Представление педагогического опыта. Формирование и развитие коммуникативных УУД в условиях реализации ФГОС НОО
методическая разработка на тему

Попова Валентина Михайловна

На каждом этапе урока можно развивать коммуникативные УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_popovav.m.docx75.21 КБ

Предварительный просмотр:

 Представление педагогического опыта      
Мастер -класс

    « Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий»

 

Подготовила:

 учитель начальных классов МБОУ «СОШ» Попова В.М.

Цель мастер-класса: презентация и обсуждение  приёмов работы  в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе, способствующих формированию коммуникативных  универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию и развитию коммуникативных УУД на уроках в начальной школе

Задачи:

познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию коммуникативных УУД;

показать практическую значимость использования данных приёмов  по формированию коммуникативных УУД, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности в начальной школе.

Оборудование: компьютер, проектор, доска.

Продолжительность проведения: 20 минут

Целевая аудитория: учителя начальных классов.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании коммуникативных УУД на уроках и внеклассной работе в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

 

Ход мастер-класса.

I этап. Вступление в контакт.

II этап. Актуальность проблемы.

      В современном обществе  увеличился поток информации, а это значит, что ученику необходимо усвоить большой объём знаний, уметь самостоятельно их приобретать  и выстраивать свои отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины, т. е. стать конкурентоспособным на рынке труда.

   В реализации Федеральных государственных образовательных стандартов важное место занимает формирование универсальных учебных действий. Среди них особое приоритетное  место отводится коммуникативным действиям- формированию коммуникативных УУД, которые обеспечивают сотрудничество - умение слушать и понимать друг друга, в совместной деятельности уметь договариваться, распределять роли, вести дискуссию, а также контролировать друг друга. Даже известный баснописец И.А. Крылов  в своей басне «Лебедь, Щука и Рак» говорит о проблемах коммуникативного характера.

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

 И выйдет из него не дело, только мука».

 На примере героев литературных произведений дети получают представление об умении договариваться, вступая в ситуацию сотрудничества. Монологическая речь учителя заменяется деятельностным подходом получения знаний, учитель лишь сопровождает ученика в добывании знаний. Коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих. Необходимость разговора о формировании коммуникативных УУД очевидна.

   Так что же такое коммуникация? В современном толковом словаре С.И.Ожегова объясняется так: «общение, передача информации от человека к человеку- специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др. знаковых систем)»

   Я в своей работе систематически применяю коммуникативные формы работы с детьми. Сегодня  я хочу поделиться с вами некоторыми методическими приёмами, которые я использую на своих уроках  и внеклассной работе.

    Формирование коммуникативных УУД проходит красной нитью через все этапы урока. ...

  1. Организационный момент.

Чтобы установить контакт и настрой на совместную работу, я использую методический приём «Ладошка удачи и успеха». 

Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте или в группе и говорим:

Желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными)

 большого (средними)

во всём (безымянными)

и везде (мизинцами).

Здравствуйте! или Удачи сегодня тебе! (пальцы рук переплетаются).

 (-Распределитесь по парам и проведём разминку пальчиков ) .

  1. Актуализация знаний (фронтальная форма работы)

-Посмотрите на доску и скажите, слова какой части речи здесь помещены?  

Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, трудолюбие, оптимизм, лень       (Учащиеся рассуждают, доказывают, что это имена существительные)  

  1. 1.Открытие новых знаний. Работа в группах (умение участвовать в коллективном решении проблем)

 -Просклонять по падежам  слова мама, метро и выделить окончания существительных; показать, как изменяются эти существительные в разных падежах.

 И.п. мама метро

 Р.п. мамы метро

 Д.п. маме метро

 В.п. маму метро

Т.п. мамой метро

П.п. о маме метро

 -Какие ваши гипотезы?

III. 3. Решение следующей учебной проблемы. Род несклоняемых существительных. Работа в парах.

Цель: выяснить, как определяется род несклоняемых существительных.

-Нужно правильно составить словосочетания прилагательное + существительное. Ваши предположения?( гипотезы)

Пёстр(-ый,-ая,-ое) какаду

Ловк(-ий,-ая, -ое) шимпанзе

Розов(-ый,-ая,-ое) фламинго

Сер(-ый, -ая, -ое) кенгуру

-Ошибок можно избежать, если узнать, к какому роду относятся имена существительные.

-Чтобы правильно выполнить задание, вы должны изучить правило на стр. 29 учебника. Выбрать из правила ту часть, которая соответствует заданию.

-Прочитайте правило.

-Проверяем задание по слайду.

-Можем ли узнать у несклоняемых существительных род по окончаниям? (нет).

Вывод: Род несклоняемых существительных надо запомнить или сверяться по словарю, в интернете, в википедии.

 Работа в паре имеет большое значение для формирования коммуникативных УУД.    Я в своей деятельности активно применяю и работу в парах,  работу в малых группах.

 Это повседневная  организация взаимной проверки заданий (таблицы умножения; правил, рассказать друг другу наизусть стихотворение;) чтение поочерёдно литературных произведений; обсуждение проблемных ситуаций;…В учебниках есть задания для  выполнения в парах.  

«Мостик» — пара строит мостик, соединяясь поднятыми руками           (сигнализирует о выполненной работе)

Работа в группах.

Для развития коммуникативных учебных действий как нельзя лучше подходят проектные работы. Детям нравится работать совместно в группах. Творческая работа их увлекает. Темы для проектной работы могут быть самыми разнообразными  по разным учебным предметам и во внеклассной деятельности.

 Каждый из разработанных проектов имеет свои цели и задачи, содержание и результат. Но можно определить общее для всех.

Цель: формирование ключевых компетенций учащихся.

Задачи:

•        формировать навыки исследовательской деятельности

•        развивать творческие способности учеников, познавательную активность

•        учить умению анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности

•        воспитывать интерес к творческому взаимодействию при совместной работе

 Русский язык 3 класс Тема: «Постоянные и непостоянные морфологические  признаки имени  существительного»

V.Закрепление изученного материала. Проектная деятельность.

 -   Для закрепления темы нашего урока   я предлагаю выполнить   проектные задачи .

Правила работы в группе висят в классе.

(Дети получают задания,   распределяют между собой обязанности.)

Задания:1 группа  выписывает из географического атласа названия городов Республики Коми; определяет  морфологические признаки имен существительных.

                2 группа  выписывает  названия рек  Республики Коми; определяет  морфологические признаки имен существительных.

               3 группа  выписывает названия сёл  Республики Коми; определяет  морфологические признаки имен существительных.

              4 группа собирает Блок схему «Имя существительное» .

 Выбирает и приклеивает нужные вырезки. Замечают, что остаются пустые места. Выясняя с учителем, делают вывод, что не всё о существительном изучено. Это перспектива на будущее.

    Докладчики читают сообщения. Оценивают эксперты (заранее подготовленные обучающиеся).

Русский язык 3 класс. Несклоняемые имена существительные.

V. Первичное применение знаний.

- Поучимся применять новые знания при выполнении упражнений.

-Послушайте забавное стихотворение Аркадия Хайта о неправильном употреблении несклоняемых слов.

- Задача для групповой работы: внимательно послушать, исправить ошибки в употреблении несклоняемых существительных. (Включаю мультфильм)

        Как-то рано поутру

        С другом сели мы в метру

        И поехали в метре

        Фильм смотреть о кенгуре

       Вот сидим мы с ним в кине

       Без пальты и без кашне,

       А вернее, я и ты

       Без кашны и без пальты

       Кенгуру в кафу зашёл,

       Занял там свободный стол

       И сидит за доминой

       С шимпанзой и какадой.

       Интересное кино.

       Жаль, что кончилось оно.

       В гардероб пора бежать –

       Будут польта выдавать.

- Словарная работа (Выясняем значения несклоняемых слов.

 -Все ли слова вам понятны? (Дети-консультанты приходят на помощь. Они заранее нашли лексические значения слов в словарях.)

Кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове

кашне – шейный шарф

пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

фортепиано- струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент

 кино - фильм

шимпанзе-обезьяна

пальто-верхняя одежда

Работают в группах. Обсуждают, исправляют.

Проверка. По одному человеку выходят к доске, объясняют выполнение задания.

Исследовательская деятельность учащихся, как средство

развития универсальных учебных действий учащихся начальной школы.

Умение сотрудничать наиболее полно проявляется и успешно развивается в деятельности, причём деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта.

Пример использования исследовательской деятельности

учащихся на уроке русского языка в начальной школе.

3 класс. Русский язык. Тема: Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного.

Исследование основано на  научном методе деятельности.

 Проблема. На доске  две таблички, ниже  морфологические признаки имени                              существительного.

ПОСТОЯННЫЕ                     НЕПОСТОЯННЫЕ         (морфологические признаки)

Одушевлённое- неодушевлённое, нарицательное-собственное,                           род, число, падеж.

У.- Разделите на две группы по морфологическим признакам.

Дети выдвигают свои гипотезы

У. –Чтобы точно назвать, надо провести исследование

Физминутка.

Выполняя физические упражнения, обучающиеся проговаривают стихотворения, поют, …

    Для формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий часто применяю игровую форму.

«Мозговой штурм» - используется для генерации идей, каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от «группы».

« Снежный ком»- это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все участники получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирают лучшее. В конце все учащиеся попадают в одну группу .На этом этапе уже не происходит обсуждение решений ,группы делают доклады о своей работе.(Ъ,Ь)

«Охота за сокровищами»- это работа в группе, которая организуется следующим образом: учитель составляет вопросы, требующие как знания фактов, так и осмысления и понимания ,учащиеся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета ,дополнительной литературы.

Методика «вопрос-ответ» - это разновидность простого собеседования , отличие состоит в том ,что применяется определённая форма постановки вопросов с участниками дискуссии – диалога.

Методика «обсуждение вполголоса». Данная методика предполагает проведение закрытой дискуссии в микрогруппах , после чего проводится общая дискуссия , в ходе которой мнение своей микрогруппы докладывает её лидер и это мнение обсуждается всеми участниками.

Методика «Эстафета»- каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кому считает нужным.

На основе последней методики построена игра « Продолжи», в которой ученики выполняют задания разного рода группой по цепочке

Главными показателями  развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

 Исследовательская деятельность учащихся, как средство

развития универсальных учебных действий учащихся начальной школы

Умение сотрудничать наиболее полно проявляется и успешно развивается в деятельности, причём деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта.

Пример использования исследовательской деятельности

учащихся на уроке русского языка в начальной школе.

3 класс. Русский язык. Тема: Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного.

Исследование основано на норме деятельности – научном методе.

На уроках и во внеурочной деятельности я применяю следующие приемы групповой работы, являющиеся эффективными способами формирования как познавательных, так и коммуникативных компетенций младших школьников:

Групповые формы работы я использую на разных этапах урока и во внеурочной деятельности:

- этап актуализации знаний (при выполнении устной работы);

- этап закрепления и повторения знаний (при проведении

самостоятельной работы);

- этап приобретения новых знаний (постановка проблемных ситуаций);

- при подведении итога урока (при выполнении обобщений и

формулировки выводов

В результате применения групповой формы работы не только возрастает глубина изучаемого материала, растет познавательная и творческая самостоятельность учащихся, но и формируются необходимые для плодотворного сотрудничества коммуникативные качества :

- возрастает сплоченность класса,

- меняется характер взаимоотношений между детьми, дети

согласовывают свои действия, учатся делать выводы по предметному

содержанию,

- формируется монологическая и диалогическая речь;

- возрастает навык бесконфликтного взаимодействия;

- развивается умение начать и поддержать дискуссию.

 В современной школе идея организации групповой работы как важного средства формирования коммуникативных УУД младших школьников не утратила своей актуальности. Мною применяются такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, создание проблемной ситуации и ситуации учебного конфликта, а также обсуждение участниками способов своего действия, организация дискуссий. В ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем.

«Мостик» — пара строит мостик, соединяясь поднятыми руками           ( сигнализирует о выполненной работе)

Коммуникативные УУД:

1)   слушать и понимать других;

2)  строить речевое высказывание;

3)  оформлять свои мысли в устной форме;

4)  работать в паре, в группе.

Можно много говорить о технологиях обучения. Каждая хороша по-своему. Но я считаю, что любая педагогическая технология должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим, эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям.

1. Коммуникативные УУД формируются, когда:

- ученик учится отвечать на вопросы;

- ученик учится задавать вопросы;

- ученик учится вести диалог;

-ученик учится пересказывать сюжет;

- учащихся учат слушать; перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».

Те приемы, которые использую на уроках, вызывают большой интерес у учеников, не занимают много времени на уроке и позволяют объективно оценить, провести рефлексию и формировать предметные умения.

Кроме этого, они формируют у обучающихся универсальные учебные действия.  

Думаю, что вам знакомы многие приемы

 Коммуникативные учебные действия включают в себя умение оценивать себя и друг друга. В конце уроке ученики оценивают свою работу и работу друг друга

-Кому бы вы поставили такую отметку? Кому не поставили? Почему?

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Ребятам нравится приемы «Телеграмма», («Синквейн»).
Этот прием очень простой, но эффективный на этапе рефлексии содержания учебного материала или рефлексии деятельности. 
Обычно я его даю в конце урока, хотя он может быть на любом этапе урока: кратко написать самое важное, что уяснил с урока, написать пожелания соседу по парте и отправить ему, т.е. обменяться телеграммами. Можно попросить написать, о том, что вызвало затруднение, попросить соседа помочь в решении этого вопроса. Таким образом, решение вопроса о формировании коммуникативных компетенций у учащихся должно носить комплексный характер и являться результатом совместных усилий педагогов и практических психологов.

Внеклассная деятельность

Таким образом, решение вопроса о формировании коммуникативных компетенций у учащихся должно носить комплексный характер и являться результатом совместных усилий педагогов и практических психологов.

Список литературы

Используемая литература

Бушуева Г.М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников: автореф. дис. канд. пед. наук. - Калининград, 2003.

1.Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.

2. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. – М., 2001. – 307с.

3.Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.

4.Комплекс мер по модернизации в 2011 году общего образования Самарской области. Утвержден распоряжением Правительства Самарской области от 12.07.2011 № 205-р

5.Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Урок риторики // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М: Баласс, Издательский Дом РАО, 2003.

6. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М., 1965.

7. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000.

8. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008..

9. О действиях Правительства Самарской области по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», на период 2011-2015 годов. Постановление Правительства Самарской области от 21.10.2010 № 507.

10.Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.

11.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта « Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников»

В современном обществе происходят перемены, увеличился поток информации, а это значит, что ученику необходимо усвоить большой объём знаний, уметь самостоятельно усваивать знания и выстраивать свои отн...

Представление педагогического опыта "Формирование самооценки младшего школьника"

Оценка - правильное кровообращение, без нее неизбежны застой  и болезненные явления.Н. Островский...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Современные информационные технологии занимают особое место в учебном процессе. Увеличивается объем накопленной информации, расширяются сферы их применения. При этом ученики ежедневно пропускают ...

Представление педагогического опыта на тему: "Развитие коммуникативных умений младших школьников на основе технологии сотрудничества".

Представление педагогического опыта на тему: "Развитие коммуникативных умений младших школьников на основе технологии сотрудничества". Новизна педагогического исследования в том, что была со...

Статья "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"

В статье обобщён опыт работы по реализации в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий разработанных Виктором Филлиповичем Базарным...