражнения:

  • упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
  • упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям;
  • упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;

  Второе направление, формирование  навыков смыслового чтения, включает  в себя:

  • Умение подбирать к каждому заголовку соответствующую часть текста;
  • Умения определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей через схемы, рисунки;
  • Умение понимать текст на разных уровнях:

- понимание предметного содержания текста (факты, события);

- понимание общего содержания;

- понимание скрытой мысли (подтекста), т.е. основной мысли  текста;

- определение личностного отношения к прочитанному.

       Главное – чтобы учащийся представлял, что он читает связный текст; для этого      

 учитель показывает признаки текста: целостность, связность, наличие определенной  

 темы, заглавия, содержания, объединенного общностью мысли, началом и концом.

Технология «Формирование  навыка чтения и работы с информацией»   представляет собой дидактический, активизирующий и развивающий комплекс, в котором существуют следующие подходы к организации процессе:

   

                                      Состав участников проекта:

- зам. директора по   МР , учителя  начального и среднего звена – члены ПТГ, педагог – библиотекарь,  учащиеся и их родители, психолог.

    Распределение функциональных обязанностей:

Зам. директора по  МР – научное руководство, консультирование, экспертная оценка разработанных материалов, проведение семинаров и других обучающих мероприятий для педагогов.

      Члены творческой группы     – консультирование, разработка и ведение необходимой документации; организация совместной деятельности с психологом, с родителями, организационно-методическое обеспечение.

 Психолог  Лой С.В. – психологическое сопровождение проекта: создание банка необходимых методик, диагностирование, обработка и анализ исследуемых параметров, психологическая консультация педагогов, родителей, мониторинг развиваемых параметров.

                                 Ожидаемые результаты

  1. Совершенствование техники чтения. Выход на оптимальный уровень чтения – 120-150 слов в минуту для успешного освоения учебного материала.
  2. Рост  качества чтения на 20 %;
  3. Уровень качественной успеваемости составит 60 % и более;
  4. Положительная динамика мотивация чтения.
  5. Расширится банка средств, методов  развития и формирования     сознательного читателя.
  6. Повысится уровень профессионального мастерства педагогов.
  7. Будут разработаны методические рекомендации для педагогов к технологии «Формирование  навыка чтения и работы с информацией»  
  8. Рост удовлетворенности результатами образования со стороны обучающихся и их родителей.
  9. Разработка пакета диагностический исследований по развиваемым параметрам.

                                                 Проектные мероприятия

      Первый этап ( 2015 -2016 уч. г). На первом этапе разработки  проекта    

            необходимо создать условия для его введения  .

  • проблематизация педагогического коллектива (психолого-педагогический лекторий, памятки, панорамы уроков и т.д.);
  • создание информационной базы  «Как повысить качество чтения?»;
  • подготовка методических рекомендаций «Развитие и формирование сознательного читателя: проблемы и перспективы»;
  • подготовка и проведение научно-методического  семинара.

Результаты первого этапа:

  • позитивное отношение педагогического коллектива к теме работы проектной группы;
  • информационная база «Как повысить качество чтения»;
  • методические материалы  «Развитие и формирование сознательного читателя: проблемы и перспективы»;
  • программа семинара «Формирование  навыка смыслового чтения и работы с информацией  », материалы к нему (внешняя экспертиза)

 Второй этап (  2016-2017 уч год). На  втором этапе осуществляется запуск и апробация новшества.

  • повышение уровня профессионального мастерства  членов проектной группы и всего педагогического коллектива начальных классов в части развития и формирования  сознательного читателя;
  • расширение и углубление информационной базы «Как повысить качество чтения»  на основе индивидуальных разработок;
  • апробация и оформление технологии «Формирование  навыка чтения и работы с информацией»  
  • проведение семинара по теме  «Результаты формирования осознанного чтения»;
  • учебно-методические материалы к технологии  «Формирование  навыка смыслового чтения и работы с информацией  »

-5-

Оценка результатов проекта:

  1. Показатели оценки реализации проекта:
  • качество методических рекомендаций (внешняя экспертиза);
  • рост качества чтения обучающихся на 20 %;
  • уровень качественной успеваемости составит 60 % и более
  • овладение педагогами эффективными приемами и способами развития и формирования осознанного чтения.
  1. Методы оценки и диагностики:
  • внутренняя и внешняя экспертиза;
  • экспертиза методических рекомендаций;
  • мониторинг скорости чтения, осознанности чтения, сформированности навыка чтения   и др.

      Дальнейшее развитие проекта

      Развитие проекта может идти по следующим направлениям:

  • расширение и углубление информационной базы по развитию и формированию  сознательного читателя;
  • стабильное существование инновационного проекта в школе;
  • вовлечение в проект большинство членов педагогического коллектива;

     Контроль за ходом реализации проекта и отчетность:

  1.  Разрабатывает план реализации проекта  и координирует деятельность зам. директора по МР.
  2. Зам. директора по МР 1 раз в четверть отчитывается о проделанной работе перед администрацией  школы  
  3. Члены ПТГ 1 раз в месяц отчитываются в группе.
  4. Руководитель ПТГ 1 раз в четверть отчитывается на МС.
  5. Один раз в год члены ПТГ проводят   совет.
  6. К окончанию проекта исполнитель составляет:
  • полный отчет о выполнении проектных задач;
  • представляет проектные продукты:  методические рекомендации «Технология развития и формирования  сознательного читателя», программу семинара, анкеты, результаты контрольных срезов и др.

 

Литература

  1. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. – 1990. - №8 – с.52
  2. Оморкова М. И, Рапопорт И. А., Постоловский И. З. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1990
  3. Поздеева С. И. Образовательное содержание совместной деятельности в школе. – Томск: Дельтаплан, 2004
  4. Политова Н. И. Развитие речи учащихся.- М.: Просвещение,1984
  5. Светловская Н. Н. Основы науки о читателе - М.: Просвещение, 1997
  6. Федотов М. Руководство по воспитанию детей. Методика Глена Домана, методика Зайцева. // Школьное образование – 2007. - №3 – с.21

-7-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» в условиях введения ФГОС

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить две группы но...

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

На уроках литературного чтения, окружающего мира широко использую создание совместно с детьми электронной «3D книги». Детям очень нравится работать, повысился интерес к предме...

Смысловое чтение. Приёмы работы

В статье представлены приёмы работы с текстом в начальной школе...

Основы смыслового чтения и работа с текстом 1-4 классы

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Основы смыслового чтения и работа с текстом для 1 – 4  классов...

Программа «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»

Программа ориентирована на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) ...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...