Выступление на ГМО
методическая разработка на тему

Алейникова Елена Сергеевна

После введения ФГОС НОО появилась  необходимость применения в образовательном процессе проектной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на ГМО24.13 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                          «ГОРОД ДЕСНОГОРСК» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Выступление на ГМО на тему:  «Методика организации проектной деятельности младших школьников».

        Подготовила

                                                                                  Учитель начальных классов

        МБОУ «Средняя школа № 2»

        Алейникова Е.С.

Десногорск  2016г.

Проектная деятельность учащихся сегодня является неотъемлемой частью образования, одним из направлений модернизации современного образования. Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса организационно-управленческих, учебно-методических, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических задач. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение проектными технологиями.

Проектная деятельность учащихся является одним из приоритетных направлений образования в любой школе. Ставя перед собой задачу формирования творческой личности, педагогический коллектив планирует работу по подготовке учащегося к исследовательской, поисковой, проектной деятельности, начиная с 1-го класса. Это индивидуальный, личностно-ориентированный подход к образованию каждого школьника. Психологические исследования показывают, что раннее начало творческой деятельности положительно влияет не только на формирование интеллектуальных и творческих способностей, но развивает позитивные качества личности ребенка. Мы стимулируем ученика на рефлексивное восприятие материала, формируем умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. В школе проектная деятельность учащихся носит системный характер: от индивидуального исследования по теме, по предмету к групповому телекоммуникационному проекту с широким охватом многих областей знаний. Мы стремимся к тому, чтобы проектная деятельность была продолжением и углублением учебной программы. Результаты выполнения проектов представляются в виде практических работ, демонстрационных и информационных стендов, плакатов. Деятельность учащихся ведется под руководством классного руководителя или учителя – предметника.

Педагогическая общественность должна осознать проектную деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений модернизации современного образования.  Очень важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. У младших школьников проектная деятельность формирует:

1. Индивидуальные навыки

2. Междисциплинарные навыки

3. Навыки работы в группах

4. Самосознание

5. Навыки общения

  Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

     

   Под проектной деятельностью понимают деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающую выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. То есть проектно-исследовательская деятельность является организационной рамкой исследования. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным.

Проекты можно разделить:

1. По количеству учеников: Групповые; Личностные.

2.По продолжительности: Краткосрочные; Долгосрочные.

3. По количеству образовательных предметов: Монопроектные; Межпредметные.

4. Тип деятельности: Исследовательский; Поисковый; Творческий; Ролевой или игровой; Практико – ориентированный.

Условия для эффективной проектной деятельности

1.Провести предварительную работу.  

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

 3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.

4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

5. Создавать группу не более 5 человек.

6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации

проектной деятельности.

7. Учесть и избежать «подводных камней».                                                                                                  

Цели организации проектной  деятельности

Деятельность преподавателя

Планируемые результаты

Формирование творческой активности

Вовлечь учащихся в ак-тивную познавательную деятельность

Умение формулировать цель и задачи исследования

Развитие самостоятельности

Научить пользоваться на-учной литературой из фондов библиотек и ма-териалами современных информационных тех-нологий

Формирование навыков в работе с различными ис-точниками информации, систематизации и обоб-щении полученных дан-ных

Обучение приемам научно-исследовательской деятельности, методам, принципам, формам и способам научного исследования, научного познания

Научить методам прове-дения исследования

Умение пользоваться раз-личными исследователь-скими методами при ре-шении поставленных задач

Формирование мотивации исследовательской деятельности

Сформировать познава-тельные и социальные мотивы

Умение делать аргу-ментированные выводы, соответствующие поставленной цели и ре-шаемым задачам

Создание условий для самореализации учащегося через выполнение ис-следования

Развить навыки публич-ного выступления и за-щиты своих взглядов пе-ред компетентной ауди-торией

Развитие способностей к самостоятельному осмыслению проблемы

Выполняя проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их. Навыки работы с материалами, инструментами, информацией учащиеся получают по мере реализации той или иной идеи в процессе выполнения различных проектов.

Этап работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Подготовка

а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения;

б) Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта.

Знакомят со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

2. Планирование

(проектировочный)

а) Определение источников необходимой информации;

б) Определение способов сбора и анализа информации;

в) Определение способа представления результатов (Формы проекта);

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта;

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формулируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой учащихся.

3. Исследование

(практический)

а) Сбор и уточнение информации

(основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.);

б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта;

в) Выбор оптимального варианта хода проекта;

г) поэтапное выполнение исследовательских задач

Поэтапно выполняют задачи проекта.

Наблюдает, советует, руководит деятельностью учащихся.

4. Выводы

(заключительный)

а) Анализ информации;

б) Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом. Анализируя информацию. Оформляют проект.

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся).

5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов

а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет);

б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке.

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.

Система оценки проектных работ

Одной из проблем, является система оценки проектных работ. Как оценить работу микрогруппы и отдельной личности, ее вклад в общее дело? Присуждение  места или номинации (за лучшее исследование, презентацию). Затем выработали критерии оценки, которые позволяли оценить не только презентацию, но и проект в целом.

Критерии

  • актуальность и значимость темы проекта
  • глубина исследования проблемы
  • оригинальность предложенных решений
  • качество выполнения продукта
  • как раскрыто содержание проекта в презентации
  • самостоятельность работы над проектом.

Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? Степень самостоятельности учащихся зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера взаимоотношений в группе.

Итоговая оценка за проект выставляется с учетом текущих оценок на этапах осознания проблемы, выдвижения идей, проектирования, конструирования и моделирования, изготовления, качества изделия и его защита.

Можно применить также рейтинговую оценку проектных работ учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....