Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения
статья на тему

Воробьева Дина Радиковна

Выступление на МО начальных классов на тему Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_priemy_raboty_s_tekstom.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения

Как правильно построить современный урок? Чтобы ответить на этот вопрос, я побывала на уроках своих коллег, которые уже работают по новым технологиям, изучила литературу по этой проблеме, участвовала в семинарах, вебинарах. Пришла к выводу: чтобы вести урок по новым технологиям надо научить ребенка в первую очередь сотрудничать.

А что такое
сотрудничество? Во-первых, необходимо на уроке дать ребенку высказаться. Те, кто высказался, подали руку к сотрудничеству. Я могу с ними сотрудничать, т. е. предложить посмотреть на эту проблему с разных сторон. Но если ребенок не задает вопросов, помочь ему невозможно. Ребенок должен понимать, о чем спрашивает учитель. По исследованиям Дубровиной, у 78% детей наблюдается тревожность, т.к. они не понимают прочитанный текст и не понимают, что спрашивает учитель. Пока ребёнок не проговорит, он не понимает ничего. Поэтому у детей в структуре урока должна быть возможность говорить, а это и есть творчество. Надо предложить им: нарисуйте, посоветуйтесь, проверьте, помоги, найди ошибки и т. д. Когда дети будут друг другу доказывать, тогда поймут, о чем идёт речь.

Во-вторых, ребенок развивается только тогда, когда он работает с предметами, так как первоначальное мышление у ребенка является предметным, потом появляется картинка-образ, а впоследствии уже развивается логическое мышление. Человек устроен так, что мы помним то, что было в практике. Если этого не было, то через 1-2 недели все забудется. На уроке должны звучать вопросы и предложения: Как ты понял? Нарисуй, сделай модель, сравни с первоисточником. Сделайте вместе, опишите вместе и т. д. Мне, как учителю, необходимо так выстроить
педагогический процесс, чтобы любая тема была дана во всех видах деятельности: учащийся выстраивал модели от предметных до образных, обсуждал их с другими участниками учебного процесса и переводил в знаковую форму. И так, от эмпирического восприятия предмета к символическому и знаковому обозначению.

На уроках учащиеся часто рисуют. Рисунок – это средство мышления, реализация представлений учащихся. Рисунок – это речь, вынесенная извне. В на уроке чтения дети прочитали произведение__________________. Ребенок проиллюстрировал таким образом: показать.
Это его собственный рисунок. Можно задать вопросы:

 Из ответов учащегося будет понятно, внимательно ли прочитал ребенок текст, понимает ли он его.

Можно оформить выставку рисунков. Всем интересно, что думают другие. Можно обсудить рисунки, в ходе обсуждения - доказать свою точку зрения. А это и есть сотрудничество. Таким образом, рисунки помогают лучше усваивать текст и обобщать услышанный материал (ведь каждый нарисовал что-то свое, а вместе – получилась общая картина).

На уроках я использую различные виды работы над текстом:
- чтение и рисование рисунка к прочитанному;
- чтение произведения и соотнесение рисунков к событиям в произведении;
- нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на поставленный вопрос;
- составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту);
- делением текста на части;
- составление словесного плана или плана в виде рисунка;
- нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни);
- чтение с выписыванием слов на заданную тему;
- выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность.

Виды работ:

  1. Чтение всего текста (по заданию учителя)
  2. Чтение, деление на части. Составление плана.
  3. Чтение по готовому плану.
  4. Чтение, после чтения пересказывание.
  5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
  6. Чтение с сокращением текста, (дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.
  7. Чтение цепочкой по предложению.
  8. Чтение цепочкой по абзацу.
  9. Чтение вполголоса.
  10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
  11. Чтение, ответы на вопросы.
  12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
  14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения, (позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)
  15. Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10—15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50—55 слов в минуту).
  16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
  18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
  19. 19.Чтение и установление, что правда, а что вымышленно (для сказки).
  20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
  21. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
  22. Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
  23. Беседа с сопровождением выборочного текста.
  24.  Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов.
  25. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
  26. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось
  27. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
  28. Чтение названия рассказа. (Как еще можно, назвать?)
  29. Чтение по ролям.
  30. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
  31. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
  32. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)
  33. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот СМАЙЛИК.(грусть, радость и т п):  
  34. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.
  35. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.
  36. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).
  37. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  38. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  39. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
  40. Чтение стихотворения, расстановка пауз.
  41. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
  42. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
  43. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.
  44. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
  45. Нахождение в рассказе самого длинного слова.
  46. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
  47. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) существительное-прилагательное; б)существительное +глагол; в) местоимение + глагол (можно наоборот).
  48. Чтение, пометка непонятных слов.
  49. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например:мор-ков-ка).
  50. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
  51. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
  52. Чтение слов, к которым даны сноски.
  53. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
  54. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т. д.
  55. Комбинированное чтение (учитель — учащиеся хором).

    В начале урока я всегда обращаюсь к личному опыту ребенка. Например, на доске записано предложение: «Какие поступки надо совершить, чтобы прослыть самым смелым?». Для ответа на вопрос используется прием «корзина идей». Предполагаемые ответы учащихся записываются на доске. Обсуждая полученные ответы, учащиеся приходят к выводу: «Не надо бояться совершать поступки, которые помогают другим». Мнений может быть множество, все должны быть записаны, но учителю необходимо подвести детей к выводу, которые прописаны в образовательных стандартах (иначе так и будет – есть два мнения МОЁ и неправильное). Для этого четко прописать задачи урока и продумать вопросы, на которых необходимо сконцентрировать внимание детей.
    Используемые приемы: обращение к личному опыту, корзина идей, чтение с остановками, эссе.

    На уроках основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, прочитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. На каждом уроке литературного чтения отвожу пять минут для развития творческих способностей, которые так и называются "творческие минутки”. Детям предлагаются следующие задания творческого характера:
    - продолжи рассказ, начатый товарищем;
    - составь рассказ-цепочку (каждый ученик придумывает по одному предложению на заданную тему, чтобы получился связный рассказ.

    Часто провожу уроки в
    технологии критического мышления по схеме: «вызов – осмысление содержания – рефлексия». Использую приёмы этой технологии (верные и неверные утверждения, рассказ-предположение по ключевым словам), составляем кластеры, синквейны.

     Использованные источники:
    1.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004.
    2.Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник под ред. И.М. Осмоловской. – М.: ИТиИП РАО, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения

Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Уроки лит...

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Доклад на МО «Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения».

Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Урок литературного чтения – это та среда, где у учителя в руках уникальная возможность формировать основные знания, и умения...

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения

Приемы, используемые на уроках чтения при работе с текстом....

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...

"Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения"

Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать....