Доклад на тему: «Здоровый образ жизни – как гражданская позиция личности школьника».
статья на тему

Есмагулова Татьяна Викторовна

Одним из основополагающих факторов развития общества  является гражданская активность людей, гражданская инициатива под которой подразумевается желание улучшать жизненное пространство и заботится о том месте, в котором живём.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№6

г. Сергиев Посад»

Доклад на тему:

«Здоровый образ жизни – как гражданская позиция личности школьника».

Подготовила: учитель первой

квалификационной категории

Есмагулова Т.В.

В философском словаре написано, что гражданственность  это нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать права и интересы.

Многие авторы под гражданственностью подразумевают способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням.

Одним из основополагающих факторов развития общества  является гражданская активность людей, гражданская инициатива под которой подразумевается желание улучшать жизненное пространство и заботится о том месте, в котором живём.

В наше время каждый старается  жить так, как хочет и может. Часто мы наблюдаем  потребительское отношение к жизни, равнодушие и агрессию по отношению друг к другу,  замену моральных ценностей на материальные, искажение и потерю нравственных ориентиров.  Случаются проявления национализма, необъяснимой агрессии. Только на примере  футбольных матчей, которые проводятся на различных уровнях, можно наблюдать тревожную ситуацию неадекватного, порой очень агрессивного поведения болельщиков. Иногда походы на такие соревнования становятся опасными для здоровья и жизни людей.

Дети проводят в школе значительную часть дня. Далеко не все одинаково и однозначно воспринимают цели образования. Многие полагают, что главное здесь - выучиться чтению, письму, счету, освоить определенные учебные дисциплины и на основе всего этого приобрести какую-нибудь специальность.

В национальной образовательной инициативе говорится о школе, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны. Приоритетом становится сохранение, укрепление физического, психического здоровья детей. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.

Физическая культура и спорт, как часть общей культуры, имеют большой потенциал в воспитании морально-нравственных качеств, таких как: чувство долга, ответственности, патриотизма, смелости, решительности, целеустремленности, упорства в достижении цели, умение работать в команде и представлять её интересы, формируют навыки взаимной  поддержки, взаимопомощи, уважительного отношения к сопернику.

Наличие и соблюдение традиций, в том числе спортивных в образовательном учреждении играют большую воспитательную роль для формирования  гражданской ответственности и гражданских инициатив у обучающихся.

 Занятия физической культурой и спортом очень важны и необходимы каждому человеку, а особенно детям для поддержки своего здоровья.

По определению ВОЗ, здоровье – это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия.  Здоровье каждого человека в отдельности является государственной политикой.  Государство заинтересованно в том, чтобы у здоровых родителей рождались здоровые дети – это демографический рост, служили в армии и защищали Родину здоровые парни – обороноспособность страны, продолжительность жизни населения увеличилась, население было трудоспособным  – это трудовые ресурсы страны.

С 2011 г. с 1 по 11 класс введён третий час физической культуры. По традиции уроки физической культуры и внеклассные мероприятия в этой предметной области носят практическую направленность. На теоретические сведения отводится минимум времени в процессе урока или тренировочного занятия. Практика показывает, что такое соотношение не оправданно. Учителями отмечается низкая мотивация у некоторых детей к собственному здоровью и занятиям физической культурой и спортом. После анализа анкет родителей и детей, наблюдений, бесед,  мы пришли к выводу, что такая ситуация  зависит от следующих  факторов:  возрастных и индивидуальных особенностей, отношений в классе со сверстниками, отношений с учителем. Большую роль играет  семейное воспитание, отношение родителей к ЗОЖ,  состояния материальной базы образовательного учреждения, наличия перспективы роста, самоутверждения, самореализации  и саморазвития,  наличия традиций в семье и образовательном учреждении связанных с физической культурой и ЗОЖ, от наличия информации о пользе ЗОЖ, в частности занятий физкультурой и спортом.  Иногда школьники агрессивно выражают нежелание заниматься физической культурой, считая,  что этот предмет им не нужен, он нигде не пригодится. Как правило, такое отношение детей к предмету формируется в семье родителями или близкими родственниками, что является следствием безграмотности и низкой культуры определённой части населения.

Социальные проекты стали продуктом реализованной гражданской инициативы школьников, которые своими силами с помощью педагогов школы попытались наладить и улучшить отношения и место своей учёбы, решить некоторые проблемы местного сообщества. Необходимо отметить активное участие школьников в городском проекте «Олимпийские игры», посвящённом истории развития Олимпийского движения и проведению олимпийских игр г.Сочи, 2014г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Исследуемые темы не только обогащают детей знаниями, в первую очередь школьники находят пути решения проблем, применяют полученные знания на практике в виде создания и реализации  проектов, активно вовлекают в совместную деятельность своих одноклассников, родителей имеют возможность сравнить свои исследования с исследованиями других детей. У детей возникает чувство сопричастности к событиям, происходящим в школе, городе, области, стране.

     Проявление гражданской инициативы можно увидеть уже в школе на школьных соревнованиях. Соревнования в школе носят принудительно – добровольный характер, поэтому можно увидеть, когда учащиеся добровольно проявляют желание для того, чтобы участвовать в соревнования и защищать честь своего класса. Можно выделить так же тех учащихся, кто отлынивает от соревнований и боится, подводит команду, безответственно относится к заданию.

Соревнования любого уровня должные начинаться с определённого ритуала: парада открытия, поднятия флага под гимн Российской федерации, награждения и парада закрытия с опусканием флага. Таким образом, формируются: гражданское самосознание национальной (общей) принадлежности, патриотические чувства, культура участия в соревнованиях, подчёркивается важность  и ценность  данного события для участников и зрителей.  На школьном уровне такой церемонии открытия почти нигде не увидишь.

На соревнованиях более высокого уровня церемония открытия выдерживается полностью. Церемониальные знания это одно из звеньев для развития гражданственности обучающихся.

 В нашей школе перед началом соревнований проводится парад открытия с поднятием флага РФ и звучанием гимна РФ, только после этого начинаются соревнования. По наблюдениям наших учителей отмечается, что  проведение церемонии открытия соревнований дисциплинирует обучающихся, настраивает на серьёзный лад, повышает уровень личной ответственности. Так же необходимо организовывать награждение победителей и призёров соревнований. Церемония награждения важная эмоциональная составляющая для детей. На награждение приглашаются родители, классные руководители, администрация школы. Ребёнок чувствует значимость события, свою важность и нужность, испытывает гордость, понимает, что данная деятельность одобряется обществом.  

  В настоящее время одной из главных направленностей урока физкультуры и образования в целом является воспитание ценностного отношения к своему здоровью и к миру, в котором живет молодой человек.  Каждый день наши ученики живут в этом мире, взаимодействуют с ним, а значит, способны влиять на него. Наша задача постараться сделать так, чтобы это влияние детей на мир стало чаще положительным, чем отрицательным.  

Комбинирование традиционных и инновационных технологий позволяют создать на уроке нужную атмосферу для индивидуального развития и построить процесс обучения по-новому.

В основу гражданского воспитания положена идея участия личности в решении общественно значимых задач общества. Ведущей для себя мы определили технологию инновационного и социального проектирования, которая позволяет ученикам проявлять инициативу и свою гражданскую позицию. При использовании проектной технологии используются следующие методы: мозгового штурма, анкетирования, интервьюирования, проблемный, ролевых и подвижных игр, бригадный и групповой. Создание и реализация проекта, это групповая работа, в которой принимают участие учителя нашей школы и активные дети.  В содержание всех проектов входили спортивно – оздоровительные мероприятия с использованием средств  физической культуры, это теоретические и практические занятия по формированию основ ЗОЖ,   подвижные и спортивные игры, упражнения спортивной и оздоровительной направленности, тестирование уровня физической подготовленности, знание и выполнение гигиенических правил, закаливающие процедуры. Почти все школьники, участвующие в создании проектов серьёзно занимаются спортом, имеют спортивные разряды.  Ребятами было проштудировано много литературы, найдены забытые подвижные игры на улице. Для  реализации проекта «Игротека для малышей» учениками была оформлено  пособие  с описанием забытых  подвижных игр  на улице, которое было подарено воспитателям детского сада.  Все проекты реализовывались во внеурочное  время, это было проверкой на прочность намерений, ответственности, упорства в достижении цели.                                                                                                                          

 Подобным образом учитель вместе с учеником создает ситуацию успеха, которая стимулирует ученика на дальнейшее активное проявление своей гражданской позиции, поскольку ученик уверен в своих силах и чувствует свою нужность и поддержку со стороны школы, он работает на развитие общества. Ведь поведение учителя по отношению к ученикам это та модель поведения, которую ученики могут использовать в общении с другими людьми, копируя ее, и чем гуманней она будет, тем активнее будет происходить реализация творческих способностей учащихся, которые будут направлены на решение общественно значимых проблем.

Таким образом, формирование гражданственности у обучающихся средствами физической культуры заключается не только в воспитании инициативной личности с лидерскими качествами, но прежде всего ответственной личности, которая соблюдает установленные правила и законы, чтит традиции, проявляет гражданскую инициативу.

    Здоровье человека – высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. В современном мире, мире высоких технологий, резкое снижение двигательной активности школьников, экология и другие факторы привели к значительному ухудшению состояния их здоровья.    Сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является сохранение и укрепление здоровья школьников. Об этой необходимости в современных условиях заявлено в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Одним из направлений реализации обозначенной инициативы является внедрение нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в котором одной из ключевых идей является формирование культуры здоровья младшего школьника. Повлиять на улучшение здоровья учащихся, изменить их собственное отношение к своему здоровью предполагается посредством создания здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения, выполнения требований к условиям реализации образовательных программ, просветительской работы с родителями. Задача школы, учителей создать условия и научить ребенка сохранять и укреплять здоровье с первого класса, что полноценно подготовит детей к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо.

              Для того, что бы организовать процесс формирования культуры здоровья младшего школьника педагогу необходимо использовать в организации учебно-воспитательного процесса здоровьесберегающие  и  здоровьеформирующие технологии.

  Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни и волевые усилия, проявляющиеся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.

 Педагогу для реализации цели формирования культуры здоровья младшего школьника необходимо осуществлять деятельность, которая способствует:

приобретению познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, встреч со спортсменами);

участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения.

     В соответствии с новым стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

    становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

 формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

 духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

 укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Пути формирования здорового образа жизни учащихся начальных классов"

В докладе отражены все стороны работы учителя начальных классов по этому направлению, даны названия классных часов для 1-4 классов....

Доклад "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности"

Доклад на заседании ШМО учителей начальных классов по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий в начальном обучении...

Занятие по теме: «Здоровый образ жизни». Младшие школьники.

Цель занятия: формировать у учащихся представление о полезных и вредных привычках, познакомить и разграть варианты волевого поеведения в ситуациях принуждения....

Классный час на тему: «Здоровый образ жизни. Причины нарушения зрения у школьников. Профилактические меры по сбережению зрения у обучающихся».

Пояснительная записка.  По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно фиксируется потеря зрения у более, чем двух миллиардов людей. Все чаще, диагностирование показывает снижение зрени...

Классный час на тему «Здоровый образ жизни. Причины нарушения зрения у школьников. Профилактические меры по сбережению зрения у обучающихся».

Авторы: Полищук О.К., учитель МБОУ "Баскаковская средняя школа", Липко К.А., учитель МБОУ "Серго-Ивановская основная школа", Гагаринского района Смоленской области.Классный час на ...

Доклад на тему: Здоровый образ жизни

Здоровье человека - это его самое главное богатство, расходовать которое следует осторожно и бережно. Здоровье не только позволяет человеку прожить долгую и полную событий жизнь, оно также дает челове...

Доклад «Формирование здорового образа жизни через подвижные игры младших школьников»

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Эту огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, ...