Методическое пособие. «Пути активизации познавательной и исследовательской деятельности учащихся»
статья на тему

Сметова Ольга Валентиновна

Методическое пособие включает в себя обобщение опыта работы творческой группы учителей начальных классов МАОУ "Школа № 79 им. Н.А. Зайцева"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka.docx102.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

«Школа № 79 имени Николая Алексеевича Зайцева»

Методическое пособие.

«Пути активизации познавательной и исследовательской деятельности учащихся»

Разработали:

учителя начальных классов

Сметова О.В.

Гашигуллина О.В.

Чистякова О.Ю.

Заготовкина Е.А.

г. Н.Новгород

2017 г.

Содержание.

  1. Пояснительная записка…………………………………………..2 стр.
  2. Понятие познавательной активности на уроках…………….3 стр.
  3. Формы обучения, активизирующие познавательную деятельность младших школьников на уроках………………………………..6 стр.
  4. Методы обучения для активизации познавательной и исследовательской деятельности младших школьников…….8 стр.
  5. Методические приёмы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках………………………………………………...9 стр.
  6. Творческая деятельность в процессе обучения: работа над учебно-исследовательскими проектами………………………………….10 стр.
  7. Эвристическая деятельность……………………………………..13 стр.
  8. ТРИЗ-технологии в начальной школе в условиях внедрения ФГОС НОО…………………………………………………………………28 стр.
  9. Ссылки на источники…………………………………………….37 стр.
  10.  Приложение.

Пояснительная записка.

Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы. Школа должна расширить круг преподаваемых знаний,  умений и навыков, чтобы удовлетворить высокие требования к организации и методике обучения учащихся. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательной деятельности. Младший школьный возраст является очень важным периодом в становлении личности ребёнка, развитии его мыслительных процессов, интенсивном формировании познавательной активности, умения учиться. Детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Перед школой встала проблема и необходимость в выработке новых форм и методов обучения, активизирующих познавательную деятельность учащихся, которые вовлекали бы и учеников, и учителей в нелёгкий, но заманчивый процесс познания, поисков истины.

Долгое время процесс обучения был недостаточно индивидуализирован, учебный материал был ориентирован на среднего ученика. Личность одарённого ученика не получала должного развития. Использование на уроках новых форм и методов обучения, активизирующих познавательную деятельность учащихся, должны были решить данную проблему.

Умение заинтересовать предметом – дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка?

Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной и исследовательской деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и  самостоятельность учащихся.

 Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

        Приёмы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.

ПОНЯТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ.

С древнейших времён педагоги ищут способы наилучшего обучения детей. Ставят задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Испробовано уже многое. Активизация учащихся при обучении – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности.

Младший школьный возраст является очень важным периодом в становлении личности ребёнка, развитии его мыслительных процессов, интенсивном формировании познавательной активности, умении учиться. В современной школе учитель должен постоянно стимулировать и поддерживать интерес детей к изучению материала, их желание узнать что-то новое.

Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет – это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом.

Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность, и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы».

Для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

  Значительным вкладом в педагогическую науку являются исследования В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина. Они выявили возможности значительного повышения активности младших школьников в познавательной деятельности. Т. И. Шамова различает три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий, положив в основу образ действия.

 Первый уровень –
воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

При организации воспроизводящей деятельности учитель пользуется объяснительно-иллюстративными методами преподавания, что и обеспечивает воспроизводящую активность учащихся (работа с дидактическими средствами обучения, с печатным материалом).

Второй уровень –
интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения. Сущность деятельности педагога связана с использованием информационно-поисковых методов обучения, что и обеспечивает частично-поисковый характер деятельности ученика.

Третий уровень –
творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

         Педагогическим средством, позволяющим развить творческую активность, является организация исследовательской деятельности учащихся.

Активизировать познавательную активность учащихся и повышать интерес к учению необходимо на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работ: и дифференцированный подход в обучении, и самостоятельную работу на уроке, проблемные и игровые ситуации, поощрения, эмоциональное воздействие, и различные дидактические, иллюстративные, раздаточные материалы, технические средства обучения и вспомогательный материал к ним.

Для активизации познавательной деятельности  учащихся учителя используют проблемные и игровые ситуации, поощрения, эмоциональное воздействие, рассказы о способах и приёмах запоминания и усвоения материала. Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьников и формирования его личности. Познавательная активность развивает познавательные силы, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует познавательные возможности учащихся; вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию нравственных, эстетических качеств учащихся.

Формы обучения, активизирующие познавательную деятельность младших школьников на уроках.

Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель.

Для активизации работы учащихся на уроке учителю необходимо использовать различные формы обучения. Это могут быть: нетрадиционные формы уроков; коллективные формы обучения; самостоятельная работа учащихся.


Нетрадиционные формы обучения

Работая в школе, приходится много думать, искать, составлять, творить. В результате рождаются уроки-игры, уроки - путешествия, уроки - состязания, уроки – сказки, КВН и другие. Эти уроки время от времени повторяются, успешно используются при изучении других тем в следующих классах. Детям они не надоедают. Наоборот, каждый раз отправляясь в то или иное путешествие, дети радуются, как впервые.

          Главная цель нашей работы с детьми – научить их мыслить. В своей работе мы стараемся не давать детям готовое, а направлять учащихся на то, чтобы найти большее количество вариантов анализа. Тем самым повышается интерес, орфографическая зоркость, любознательность, развивается потребность ученика заниматься познавательной деятельностью. Давно установлено, что отдельные упражнения из занимательных материалов, игры доставляют детям удовольствие. 

Коллективные формы обучения

На протяжении многих десятилетий учителя – как в нашей стране, так и за рубежом – делали попытки наладить сотрудничество школьников в процессе их обучения. Чтобы ввести в школьную практику сотрудничество, взаимопомощь и взаимопроверку, организовать высокоэффективную совместную работу учащихся при изучении разных учебных предметов, необходимо проводить коллективную учебную работу.

Освоение коллективной работы начинается учащимися с первого класса.  Их необходимо учить работать в постоянных парах.

Коллективный способ обучения способствует формированию умения, учиться, которое даст возможность учащемуся совершенствовать себя на протяжении всей жизни. Коллективные формы работы хорошо себя проявляют при закреплении изученной темы или отработки вычислительных навыков. Во время коллективной работы ученики свободно общаются, доказывают друг другу свою точку зрения.

После каждой отработанной темы проводится контрольная работа. Пользуясь такими формами работы, мы добиваемся того, что каждый ученик успевает в учёбе. Важным показателем продуктивности учения является сформированность познавательной самостоятельности учащихся.

 

Активизация мыслительной деятельности учащихся начальных классов на уроках с помощью самостоятельной работы.

Самостоятельная работа учащихся на уроках является распространенным приёмом активизации мыслительной деятельности. В педагогической литературе указывается, что учителя-мастера, которые придают большое значение самостоятельной работе на всех этапах овладения знаниями, в среднем отводят на уроке на самостоятельную работу в 2—3 раза больше времени, чем это обычно принято. Ещё К.Д.Ушинский говорил, что «самостоятельность головы учащихся составляет единственно прочное основание всякого плодотворного учения.

Индивидуальная самостоятельная работа должна учитывать индивидуальные особенности ученика: темп его работы, способность к предмету. Обычно такие работы выполняют в классе сильные ученики. Иногда учитель сразу предлагает таким ученикам карточки с содержанием индивидуальной самостоятельной работы. Можно наблюдать и другую противоположность. Учитывая индивидуальные особенности, учитель предлагает карточки с заданием слабым ученикам или ученикам, у которых, по его мнению, есть пробелы в знаниях, а всему классу дает общее задание.

Самостоятельная работа как средство активизации учения рассматривалась в работах Л.П.Аристовой, Б.П.Есипова, М.И.Махмутова и других авторов.

Методы обучения для активизации познавательной и исследовательской деятельности младших школьников:


 В зависимости от характера познавательной деятельности методы можно разделить на следующие группы:

 - Объяснительно-иллюстративный. Всю информацию учащиеся получают от педагога, затем совместно отрабатывают навык выполнения заданий по изучаемой теме;

- Репродуктивный.

Второе название этого метода «действие по образцу». Учитель в качестве примера показывает вариант работы над темой и алгоритм выполнения, а затем дает детям подобные упражнения, совершенствуя, таким образом, умение ориентироваться в изучаемом материале;

- Проблемный. Перед учениками возникает проблемная ситуация. Педагог, используя данный метод обучения, является логически направляющим на способы решения. Позднее, когда учащиеся овладевают логической цепочкой рассуждений и самостоятельно решат проблему, используется частично-поисковый метод. Суть его состоит в том, что учитель разделяет задачу на этапы, а ученики проходят каждый из этапов, обобщив варианты решения, формулируют понятия, делают выводы;

- Исследовательский. Данный метод используется, когда учащиеся овладевают методом научного познания и могут самостоятельно ставить перед собой задачи и находить пути решения . В зависимости от условий обучения педагог выбирает те, или иные способы работы с аудиторией. Как показывает практика, большинство современных учебных программ имеют нестандартный, развивающий подход к изучению материала. Поэтому работа по алгоритму, повторение готовых переданных знаний оказываются сравнительно менее эффективными.

Методические приёмы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.

В своей практике  мы используем различные приёмы активизации познавательной деятельности. На уроках  создаём ситуации, в которых учащиеся сами: 

• Отстаивают своё мнение;

• Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

• Задают вопросы друг другу и учителю;

• Анализируют ответы друг друга;

• Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);

• Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;

• Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;

• Находят несколько вариантов решения проблемы;

• Нахождение "ошибкоопасных мест”.

Методы обучения для активизации познавательной и исследовательской деятельности младших школьников:

  • самостоятельный поиск необходимой информации;
  • тестирование;
  • овладение разными учащимися разного материала;
  • творческая деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, работа над учебно-исследовательскими проектами и др.
  • эвристическая деятельность: “мозговой штурм”, « Корзина идей», ТРИЗ и др.;
  • метод инверсии: решение творческой задачи с помощью анализа и синтеза, конкретного и абстрактного;
  • метод эмпатии (метод личной аналогии);
  • проблемное обучение.

Хотелось бы остановиться и рассмотреть подробно некоторые из этих методов и приёмов.

Творческая деятельность в процессе обучения: работа над учебно-исследовательскими проектами.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме (см. Список литературы), мы пришли к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Работая над проектами, мы приучаем учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Мы стараемся  дать, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

С первого класса мы начинаем вовлекать своих учеников в мини-исследования, работа поУМК  “Школа России” и «Гармония» предполагает исследовательскую деятельность во всех образовательных областях начальной школы. С 1 по3 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, мы знаем, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой мы стараемся направить деятельность наших учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. “Послушай, Дима, я знаю, что ты очень хорошо владеешь компьютером. Я нигде не могу найти материал о… (тема), посмотри в Интернете и т.д.” Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.

Организация исследования включает в себя следующие этапы.

Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

Просмотреть телематериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Понаблюдать.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

Провести эксперимент.

Запиши план и результаты эксперимента.

Обучение основам исследовательской работы на начальном этапе позволяет переориентировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка на процесс саморазвития и предполагает развитие познавательных потребностей и способностей учеников, обучение школьников специальным знаниям для проведения самостоятельного исследования и проектирования.

Эвристическая деятельность.

Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от греческого слова «эврико» — нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель путем умело поставленных вопросов заставляет учащихся на основе имеющихся знаний, наблюдений, жизненного опыта формулировать новые понятия, выводы, правила. Учащиеся как бы сами открывают новые знания.

Приведем пример такой беседы, использованной на уроке в четвёртом классе УМК «Гармония» (тема урока « Степные просторы")

На вопрос о том, какая в степи зима, ученик отвечает: "Зима в степи короткая и теплая". Однако этого ответа недостаточно, тем более, что ученик не может свой ответ обосновать. Путем эвристической беседы учитель подводит учащихся к пониманию причин, характеризующих времена года в данной природной зоне.

Учитель: Посмотрите на карту и скажите, как расположена степь по отношению к тундре и к полосе лесов? Где зимой теплее и почему?

Ученик: Полоса степей находится южнее, следовательно, солнце находится выше над горизонтом и сильнее нагревает землю, поэтому в полосе степей теплее, чем в тундре и в полосе лесов.

Учитель: Как такое положение полосы степей будет отражаться на временах года в степи?

Ученик: Чем южнее, тем теплее, потому что нагревает сильнее солнцем.

Учитель: Правильно. Какой из этого можно сделать вывод, какая зима в степи?

Ученик: Зима в степи более короткая и теплая, чем в тундре и в полосе лесов.

Учитель: Как вы думаете, одинаковая ли будет зима на территории всей степи? Подходит ли для всей зоны степей такая характеристика зимнего времени года - короткая и мягкая зима?

Учащиеся дают противоречивые ответы.

Учитель: Постараемся вместе ответить на этот вопрос. Посмотрим на карту. Что вы можете сказать о территории зоны степей?

Ученики: Территория степей большая...

- Степь вытянута с запада на восток.

Учитель: Правильно. Как вы думаете, одинаковы ли будут климатические условия в западной и восточной частях степи?

Ученик: Климатические условия будут различны.

Учитель: Где будет теплее, в западной степи или в восточной?

Ученик: Теплее в западной степи, так как ближе к Атлантике, это оказывает утепляющее действие на погоду.

Учитель: Где же зима будет мягче, теплее и менее продолжительная?

Ученик: Зима будет менее холодной и менее продолжительной, конечно, на западе, в западных степях, чем на востоке.

Учитель: Итак, вернемся к вопросу, поставленному в самом начале.

Подходит ли для всей зоны степей такая характеристика зимы - короткая и мягкая?

Учащиеся дают отрицательный ответ.

Учитель: Почему не подходит? Обоснуйте свой ответ.

Учащиеся дают полный ответ.

Учитель: А теперь давайте подведем итог, какая же зима в степной полосе?

Ученик: Короткая, мягкая в западной части степей и более суровая на востоке.

Как видим, данная беседа, развертывающаяся в условиях, когда учащимся ответ неизвестен либо он неточен (неполон, ошибочен), представляет систему логически взаимосвязанных вопросов, сопровождающихся цепочкой ответов. Вопросы соединены не механически, но расположены так, что каждый последующий логически вытекает из содержания ответа на предыдущий. Ответ же представляет собой часть решения задачи и является отдельной мыслительной ступенькой.

Подытоживая изложенное, выделим основные признаки эвристической беседы:

а) каждый вопрос представляет логический шаг поиска;

б) все вопросы взаимосвязаны;

в) поиск протекает при частичной самостоятельности учащихся под руководством учителя: учитель направляет путь поиска, а учащиеся решают частичные задачи, то есть шаги целостной задачи;

г) поиск ориентирован на получение знаний и способов получения знаний либо на доказательство истинности последних;

д) успех поиска обеспечивается наличным запасом исходных знаний.

Этот метод доставляет детям большое удовлетворение от работы над конкретными вопросами и стимулирует познавательную активность.

Алгоритм работы с приемом “Мозговой штурм”.

Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности. В ходе проведения мозгового штурма участники высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно повысить активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. В ходе работы дети получают возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки предполагает объединение усилий нескольких людей, и возможность развивать идеи друг друга.

Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся. При его применении реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

Подготовка к проведению мозгового штурма

Для начала нужно определиться с темой и целью урока, конкретизировать учебную задачу. Затем планируется общий план занятия, время, отводимое на каждый из этапов. Важно подобрать ряд вопросов для разминки, и разработать критерии оценки и выбора «лучшего» предложения.

Правила и этапы проведения мозгового штурма на уроке

При одном из вариантов организации работы на уроке, класс разделяется на 2 группы. Одни ребята выдвигают идеи и предположения — создают банк идей. Вторые занимаются анализом. Соответственно, группы работают по очереди.

Возможна и другая форма организации мозгового штурма, когда все ребята участвуют в процессе одновременно, выступая сначала в роли генераторов идей, потом — в роли критиков.

Этапы проведения мозговой атаки на уроке

  • Создание банка идей. Примерное время проведения 10 – 15 минут. На этом этапе происходит наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше. Важно, чтобы учащиеся не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными, фантастичными. Критика и комментирование не допускаются. Все предложения фиксируются учителем на доске. Дети должны знать, что каждый из них может и должен внести свой вклад в создание банка идей.
  • Анализ идей. Он занимает основное время урока. Происходит коллективное обсуждение, анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то положительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях. Возможно, для этого нужно будет ее немного подкорректировать, усовершенствовать.
  • Обработка результатов. Данный этап можно провести на отдельном уроке. Из всех предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная.

Рекомендации

  • Для применения мозгового штурма необходимо подбирать темы и задачи, которые интересны детям и способны развивать их исследовательский потенциал. Для этого важно, чтобы проблема имела большое количество возможных решений. Таким образом, появляются новые подходы к изучению темы.
  • Специалисты отмечают, что при работе с детьми, особенно младшими школьниками, они могут дружно повторять одну и ту же мысль, перефразируя ее по-своему. Нужно направить их в нужное русло, попросить предложить что-то свое.
  • В случае если учащиеся не проявляют активности, можно обратиться к кому-то из них лично. Желательно для этой цели выбрать наиболее активного ребенка.
  • Причинами неудачи применения метода мозгового штурма на уроке может быть либо то, что тема детям не интересна, либо то, что они боятся проявлять активность.

Преимущества и недостатки

Использование метода мозгового штурма имеет ряд преимуществ. Он способствует развитию:

  • творческого и аналитического мышления;
  • коммуникативных навыков. Дети учатся не только высказывать свои мысли, формулируя их четко и ясно, но и слушать своих одноклассников, не перебивая их и стараясь максимально вникнуть в смысл их идеи;
  • фантазии и воображения;
  • навыки позитивной, адекватной критики — дети учатся высказывать свое мнение и принимать мнение других.

Еще одним достоинством данного метода является отсутствие необходимости предварительной подготовки от коллектива.

К недостаткам метода можно отнести невозможность применения для сложных дискуссионных вопросов. Процессом достаточно трудно управлять и практически неосуществимо направить его к нужному решению. К тому же он не имеет критериев оценки высказываний и иногда возникают трудности при выборе наиболее перспективного, интересного предложения.

Область применения, темы

Метод мозгового штурма может применяться в любой области знаний. При этом возрастных ограничений не имеется. Он одинаково интересен и эффективен будет в детском саду, школе, ВУЗе.

Учитель может выбрать практическую любую тему к изучению, как в рамках определенного предмета, так и для внеклассной программы. Например: «Что такое загадки?», «Определение прогноза погода при помощи самодельных устройств», «Здоровье человека». Так же можно использовать метод для решения отдельных задач. Приведём пример использования этого метода на уроке русского языка УМК «Гармония» (тема: « Пробуем сочинять загадки») .

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, настроились на работу? Покажите мне готовность к уроку! Посмотрите на запись, определив жанр, к которому она относится вы отгадаете тему урока.

Ученик читает загадку:

Тридцать три подружки

Школьницы-девчушки.

Друг за другом встанут,

Все слова составят.( буквы)

Как называется этот жанр литературы? (Загадки)

Итак, тема урока…( Загадки)

Любите ли вы отгадывать загадки? А хотите ли поучиться их сочинять?

Итак, задачи нашего урока…( Вспомнить, что такое загадка и научится их составлять)

II. Актуализация знаний.

- Что такое загадка? (Загадка – это жанр устного народного творчества.)

- Как строится загадка? (Загадки могут строиться как перечисление признаков с использованием прямого и скрытого сравнения).

- Зачем люди придумывают загадки? (С помощью загадок и в древности, и сейчас люди тренируют смекалку и наблюдательность).

- Что можно узнать о наших предках, читая и отгадывая загадки? (Они появились много столетий тому назад, в основном в те времена, когда охотники называли птиц и зверей не своими именами, а описательно).

Серовато, зубовато.

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк.)

Самая древняя загадка была найдена в Великом Новгороде на берестяной грамоте:

Тур, тур, потутур,

Потутурившись сидит. (Кот.)

Мы бы, наверное, так бы и не смогли догадаться, кого же в древности сравнили с сильным и могучим быком-туром, если бы рядышком с загадкой не была нацарапана отгадка. Оказалась, что под сильным туром подразумевался обычный кот.

- Как в думаете на  какие две группы по авторству можно разделить загадки? (Народные и литературные.)

- Знаете ли вы литературные загадки? Кто из поэтов является автором загадок? (Б. Заходер, С. Маршак, А. Прокофьев, О. Дружкова, А. Шибаев, Л. Сандлер, М. Пожарова и т. д.).

III. Постановка проблемы.

- А хотите сами стать авторами загадок?

Первое, с чего мы начнём, это разберёмся, как правильно составлять загадки?

IV. Работа по теме урока.

Давайте вернёмся к № 152 и подумаем, как устроена загадка. А помощью для вас будут вопросы на с.86, 87.

На доске учитель выписывает версии учеников.

V. Работа с загадками во время чтения.

- Какие «подсказки» вы нашли в тексте загадок? (Имеются сравнения.)

- В форме чего написаны загадки? (В форме стихотворения с вопросом.)

- О содержании что скажете? (Всегда непонятно.)

- Как построена загадка? (Перечислены признаки: цвет, характер, имеется сравнение.)

- Есть ли рифма в загадке? Если есть, то назовите их. (Колёс-берёз, зёрнышко-солнышко.)

- Какова особенность языка? (Слова подобраны очень точно. Замена одного слова приведёт к тому, что загадку нельзя будет отгадать.)

- Итак, что такое загадка? (Загадка – это маленькое стихотворение с вопросом.)

- Называют ли в загадке сам предмет? (Нет, называют любой другой, похожий на него.)

- В чём заключается особенность загадки? (Одна из особенностей загадки – это краткость.)
2. Давайте послушаем загадку А.Прокофьева

Выразительное чтение загадки Александра Прокофьева про жука (на экране).

Жу – жу – жу!

Я на ветке сижу!

Я на ветке сижу!

Букву «ж» всё твержу.

Зная твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом. (Жук.)

- Какой звук чаще всего использован в стихотворении-загадке? (Звук «ж»)

- Почему использован звук «ж»? (Звук «ж» помогает отгадать загадку.)

Вывод: В загадках, можно использовать звукоподражание.

VI. Работа с загадками после чтения.

Давайте, сейчас посмотрим на 2 четверостишья С. Маршака и В. Мусатова и подумаем: «Где загадка, а где нет?»

Дети читают и анализируют.

  1. Не загадка, т.к. есть лишнее слово - назван предмет)
  • - Какие признаки стола перечислены в загадке?
  • - С чем сравнивается снегири во второй загадке?
  • - Какое отличие у яблочек и снегирей?

VIII. Составление загадок.


1. Давайте, теперь попробуем заменить в первом четверостишье лишнее слово.

(У него 4 ножки,

По две с каждой стороны, Но сапожки и калошки

Этим ножкам не нужны)

-Теперь получилась ли у нас загадка?

-Запишем эту загадку.

- Итак, как правильно придумать загадку?


3. Обсуждение схемы и придумывания загадки про лопату…

Приём мозгового штурма можно применить и на любой стадии проектирования при создании проектных и исследовательских работ учащихся для выявления наиболее интересующих их тем и вопросов. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой.

Примеры использования приёма мозгового штурма в проектно-исследовательских работах учащихся начальной школы.

Тема исследования

(проекта)

Типы мозгового штурма

Гипотезы1-го этапа (генерируется как можно больше идей)

Гипотезы2-го этапа (проводится критическое обсуждение и выбор идей)

Выводы

(подтверждённые гипотезы)

«Что за зверь катафот?»

 

индивидуальный

 

ГИПОТЕЗА 1:

Катафот-это фонарик.

ГИПОТЕЗА 2:

Катафот светится, когда крутится колесо.

ГИПОТЕЗА 3:

Катафот – это приспособление, которое работает на батарейках.

ГИПОТЕЗА 4:

Катафот это приспособление, которое светится, когда на него падает свет.

ГИПОТЕЗА 4:

Катафот это приспособление,

которое светится, когда на него падает свет.

Выводы: В результате своей работы я узнала:

что такое катафот;

выяснила принцип его работы не только теоретически, но и практически познакомилась со светоотражателями и поняла их значимость для всех участников дорожного движения.

«Определение прогноза погоды с помощью самодельных приборов»

индивидуальный

 

ГИПОТЕЗА 1: Нельзя сделать прогноз погоды точнее, чем у синоптиков.

ГИПОТЕЗА 2:

Возможно, если сделать прогноз погоды самому, в том месте, где находишься, то он будет более верным, чем у синоптиков.

ГИПОТЕЗА 3:

Животные могут помочь сделать прогноз погоды точнее, чем растения.

ГИПОТЕЗА 4: Растения могут помочь сделать прогноз погоды точнее, чем животные.

ГИПОТЕЗА 2: Возможно, если сделать прогноз погоды самому, в том месте, где находишься, то он будет более верным.

ГИПОТЕЗА 3:

Животные могут помочь сделать прогноз погоды точнее, чем растения.

 

 

Выводы: Проведены серии наблюдений за растениями и животными.

Изготовлены приборы с использованием растений и животных для определения погоды.

Проведены исследования прогноза погоды с помощью самодельных приборов.

Выяснено, что прогноз погоды с применением животных более точный, чем с помощью растений.

Установлено, что прогноз погоды, полученный при помощи собственных приборов, точнее, чем по данным синоптиков.

«Возникновение пожара из-за линзы»

 

индивидуальный

 

ГИПОТЕЗА 1:

Может возникнуть пожар только из-за стеклянной бутылки.

ГИПОТЕЗА 2:

Пожар не может возникнуть только из-за стеклянной бутылки.

 

ГИПОТЕЗА 1:

Может возникнуть пожар только из-за стеклянной бутылки.

ГИПОТЕЗА 2:

Пожар не может возникнуть только из-за стеклянной бутылки.

Выводы: Своими опытами я сам доказал справедливость утверждения, что лесной пожар может возникнуть из-за случайно брошенной бутылки, если она «сработает» как линза, (будет выпуклой и наполнена водой)

 

«Жевать или не жевать»

 

индивидуальный

 

ГИПОТЕЗА 1:

Проглоченная жвачка переварится в желудке.

ГИПОТЕЗА 2:

Проглоченная жвачка не переварится в желудке.

ГИПОТЕЗА 3:

Жвачка полезна, многие её жуют.

ГИПОТЕЗА 4:

Жвачка полезна, её продают в магазинах.

ГИПОТЕЗА 5:

Жвачка вредна, так говорит мама.

ГИПОТЕЗА 6:

Жвачка вредна, я не знаю, из чего она состоит.

ГИПОТЕЗА 1:

Если изучить и экспериментально пронаблюдать процесс переваривания жвачки, то можно сделать вывод – переварится она или нет.

ГИПОТЕЗА 2:

Если разобрать состав жевательной резинки, то можно определить права ли мама в том, что жвачка вредна для организма

Выводы: Опыт доказал, что жвачка не переваривается желудком.

Содержит вещества, которые могут нанести вред организму.

Чрезмерное употребление снижает интеллект и вызывает привыкание.

Жвачка не может заменить зубную щетку, поэтому должна использоваться только при крайней необходимости.

«Чипсы: вред или польза?»

индивидуальный

 

ГИПОТЕЗА 1:

Чипсы – безопасный продукт.

ГИПОТЕЗА 2: Чипсы вредны для здоровья человека.

ГИПОТЕЗА 2:

Чипсы вредны для здоровья человека.

Выводы: Употребление в больших количествах приведет к различным заболеваниям.

Полезность чипсов минимальна и сводится лишь к удовольствию, получаемому от их потребления.

Употребление чипсов в пищу небезопасно.

«Можно ли применять лекарственные комнатные растения для лечения простудных заболеваний?»

парный

 

ГИПОТЕЗА 1:

Можно применять лекарственные комнатные растения для лечения простудных заболеваний

ГИПОТЕЗА 2:

Нельзя применять лекарственные комнатные растения для лечения простудных заболеваний

ГИПОТЕЗА 1:

Предполагаем, что среди лекарственных растений есть те, которые снижают риск простудных заболеваний в эпидемиологический период, способствуют заживлению ран.

Выводы: Сок каланхоэ действительно помогает и облегчает симптомы при насморке.

Сок алоэ при насморке не помог.

Мякоть алоэ очень эффективна при заживлении обветренной кожи вокруг губ.

 

Влияние комиксов на развитие учащихся.

 

групповой

 

ГИПОТЕЗА 1:

Комиксы полезны и их можно использовать как средство обучения на уроках. ГИПОТЕЗА 2:

Комиксы вредны.

 

ГИПОТЕЗА 1:

Комиксы полезны и их можно использовать как средство обучения на уроках.

Выводы: Правильно выбранный комикс помогает детям развивать фантазию, проявлять творчество, повышает интерес к чтению, самому предмету, коллективному обсуждению и обмену мыслями друг с другом, а также активному участию на уроке.

Опираясь на полученные выводы, а также мнение специалистов, можно сказать, что, несмотря на некоторые недостатки, комиксы полезны.

Мозговая атака способствует вызову интереса к теме и определению целей ее изучения. Работа при этом становится более занимательной и эффективной, а ребята проявляют свои творческие способности/

Прием "Корзина идей"

По своему содержанию "Корзина идей" похожа на такие известные приемы, как "Мозговая атака" и "Кластер". В каждом случае предполагаются разные формы работы — и индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения — без их оценивания и анализа. Но, к примеру, кластер помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как "Корзина идей" всего лишь определяет "поле интересов". Если хотите, это "облако тегов", которые будут обсуждаться и анализироваться в процессе урока.

Итак, алгоритм работы с "Корзиной идей":

  • Объявляется тема урока.
  • Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго — 2-3 минуты.
  • Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.
  • Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.

В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д.

Важно! Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации.

Обычно учителям трудно выступать нейтральным слушателем: мы привыкли поправлять, исправлять, указывать на ошибки. Отход от этого давления авторитета и есть одно из наиболее трудновыполнимых требований технологии критического мышления.

  • Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из "корзины" должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения, а остаться "выжимка" из верных.
  • На этапе рефлексии можно снова обратиться к "Корзине идей", чтобы подвести итог урока.

Нюансы использования приема "Корзина идей"

  • Прием ТРКМЧП "Корзина идей" можно использовать как для подготовки к восприятию большой по объему новой информации, так и для разрешения актуальных проблем, возникающих по ходу урока.
  • Во время высказывания учащимися их идей и предположений, старайтесь требовать полных ответов. Таким образом, прием будет работать и для развития устной речи и навыков логического изложения.
  • На этапе записи учителем идеи и мнений, записываются все, даже ошибочные и неверные. Никакой критики и анализа! Ваша цель: в ходе урока подвести учащихся к анализу своих ошибок.
  • Если тема урока совершенно не известна, то можно попросить учащихся высказать свои предположения и домыслы — что они представляют и что они предполагают сегодня узнать.

"Плюсы" приема "Корзина идей"

Прием "Корзина идей" предлагается для проведения на этапе вызова. То есть на начальном этапе урока, когда происходит процесс актуализации знаний по теме — "вызываются" из памяти учащихся все, что имеет отношение к заявленной теме, происходит обобщение накопленного опыта и подготовка к восприятию нового материала. (Смотрите также другие приемы, используемые на этапе вызова: "Мозговой штурм", "Синквейн", "Да-нет", "Верю-не верю", "Кластер", "Отсроченная догадка").

Здесь очень важно помочь ученикам самостоятельно определить цели урока. Ведь обычно учитель намечает цели и строит свой урок так, чтобы максимально приблизиться к достижению этих целей. При этом по умолчанию подразумевается, что учащиеся тоже знают эти цели или, в крайнем случае, учитель просто зачитывает их, ставя учащихся, так сказать, перед фактом.

Но психологи и ученые-дидакты отмечают, что процесс обучения гораздо эффективнее, если ученик сам определяет цель обучения и цель конкретного урока. Здесь, наряду с познавательной функцией работает и мотивация: это я хочу узнать, это мне интересно.

Вторая проблема, которая решается на стадии вызова с помощью приема "Корзина идей" — привлечение к работе всех учащихся. На обычном уроке этап актуализации знаний не всегда позволяет охватить всех учеников в классе. Многие пассивно отсиживаются, позволяя другим выполнить поставленную задачу. "Корзина идей" включает этап индивидуальной работы, что позволит даже самым пассивным внести лепту в общее дело.

Третий важный момент: в создании записей участвуют все — ведь одно из условий: термины и предлагаемые идеи не должны повторятся. То есть, каждый ученик не только внимательно выслушивает предложения других, но и попутно анализирует свои знания, отмечая, что он тоже знает, а что для него является незнакомым. Фиксируя свои пробелы, учащиеся в дальнейшем будут обращать внимание на исправление и корректировку своих ЗУН.

Прием охватывает сразу два вида деятельности учащихся: индивидуальный и групповой.

Но активности познавательной деятельности, проявленной на уроке, требуется выход и во внеурочные формы работы, поэтому помимо урока играет важную роль организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Одним из путей творческого восприятия современных наук – это систематическая исследовательская и проектная деятельность, позволяющая применять полученные знания на уроке на практике: участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией.

ТРИЗ-технологии в начальной школе в условиях внедрения ФГОС НОО

Разработанная Г. С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования в условиях внедрения ФГОС НОО.

В основе ТРИЗ-педагогики лежат:

  1. Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения);
  2. Методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных задач;
  3. Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

ТРИЗ даёт для учителя возможность:

  1. Усовершенствовать методику преподавания предмета;
  2. Работать с увлечением;
  3. Сделать свой предмет интересным для детей;
  4. Создать у учащихся единую систему мировоззрения;
  5. Пользоваться доверием детей и их родителей.

Внедрение ТРИЗ-РТВ-технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи.

1. Воспитательные:

- формирование у детей правильного отношения к окружающему миру;

- развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они смогут справиться с решением любой задачи;

2. Образовательные:

- повышение уровня общей образованности учащихся;

- формирование положительного отношения детей к учебному процессу;

- умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;

- целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.

3. Развивающие:

- развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;

- развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);

- развитие пространственного мышления;

- развитие речи;

- умение анализировать, синтезировать, комбинировать;

- развитие творческого мышления.

Основное направление в начальной школе – развитие управляемого творческого воображения и фантазии и пропедевтика ТРИЗ, то есть подготовка сознания ребенка к дальнейшему восприятию ТРИЗ.

Для этого используются мозговой штурм, метод пиктограмм, дихометрия (сужение поля поиска) и методы создания речевых творческих продуктов (загадки, метафоры, творческие сочинения по картине).

В своей работе мы используем  следующие приёмы ТРИЗ:

  • модель «Элемент - имя признака - значение признака» для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений (окружающий мир, русский язык).
  • «Да-нетка» - приём сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет».
  • приём «Морфологический ящик / копилка» для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах:
  • на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;
  • на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации;
  • окружающий мир – копилки различных видов животных и растений;
  • литературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев. 
  • «Системный лифт» для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта (окружающий мир, русский язык).
  • «Системный оператор» для систематизации объектов (окружающий мир).
  • приём «Создай паспорт» для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).                                  Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик:
  • на литературном чтении – героев литературных произведений;
  • на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;
  • на математике – геометрических фигур, математических величин;
  • на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингвистических терминов.
  • «Составление плана/раскадровка» для составления простого и развернутого плана прочитанного произведения (литература).
  • «Метод Маленьких Человечков» для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов (окружающий мир).

Приведу примеры использования приёмов ТРИЗ на уроках.

Русский язык

На первых уроках по изучению раздела “Слово и его значение” (2 класс) была использована модель “Элемент – имя признака – значение признака” для конструирования лексического значения знакомых слов (например, школа, парта, учебник).                                Для этого учащимся предлагалось ответить на вопросы: «К какому классу предметов относится? Из какого материала «предмет» сделан? Для чего служит?». Учащиеся записали: «Школа – здание из кирпича, дерева, бетона, место, где учатся», «парта – предмет мебели, сделан из дерева, за ней сидят в школе», «учебник – книга, по которой учатся в школе». Полученные характеристики предметов сравнивались с лексическим значением слова в толковом словаре. Также предлагалось лексическое значение слова, составленное по этим же вопросам, а учащимся необходимо было отгадать слово.

Эта же модель была использована на последующих уроках раздела “Лексика” для формирования представления о многозначных словах. Модель позволила выйти на осознание того, что у многозначных слов имеется нечто общее существенное во всех значениях (например, корень дерева, зуба, слова – это то, что является главным, основным, без чего они не могут существовать; значения слова образованы по сходству обозначаемых данным словом предметов и явлений действительности).
 Такая работа позволила осознать понятие «лексическое значение слова», «многозначные слова», повысить интерес к изучению русского языка. Учащиеся стали сами создавать свои толковые словари, обмениваться ими, составлять и загадывать друг другу загадки о многозначных словах.

Математика

На уроках знакомства с многоугольниками (2 класс) учащиеся собирали копилку геометрических фигур, а затем на основе ее анализа конструировали определение многоугольника и разбивали многоугольники на группы. В итоге такой работы каждый ученик составил морфологический ящик геометрических фигур.

master-klass-lispolzovanie-priemov-triz-v-nachalnoj-shkoler1

Дальнейшая работа проводилась по классификации каждой подгруппы многоугольников. Например, на основе собранных копилок четырехугольников были введены понятия прямоугольника, квадрата, ромба, трапеции, рассмотрены их существенные признаки. Работа с копилкой продолжается все  годы. В 4-м классе дополним ее объемными фигурами (конус, цилиндр, многогранники), проведём классификацию многогранников (пирамида, куб, прямоугольный параллелепипед).
Такая работа позволяет повысить познавательную активность учащихся на уроках математики.

Окружающий мир

В 1 классе при изучении темы «Домашние животные» систематизацию знаний можно проводить с помощью приёма «системный оператор». 

6

3

9

4

1

7

5

2

8

Окно № 1 – сам объект и его функция (система).

Окно № 2 – части объекта (подсистема).

Окно № 3 – окружение объекта (надсистема).

Окно № 4 –прошлое объекта по выполняемой функции (прошлое системы).

Окно № 5 – части объекта в прошлом.

Окно № 6 – место его функционирования в прошлом.

Окно № 7 – перспективы развития объекта (будущее системы).

Окно № 8 – части объекта в будущем.

Окно № 9 – место объекта в будущем.

Показываю картинку с изображением цыпленка и задаю вопросы:

Курица

в курятнике

С мамой-

курицей

Курятник

Яйцо

 Цыпленок

 

Курица

Скорлупа,

белок, желток

Части тела птенца

Части тела

птицы

-  Кто это?

-  Из каких частей состоит тело?

-  Где живет?

- Что надо объекту, чтобы он рос?

- Каким теперь он стал?

- Чем отличается от прошлого объекта?

- Из каких частей стало состоять тело?

- Где теперь основное место обитания?

- Кем станет?

                                                                                                     В ходе работы у нас получается вот такая таблица.

При знакомстве с твердыми, жидкими и газообразными телами природы использовала «метод маленьких человечков». Объясняя внутреннее строение тел и их свойства, я говорила: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах». Свойства твердых тел, жидкостей и газов моделировали сами дети. Они показывали, нагревание железа, воды и воздуха; передачу звука и запахов. Учащиеся самостоятельно ответили на вопросы: «Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему жидкость принимает форму сосуда? Почему запах от духов распространяется по всей комнате?»

При знакомстве с Солнечной системой в 3 классе очень пригодился системный лифт. На примере лифта мы актуализировали необходимые знания и перешли к изучению нового материала:  «Класс →  второй этаж  →  школа →  улица  Зайцева  → Сормовский район → г. Нижний Новгород → Нижегородская область → Российская Федерация  →  материк  Евразия  →  Северное  полушарие  →  планета Земля → Солнечная система → галактика Млечный путь → Вселенная».

Школьники с первого класса с нетерпением ждут такие уроки окружающего мира, с удовольствием и интересом открывают для себя новые знания.

Литературное чтение

При составлении плана произведения использую прием раскадровки. Каждый кадр – это схематичное изображение событий, происходящих с героями. Смена кадра – изменение места действия, изменение ситуации для героя. Обязательно создаем паспорт литературного героя. Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками. Вот несколько примеров паспортов из произведения А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»:

Паспорт 1. 

Имя – Страшила Мудрый

Создатель – А.Волков

Прописка – сказочная повесть «Волшебник изумрудного города»

Внешний вид – соломенное чучело, нарисованное лицо, поношенный голубой кафтан, потертая шляпа, старые голубые батфорты

Где впервые встречается – шест у голубой изгороди

Личные качества – забавный, добродушный, любопытный, немного глуповатый

Заветное желание – мозги, так как хотел быть умным

Паспорт 2.

Имя – Железный Дровосек

Создатель – А.Волков

Прописка – сказочная повесть «Волшебник изумрудного города»

Внешний вид – человек, целиком сделанный из железа

Где впервые встречается – у надрубленного дерева в чаще леса

Личные качества – сильный, ловкий

Заветное желание – сердце

Паспорт 3.

Имя – Трусливый Лев

Создатель – А.Волков

Прописка – сказочная повесть «Волшебник изумрудного города»

Внешний вид – огромный, громадный лев

Где впервые встречается – в лесу на дороге

Личные качества – при первой встрече, чтобы скрыть свою трусость, страшно ревел и нападал на маленьких и слабых

Заветное желание – смелость

По составленным паспортам героев провожу с учащимися викторины, для этого перемешиваю левые и правые части паспорта и прошу восстановить их. Составляю сказочные письма, в которых описываю события, происходящие с героем, но не называю его имени, задача учащихся – назвать героя, автора и произведение. Использование приемов ТРИЗ на уроках литературы способствует формированию навыков внимательного, осознанного чтения, прививает интерес и любовь к чтению художественной литературы.

Использование ТРИЗ технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания.

Ссылки на источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Российской Федерации,17.12.10. №1897ФЗ.
  2. Анцибор М. М. Активные формы и методы обучения. Тула 2012.
  3. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.
  4. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2011.
  5. Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 2013.
  6. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. –ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm.
  7. Шегаева А. В. Методы и приёмы работы в современной школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.).
  8. http://nsportal.ru
  9. https://infourok.ru
  10. http://festival.1september.ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект в начальной школе – первый шаг на пути к исследовательской деятельности учащихся.

Содержит материал о проектной деятельности учащихся начальной школы...

«Пути активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов при использовании дидактических игр на уроках изобразительного искусства»

Теоретические основы активизации познавательной  деятельности  учащихся  начальных классов при использовании  дидактических игр на уроках изобразительного искусства: ха...

Пути активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся в начальной школе.

             Да, процесс коллективного обучения - это процесс взаимного обучения учащихся, совместного поиска путей решения тех или иных задач, поставленных н...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника

Актуальность данной темы состоит, в том, что перед школой стоит задача научить учиться. Главным фактором работы в современной школе является поворот к личности.  ФГОС нового поколения требует исп...

Статья "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"

Представляю Вашему вниманию статью по теме "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"...

Обучающий очный семинар «Применение активных методов обучения (АМО) для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся»

Целью проведения семинара являлось: повышение профессиональной компетенции педагогов; внедрение в учебный процесс активных методов обучения; обмен опытом по использованию АМО; развитие интеллектуально...