Работа с одаренными детьми в условиях сельской малокомплектной школы
статья на тему

Мальцева Ирина Николаевна

Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti_2.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме

«Работа с одаренными детьми в условиях сельской малокомплектной школы»

В настоящее время большое внимание уделяется работе с одаренными детьми.

    «Одаренные дети» — это особые дети, недаром ещё Сергей Есенин писал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам…».  Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.

Почему проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной? Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Задача школы, создать условия, обеспечивающие выявление и развитие одаренных, реализовать  их потенциальные возможности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность - уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Эта альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. При работе с этими детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с одаренными детьми. Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными детьми в условиях нашей школы, расположенной в сельской местности. Это, прежде всего отсутствие квалифицированных специалистов, в первую очередь педагогов - психологов и социокультурной среды, детям кроме школы негде реализовать свои имеющие способности.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.

Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» мы используем понятие «признаки одаренности» (или  «ребенок с признаками одаренности).  Ведь развитие творческих способностей является составляющим компонентом одаренности.

Создание в нашей сельской школе условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и творческого самоопределения признана школьная программа по работе с одаренными детьми «Семицветик»,  которая работает в рамках целевой программы "Одаренные дети". Это программа поддержки и развития способных, талантливых детей. Школа использует образовательный потенциал основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность.

Разработанная нами программа предусматривает целенаправленную работу по развитию творческого, интеллектуального и физического потенциала учащихся.

Творческий потенциал включает в себя следующие направления:

- раскрытие музыкальных способностей;

- раскрытие художественно-эстетических способностей;

- раскрытие артистических способностей;

Интеллектуальный потенциал включает в себя:

- раскрытие способностей в области  гуманитарных, естественно-научных и общественных наук

- раскрытие способностей в области журналистики

Физический потенциал включает в себя:

- раскрытие спортивных способностей.

Чтобы помочь детям раскрыть свои  способности, свой внутренний потенциал,  учителя нашей школы работают по 7 направлениям. Основными формами работы является урочная и внеурочная деятельность. В начальной школе  разработаны программы внеурочной деятельности, где ученики и их родители выбирают кружок той направленности, где ребёнок может проявить себя, развить свои способности.

Развитие музыкальных способностей:

Цель:

- Создание условий для развития музыкальных способностей в процессе музыкальной деятельности.

Развитие художественно-эстетических способностей

Цель: создание условий для формирования мотивации обучающихся к успешному познанию и развитию креативных способностей через художественно-эстетическую деятельность

Развитие физических  способностей

Цель: создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность  или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося

Развитие способностей в области декоративно-прикладного искусства

Цель: создание условий для развития личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной деятельности, основанной на использование различных технологий и материалов

Развитие артистических способностей

Цель: создание условий для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства,

организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность

Развитие  способностей в искусстве журналистики

Цель: создание условий для ежемесячного выпуска школьной газеты в рукописном и компьютерном варианте

Развитие интеллектуальных  способностей

Цель: Создание условий для своевременного выявления уровня интеллектуальной одаренности ребенка

Важнейшей формой работы со способными учащимися в практике нашей работы являются олимпиады

Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в олимпиадах школьного, районного уровня, дистанционных олимпиадах  всероссийского и международного уровнях, очных и заочных конкурсах, конференциях.

Школьный уровень

Предметные олимпиады

Всероссийская олимпиада школьников

Научно-практическая конференция

Районный уровень

Всероссийская олимпиада школьников

Всероссийский уровень

Дистанционные олимпиады:

- по истории: «Наше наследие»

 «Государственные символы», «Осенний марафон»,

«Энциклопедист»

- по ОРКСЭ «Наше наследие»

- по информатике «Белый ветер»

- по химии МИАП МГИА КЛИо

- по обществознанию МИАП МГИА КЛИо

- по математика МИАП МГИА КЛИо

- мультиолимпиада - марафон «Муравейник»

- мониторинговый конкурс «Эму-эрудит»

- общероссийская предметная олимпиада по математике, русскому языку, литературному чтению «Олимпус»

- общероссийский дистанционный конкурс ИРШО

Международный уровень

- дистанционная олимпиада по русскому языку «Инфоурок»

-  дистанционная олимпиада по английскому языку, по истории, математике  «Инфоурок»

- дистанционная олимпиада по русскому языку, математика «Новый урок»

- дистанционная олимпиада  «Видеоуроки»

В школе создано научное общество учащихся «Кафедра интеллектуального развития». Организация исследовательской деятельности учащихся ведется под руководством директора школы Долбнева В.В. Свои работы обучающиеся публикуют в сборнике творческих и учебно-исследовательских работ «Вестник». За последние 5 лет выпущено 3 печатных и 2 сборника в электронном виде.

В последнее время  учителя активно используют в работе с обучающимисяметод проектов. Проводят индивидуальную, групповую работу, которая предполагает практические задания, проектно-исследовательскую деятельность, работу с дополнительным материалом, интернет ресурсами.

Чествование призеров и победителей проходит на общешкольных линейках, родительских собраниях.

Вся работа по данным направлениям нашей программы «Семицветик» отражается на общешкольном стенде «В каждом ребенке солнце» (по работе с одаренными детьми)  

В заключении хочется сказать - работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога.

Не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кукольный театр как центр социализации детей в условиях сельской малокомплектной школы

Помочь детям жить в мире и быть успешным средствами кукольного театра....

Технология развития ученического самоуправления в начальных классах в условиях сельской малокомплектной школы.

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить  ребёнка  быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегод...

Технология развития ученического самоуправления в начальных классах в условиях сельской малокомплектной школы.

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить  ребёнка  быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегод...

Статья " Социальное воспитание в условиях сельской малокомплектной школы."

В статье поднимается проблема реализации сельской школой задач социального воспитания. Рассматриваются особенности социального воспитания в малокомплектной сельской школе. Авторами определяются воспит...

Выступление на открытом методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Возможности реализации ФГОС в условиях сельской малокомплектной школы».

Выступление на открытом методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Возможности реализации ФГОС в условиях сельской малокомплектной школы»....

Презентация "Работа с одаренными детьми в условиях сельской школы"

Формы работы с одаренными детьми в сельской школе...