"Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения"
методическая разработка на тему

Сенькова Елена Васильевна

Семинар для учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование читательской компетентности младших школьников         на уроках литературного чтения.

Выполнила:

Сенькова Елена Васильевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1,

 пос. Тульского,

Майкопского района, РА

По исследованиям работников библиотек – 90 процентов людей приходят  в библиотеку за книгами, нужными для работы или учёбы. Такое чтение даёт пищу уму, но не формирует систему нравственных и эстетических идеалов личности. Нельзя не читать художественную литературу, иначе вырастут люди без души и эмоций.

              Актуальность проблемы утраты интереса к чтению художественной литературы вызвала реакцию в стране. Особая роль в сложившейся ситуации отводится школе, которая совместно с другими структурами должна способствовать формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного нравственно - эстетического воспитания.
             Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются  к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или пассивным. Важно отметить, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.
             Читатели отличаются от нечитающих  уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они имеют больший объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют мысли, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека.
Показателями читательского интереса младших школьников являются:

- положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");
- заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");
- увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");
- стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").
            Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен   на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.

     Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается    навык плавного   слогового   чтения, читаются   слоговые   конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие   тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения.

 Под навыком чтения подразумевают:

- умение правильно прочитывать слова;

- понимать смысл текста;

- выразительно читать;

- выдерживать оптимальный темп чтения.

              Для формирования читательской компетентности необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника.

              Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум,              с   другой   -   обеспечить   комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем.    

Просматриваются такие этапы формирования   читательских интересов:

- подготовительный (1 класс);

- начальный (2 класс);

- основной (3 класс);

- заключительный (4 класс).

Цель работы: формирование читательской компетентности.

Задачи:

- осознанно, правильно, выразительно читать;

- извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

- самостоятельно выбирать   книги для чтения;

- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками,             в том числе и на электронных носителях);

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- самостоятельно выбирать книги для чтения.

              С первых уроков обучения грамоте дети овладевают системой действий, умений навыков работы с произведением. Формируются читательские умения, усложняющиеся по мере взросления ребенка.

Содержание курса определяется основными образовательными линиями:

- развитие навыка чтения;

- знакомство с некоторыми литературными понятиями;

- формирование читательского умения;

- развитие творческой деятельности;

- формирование нравственно-эстетических ценностей.

              Первый этап: работа с текстом до чтения. Антиципация (предугадывание предстоящего чтения) - определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.

              Второй этап: работа во время чтения текста. После первичного чтения, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся                               с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного. При повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст, комментирование чтение.

               Третий этап: работа с текстом после чтения. Коллективное обсуждение   прочитанного, дискуссия. Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями.

Творческие задания, опирающиеся на какую-нибудь сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные формы).

Четвертый этап: это этап формирования у детей  читательских предпочтений  и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.

        Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом, можно формировать с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность.

1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения.

Многие учащиеся во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика.

1) Вдох носом – выдох через рот. Вдох – задержка дыхания – выдох. Вдох – выдох по порциям.

2) «Гудок приближается и удаляется»: вдох – на выдохе произносим м-м-м-м, н-н-н-н-н.

3) «Рычание собаки»: вдох – на выдохе р-р-р-р-р.

4) «Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда»: с-с-с-с-с.

5) Летела муха около уха: ж-ж-ж.

Летела оса около носа: с-с-с.

Летел комар и звенел: з-з-з.

Сел на лоб, мы его хлоп –

И поймали: з-з-з.

Пусть летит!

2. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: «Звуковая разминка».

1) Читаем быстро, смотрим внимательно:

ОИЭ           АОЕЯ          ЕАЁИО

ЯОЮ          АЮОЕ        ЭЁЮЯУ

ЫЯЮ         УЁЮУ         ЮУАОЮ

2) Читаем гласные с ударением на одном из них:

ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ   и т.п.

Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

ДА-ДА-ДА,   ДА-ДА-ДА,    ДА-ДА-ДА

3) Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):

Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х

3. Упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие  прямой взгляд.

 Для того чтобы дети смогли понять суть терминов «боковое зрение» и «прямой угол», им предлагается, не отводя взгляда от одной строчки, перечислить предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу.

http://festival.1september.ru/articles/625925/img2.gif

 4. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения.

Скороговорки

Лена искала булавку.

Булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день.

а) Прочитай скороговорки орфографически.

б) Прочитай скороговорки орфоэпически.

в) Работа с табличками: дети читают скороговорку в соответствии с заданием:

тихо        громко        шепотом        немое кино (беззвучно)

«Дом, который построил Джек»

Дети проговаривают на максимальной скорости первое словосочетание несколько раз до тех пор, пока им это не удастся. Затем добавляется еще 1-2 слова, которые прочитываются с той же скоростью. И так до конца отрывка, повторяя каждый раз все сначала, как в известном стихотворении «Дом, который построил Джек».

Например:

В некотором царстве...

В некотором царстве, в некотором государстве...      

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец..,

5. Упражнения, развивающие оперативную память,   устойчивость внимания.

«Найди лишнюю букву»

О  И  Б  Я У

Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям.

Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра – другую и т.д.

«Найди лишнее слово»

Прочитай. Обоснуй свой выбор.

СЛОН         МЕДВЕДЬ            ТИГР

ЛЕВ             БАБОЧКА           КОШКА

«Фотоглаз»

За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов...?» Например:

ОРЕХ   РУЧЕЙ   ПЕРЬЯ   РАЗОГНАЛСЯ  ТРОПИЧЕСКИЕ  ОШЕЛОМЛЁННЫЙ

6. Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания.

 «Вкусные слова»

Представь, что у тебя день рождения. Тебе необходимо накрыть на стол. Но, выбирая лакомства, помни, что названия их должны состоять из двух и трех слогов:

халва         бублики           чай           лимонад

вафли        виноград          вишня      мандарин

7. Упражнения, развивающие логическое мышление.

Эти  упражнения  способствуют развитию скорости мышления в процессе чтения, его осознанности.

1) Выполни математическое действие и прочитай слово:

ЛОД + ИМ – МО + ВАН – Л  = ?  (диван)

ВЕР + ЛИС + ТУ – УС + 0 – ИЛ + ЛЕТ = ? (вертолет)

2) Переставь буквы:

В лесу на сосне дисит теляд. Хвостом упирается в остлв ереавд. Носом по стволу стучит, уорк билотд, букашек ищет.

(В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по стволу стучит, кору долбит, букашек ищет).

8. Упражнения на развития навыка осознанного чтения.

 * Логические упражнения

1) Что общего в этих словах и чем они различаются?

Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

2) Назови одним словом.

Чиж, ласточка, грач, сова, стриж.

Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.

Шарф, варежки, пальто, кофта.

Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.

Картофель, свекла, лук, капуста.

Лошадь, корова, свинья, овца.

Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.

Липа, береза, ель, сосна.

* Игры по составлению слов

1) Найди слово в слове.

гроза                                 газета                             кустарник

шутка                               поднос                           шоколадка

часовщик                         щепка                             ярмарка

2) Закончи предложение.

По утрам у доктора Айболита лечат зубы звери: збреы, итгыр, вдрыы, оыббр.

3) Шарады.

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда,

А целое в музее

Найдется без труда.

(Картина).

С буквой К живу в лесу.

С буквой Ч овец пасу.

(Кабан – чабан).

9. Упражнения на формирование навыка правильного чтения.

1) Опиши предмет (учитель показывает его и быстро убирает).

2) Повтори, что сказал учитель:

Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.

3) Выбери слова на заданный звук (из прочитанного четверостишья, предложения, текста).

Среди  многообразия  путей и средств формирования читательской  компетентности  на уроках литературного чтения  наиболее  значимые для  младших  школьников  -  увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование  инновационных форм и методов обучения, создание  ситуации  успеха  на  уроке. Эти средства  находят свою  реализацию  при  внедрении  в  процесс  обучения  нетрадиционных  методических  приемов  работы  с  текстом.  

Приемы активного чтения:

·  Прием «Чтение с остановками  по  трем  стадиям»

1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных  элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

·  Прием «Чтение с пометами»

Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать карандашом на полях пометки:

"V" – это я знаю

"+" – это новое для меня

"-" – я думаю иначе

"?" – необходимо разъяснение

"!!" – это меня очень заинтересовало

·  Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Приемы, требующие  творчества  учащихся:

·  Прием « Пятиминутное  эссе»

Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь  ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

·  Прием «Цветопись»

Приемы психорисунка  дают  возможность  выразить понимание абстрактных  понятий,  внутренний  мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

Стихотворение на этой странице разбито на три части. Прочитай первый отрывок. Какую  картинку ты представил? Нарисуй её в рамке под строкой. Теперь прочитай второй отрывок, представь  картинку  и нарисуй  её. Всего у тебя должно получиться три рисунка.

Поутру надел на ножки

Дождь хрустальные сапожки.

1)

Где наступит сапожок

Там распустится цветок.

2)

От дождя травинки

Распрямляют спинки.

3)

Методы и приемы, используемые  при  групповой  работе:

·  Прием  «Шесть шляп критического мышления»

В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на  дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Шесть шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления.

·  Прием «Формирование выразительного чтения»

Класс разбить на группы, раздать наглядный  материал  для выполнения  задания.

Прочитай предложение. Определи, какая эмоция в нём выражена. Найди все предложения с этой же эмоцией и соедини их линией в одну цепочку. Цепочку предложений соедини с соответствующей мимикой. Прочитай выразительно цепочку предложений. Также выполни задание со всеми остальными предложениями.

*Ура! Мне подарили велосипед!

                                                                *Катя заболела ангиной?

*Кошка пьёт молоко.                   

                                                                 *Мне очень скучно.

*Летом мы живём на даче.

                                                                 *Скоро у меня День рождения!

*Зимой птицам холодно?

                                                                 *Вера от счастья хлопала в ладоши.

*У меня сегодня плохое настроение.

                                              

Приемы графической организации учебного материала:

·  Прием «Перепутанные логические цепочки»

На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание  правильное  и  знак  “-” там, где по их мнению оно неверно.

·  Прием «Составление текста с  картинками»

- Составь  рассказ  и  озаглавь  его, замени  картинки словами.

 Меня  зовут  Лена,  а мама зовёт меня   . У  меня  есть  братишкаи  подружка  . Пошли  мы  как – то  в  лес  за  . Я  нашла  под      , а   нашла. ушёл  в поле  и  нарвал  . Их  мы  подарили   бабушке.  Её  зовут  .  Она  дала  нам   и    .

Такие методы и приёмы  работы  с текстом  формируют  самостоятельность  мышления  и повышают  учебно-познавательный  интерес.

Обобщив все выше сказанное, можно предположить, что результаты применения в данной работе описываемых приемов и методов у учеников в начальной школе будут заложены основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Список использованной литературы:

1. Васильева, М.С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. / М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. –К., Педагогика, 2003 Гл. 5 «Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения».

2. Каиров, А. М. Педагогическая энциклопедия / А.И. Каиров, Ф.Н. Петров. – М., Изд-во «Советская Энциклопедия», 1964.- 191с

3. Материалы сайта: «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»»: festival.1september.ru / Изд. дом «Первое сентября»

4. Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей / Н.В. Новоторцева. – Ярославль: ТОО «Гринго», 2005. – 69 с

5. Сборник программ. Образовательная система «Школа 2100» М. Баласс 2010. Программа «Чтение и начальное литературное образование»

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М. Просвещение 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий "Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения".

1.Особенности формирования читательской компетентности у учащихся младших классов.2.Современные образовательные технологии, способствующие формированию читательской компетентности младших школьников.3...

Возможности проектной деятельности в формировании коммуникативной компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.

Создание условий для формирования коммуникативной компетентности младших школьников рассматривается как важнейшая задача системы образования. Одним из условий работы в этом направлении, несомненно, мо...

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребенка общеучебных компетенций, которые необходимы ему в дальнейшей учебной деятельности....

Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО

Цель работы: описать  систему работы по формированию читательской компетентности младших школьников в 1-4 классах....

Статья на тему "Формирование мультимедийной компетентности младших школьников на уроках литературного чтения"

В статье раскрывается сущность медиакомпетентности, а также, какие методы работы стоит использовать учителю начальных классов на уроках литературного чтения, чтобы более эффективно формировать данную ...

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения  системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...