Использование тестовой технологии на уроках в начальных классах
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками.  Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testovaya_tehnologiya_ryzhova_n.a._.docx33.66 КБ

Предварительный просмотр:

Рыжова Н.А.

Использование тестовой технологии на уроках в начальных классах

                   Образовательные стандарты второго поколения в качестве основной цели обучения называют «развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности». Умение учиться – особое, отличное от других умений школьных познаний. Именно его сформированность создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития: он учится приобретать знания. Главная задача начальной школы – научить учиться. Для этого выпускник начальной школы должен овладеть компонентами учебной деятельности: - самостоятельно разбираться в учебной задаче; - находить способ её решения; - сравнивать свой результат с правильным ответом; - адекватно оценивать себя и свои действия; -научиться применять полученные знания в любой нестандартной ситуации. В рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, обучающиеся четвёртых классов начальной школы, выполняют задания по русскому языку, математике и окружающему миру в тестовой форме по принципу ЕГЭ.

         Тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками.  Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.  Урок нуждается в технологиях, позволяющих детям самим влиять на то, что и как они изучают. Одной из технологий, выявляющей позитивные и проблемные зоны усвоения учебного материала каждым учащимся, является тестовая технология. Однако, назначение тестов – не только и даже не столько контроль и оценка знаний, умений – сколько диагностика проблем возникающих у обучающихся на каждом этапе изучения программного материала. С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конкретный результат, а тест позволяет установить его причину, благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат. Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствует обучению младших школьников процессуальному самоконтролю. Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», даёт возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.

         Тестовая технология, как природосообразная и здоровьесберегающая технология контроля над качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние. А учитель должен помочь создать организационно-педагогические условия использования тестовой технологии для подготовки обучающихся к успешному выполнению тестовых заданий в начальной школе. Педагогическое тестирование — это форма контроля знаний обучающихся, основанно на применении педагогических тестов. Целенаправленную работу по подготовке обучающихся начальной школы к успешному итоговому тестированию по русскому языку, математике, окружающему миру необходимо начинать уже с первого класса. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь обучающимся усвоить алгоритм действий, постепенно подготовить ребёнка к тестовой форме работы на всех предметных уроках. Одним из видов профессиональной компетентности современного учителя является оценочная компетентность, которая проявляется в умении осуществлять контроль и оценивание с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся. Одним из инструментариев, позволяющих оценить учебные достижения обучающихся является педагогический тест.

              Педагогический тест – система специально подобранных проверочных заданий специфической формы, позволяющих качественно оценить учебные достижения в одной или нескольких областях знаний.

Функции тестов: 

• социальная функция

 • образовательная функция

• воспитательная функция

• развивающая функция

• контролирующая функция

• занимательная функция

• функция творческого роста учителя

         Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ученика начальной школы. В ходе контроля знаний с помощью тестов определяется соответствии достигнутых учащимися умений и навыков установленным государственным стандартом. Образовательная функция состоит в закреплении и систематизации знаний, практических умений и навыков, повышении их качества. Тесты совершенствуют умения учеников применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, выбирать рациональные способы решения учебной задачи, глубже овладевать методами получения информации. В ходе выполнения тестовых заданий устанавливается связь предыдущего материала с последующим, что позволяет ученику воспринять его целостную структуру. У учащихся совершенствуется умение рассуждать, формируются такие приемы умственной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Воспитательная функция тестов заключается в формировании положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умений постановки и достижения целей, а также умений самоконтроля и адекватной самооценки, снижения тревожности. Развивающая функция тестов направлена на развитие внимания, памяти, мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы и таких качеств личности, как трудолюбие, умение слушать, исполнительность, обязательность, самостоятельность и аккуратность. Контролирующая функция позволяет учителю получить информацию о достижениях своих учеников, установить динамику этих достижений, уровень развития личностных качеств детей, степень усвоения программного материала. Занимательная функция помогает повысить эффективность урока. Ведь если материал, который дается на уроке, слишком легок, большая часть класса скучает. Если же материал слишком труден, учащиеся быстро утомляются и перестают работать. Интересно становится тогда, когда материал не легок, но посилен. Когда же учащиеся сталкиваются со слишком трудной работой, не могут с ней справиться и терпят неудачу, это может привести не только к угасанию интереса, но и к более серьезным отрицательным последствиям. Легкий успех тоже не приносит удовлетворения. Эффект от урока будет тогда, когда учащиеся смогут отвечать на вопросы трудные, но посильные, особенно в занимательной форме. Функция творческого роста учителя связана с тем, что тесты дают возможность учителю выявить достижения, недостатки и ошибки в своей педагогической деятельности.

              Тестирование можно использовать на различных этапах урока. Вводное тестирование-получение сведений об исходном уровне знаний обучающихся. Текущее тестирование-ликвидация пробелов и коррекции умений и знаний. Итоговое тестирование - систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформулированные знания и умения.

Подходы создания тестов .

В теории педагогического тестирования существует два подхода к созданию тестовых заданий: нормативно-ориентированный и критериально-ориентированный. В рамках нормативно-ориентированного подхода разрабатываются тесты для сравнения учеников по уровню учебных достижений. Сравнение происходит путём сопоставления результатов каждого учащегося с результатами его сверстников, выполнявших тот же самый тест. При критериально-ориентированном подходе создаются тесты для сопоставления учебных достижений каждого ученика с планируемым к усвоению объёмом знаний, умений или навыков. Упор делается на то, что может выполнить ученик и что он знает в рамках конкретного содержания, а не то, как он выглядит на фоне других. Процент правильного выполнения заданий рассматривают как уровень подготовки или как степень овладения общим объёмом содержания курса. Тестирование помогает каждому учащемуся выявить возможные затруднения, а также своевременно исправить ошибки в усвоении содержания учебного материала.

Требования к составлению тестов.

Учитель должен помнить, что существует требования к структуре теста, к комплекту заданий, которые в него войдут:

 -составлению заданий должен предшествовать анализ программы начальной школы по предметам.

 -язык теста, инструкции, должны соответствовать языку, инструкциям учебника начальной школы (подчеркни, вставь, допиши, найди и т. п.)

-структура заданий должна определяться значимостью изученного материала (чем важнее изученная тема, тем большим количеством вопросов она представлена)

-формулировки заданий должны быть разнообразны (это разовьёт остроту внимания и гибкость мышления, потребует от обучающегося предельной внимательности и собранности)

 -должны быть однозначно сформулированы цели и тема, определено время применения теста;

-процесс проведения теста должен быть задан в виде однозначного алгоритма (заполнение пропусков, выбор ответа из предложенных вариантов)

 -тестовые задания должны легко читаться;

 -если тест предназначен для проверки уровня знаний, задания не должны повторять формулировок данных в учебнике;

-тестовые задания должны быть независимыми;

 -формулировка заданий не должна содержать двусмысленности;

-тестовые задания должны выполняться без громоздких вычислений;

-постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать возможность угадывания ответа;

-тестовые задания, предполагающие выбор одного из предложенных ответов, должны содержать 3-5 вариантов ответов, подобранных по возможности так, чтобы наиболее характерные для данного случая ошибки были в них учтены.

При составлении теста нужно придерживаться определенного алгоритма: Определение целей тестирования:

  • оценка знаний специфических фактов, терминов, понятий;
  • проверка умения давать определения, понятия, определять их содержание и объем;
  • проверка знания формул, законов, теорий, принципов, методов, умение применить их;
  • умение находить сходства и различия;
  • умение представлять материал на графиках, схемах, таблицах.

-Определение вида тестирования

— входной (установочный), промежуточный, тематический, рубежный, итоговый. - Выбор формы тестового задания, который зависит от целей тестирования и содержания.

- Основным элементом тестовых заданий является инструкция, текст задания и ключ (находится у преподавателя).

- Инструкция определяет характер индивидуальной деятельности учащихся: должна быть четкой, понятной для выполнения.

- При формулировке задания теста необходимо придерживаться следующих методических советов:

  • основной текст задания содержит не более 8-10 слов;
  • каждый тест должен выражать одну идею, одну мысль;
  • задания должны быть краткими, четкими, легко читаемыми, суждения иметь утвердительную, а не вопросительную форму;
  • формулировка заданий не должна содержать двусмысленности, а тем более ловушек;
  • избегать таких слов, как «иногда», «часто», «обычно» в правильных утверждениях и слов «всегда», «иногда», «невозможно» в неправильных;
  • располагать тесты по возрастанию трудности;
  • каждое задание и ответ формулировать так, чтобы верный ответ могли дать только те, кто хорошо усвоил материал;
  • задания сформулировать так, чтобы ответы могли быть получены путем рассуждения, а в число неверных ответов в первую очередь включать такие, которые являлись результатом типичных ошибок, допускаемых учащимися;
  • правильные ответы должны располагаться в случайном порядке;
  • ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы;
  • ответы не должны содержать подсказки, быть нелепыми.

Тест должен включать разнообразные тестовые задания по форме, содержанию, степени сложности и количеству, достаточно полно охватывать материал проверяемой темы.

Тестовые задания должны быть разноуровневыми по степени сложности:

  • Уровень А — задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.
  • Уровень Б — задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.
  • Уровень В — задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.

 Время выполнения каждого задания определяется в зависимости от сложности.

Тесты как одна из форм контроля заслуживают внимательного изучения и применения их на практике по целому ряду положительных характеристик:

 1) Научная обоснованность (существование документации).

2) Вариативность программ (учитель сам подбирает содержание тестов под свою программу)

3) Технологичность тестовых методов ( использование компьютеров; )эффективность использования в различных целях, в том числе для самообразования; ( скорость сбора информации; ) проверка знаний большого количества учащихся за короткий промежуток времени;  возможность учителя быстро проверить тест.

4) Возможность оценить точность измерений (коэффициент надежности в классической теории тестирования). Тест считается надежным, если он обеспечивает устойчивость результатов с минимальной ошибкой измерения:

- тест считается надежным, если он обеспечивает высокую точность измерений;

-тест считается надежным, если он дает при повторном выполнении близкие результаты (при условии, что подготовка ученика не изменилась за время до повторного тестирования).

5) Наличие единых для всех испытуемых условий проведения педагогического контроля.

 6) Единая система оценивания.

Недостатки классической теории тестов

 1. Оценки трудностей заданий и способностей учащихся зависимы.

2. Проблема угадывания.

     По результатам проведенных тестов на класс составляется диагностическая карта качества обученности учащихся, где очень хорошо видно, у кого из ребят есть трудности, кому нужна дополнительная помощь в отработке конкретной темы. Такие карты могут быть составлены по отдельным предметам, по целым разделам, по темам, по орфограммам, по словарным словам и т. д. Создание своих тестовых заданий позволяет оценить именно ту область знаний, которая интересует учителя по конкретной теме. В своих работах я регулирую сложность используемых заданий для детей своего класса, учитывая уровневый подход и индивидуальные особенности обучающихся. К каждому тесту разрабатываю систему критериев оценки, исходя из количества заданий и структуры теста.

 Виды тестов по форме: 

- тесты закрытого типа (задания с выбором верного ответа из набора предлагаемых);

- тесты открытого типа (ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым).

-тесты комбинированного типа (задания с выбором и вводом правильного ответа) 20 слайд.

             Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству, которое оценивается с помощью данного теста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания.

        По предмету тесты делятся на интеллектуальные, личностные и межличностные . Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня развития мышления, интеллекта человека и его отдельных процессов, таких, как восприятие, воображение, память речь.

         По особенностям используемых задач выделяются практические, образные и вербальные (словесные) тесты. Вербальные тесты включают в себя задания на оперирование словами. Они предполагают, например, определение понятий, умозаключения, сравнение объёма и содержания различных слов, выполнение различных логических операций с понятиями.

       По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым, тесты делятся на бланковые и аппаратурные. Бланковыми называют такие тесты, в которых используется тестовый материал в форме различных бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и тому подобных.

         По объёму оценки тесты делятся на процессуальные тесты, тесты достижений, тесты состояний и свойств. К группе тестов достижений относят такие тесты, по итогам которых оцениваются успехи человека в том или ином виде деятельности, в той или иной сфере познания, скажем продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания, уровень развития вербального мышления и другие. Основой следующей классификации являются цели тестов и характер деятельности испытуемых.

Виды тестов: 

По целям: 

• Тест достижение используется как средство оценки результатов учения.

• Диагностирующий тест.

• Обучающий тест.

• Тест прогнозирования результатов обучения по выбранной технологии обучения. По характеру деятельности испытуемых. Тест выбора верных ответов из общего числа предложенных в задании. В начальной школе можно ограничиться тремя ответами для выбора правильного. При составлении ответов следует учитывать типичные ошибки учащихся Например: глагол – это а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета.

Тест на установление истинности (ложности) утверждения. В нём предлагается лишь два ответа для выбора “да”, “нет”. Этот вид тестов содержит большую вероятность случайного выбора ответов. Во избежание указанного недостатка вопросы теста рекомендуется дублировать по содержанию, меняя лишь их конструкцию. Такие тесты проверяют умение учащихся рассуждать, делать выводы и отличать верное утверждение от неверного. Например: а) Вопросительное предложение обязательно о чём-то спрашивает. Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении (тест на дополнеие). Например: 1) С большой буквы пишутся: .... 2) Если существительное мужского рода имеет окончания -а или -я, то это существительное ... склонения.

Комбинированный тест. Тест со свободно конструируемым ответом. Для осуществления индивидуального подхода учитель может дифференцировать тестовые задания по уровню сложности. Учитель может использовать задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала на уровне узнавания и воспроизведения; задания более сложные на 2-4 логических шага. В этом случае ответы учащихся позволяют выявить умения применять знания в стандартных ситуациях. Данные задания соответствуют базовому уровню подготовки учащихся.

        С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат. Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю. Таким образом, тест позволяет определить не только “проблемную зону”, но и конкретную “болевую точку”, дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу. В начале работы по ознакомлению с тестами нет необходимости заготавливать тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа в этот период будет продуктивнее. В дальнейшем желательно каждому ученику готовить задание. Чтобы процесс усвоения алгоритма работы с тестовыми заданиями шел эффективнее необходимо практиковать безотметочную проверку заданий. Задача учителя – научить ребенка оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед. Наличие ответов в тестах поможет им объективно оценить свои действия, увидеть ошибки. Сличение своего результата с правильным ответом становится инструментом анализа ошибки, её причины, возникших затруднений и т. д. Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знании, но и как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции у детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению их на практике. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех критериям. Это позволяет определить, кто из них не усвоил программный материал или овладел им на минимальном уровне, кто полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и тех, кто не только полностью овладел необходимыми знаниями, но и может применять их в новых ситуациях, т. е. владеет на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.

        В начальной школе тесты целесообразно использовать в качестве проверочных тематических работ и для целевого назначения, развития логики рассуждений и т. д. Тесты помогут младшему школьнику не только усвоить учебный материал, но и воспитывают у него самооценку, что окажет положительное влияние на развитие его самостоятельности.

       Хорошо зарекомендовал себя MyTest. Это - система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. Программа легка и удобна в использовании, позволяет провести рефлексию знаний.

        MyTest предусматривает работу с 8 типами заданий: 1. с выбором одного ответа; 2. с множественным выбором ответа; 3. с установлением порядка следования; 4. предусматривающий восстановление соответствия; 5. восстановление очерёдности ответов; 6. с самостоятельным вводом ответа; 7. указание истинности или ложности утверждений; 8. выбор места на изображении. Тест можно использовать как в ходе обучения новому материалу, так и на этапе контроля. Достоинством теста является возможность его использования не только непосредственно на уроке, но и, например, при дистанционном обучении или в самостоятельной работе учащихся, что безусловно стимулирует их творческую активность. Данный тест позволяет акцентировать внимание учащихся на поставленный проблемный вопрос и активизировать поиск решения необходимой познавательной задачи. Он обеспечивает рост эффективности обучения за счёт рационального использования времени урока, наглядности, возможности быстрого перехода от одной части урока к другой.

ВЫВОД

        Тесты предполагают владение обучающихся определенным объемом информации, поэтому я чаще всего применяю их при закреплении или повторении знаний, а так же в виде математического диктанта. Они обеспечивают возможность получить достаточно оперативную информацию о результатах усвоения учащимися в соответствии с этим провести коррекционную работу. По одному и тому же учебному материалу составляю тесты разной степени трудности, что расширяет возможности реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.                 Использование тестов на уроках в начальной школе позволяет мне осуществлять оперативную диагностику уровня овладения учебным материалом по определенным темам каждым учеником, экономить учебное время при проверке знаний и оценке результатов обучения. Тесты как форма проверки знаний я использую на уроке в сочетании с другими формами устного и письменного контроля, такими как, диктанты, контрольная работа, работа с карточками, перфокартами, в тетрадях с печатной основой. Анализируя использование тестового контроля, я пришла к выводу о том, что дети лучше справляются с этим видом деятельности, нежели с другими. Тестовый контроль повышает интерес обучающихся к предмету. Используя тестированные задания в своей практике, я проанализировала, что особенно удачно выполняют тесты дети со слабым уровнем обученности. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля.

   Тесты способствуют развитию у обучающихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. Тесты помогают младшему школьнику не только усвоить учебный материал, но и воспитывают у него самооценку, что оказывает положительное влияние на развитие его самостоятельности. Они позволяют организовать на уроках деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, логического мышления. Таким образом, применяемый тестовый контроль и традиционные методы повторения позволяют осуществлять преподавание наиболее оптимально, доступно и познавательно.

      Многие согласятся с мнением, что тестовый контроль является инструментом учёта и прогнозирования качества образовательных услуг. Но применять этот вид контроля необходимо методически грамотно и разумно.  Но при всех положительных качествах метода тестирования он не может быть единственным способом проверки качества знаний и умений учащихся и должен быть использован наряду с теми традиционными формами проверки результатов обучения, которые сложились в начальной школе и оправдали себя в практике её работы. В настоящее время тестирование стало одной из форм контроля в старшей школе (зачеты, ЕГЭ), да и использование тестирования в начальной школе является актуальной темой. Формирование умения работать с тестами нужно начинать с начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах"

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Статья раскрывает возможности школы в сохранении здоровья....

Использование игровых технологий на уроках в начальных классах специальной коррекционной школы для обучающихся с ОВЗ

В данной работе рассказывается о бособенностях применения игр в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ. Показаны основные виды игр....

Преимущества использования информационных технологий на уроках в начальных классах/

     В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах

Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления....

Мастер-класс "Использование игровых технологий на уроках в начальных классах"

Мастер-класс "Использование игровых технологий на уроках в начальных классах"...