Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения
статья на тему
Выступление на МО начальных классов на тему Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_priemy_raboty_s_tekstom.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения
Как правильно построить современный урок? Чтобы ответить на этот вопрос, я побывала на уроках своих коллег, которые уже работают по новым технологиям, изучила литературу по этой проблеме, участвовала в семинарах, вебинарах. Пришла к выводу: чтобы вести урок по новым технологиям надо научить ребенка в первую очередь сотрудничать.
А что такое сотрудничество? Во-первых, необходимо на уроке дать ребенку высказаться. Те, кто высказался, подали руку к сотрудничеству. Я могу с ними сотрудничать, т. е. предложить посмотреть на эту проблему с разных сторон. Но если ребенок не задает вопросов, помочь ему невозможно. Ребенок должен понимать, о чем спрашивает учитель. По исследованиям Дубровиной, у 78% детей наблюдается тревожность, т.к. они не понимают прочитанный текст и не понимают, что спрашивает учитель. Пока ребёнок не проговорит, он не понимает ничего. Поэтому у детей в структуре урока должна быть возможность говорить, а это и есть творчество. Надо предложить им: нарисуйте, посоветуйтесь, проверьте, помоги, найди ошибки и т. д. Когда дети будут друг другу доказывать, тогда поймут, о чем идёт речь.
Во-вторых, ребенок развивается только тогда, когда он работает с предметами, так как первоначальное мышление у ребенка является предметным, потом появляется картинка-образ, а впоследствии уже развивается логическое мышление. Человек устроен так, что мы помним то, что было в практике. Если этого не было, то через 1-2 недели все забудется. На уроке должны звучать вопросы и предложения: Как ты понял? Нарисуй, сделай модель, сравни с первоисточником. Сделайте вместе, опишите вместе и т. д. Мне, как учителю, необходимо так выстроить педагогический процесс, чтобы любая тема была дана во всех видах деятельности: учащийся выстраивал модели от предметных до образных, обсуждал их с другими участниками учебного процесса и переводил в знаковую форму. И так, от эмпирического восприятия предмета к символическому и знаковому обозначению.
На уроках учащиеся часто рисуют. Рисунок – это средство мышления, реализация представлений учащихся. Рисунок – это речь, вынесенная извне. В на уроке чтения дети прочитали произведение__________________. Ребенок проиллюстрировал таким образом: показать.
Это его собственный рисунок. Можно задать вопросы:
Из ответов учащегося будет понятно, внимательно ли прочитал ребенок текст, понимает ли он его.
Можно оформить выставку рисунков. Всем интересно, что думают другие. Можно обсудить рисунки, в ходе обсуждения - доказать свою точку зрения. А это и есть сотрудничество. Таким образом, рисунки помогают лучше усваивать текст и обобщать услышанный материал (ведь каждый нарисовал что-то свое, а вместе – получилась общая картина).
На уроках я использую различные виды работы над текстом:
- чтение и рисование рисунка к прочитанному;
- чтение произведения и соотнесение рисунков к событиям в произведении;
- нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на поставленный вопрос;
- составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту);
- делением текста на части;
- составление словесного плана или плана в виде рисунка;
- нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни);
- чтение с выписыванием слов на заданную тему;
- выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность.
Виды работ:
- Чтение всего текста (по заданию учителя)
- Чтение, деление на части. Составление плана.
- Чтение по готовому плану.
- Чтение, после чтения пересказывание.
- Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
- Чтение с сокращением текста, (дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.
- Чтение цепочкой по предложению.
- Чтение цепочкой по абзацу.
- Чтение вполголоса.
- Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
- Чтение, ответы на вопросы.
- Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
- Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
- Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения, (позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)
- Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10—15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50—55 слов в минуту).
- Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
- Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
- Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
- 19.Чтение и установление, что правда, а что вымышленно (для сказки).
- Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
- Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
- Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
- Беседа с сопровождением выборочного текста.
- Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов.
- Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
- Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось
- Установление путем чтения причинно-следственных связей.
- Чтение названия рассказа. (Как еще можно, назвать?)
- Чтение по ролям.
- Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
- Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
- «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)
- Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот СМАЙЛИК.(грусть, радость и т п):
- Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.
- Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.
- Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).
- Нахождение и чтение образных слов и описаний.
- Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
- Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
- Чтение стихотворения, расстановка пауз.
- Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
- Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
- Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.
- Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
- Нахождение в рассказе самого длинного слова.
- Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
- Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) существительное-прилагательное; б)существительное +глагол; в) местоимение + глагол (можно наоборот).
- Чтение, пометка непонятных слов.
- Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например:мор-ков-ка).
- Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
- Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
- Чтение слов, к которым даны сноски.
- Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
- Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т. д.
- Комбинированное чтение (учитель — учащиеся хором).
В начале урока я всегда обращаюсь к личному опыту ребенка. Например, на доске записано предложение: «Какие поступки надо совершить, чтобы прослыть самым смелым?». Для ответа на вопрос используется прием «корзина идей». Предполагаемые ответы учащихся записываются на доске. Обсуждая полученные ответы, учащиеся приходят к выводу: «Не надо бояться совершать поступки, которые помогают другим». Мнений может быть множество, все должны быть записаны, но учителю необходимо подвести детей к выводу, которые прописаны в образовательных стандартах (иначе так и будет – есть два мнения МОЁ и неправильное). Для этого четко прописать задачи урока и продумать вопросы, на которых необходимо сконцентрировать внимание детей. Используемые приемы: обращение к личному опыту, корзина идей, чтение с остановками, эссе.
На уроках основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, прочитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. На каждом уроке литературного чтения отвожу пять минут для развития творческих способностей, которые так и называются "творческие минутки”. Детям предлагаются следующие задания творческого характера:
- продолжи рассказ, начатый товарищем;
- составь рассказ-цепочку (каждый ученик придумывает по одному предложению на заданную тему, чтобы получился связный рассказ.
Часто провожу уроки в технологии критического мышления по схеме: «вызов – осмысление содержания – рефлексия». Использую приёмы этой технологии (верные и неверные утверждения, рассказ-предположение по ключевым словам), составляем кластеры, синквейны.
Использованные источники:
1.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004.
2.Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник под ред. И.М. Осмоловской. – М.: ИТиИП РАО, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения
Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Уроки лит...
статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...
Доклад на МО «Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения».
Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Урок литературного чтения – это та среда, где у учителя в руках уникальная возможность формировать основные знания, и умения...
Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения
Приемы, используемые на уроках чтения при работе с текстом....
Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения
урок чтения...
Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...
"Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения"
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать....